Зиарат. Что можно и что нельзя делать на кладбище

Зиарат. Что можно и что нельзя делать на кладбище

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам! А затем:

Предоставляем вниманию наших посетителей третью часть статьи «О захоронении, памятниках и посещении могил», подготовленной редакцией сайта «Саляф-форум».

Передают со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я раньше запрещал вам посещать могилы, а отныне посещайте их, ибо они удерживают от наслаждений жизни ближней и напоминают о жизни будущей». Муслим 2/672.

Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что однажды, когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) посетил могилу своей матери, он заплакал, и заплакали те, кто был вокруг него. Затем пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я попросил разрешения у своего Господа просить для нее прощения, и мне было запрещено. И я попросил разрешения посетить ее могилу, и мне было разрешено. Так посещайте же могилы, ибо они напоминают о смерти». Муслим 2/671.

Передается со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), что однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) вышел из кладбища аль-Бакъи’, обратившись с мольбой за умерших, и когда ‘Аиша спросила его об этом, он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, мне было велено обращаться за них с мольбами». Ахмад 6/252. Хадис достоверный.

При обращении с мольбами за умерших можно также поднять руки, поскольку так делал пророк (мир ему и благословение Аллаха). От ‘Аиши сообщается, что “обратившись с мольбами за умерших, лежавших на кладбище аль-Бакъи’, пророк (мир ему и благословение Аллаха) поднял руки”. Малик 1/239, Ахмад 6/92. Иснад хадиса хороший.

Хатим аль-Асам сказал: “Тот, кто прошел мимо могил, не задумавшись о собственной душе и не обратившись к Аллаху с мольбой за покойных, предал и себя самого, и их”. См. “Сакаратуль-маут” 13.

В этих хадисах четко указана цель, с которой следует посещать кладбища! Кладбища следует посещать для того, чтобы они напоминали о смерти, или же для обращения с мольбой для умерших мусульман.

Мусульманину, входя на кладбище, следует произнести слова поминания, произносимые при входе на кладбище, вспомнить о будущей жизни, быть готовым к собственной смерти и задуматься о положении тех, кто уже погребен. Со стороны все могилы кажутся одинаковыми, но на самом деле внутри них одни находятся в блаженстве, а другие подвергаются мучениям из-за своих грехов. О Аллах, избавь нас от мучений могилы и сделай нас из числа тех, которые будут находиться в блаженстве!

О мольбе, произносимой при входе на кладбище или проходя мимо кладбищ:

«Мир вам, о обитатели жилишь, правоверные и мусульмане! Поистине, и мы по воле Аллаха присоединимся к вам, и Аллах помилует тех из нас, кто ушел раньше и тех, кто задержался, и я прошу Аллаха об избавлении для нас и для вас». Муслим 2/671, Ибн Маджах 1/494.

السَّلاَمُ عَلَيْكُمْ أَهْلَ الدِّيَارِ، مِنَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ، وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللهُ بِكُمْ لاَحِقُونَ، وَ يَرْحَمُ اللهُ الْمُسْتَقْدِمِينَ مَنَّا وَالْمُسْتَأْخِرِينَ، أَسْأَلُ اللهَ لَنَا وَلَكُمُ الْعَافِيَةَ

/Ассаляму ‘алейкум ахля-ддияри миналь-му’минина уаль-муслимин, уа инна ин ша Аллаху бикум ляхикъун, уа ерхаму Ллахуль-мустакъдимина минна уаль-муста-хирин, асалю-Ллаха ляна уа ляку-муль-‘афия/.

Во время произнесения этого приветствия руки подымать не следует, и следует повернуться лицом в сторону могил. Что же касается обращения с мольбами за умерших, то следует обращаться к Каабе, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил обращаться в сторону могил при совершении молитвы, а мольба есть корень поклонения, и по этому нельзя поворачиваться во время мольбы в ту сторону, в которую нельзя поворачиваться во время молитвы, о чем сказал шейхуль-Ислам Ибн Таймия. См. «аль-Икътида» стр. 175.

Посещение могил было запрещенным в начале Ислама, но потом было узаконено Посланником Аллаха, как пришло в хадисе: «Я запрещал вам раньше посещать могилы, но теперь посещайте же их, воистину, они напоминают вам о загробной жизни» (Абу Дауд, 2816, Муслим, 1623, Ан-Насаи, 4354, Тирмизи, 974, и др).

Сказал шейх Аль-Альбани: «У посещения могил две цели: первая – получение пользы посещающими от напоминания о смерти, и о том, что их исход – либо Рай, либо Огонь, и это первая цель от посещения, как указывают на это предшествующие хадисы. Вторая же – это польза для мертвого, и проявление благочестия к нему через приветствие ему, и мольбы за него, и просьбы прощения у Аллаха для него, и это – только для мусульман» см. «Ахкамуль джанаиз», 1-189.

Сказал имам ан-Навави: «Собрались все ученые на том, что посещение могил – Сунна для мужчин, что же касается женщин, то касательно этого есть разногласие» (см. «Шарх Навави аля Муслим», 7/46-47).

Однако, посещение могил, как и указал Посланник Аллаха, узаконено с целью размышления и напоминания о загробной жизни, а не с какой либо иной, как делают в наше время различные невежественные люди, устраивая на могилах праздники, маулиды, и тому подобное. И мы перечислим в этой краткой статье некоторые деяния, запрещенные при посещении могил.

Узаконенные деяния при посещении могил

Как и сказал Посланник Аллаха, посещение кладбищ узаконено для размышления о смерти и вечной жизни, поэтому нужно сконцентрироваться на мыслях об этом, и отстраняться от пустых мыслей и разговоров. Также узаконено дуа за мертвых.

Передал имам Ахмад, от Аиши, что Посланник Аллаха выходил на кладбище Баки, и делал дуа за погребенных там, и она спросила его об этом, и он сказал: «Было мне приказано делать дуа за них» (Ахмад, 6-252, сказал шейх Аль Альбани: «Сахих»).

И Сунна – делать дуа Всевышнему Аллаху за умерших мусульман, прося Его о милости к ним, и прощении для них. Разрешается поднятие рук для дуа, поскольку передала Аиша, что Посланник Аллаха делал так. (Ахмад, 6-92, Малик, 1-239, Насаи, 1-287, с хорошим иснадом).

Перечислим те дуа, что пришли в Сунне, при прохождении у ворот кладбищ или при входе на них

(السَّلَامُ عَلَيْكُمْ أَهْلَ الدِّيَارِ مِنْ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللَّهُ لَلَاحِقُونَ أَسْأَلُ اللَّهَ لَنَا وَلَكُمْ الْعَافِيَةَ)

Ассаламу алейкум ахляддияри миналь му’минина уаль муслимин, уа инна, ин ша’Аллаху ляляхикун. Ас’алю Ллаха ляна уа лякум аль-афия.

«Мир вам, о обитатели жилищ, верующие мусульмане! Воистину, мы, если пожелает Аллах, присоединимся к вам. Прошу Аллаха для нас и для вас благополучия!» (Передал Муслим, 1620).

(السَّلَامُ عَلَى أَهْلِ الدِّيَارِ مِنْ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ وَيَرْحَمُ اللَّهُ الْمُسْتَقْدِمِينَ مِنَّا وَالْمُسْتَأْخِرِينَ وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللَّهُ بِكُمْ لَلَاحِقُونَ)

(Ассаламу аля ахли ддияри миналь му’минина уаль муслимин, уа йархаму Ллахуль мустакдимина минна уаль муста’хирин, уа инна инша’Аллаху бикум ляляхикун)

«Мир обитателям жилищ из числа верующих мусульман! И да смилуется Аллах над предшествующими из нас, и задержавшимися! И воистину, мы, если пожелает Аллах, присоединимся к вам» (Передал Муслим, 1619).

(السَّلَامُ عَلَيْكُمْ أَهْلَ الدِّيَارِ مِنْ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللَّهُ بِكُمْ لَاحِقُونَ أَنْتُمْ لَنَا فَرَطٌ وَنَحْنُ لَكُمْ تَبَعٌ أَسْأَلُ اللَّهَ الْعَافِيَةَ لَنَا وَلَكُمْ)

Ассаламу алейкум ахля ддияри миналь му’минина уаль муслимин. Уа инна, инша’Аллаху бикум ляхикун. Антум ляна фаратун, уа нахну лякум табаун. Ас’алю Ллахаль афията ляна уалякум

«Мир вам, о люди жилищ, верующие мусульмане! Воистину, мы если пожелает Аллах, присоединимся к вам. Вы для нас предшественники, а мы за вами последуем. Прошу у Аллаха благополучия для нас и для вас» (Ан-Насаи, 2013, иснад достоверный)

السَّلَامُ عَلَيْكُمْ دَارَ قَوْمٍ مُؤْمِنِينَ وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللَّهُ بِكُمْ لَاحِقُونَ وَدِدْتُ أَنَّا قَدْ رَأَيْنَا) إِخْوَانَنَا)

(Ассаламу алейкум дара коумин му’минин, уа инна, инша’Аллаху бикум ляхикун, уадидту анна код ра’айна ихванана)

«Мир вам, о жилище народа верующего. Воистину, мы, если пожелает Аллах, присоединимся к вам. Хотел бы, чтобы мы увидели наших братьев (в вечной жизни)« (Муслим, 367).

Разрешено ли женщине посещать могилы?

Ученые разошлись на три мнения в этом вопросе: запретность, разрешенность с нежелательностью, и разрешенность без нежелательности. И третье мнение – это риваят от Ахмада, и также сказал Малик, и некоторые ханафиты. И это мнение более правильное. И на дозволенность следующие аргументы:

Хадис Анаса: «Прошел Посланник Аллаха, да благословит Аллах и приветствует, мимо женщины, которая плакала около могилы, и сказал ей: «Бойся Аллаха, и терпи!» (Бухари, 1283, Муслим, 927). И Посланник Аллаха приказал ей не плакать, однако не запретил ей само посещение.

Аиша посещала могилу своего брата. И передается от Ибн Аби Маликата, что Аиша пришла с кладбища однажды, и он спросил ее: «О мать правоверных, откуда ты пришла?» И она ответила: «С могилы своего брата, АбдурРахмана ибн Аби Бакра». Он сказал ей: «А не запрещал ли Посланник Аллаха посещать могилы»? Она ответила: «Да, запрещал, а затем приказал посещать их» (Хадис достоверный, Хаким, 1-386, Бейхакы, 4-78, и основа его есть у Ибн Маджи (1569))

Обобщенность на мужчин и женщин слов Посланника Аллаха: «Раньше я предостерегал вас от посещения могил, но теперь посещайте их..» (Муслим, 977, Абу Дауд, 3235, Ан-Насаи, 4-89, Тирмизи, 1054).

Сказал шейх Абу Исхак аль-Хувейни: «Основа в обращении – то что оно идет одновременно к мужчинам и женщинам, и не разрешено разделять между ними кроме как имея доказательство на это» (см. «Дурус аль-Хувейни», 4-18).

Деяния, запрещенные при посещении могил

Ширк (многобожие)

Сюда входит дуа к мертвым об удовлетворении нужд и прошении заступничества, обет им, закалывание для них жертв, тауаф (обход) вокруг их могил, и тому подобное. Все эти обряды являются видами поклонения, которые нельзя отдавать никому кроме Аллаха.

Сказал Всевышний Аллах: “Скажи: “Воистину, моя молитва, мое жертвоприношение, и моя жизнь, и моя смерть – все это для Аллаха, Господа миров, нет Ему сотоварища.” (сура аль-Анам 172-173). Сказал также Аллах: “Кто же более заблудший, чем тот, кто взывает к кому-либо помимо Аллаха, кто не ответит ему вплоть до Судного Дня”. (аль-Ахкаф, 5-6).

Передал Муслим от Али ибн Аби Толиба в своем Сахихе, что тот сказал: “Сказал мне Посланник Аллаха о четырех: проклял Аллах того, кто режет для кого-либо помимо Аллаха…” (Муслим 1978)

Также сказал Посланник Аллаха: “Кто умер и при жизни он делал дуа к кому-либо помимо Аллаха, тот будет в Огне.”(Передал Бухари 4137).

Совершение на могилах намаза

Сказал Посланник Аллаха: «Да падёт проклятие Аллаха на иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в места поклонения!» (Аль-Бухари 1/144, 6/359, 8/108 и 10/234, Муслим 531)

Также сказал: «Наихудшими из людей являются те, кого Час застигнет живыми и которые превращают могилы в мечети». (Этот хадис также передал Абу Хатим в “ас-Сахихе” Ахмад 1/435. Ибн Хиббан (340) назвал его достоверным)

Аиша передала о том, что Умм Салама рассказала посланнику Аллаха о церкви, которую она видела в Эфиопии и об иконах, которые в ней были. Он сказал: «Когда у них умирает праведный человек или праведный раб Аллаха, они сооружают на его могиле мечеть и рисуют в ней его изображения. Это наихудшие из творений Аллаха» (Аль-Бухари 1/(438 и 444), 3/167, 7/145, Муслим 528).

Проведение на могилах каких-то праздников и маулидов

Запрещается проведение на могилах каких-то празднеств и маулидов. Сказал Посланник Аллаха: «Не делайте мою могилу местом для празднеств» (Абу Дауд, 1/319, Ахмад, 2-367, и др, назвали хорошим шейх Альбани, шейх-уль Ислам Ибн Теймия, хафих ас-Сахауи, шейх Шуайб аль Арнаут, хафиз Ибн Абдуль Хадис, и др.)

И если Посланник Аллаха запретил устраивать праздники на его могиле, то что говорить про могилы кого-то другого?

Сказал шейх Альбани: «Этот хадис – доказательства на запрет устраивания праздников на могилах Пророков и праведников»см. «Ахкамуль джанаиз», 1-220

К тому же, устраивание на могилах празднеств и маулидов противоречит цели посещения могил, о которой сказал Посланник Аллаха, а это напоминание о загробной жизни.

Чтение Корана для мертвых

Этому деянию нет подтверждения в достоверной Сунне, поэтому это является порицаемым нововведением.

Сказал шейх Аль-Альбани: «Что же касается чтение Корана при посещении могил, то это из того чему нет основы в Сунне, однако упомянутые хадисы о посещении могил указывают на отсутствие законности этого, ведь если бы это было узаконено, то непременно делал бы это Посланник Аллаха, и научил бы этому своих сподвижников, особенно когда спросила его Аиша, что ей говорить, когда она будет посещать могилы, и он научил ее лишь саляму и дуа» (см. «Ахкамуль джанаиз», 1/191)

И также, ясное указание на то, что на кладбищах не читается Коран, содержится в хадисе, который передал имам Муслим: «Не превращайте ваши дома в кладбища, воистину, шайтан убегает из дома, в котором читается сура «Аль-Бакара» (Муслим, 2-188, Тирмизи, 4-42, и др)

И сравнил Посланник Аллаха дом, в котором не читается Коран, с кладбищем, и это подкрепляет тот смысл, о котором идет речь.

Что же касается «хадиса»: «Читайте вашим мертвым суру «Ясин», то он является недостоверным, по причине наличия в его иснаде неизвестных передатчиков. Признали его таковым имам Ан-Навави, имам Ад-Даракутни, хафиз Ибн Араби, имам Ибн Каттан, шейх Альбани, шейх Шуайб Аль Арнаут, шейх Мустафа Аль Адави, и многие другие алимы. (см. «Сильсиля Ад-Даифа», 5861, «Арадатуль ахузи», 6-34, «Аль-уахм уаль ихам», 5-49, «Аль-Азкар», 1-122, «Талик аля сахих Ибн Хиббан», 7-269, Ат-Тальхыс, 2-104, и др)

Обращение в сторону могил для дуа к Аллаху за умерших

Сказал Посланник Аллаха: «Не молитесь в сторону могил» (Муслим, 1613)

Сказал шейх Аль-Альбани: «Не следует обращаться в сторону могил во время дуа, по причине предостережения от молитвы в сторону могил» см. «Ахкамуль джанаиз», 1-194

Сказал имам аль-Куртуби в разьяснении слов «..Не молитесь в их сторону..»: «То есть: не примайте их за киблу, не молитесь на них или в направление их, подобно тому, как поступали иудеи и христиане. Потому что это рано или поздно приводит к тому, что начинают поклоняться тем, кто в этих могилах. Это же послужило тому, что стали поклоняться идолам» см. «Джамиуль ахкамуль куран» 10/573.

Поэтому для молитвы за мертвых нужно обращаться в сторону Киблы.

Хождение по могилам мусульман

Сказал Посланник Аллаха: «Ходить по горячим углям или по лезвию меча, или чинить сандалии своими ногами (поскольку это трудно действие – прим.) было бы лучше для меня, чем ходить по могиле мусульманина» (Ибн Маджа, 1567, его иснад достоверный)

Справление нужды на кладбище

Сказал Посланник Аллаха: «Нет для меня разницы между тем, чтобы опорожниться среди могил или посреди рынка (имеется ввиду, в степени отвратительности и порицаемости)« (Ибн Маджа, 1567, назвали его достоверным шейх Альбани и хафиз аль Мунзири)

Хождение между могил в обуви

Передал Абу Дауд, и другие, от Башир Ибн Хасасия, что Посланник Аллаха увидел на кладбище человека, идущего между могил в двух сандалиях, и сказал ему: «О обладатель обуви, сбрось твою обувь!» И тот, когда узнал Пророка, снял свои сандали и отбросил их в сторону. (Абу Дауд, 2-72, Ан-Насаи, 1-288, Ибн Маджа, 1-474, Ибн Аби Шейба, 4-170, и др)

Сказал имам Ас-Суюты: «В этом хадисе доказательство на нежелательность хождения в сандалиях между могилами» см. «Шарх Ибн Маджа», 3-343

Сидение на могилах

Передал Муслим, от Джабира, что тот сказал: «Запретил Посланник Аллаха покрывать могилы гипсом, сидеть на них, строить на них возвышения, поднимать их уровень, и писать на них» (Муслим, 3-62, Тирмизи, 2-155, Бейхакы, 4-4)

Передал также Муслим, от Абу Хурейры: «Воистину, сидеть на горящих углях для вас так, что загорится ваша одежда, и дойдет до вашей кожи, лучше, чем сидеть на могиле»

Сказал шейх Ибн Усаймин: «Этот хадис доказывает, что запрещено сидеть на могиле мусульманина, и если он хочет присесть, то пусть сядет сзади могилы, или спереди, или слева, или справа, что же касается того, чтобы сидеть на ней, то это запретно» (см. «Шарх рияд ас-солихин», 1-2112)

Что же касается заявления некоторых ученых, что речь здесь о справлении нужды, то это отклонение слов Посланника Аллаха от их внешнего смысла без всякого довода.

Сказал имам Ибн Хазм: «Это заявлене ложное, по большому ряду причин. Из них то, что это утверждение без довода, и отклонение слов Посланника Аллаха от их смысла!» см. «Аль-Мухалля», 5-136

Громкий плач и причитания о покойном

Сказал Посланник Аллаха: «Воистину, мертвый наказывается в своей могиле по причине громкого плача его родных» (Бухари 1292, Муслим 927)

Сказала Умм Атыйя: «Когда мы клялись в верности Пророку, мир ему и благословение Аллаха, он взял с нас обещание не причитать по покойникам» (Бухари, 1306)

Сказал Посланник Аллаха: «Двое из людей в куфре: громко оплакивающая мертвого..» (Муслим, 1-45)

И пришло много хадисов, предостерегающих от плача и причитания по мертвым, и это считается из больших грехов.

Сказал имам ан-Навави: «Что касается оплакиваний и избивания себя по лицу, разрывания на себе одежды, и царапания себе лица, выдирания волос, и призывов о горе и гибели, то все это запрещено по согласию»( см. «Маджмуа», 5-821)

Что же касается грусти, и слез, без подобных громких проявлений, то это разрешено, по причине хадиса Анаса, который сказал: «Я присутствовал на похоронах дочери Пророка. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сидел возле ее могилы, а из его глаз текли слезы». (Бухари, 1285)

Сказал имам Ибн Абдуль Барр: «Что же касается слез из глаз, и грусти в сердце, то Сунна утверждена о том, что это дозволено, и на этом большое количество ученых» (см. «Аль-истизкар», 3-67)

Выделение специального дня для посещения могил

Выделение специального дня для посещения могилы является также новшеством, не узаконеным в Шариате, и дозволено посещать могилы в любое время, не выделяя для этого какой-то особенный и специальный день. Было спрошено у Постоянной Комиссии по фетвам: «Первый и последний день месяца Раджаб люди выделяют для посещения могил, это разрешено или нет?»

Ответ: Не разрешено выбирать какой-то особенный день из года, ни джума, ни первый день месяца Раджаб, ни последний, специально для посещения могил, по причине отсутствия доказательства на это. И лишь узаконено посещать их тогда, когда облегчится это, без конкретизиации какого-то особенного дня для посещения, согласно словам Посланника Аллаха: «Посещайте могилы, поистине, они напоминают вам о будущей жизни» шейх Абдуль-Азиз Ибн Баз, шейх Абдур-Раззак аль Афифи, шейх АбдуЛлах аль Гудаян, фетва ‏8818‏

Паломничество к могилам лишь с целью посещения их

Не разрешено совершать специальные путешествия и паломничества к каким-то могилам с целью их посещения, согласно хадису: Не отправляются в путь, кроме как к трем мечетям, мечеть аль-Харам, моя мечеть и мечеть аль-Акъса» (Муслим, 2475, Бухари, 1858, и др)

Сказал шейх Альбани: «В этом и подобных хадисах – запрет путешествия к месту из числа благодатных мест, как кладбищам Пророков или праведников» см. «Ахкамуль джанаиз», 1-22. ­Сказал имам Ибн Акиль: «Такое путешествие запрещено» см. «Мугни», 2-93

И также это мнение сподвижников Абу Хурейры, Басры аль-Гифари, Ибн Аббаса, и многих ученых последующих поколений.

Жертвоприношение Всевышнему Аллаху на могилах

Сказал Посланник Аллаха: «Нет жертвоприношения на могилах в Исламе» (Абу Дауд, 2-71, Бейхакы, 4-57, Ахмад, 3-197, сказал шейх Альбани: иснад сахих, на условиях Бухари и Муслима)

Сказал мухаддис-саляф Абдур-Раззак: «Мушрики приносили в жертву овцу или корову на могиле» (Абу Дауд, 2-71)

Поэтому является запрещенным приносить жертву на могиле даже ради Лика Всевышнего Аллаха.

Табаррук (обтирание об могилы и целование их с целью получения благословения)

Данное деяние не узаконено в нашем Шариате, и не передается побуждений к этому, либо подобных действий, ни от Пророка, ни от его сподвижников, поэтому все это является порочным нововведением, запрещенным в Шариате.

Сказал Посланник Аллаха: «Каждое нововведение – это заблуждение» (Дарими, 95, Ибн Маджа, 42, Ибн Хузейма, 1785, и др, иснад достоверный)

Сказал имам Изз ибн аль-Джамаа аш-Шафии: «Некоторые ученые считали что преклоняться перед могилой (Пророка) во время приветствия есть бидъа. Сказали: Кто-то может посчитать это из знаков возвеличивания. А еще хуже, это целовать землю возле могилы,- это не делали праведные предки, а все благо в следовании за ними, да смилуется над ними Аллах, и даст нам получить пользу от них! А если кому то пришло в голову, что так лучше достичь бараката, то он является невеждой! Потому что баракат, в том что соответствует Шариату и словам саляфов и их делам. Меня не удивляет что это делают невежды. Но меня удивляет когда фатвы одобряющие это дают те, кто знает порочность этого и то что это противоречит делам Салафов, но он позволяет и приводит в доказательства стихи!». См. книгу «Хидаят ас-Салик» 1390-1391.

Зажигание светильников

Передал Тирмизи, и другие, от Ибн Аббаса, что сказал он: «Проклял Посланник Аллаха зажигающих над могилами светильники» (Бейхакы, 934, Тирмизи, 294, Ан-Насаи, 2016, Ибн Хиббан, 3179, и назвали его достоверным шейх Альбани, имам Ибн Хиббан, имам Тирмизи, шейх Шуайб аль Арнаут, и другие)

Сказал хафих аль-Манауи: «И это по причине чрезмерности в возвеличивании» (см. «Ат-Тайсир», 2-571)

Сказал Ибн Хаджар: «Из больших грехов – зажигание над могилами светильников» (см. «Аз-зауаджир», 120)

Разрешено ли посещение могил кафиров?


Посещение могил кафиров разрешено, но лишь с целью получения урока и размышления, однако нельзя делать за них дуа о прощении, и просить для них милости. Из доказательств этому – хадис, который передал Муслим, от Абу Хурейры: «Посетил Посланник Аллаха могилу своей матери, и заплакал, и заплакали все кто был вокруг него, и он сказал: «Я попросил разрешения у моего Господа попросить прощения за нее, и Он не разрешил мне, и попросил у него разрешения посетить ее могилу, и Он разрешил мне, так посещайте же могилы, поистину в них напоминание о смерти» (Муслим, 3-65, Абу Дауд, 2-72, Ан-Насаи, 1-286, и др.)

О посещении кладбищ женщинами

Относительно дозволенности посещения кладбищ женщинами, среди ученых существуют разногласия. Те ученые, которые считают это запретным в основном опираются на хадис от Ибн ‘Аббаса, в котором сказано: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проклял женщин, посещающих могилы, и тех, кто возводит на них мечети и зажигает светильники”. Абу Дауд 3236, ат-Тирмизи 320, ан-Насаи 4/94, Ахмад 1/229.

Однако этот хадис многие мухаддисы назвали слабым, поскольку в его иснаде Абу Салих Маула Умм Хани, который не заслуживает доверия.

Что же касается хадиса от Абу Хурайры, в котором сказано: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проклял женщин, часто посещающих могилы” Ахмад 2/337, ат-Тирмизи 1056, Ибн Маджах 1576, то этот хадис достоверный.

Исходя из всех мнений, самым сильным является мнение, согласно которому посещать кладбища женщинам нежелательно, о чем говорил шейх аль-Альбани.

Каково постановление совершения намаза джаназа на кладбище?

Узаконенность и разрешенность этого, при этом без разницы, совершен ли был намаз джаназа над умершим до этого или нет. Это мнение большинства ученых, среди которых имам Ахмад, аш-Шафи’и, а также захириты.
В довод за это мнение были приведены следующие хадисы:

а) Хадис о женщине, которая убиралась в мечети, затем скончалась. Ее захоронили без ведома посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Тогда он сказал: «Почему же вы не известили меня? Укажите мне на ее могилу». После чего Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил над ней намаз джаназа. (Хадис достоверный; Бухари 1337; Муслим 956; со слов Абу Хурайры).

б) Хадис о мужчине, который заболел, и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) навещал его. После этого он скончался ночью, и его захоронили. Утром об этом сообщили пророку (да благословит его Аллах и приветствует), на что он сказал: «Что помешало вам известить меня?» Сподвижники ответили: «Была ночь, и мы не хотели затруднить тебя». Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправился на его могилу и совершил над ним намаз джаназа. (Хадис достоверный; Бухари 1247; со слов Ибн ‘Аббаса).

в) Также хадис от Анаса ибн Малика о том, что «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил намаз над могилой». (Хадис достоверный; Муслим 955).

Подобное же действие пришло от некоторых сподвижников. Пришло достоверно от Ибн ‘Умара, что он совершил намаз над своим братом ‘Асымом ибн ‘Умаром через три дня после его похорон. Также от ‘Аиши, что она совершила намаз над могилой своего брата ‘Абдуррахмана через месяц после его захоронения.

Жертвоприношение в местах захоронений

Нет никаких разногласий среди ученых Ислама в том, что резать животное в местах захоронений является сильно порицаемым деянием.

Что же касается ученых ханафитского мазхаба [См. «Табйин уль-Хакаик» 2/246], маликитского [См. «аль-Мадхаль» 3/267], шафиитского [См. «аль-Мажму’» 5/290] и ханбалитского [См. «аль-Фуру’» 2/269], то все они считают жертвоприношение в местах захоронений запретным деянием (харам) и одним из самых мерзких нововведений (бид’а).

Анас ибн Малик рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет в Исламе принесения в жертву животных у могил». (Хадис достоверный, соответствует условиям Бухари и Муслима; Абу Дауд 3222; Ахмад 13055; аль-Бейхакый 7069 и др.)

Сказал шейх уль-Ислам: «Что же касается жертвоприношения у могил, то это абсолютно запрещено. Имам Ахмад запрещал есть мясо животного, зарезанного на могиле». [«Иктида» с. 182].

Здесь необходимо обратить внимание на следующее: если человек приносит жертву одному Аллаху и Его Именем, но делает это в местах захоронений, то это запрещено и является нововведением. Если же при этом человек имеет убеждение, что жертвоприношение у могилы желательно, или лучше, чем в остальных местах, то это заблуждение и нововведение более великое, нежели первое. Если же человек совершает жертвоприношение, посвящая его захороненному в могиле, как, например, для того, чтобы этот праведник исполнил их просьбу, или излечил больного, или вернул пропавшего, то этот человек многобожник, совершающий явное многобожие, выводящее из Ислама. Не говоря уже о том, что некоторые из них отмечают животное уже при его рождении для принесения его в жертву определенной могиле. По их убеждениям это животное нельзя заменить или кастрировать, так как это считается недостатком, неподобающим величию могилы. [«аль-Ма’ариж уль-кабуль» 1/407].

Жертвоприношение Аллаху в тех местах, в которых приносят жертвы неверующие и многобожники

Сабит ибн Даххак рассказывал: «Один человек дал обет совершить жертвоприношение в Буане [Сказал имам аль-Багауи: «Это название местечка в нижней части Мекки со стороны Ялямляма». (см. «Фатх уль-Мажид» с. 253)] и задал об этом вопрос пророку (да благословит его Аллах и приветствует). На что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил его: «Стоял ли в этом месте какой-либо идол времен невежества, которому поклонялись?» Люди ответили: «Нет». Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) продолжил: «А проводились ли в этом месте какие-либо из их постоянных собраний?» Люди сказали: «Нет». Тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тогда исполни свой обет». (Хадис достоверный, соответствует условиям Бухари и Муслима; Абу Дауд 3313; аль-Бейхакый 10/83; Табарани 1341; достоверным его назвал шейх Мукбиль (№ 186)).

Из этого хадиса можно сделать следующие выводы:

1. Этот человек задал свой вопрос пророку (да благословит его Аллах и приветствует), а не ограничился тем, что говорят обычаи и устои его народа или его предков.

2. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не стал порицать его за его вопрос, потому что в Исламе не разрешается совершать жертвоприношение где угодно. А если бы приносить жертву можно было в любом месте, то Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) высказал бы ему порицание за лишние вопросы.

3. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) начал расспрашивать этого человека, что говорит о том, что есть определенные факторы, которые могут запретить совершение жертвоприношения в каком-либо месте.

4. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) начал расспрашивать его, так как решил, что возможно есть какие-то причины, которые побудили этого человека дать обет на совершение жертвоприношения именно в Буане.

5. Слова «Тогда исполни свой обет» говорят о том, что если бы этот человек положительно ответил хотя бы на один из этих двух вопросов, то Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил бы ему резать животное в Буане.

6. В этом хадисе довод на то, что совершение греха может оставлять свой след на той земле, на которой этот грех совершался.

7. Этот хадис является доводом на то, что если многобожники исполняли свои обряды в каком-то определенном месте, то единобожникам запрещается исполнять их там, так как это приводит к внешнему уподоблению единобожника многобожнику, даже если сейчас многобожники уже не исполняют своих обрядов в этом месте. А что сказать, если эти неверующие исполняют свои обряды в этих местах до сих пор, так, что обычные люди даже не способны отличить мусульманина от язычника, и не способны понять, кому посвящаются эти обряды, в числе которых жертвоприношения?!

8. В этом хадисе довод на то, что уподобление многобожникам и неверующим может произойти, даже если человек не имел намерения уподобляться. И вне зависимости от того, хотел ли человек уподобляться многобожникам или не хотел, его действие запрещено, так как этот человек не имел этого намерения, но, несмотря на это, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) начал его расспрашивать.

9. Этот хадис является важной основой того, что нам необходимо отделяться от многобожников и отличаться от них во всем. Мы не должны выполнять свои обряды вместе с ними, или в тех местах, где совершают свои обряды они, или в те времена, когда собираются они. Эта основа несет очень большое значение, так как она исходит из обязательности различения истины и лжи, правды и неправды, прямого пути от заблуждения, и запрета на их смешение.

Мольба (ду’а) за себя у могилы

Делать ду’а за умерших во время посещения кладбища является установленной Сунной.

Когда человек посещает кладбище и хочет поприветствовать умерших, то приветствует их, направившись лицом к кладбищу, и это мнение большинства ученых (джумхур), среди которых маликиты [«Маухиб уль-Джалиль» 2/237], шафииты [«аль-Мажму’» 5/286], ханбалиты [«аль-Мугни» 5/466].

Что же касается того, кто после приветствия делает ду’а за умерших, то все четыре имама единогласны в том, что поворачиваться при этом нужно в сторону Кыйблы, и ни в коем случае не делать ду’а повернувшись к могилам, чтобы со стороны это не выглядело так, что человек просит ду’а у умерших, а не за умерших.
Что же касается того, чтобы делать ду’а за себя, находясь в местах захоронений, то если это произошло случайно, проходя через эти места, или ду’а ограничена тем, что пришло в Сунне [Как это пришло в хадисе: «Я прошу за нас и за вас облегчения»], то в этом нет ничего страшного и это узаконено.

Если же человек стремится делать ду’а именно в этих местах, считая, что ду’а в этих местах принимается Аллахом лучше или быстрее, или награды за нее в этом случае больше, то это является нововведением, заблуждением и запретным убеждением.

Стремление к могилам для того, чтобы обратиться к Аллаху с мольбой около них не пришло в священных контекстах ни в Коране, ни от пророка (да благословит его Аллах и приветствует), ни в сообщениях от сподвижников, ни в книгах кого-либо из имамов общины. Никто из них не ходил к местам захоронений для того, чтобы обратиться к Аллаху. Это говорит о том, что это деяние новое, запретное и порицаемое в Исламе.

Сподвижники, их последователи, а также имамы общины не только не делали этого сами, но и порицали это. Сообщения об этом мы упоминали в разбросанном виде в разных главах книги.

Сказал шейх уль-Ислам Ибн Таймия: «Множество ученых написало книги о достоинстве ду’а (мольбы), о тех временах и местах, в которых она получает ответ от Аллаха. И среди всех этих ученых не нашлось ни одного, кто хотя бы одной буквой упомянул, что мольба в местах захоронений лучше и достойнее. Праведные же предки отрицали это, а не подтверждали, запрещали это, а не приказывали». [«аль-Иктида» 2/728].

Чтение Корана у могил

Абу Хурайра [Шейх ‘Абдуррахман ибн Хасан привел этот хадис в «Фатх уль-Мажид» (с. 394) со слов Ибн ‘Умара, что является ошибкой] рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не превращайте ваши дома в кладбища, поистине, шайтан убегает из того дома, в котором читается сура «аль-Бакара». (Хадис достоверный; Муслим 780).

Сказал Кады Абу Я’ля: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сравнил дом, в котором не читается Коран с кладбищем, потому что Коран не читается на кладбище» [«ар-Риуаятейн уаль- уажхейн» 2/212].

Исходя из этого хадиса, а также из того, что ни от кого из сподвижников и их последователей не было известно чтение Корана на могилах, большинство ученых (джумхур) не разрешали читать Коран на могилах. Это мнение принадлежит также имаму Абу Ханифе [«Хашия аш-Шильби ‘аля Табйин иль-Хакаик» 2/246. Также об этом сказал имам Ибн Абиль-‘Изз в "Шарх 'Акыда ат-Тахауия", с. 534], Малику [«аль-Мадхаль» 3/ 263] и Ахмаду.
Более того, от имама Ахмада передается, что он сказал: «Чтение Корана на могиле – нововведение (бид’а)». [«Масаиль имам Ахмад риуаяту Исхак» 1/190].

Сказал Абу Хафс ибн Муслим аль-‘Абкари: «Более десяти человек передают от имама Ахмада, что чтение в местах захоронений – нововведение (бид’а)» [«ар-Риуаятейн уаль - уажхейн» 2/213].

Сказал шейх уль-Ислам Ибн Таймия: «Что же касается имама аш-Шафи’и, то от него в этом вопросе вообще ничего не пришло. Это потому что такого вообще не делали в его времена. И сказал имам Малик: «Я не знаю никого, кто бы делал такое». Из этого становится ясно, что ни сподвижники, ни их последователи такого не делали». [«аль-Иктида» с. 182].

Что же касается хадисов о достоинстве чтения Корана в местах захоронений, то все они ложные!

‘Али ибн Аби Талиб рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто будет проходить мимо кладбища и прочитает суру «аль-Ихлас» одиннадцать (11) раз, а затем подарит награду от этого чтения умершим, тот получит награду в соответствии с количеством умерших». (Хадис выдуманный, ложный; Ибн уль-Джаузи в «аль-Мауду’ат» 3/239; см. «Ахкам уль-джанаиз» с. 245).

Анас ибн Малик рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-то войдет на кладбище и прочитает суру «Ясин», то похороненным на этом кладбище будет облегчено наказание в этот день, а ему запишется столько добрых деяний, сколько умерших захоронено на этом кладбище». (Хадис не имеет даже цепочки передатчиков и является ложным; см. «ад-Да’ифа» 3/397).

«Кто посетит могилу своих родителей или одного из них и прочитает около нее суру «Ясин», простятся ему его грехи». (Хадис ложный; см. «Файд уль-Кадир» № 8717). Также и чтение на могиле суры аль-Фатиха является нововведением. [См. «Тафсир уль-Манар» 8/268].

Обход вокруг могил (Тауаф)

Совершение тауафа (обхода) вокруг чего-либо с намерением совершения религиозного обряда запрещено и является одним из самых мерзких нововведений. Это потому что Всевышний Аллах выделил для обхода (тауафа) только Каабу и ничего более. Сказал Аллах: «Затем пусть они завершат свои обряды, исполнят свои обеты и обойдут вокруг Древнего Дома (Каабы)». (22: 29).

Сказал шейх уль-Ислам Ибн Таймия: «А обход (тауаф) вокруг чего-либо, кроме Каабы, одно из самых великих запретных нововведений. Тот, кто совершает тауаф вокруг чего-либо, кроме Каабы, как религиозный обряд, его приводят к покаянию, если же он не кается, то казнят». [«Мажму’ уль-Фатауа» 26/121]. Имеется в виду, что в странах мусульманского мира, такому человеку могут вынести смертный приговор, как вышедшему из религии (муртадд). Вынесение же смертного приговора и его исполнение является исключительной прерогативой правителя мусульманской страны.

О том, что обход (тауаф) узаконен только вокруг Каабы, говорили многие ученые. [См. «ар-Рауд уль-Мурби’» аль-Бахути с. 152; «Мажму’ расаиль иль-Кубра» 2/410; «аль-Идах филь-Манасик» имама ан-Науауи с. 160; «аль-Мадхаль» Ибн уль-Хадж 1/263; «аль-Амр биль-Иттиба’» ас-Суюти с. 125 и др.]

Сказал шафиитский факих Иззуддин Ибн Джамаъа (694-767 х/1294-1366 м) в книге «Хидаятус Салик» по поводу тавафа во круг могил: «Не дозволено по единогласию совершать таваф вокруг могилы Посланника Аллаха, салля Ллаху аляйхи ва саллям, или вокруг какого-либо другого здания кроме Достопочтенной Каъабы. И нельзя совершать намаз на могиле Посланника Аллаха, салля Ллаху аляйхи ва саллям, как совершается намаз на могиле другого мертвого (имеется в виду джаназа). Таково достоверное мнение у шафиитов и такое же мнение у ханафитов». Источник: Ибн Джамаъа: Хидаятус Салик: 1528. Дар Ибниль Джавзи: 1422.

Целование могилы или чего-либо с целью получить благодать (барака) или из обожествления и почета

При целовании черного камня во время совершения Хаджа, ‘Умар ибн уль-Хаттаб сказал: «Клянусь Аллахом, я знаю, что ты всего лишь камень, который не приносит ни пользы, ни вреда. И если бы я не видел, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) целовал тебя, я бы не поцеловал тебя». (Сообщение достоверное; Бухари 1597; Муслим 3070; Ахмад 325).

Сказал имам Ибн Дакыйк аль-‘Ид: «В этом хадисе доказательство на желательность целования черного камня». [«аль-‘Удда» 3/347].

Из этого сообщения однозначно понимается, что причиной целования чего-либо в форме выполнения религиозного обряда, является приказ из Корана или Сунны. И если приказа на целование чего-либо, как, например, могилы, нет, то целовать это недозволенно.

Поэтому шейх уль-Ислам сказал: «Нет в этом бытие какого-либо предмета, целовать который было бы узаконено, кроме черного камня Каабы. Целование и дотрагивание разрешено только в отношении Каабы – Запретного Дома Аллаха, и нельзя уравнивать дом творений с Домом Творца». [«Мажму’ уль-Фатауа» 27/79].

Целование черного камня узаконено только для следования в этом пророку (да благословит его Аллах и приветствует), как один из элементов обряда Хаджа, а не потому, что этот камень обладает физической благодатью.

Также сказал имам Ибн уль-Кайим: «На лице земли нет такого предмета, который было бы узаконено целовать или дотрагиваться до него, кроме черного камня и йеменского угла Каабы». [«Зад уль-Ма’ад» 1/48].

Слова Ибн уль-Кайима означают, что до черного камня можно дотрагиваться, а также целовать, а что касается йеменского угла Каабы, то до него дотрагиваются, но целовать его не узаконено. [См. «аль-Фатауа» 26/121].

Все, что было упомянуто выше, касается целования и дотрагивания религиозного, имеется в виду совершение этого в форме религиозного обряда. Что же касается целования и дотрагивания бытового, то это разрешено вне всяких сомнений.

Исходя из этого, не разрешается целовать что-либо, желая приблизиться этим к Аллаху. Это относится также и к свитку Корана, не говоря уже о могилах и мавзолеях.

Постоянному Комитету был задан вопрос о положении целования свитка Корана, в ответ они сказали: «Хвала одному Аллаху, благословение и мир его посланнику, семье и сподвижникам, а затем: мы не знаем никакого довода на узаконенность целования мусхафа. Коран был ниспослан для чтения и размышления над ним, а также для его возвеличивания, и чтобы те, кому он ниспослан, поступали в соответствии с ним». [См. «Мажаллят уль-бухус иль-исламия», с. 45].

А что касается того, что передают от ‘Икримы ибн Аби Джахля о целовании им мусхафа, то это недостоверно. Это сообщение не приходит словами «поцеловал мусхаф», все что есть, это слова: «положил мусхаф себе на лицо и сказал «Слово моего Господа», повторив это трижды». (См. его биографию в «аль-Исаба» ибн Хаджара 5654, «Усдуль гъаба» 3741, «аль-Исти’аб» 1857, «Табакат» ибн Са’да (8/329), а также «Сафуа ас-Сафуа» ибн уль-Джаузи).

Некоторые из могилопоклонников не ограничиваются целованием могилы, или ее решетки, но делают то, что хуже этого – целуют землю вокруг могилы, считая, что физическая благодать похороненного в ней праведника, переходит и на эту земля также. [«Уафа уль-Уафа» ас-Самахуди 4/1406].

Целование могилы или тем более земли вокруг могилы, или же земли Иерусалима или мяча или кубка (как это делают футболисты), или денег (как это делают торговцы), все это является следствием неправильных убеждений. Этим своим действием они хотят либо возвеличить этот предмет, либо перенять его благодать, либо и то и другое.

Дотрагиваться до могилы и тереться об нее

Также одним из распространенных явлений, которые происходят в подобных местах – обтирание об могилы праведников или предков, а также об решетки или постройки над могилами. Все это в надежде получить выздоровление от какой-либо болезни. Также некоторые берут «благодатную» почву с собой, чтобы воспользоваться ее благодатью могли также и родственники.

Сказал Хафиз аль-Хаками: «Используют они эту почву по-разному: кто-то берет ее и обтирает ею свою кожу, кто-то валяется в этой пыли словно животное, кто-то растворяет ее в воде, затем обливается ею, а кто-то даже пьет эту воду. И все это является следствием убеждений о том, что праведник, захороненный в этой могиле, способен приносить пользу и наносить вред. Затем они решили, что благодать переходит также и на почву вокруг его могилы». [«Ма’ариж уль-Кабуль» 1/373].

Также из того, что делают в основном женщины, является то, что они обтирают гробницу платками и одеждой, после чего обтирают этими платками свои головы и головы своих детей. После этого они не стирают эти платки для того, чтобы обтереть ими остальных членов своей семьи, которые не смогли посетить могилу этого праведника (по уважительной причине!).

Сказал шейх уль-Ислам Ибн Таймия: «Что касается обтирания об могилу, кому бы эта могила не принадлежала, или целование ее, то это запрещено по единогласному мнению мусульман. И если бы это было разрешено, это делали бы сподвижники и имамы общины. Более того, это является проявлением многобожия, особенно если все это сопровождается мольбами к умершему и взываниями к нему». [«Мажму’ уль-Фатауа» 27/91].

Многое из вышеупомянутого можно увидеть при посещении могилы пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Многие, из своего невежества, пытаются целовать ограждения могилы, тереться об них, прислонять к ним живот, спину и щеки, или даже просто пристально смотреть на эти ограждения для получения благодати.

Что же касается того, что люди прислоняют лица, грудь и руки к Каабе (конкретнее к месту, которое называется «мультазам» – между дверями Каабы и черным камнем), то это не относится к обтиранию об Каабу, но это делается для проявления униженности перед Аллахом Всевышним. Сама Кааба тоже не обладает физической благодатью и не передает ее, поэтому не узаконено дотрагивание ни до каких ее частей, кроме черного камня и йеменского угла. Направляются же к ней не для того, чтобы возвеличить ее, а для того, чтобы возвеличить Всевышнего Аллаха, выполняя Его приказ. Сказал Аллах: «Люди обязаны перед Аллахом совершить Хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах». (3: 97).

Поэтому нельзя искать благодати у одеяния Каабы, что является нововведением, а тем более просить Каабу о чем-либо и делать ей ду’а, что является большим многобожием.

Ибн ‘Аббас рассказывал, что он делал обход (тауаф) вокруг Каабы вместе с Му’авией. Му’авия начал дотрагиваться до всех углов Каабы, после чего Ибн ‘Аббас сказал ему: «Зачем ты делаешь это, ведь Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не делал этого?» На что Му’авия ответил: «Этот Дом заслуживает того, чтобы не избегали ни одну из его сторон». Тогда Ибн ‘Аббас сказал ему: «И был для вас в посланнике Аллаха хороший пример». Му’авия сказал: «Ты прав», после чего перестал это делать. (Хадис достоверный; Тирмизи 858).

Чтение проповеди (хутбы) в местах захоронений

Чтение проповеди в местах захоронений при посещении могил также является порицаемым нововведением, на которое нет указаний в Сунне. Доводом на это служит то, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не собирал людей в местах захоронений и не читал там проповедей. Напротив, все, что делал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), это приветствовал умерших, делал за них ду’а и сразу уходил.

Сказал Аллах: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!». (4: 115).