Жизнь после смерти (могила)

Жизнь после смерти (могила)

После смерти наступает Судный День для каждого человека в отдельности (Малый Судный День). И со смертью начинается период жизни в могиле.

Некоторые мусульмане отрицают воздаяние в могиле, ссылаясь на следующее: В Коране не говорится о воздаянии в могиле.

Когда мы говорим о столпах веры, нужны доказательства на каждое утверждение или из Корана, или из хадиса мутаватир (таким хадисом называется тот хадис, который не просто достоверен, но передавался от одной группы сподвижников другой группе, а эта группа передавала другой большой группе мусульман. Иными словами, в любой промежуток времени было много передатчиков, например, от десяти к десяти). И нет ни одного хадиса мутаватир, говорящего о воздаяниях в могиле.

Как нам ответить на это?

Не правы те, которые считают, что в Коране нет ни одного аята, говорящего о жизни в могиле, это неправильно. Есть один аят. И его достаточно (мы помним, что в Коране есть только один аят, запрещающий алкоголь окончательно).

Аллах Субханаху ва Тагаля говорит: И охранил его Аллах от зла того, что они устроили с хитростью; и постигло род Фирауна злое наказание огонь, в который они ввергаются, утром и вечером, а в тот день, когда наступит Час... «Введите род Фирауна в сильнейшее наказание!» (40:45-46)

В этих аятах Всевышний Аллах говорит о роде Фараона, который утром и вечером ввергается в огонь (мучается после смерти), и это до наступления Часа. Это и есть мучения могилы.

Неправильно утверждать, что для разговора о столпах веры не годятся достоверные хадисы и что нужны только хадисы-мутава-тир. И тому есть несколько доказательств.

Иногда Мухаммад, (да благословит его Аллах и да приветствует), для объяснения религии посылал к людям только одного человека (например, Муаз бин Джабаль был послан в Йемен один). Если бы для передачи информации о столпах веры был бы недостаточен один человек, Мухаммад, (да благословит его Аллах и да приветствует), послал бы группу сподвижников.

Сказать о каком-то хадисе, что он является или не является мутаватир, достаточно сложно, поскольку это понятие относительное: одни ученые считают, что достаточно четырех человек, передающих изречение, другие требуют сорок и т.д.

Даже если согласиться с необходимостью опираться только на хадис-мутаватир при разговоре о столпах веры, то в вопросе воздаяния в могиле имеется большое количество достоверных изречений, сложив их вместе, можно считать, что эта информация по уровню достоверности базируется на таватур.

Во многих хадисах Мухаммад,(да благословит его Аллах и да приветствует), прибегает к Аллаху от мучений в могилах. Например, в конце намаза многие читают такое дуа: «Аллахумма, инни а'узу би-кя мин 'азаби-ль-кабри, ва мин 'аза-би джаханна-ма, ва мин фитнати-ль-махйа ва-ль-мамати ва мин шар-ри фитнати-ль-масихи-д-даджжали!» (О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от мучений могилы, от мук Ада, от искушений жизни и смерти и от зла искушения Антихриста (аль-масих д-даджаль)!)

Разве эта мольба не свидетельствует о том, что Мухаммад, (да благославит его Аллах и да приветствует), подтверждает мучения могилы?! И существует много других хадисов, в которых говорится о прибегании к Аллаху от мучений могилы (например, в мольбе за покойного: в ней звучит просьба защитить его от мучений могилы).

Мухаммад, (да благословит его Аллах и да приветствует), также сказал: «Когда один из вас умирает, покажется ему его место утром и вечером. Если он из обитателей Рая, покажут ему его место в Раю, а если он из обитателей Ада, покажут ему его место в Аду». О чем говорит то, что умерший видит свое место в раю? Значит, он находится в определенной жизни.

Однажды Мухаммад, (да благословит его Аллах и да приветствует), прошел мимо двух могил и сказал: - Обитателей этих могил подвергают наказанию. Один из них распространял сплетни, а другой не очищался после справления нужды.

После битвы при Бадре, когда похоронили неверных, Мухаммад, (да благословит его Аллах и да приветствует), сказал, обращаясь к могилам этих неверных: - Мы увидели, что то, что Аллах нам пообещал, верно. А вы увидели, что то, что вам обещал Аллах - верно? Сподвижники удивились: Разве они вас слышат? Клянусь Аллахом, они больше меня слышат, чем вы, - сказал Мухаммад,(да благословит его Аллах и да приветствует).

Однажды мы пошли с пророком Мухаммадом, (да благословит его Аллах и да приветствует), по джаназа (заупокойная молитва) одного из ансаров (жителя Медины). Мы подошли к могиле, которая еще не была готова, и так сидели, как будто на наших головах были птицы (очень спокойно). Потом наш пророк Мухаммад, (да благословит его Аллах и да приветствует), поднял взор к небу и опустил его, сказав: «Прибегаю к Аллаху от мучения в могиле». И повторил это не- сколько раз. И он сказал: Если раб верующий и был очень близким к Судному Дню (своими поступками) и далеким от этой жизни, то придет к нему ангел смерти, сядет около головы и скажет: О благая душа! Выходи навстречу прощению и к согласию Аллаха!

Душа правоверного покидает его тело, подобно тому как капля вытекает из горла сосуда, хотя вы видите другое (что он мучается).

И к нему спускаются с неба ангелы со светлыми, точно солнце, лицами. Они приносят с собой кафан (саван) и благовония из Рая и садятся неподалеку от умирающего, поскольку он видит их (их очень много).

Ангел смерти прибирает душу, и не проходит и мгновения ока, как эти ангелы принимают ее и облекают в кафан с благовониями.

И Мухаммад, (да благословит его Аллах и да приветствует), прочитал следующий аят из Корана: Упокоят его Наши посланцы, - а они ни в чем не делают упущений. (6:61)

После этого душа начинает благоухать, словно испуская самый прекрасный аромат мускуса. Затем ангелы возносят душу на небеса.

И все ангелы, находящиеся между небесами и землей и на небесах, спрашивают, проходя мимо нее: Чья это прекрасная душа? Им отвечают: Такого-то, сына такого-то.

Они называют верующего самыми красивыми именами, которыми его звали при жизни. И ангелы каждого неба провожают душу до следующего неба, пока она не достигает седьмого неба. Тогда будет сказано: — Впишите его имя в 'иллиййун (это место, где оставляются книги праведных людей).

Затем ангелам будет велено: — Верните его на землю, ибо Я обещал им, что из нее создал их, в нее же их возвращу и из нее их воскрешу еще раз.

Ангелы возвращают душу верующего на землю, так что она возвращается в тело и слышит шаги удаляющихся от нее людей. Затем к нему приходят два ангела, которые грубо посадят его. Они спрашивают его: Кто твой Господь? Он отвечает: Мой Господь - Аллах. Какова твоя религия? Моя религия - Ислам.

Что ты скажешь о том человеке, который был послан к вам? — Это был Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир.

Откуда ты узнал? Он пришел к нам с истиной от Аллаха, и я верил ему. Мухаммад,(да благословит его Аллах и да приветствует), прочитал следующий аят: Аллах поддерживает верующих словом твердым в мирской жизни и в жизни дальней. (14:27)

Тогда голос с небес скажет: — Правдив Мой раб. Расстелите для него райские красоты, оденьте его в райские наряды, покажите ему его место в Раю. (По некоторым хадисам, сначала показывают место в Аду, он пугается. Потом ему объясняют, что это было его место, если бы он был неверующим, а потом ему показывают его место в Раю).

И его могила расширяется до просторов, которые только может объять его взор. (Хочется напомнить, что если мы желаем легко отвечать на заданные вопросы в могиле, мы должны в своей мирской жизни признаться, что наш Господь - Аллах, наша религия - Ислам, наш пророк - Мухаммад, (да благословит его Аллах и да приветствует), и в соответствии с этим жить).

И представятся ему его дела в облике одного человека с прекрасным ликом, в восхитительном одеянии, благоухающего приятным ароматом, и он скажет:

— Я сообщу тебе нечто, что осчастливит тебя. Возрадуйся благосклонности Аллаха и Его Раю с вечными благами.

Верующий спросит: Кто же ты, да облагодетельствует тебя Аллах? Твое лицо принесло благо, кто ты?

Этот день был обещан тебе. Я - твои благие дела. Клянусь Аллахом, я всегда видел, как ты спешишь к вознаграждению Аллаха и был избегающим грехов. И пусть Аллах воздаст тебе благом.

Этот верующий скажет: — Господи, ускорь наступление Часа, чтобы я смог вернуться к моей семье и имуществу. (Дай Аллах, чтобы мы были из числа тех, кто будет ждать наступления часа в могиле!)

Когда же неверующий раб, бывший очень близким к мирской жизни и далеким от Судного Дня, находится на пороге будущей жизни, к нему подходит ангел смерти и усаживается у его головы и говорит: — О скверная душа! Выходи навстречу гневу и негодованию Аллаха.

К нему спускаются с неба ангелы с грубыми черными лицами. Они приносят с собой кафан из Ада и садятся неподалеку от него.

В этот миг душа неверующего испугается и начнет расползаться по всему телу, и ангел смерти вырывает ее, и она выходит как колючки, которые отдирают от мокрой шерсти.

Душа неверного начинает извергать самое скверное зловоние. Затем ангелы уносят ее в небо. Когда они минуют сонмы ангелов, те вопрошают: — Чья это скверная душа?

Им отвечают: — Такого-то, сына такого-то.

Они называют неверующего самыми позорными именами, которыми его звали при жизни. Наконец, они добираются до первого неба и просят открыть врата, но они не отворяются.

Затем Посланник Аллаха прочел аят Корана: Воистину, не откроются врата небесные пред ними, и они не войдут в рай, пока верблюд не пройдет сквозь игольное ушко. (7:40)

И будет сказано: — Впишите весть о нем в сиджжин (где хранятся книги неверных).

Затем ангелам велят: — Верните Моего раба на землю, ибо Я обещал им, что из нее создал их, в нее же их возвращу и из нее их изведу еще раз.

Ангелы бросают душу неверующего на землю, так что она попадает в его тело.

Тут пророк прочел аят Корана: Тот, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, словно упал с неба, и птицы подхватили его или же ветер занес его на край света. (22:31)

Его душа возвращается в тело, так что слышит шаги удаляющихся от нее людей. Затем к нему приходят два ангела, которые грубо пробуждают его. Они садятся и спрашивают его: Кто твой Господь? Он бормочет: М-ммм... Я не знаю... Какова твоя религия? М-ммм... Я не знаю... Что ты знаешь о человеке, который был послан к вам?

И он не сможет назвать имени, и тогда ангелы восклицают: — Это Мухаммад!

Он же лишь бормочет: — М-ммм. Я не знаю. Я лишь слышал, что люди говорили так, но ничего не знаю.

— Ты ничего не знал. Тогда глас с небес возвестит: — Он лжет! Расстелите для него огненные ложа, откройте для него врата в Ад.

К нему подступают Адский жар и его могила сужается настолько, что его ребра входят одно в другое.

Тут ему представятся его дела в облике мужчины с отвратительным ликом, в омерзительном одеянии, от которого исходит плохой запах, и говорит: Обрадуйся мучениям от Аллаха. Этот день был обещан тебе. Он спрашивает его: Кто ты? Твое лицо несет зло.

— Я - твои скверные деяния. Клянусь Аллахом, я всегда видел, как ты не торопишься к вознаграждению Аллаха и спешишь ослушаться Его. (Не дай Аллах Субханаху ва Тагаля!)

Ученые из ахль сунна валь джамага пришли к выводу, что отрицать воздаяние в могиле грозит нарушением веры в целом, потому что у нас есть аят из Корана и достоверные хадисы, свидетельствующие о наличии жизни в могиле. Но допускаются разговоры о видах воздаяния в деталях, или о том, что является ли жизнь в могиле жизнью только для души или она и для души, и для тела (хотя большинство ученых придерживаются того мнения, что наказание или награда в могиле одновременно и для души и для тела).

Вопрос: что с теми, чьи мертвые тела сожгли? Что с Лениным, который был неверующим, но спокойно лежит в мавзолее?

Не надо забывать, что мы говорим о совершенно ином мире.

Мухаммад, (да благословит его Аллах и да приветствует), рассказал об одном человеке, который завещал своим детям, когда он умрет, сжечь его тело и прах (пепел) развеять по воздуху. А когда это было сделано, Аллах Субханаху ва Тагаля велел собрать это все, и этот человек предстал перед Аллахом. Всевышний Аллах спросил: Ты почему это сделал? Я боялся твоего наказания. Из-за этого страха Я простил тебя.

Подчеркиваю, что это произошло далеко до прихода Мухаммда, (да благословит его Аллах и да приветствует), И нам положено мертвых только хоронить.

И здесь уместно напомнить о том, что сон-это малая смерть, и как нам много непонятного в отношении сна, хотя с этим сталкиваемся каждый день, то же самое в отношении смерти.

Иногда кажется людям, сидящим около спящего человека, что он спокойно спит, а он или наслаждается хорошими сновидениями, или мучается плохими. И если он наслаждается, то не хочется ему проснуться, а если он мучается, то бывает так, что хочется ему проснуться, но он не может, а иногда он мучается и настолько вовлекается в мучения, что думает, будто все происходит с ним в бодрости, а когда он просыпается, он говорит: « Хорошо, что это был лишь сон». Так же может быть в отношении покойного. Нам кажется, что он не чувствует, но с ним все происходит подругому. Иногда, наоборот, спящий человек кричит, плачет или смеется, а когда просыпается, спрашиваем его, что он видел во сне, он скажет, что ничего, и все отрицает. Так же может быть в отношении умирающего. Нам, сидящим около него, кажется, что он страдает, умирая, а он ничего не чувствует. Так что не следует нам сомневаться в отношении жизни после смерти, ссылаясь на какие-то материальные сравнения. Ведь если Аллах создал такое удивительное состояние как сон, он и создал такое непонятное нам состояние в загробной жизни.

kamalzant