Женщина оставила свою землю как вакф, но некоторые наследники отказываются исполнять завещание

Женщина оставила свою землю как вакф, но некоторые наследники отказываются исполнять завещание

Моя бабушка, да помилует его Аллах, оставила завещание /васыйа/ о том, чтобы ее земля стала вакуфным имуществом. Однако двое из шести наследников отказываются исполнять завещание и настаивают на разделе этой земли, учитывая, что земля пригодна для земледелия. Как верно поступить в этой ситуации с точки зрения Шариата?

Хвала Аллаху Господу миров.

Первое: Человек может оставить завещание /васыйа/ о том, чтобы часть его имущества после его смерти стало вакуфным имуществом, однако эта часть не должна быть более трети имущества. Если имущество, которое человек желает оставить в качестве вакфа, превышает треть, то что, более трети, - на усмотрение наследников.

В «Энциклопедии по фикху» сказано: «Исключением является, по мнению большинства ученых, вакф, связанный со смертью. Например, если человек скажет: „Если я умру, то моя земля остается вакуфным имуществом в пользу бедных". Такой вид вакфа верен, так как он связал переход имущества в вакф со своей смертью. Это считается завещанием о вакфе. В этом случае к этому относятся как к завещанию - васыйа, которое не должно быть более трети наследуемого имущества, как и в остальных случаях завещания.

Доказательством верности перехода имущества в вакф после смерти и отношения к нему как к завещанию /васыйа/ является предание, которое передается от ‘Умара, да будет доволен им Аллах. Он оставил завещание и в нем было следующее: „Это то, что завещал раб Аллаха ‘Умар, повелитель правоверных. Если со мной случится смерть, то Самган (будет) милостыней". Этот вакф он оставил по велению Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Об этом узнали сподвижники, и никто из них не порицал подобное, посему это считается единодушным мнением /иджма’/»[1].

Второе: Наследники обязаны исполнить желание и волю умершего, если оно составляет треть оставленного имущества, ведь Всевышний Аллах сказал:

مِنْ بَعْدِ وَصِيَّةٍ يُوصِي بِهَا أَوْ دَيْنٍ

«Таков расчет после вычета по завещанию, которое он завещал, или выплаты долга».[2]

Ибн Касир, да помилует его Аллах, сказал: «Долги идут впереди завещания /васыйа/, потом - завещание, а после - раздел имущества между наследниками /мирас/. Такой порядок един у всех ученых /иджма’/»[3].

Следует посмотреть на имущество, оставленное Вашей бабушкой. Если земля не превышает трети оставленного имущества, то следует полностью оставить его в качестве вакфа, как и было сказано в завещании.

Если же земля превышает треть оставленного имущества, то в качестве вакфа следует оставить только треть имущества. А после этого наследники могут выбрать: оставить свою часть земли как вакф или отказаться делать это. Если наследник согласится отдать свою часть в качестве вакфа, то и эту часть следует оставить в качестве вакуфного имущества.

Если Ваша бабушка не оставила ничего, кроме этой земли, то Вы должны оставить треть этой земли в качества вакфа, а остальную часть разделить между наследниками.

Наследник не может отказаться от исполнения завещания /васыйа/ в пределах трети. Если он возьмет себе часть завещанного имущество, то он возьмет его незаконным путем, поэтому остальные наследники должны обратиться за решением к шариатскому судье /кадый/, чтобы он обязал того наследника исполнишь завещание.

А Аллаху ведомо лучше.

______________________________________

[1] Аль-Маусу’ату-ль-фикхийа. Т. 44. С. 123.

[2] Коран. Сура «Женщины» 4:11.

[3] Ибн Касир. Тафсир Ибн Касир. Т. 2. С. 201.

islamqa