Желательные намазы до и после пятничной молитвы

Желательные намазы до и после пятничной молитвы

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

«...а после этого совершает шесть рака'атов...» Это уже вопрос не убеждений ('акъиды), а фикха.

Есть сунна, которая совершается вместе с (суннатун ратиба) пятничным намазом (джум'а). Что касается специальной сунны до джум'а, то достоверных доводов на это нет.

Если человек рано пришёл в мечеть, вся хвала Аллаху (аль-хамду ли-Ллях) (а Пророк (ﷺ) побуждает нас к этому), может совершить два рака'ата приветствия мечети и сидеть, а может, и это сунна, продолжать намаз по два рака'ата, пока не выйдет имам, и это лучше.

Но это просто добровольное поклонение (нафлюн мутлякъ), не суннатун ратиба, связанная именно с джум'а.

А вот ратибату ль-джум'а совершается после джум'а. Сколько?

Ибн 'Умар (да будет доволен им и его отцом Всевышний Аллах) передаёт, что Пророк (ﷺ) совершал два рака'ата после джум'а дома. Также передано, что Пророк (ﷺ) побудил совершать четыре рака'ата после джум'а.

Автор здесь упоминает мнение о шести рака'атах, потому что он ханбалит, ученик учеников имама Ахмада ибн Ханбаля, и он передаёт одно из мнений имама Ахмада. Но у имама Ахмада есть другие версии по этому поводу. Более известная версия в ханбалитском мазхабе — это четыре рака'ата после джум'а, а не шесть.

Автор говорит: *«...и каждый из [этих] двух рака'атов он совершает отдельно»*, т. е. два рака'ата, потом салям, два рака'ата, потом салям. *«Так сказал Ахмад ибн Ханбаль»*, — говорит он.

То есть не имеется в виду шесть рака'атов подряд без саляма, имеется в виду после каждых двух рака'атов салям. Но в сунне есть четыре и два рака'ата.

Итак, это вопрос полномочий имама. Автор перечислил хадж, военные походы (газв), намаз джум'а, праздничный намаз. Есть и другие полномочия у имама.

Автор приводит одно из мнений имама Ахмада, что шесть рака'атов. Но в «Сахихе» Муслима и других сборниках передан хадис от Абу Хурейры, что сказано:

*إذا صلَّى أحدُكم الجمعةَ فليُصَلِّ بعدَها أربعًا «Кто из вас совершит джум'а, пусть после этого совершит четыре [рака'ата]». Хадис передал Муслим (881).

И дома четыре, и в мечети — здесь никаких проблем нет.

В хадисе Ибн 'Умара сказано, что Пророк (ﷺ):

*وكانَ لا يصلِّي بعدَ الجمعَةِ حتى ينصرِفَ فيُصَلِّي ركعتينِ في بيتِهِ «не совершал намаз после джум'а, пока не уходил, и совершал два рака'ата дома». Хадис передали аль-Бухари (937) и Муслим (882).

Значит, мы можем сказать: если дома делаешь, то делаешь или четыре, или два рака'ата, а в мечети – четыре.

Откуда автор взял эти шесть рака'атов? Он ссылается на мнение Ахмада ибн Ханбаля (да помилует его Всевышний Аллах). Но откуда?

Учёные никогда не говорят просто так, они опираются на какой-то довод. Они опираются на сообщение, которое передано у Абу Давуда от Ибн Джурейджа, что он говорит: *«Сообщил мне 'Атъа, что он увидел Ибн 'Умара [в мечети], что Ибн 'Умар совершил намаз джум'а, потом отошёл немножко от того места, где он совершал намаз, и совершил после этого два рака'ата, [дал салям], потом отошёл чуть больше от этого места и совершил [ещё] четыре рака'ата».* Всего получилось шесть рака'атов.

Но более правильно, что четыре рака'ата — это и в мечети, и дома, два рака'ата — это если человек совершает дома. Некоторые учёные говорят, что в этом вопросе вообще простор, т. е. ты можешь и в мечети два сделать, и дома два, и в мечети четыре, и дома четыре. Но, Всевышний Аллах знает лучше (Аллаху Та'аля А'лям), если строго руководствоваться доводами, то всё-таки четыре передано относительно намаза дома и в мечети, что касается двух, то передано, что Пророк (ﷺ) делал их дома.