Желательные действия во время поста

Желательные действия во время поста

Принятие пищи в конце ночи (сухур)

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ешьте перед рассветом, ибо в сухуре (содержится) благодать» [аль-Бухари, 1923; Муслим, 1095]. Сообщается со слов ‘Амра ибн аль-‘Аса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Принятие пищи перед рассветом (сухур) является тем, что отделяет наш пост от поста людей Писания» [Муслим, 1096]. Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшей едой верующего перед рассветом являются финики» [Абу Дауд, 2345].

Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Принятие пищи перед рассветом (сухур) содержит в себе благодать (барака), посему не оставляйте его. И если кто-либо из вас сможет выпить хотя бы глоток воды, пусть сделает это, потому что Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто ест перед рассветом» [Ахмад, 3/12, 44. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сахих ат-Таргъиб», 1070].

Принимая пищу перед рассветом, человек должен намереваться выполнить этим своим действием веление посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Только в таком случае, это принятие пищи будет поклонением Аллаху. Принимая пищу перед рассветом, человек должен намереваться посредством этой пищи укрепить себя для соблюдения поста в течение дня, и тогда человек получит награду.

Желательно откладывать этот прием пищи (сухур) как можно ближе к призыву (азану) на утреннюю молитву, как и поступал пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Сообщается со слов Катады, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и Зейд ибн Сабит принимали пищу перед рассветом, а когда они закончили, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встал, чтобы совершить молитву». Тогда люди спросили у Анаса: «Сколько времени прошло после окончания приема пищи (сухура) до начала молитвы?!» Он ответил: «Его было достаточно, чтобы прочесть пятьдесят аятов» [аль-Бухари, 1334].

Сообщается также со слов ‘Аишы, да будет доволен ею Аллах, что Биляль обычно призывал на молитву еще ночью, поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ешьте и пейте, пока не услышите призыв (азан) Ибн Умм Мактума, ибо он призывает на молитву уже тогда, когда появляется утренняя заря» [аль-Бухари, 1919].

Откладывание приема пищи ближе к рассвету более полезно для человека, да к тому же уменьшается вероятность того, что он проспит утреннюю молитву. Постящийся может есть и пить до тех пор, пока не появится утренняя заря. Аллах Всевышний сказал:

وَكُلُواْ وَاشْرَبُواْ حَتَّى يَتَبَيَّنَ لَكُمُ الْخَيْطُ الأَبْيَضُ مِنَ الْخَيْطِ الأَسْوَدِ مِنَ الْفَجْرِ «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной» [Сура аль-Бакара, аят 187].

Если же человек увидит зарю на горизонте или услышит призыв (азан) на утреннюю молитву, то нужно прекратить прием пищи.

Следует заметить, что намерение на пост не нужно произносить языком, ибо это является нововведением. Достаточно того, что человек намеревается сердцем соблюдать пост.

Желательно спешить с разговением (ифтаром)

Если постящийся увидел, что солнце уже закатилось, или услышал призыв (азан) на вечернюю молитву (магриб), то желательно сразу же совершить разговение (ифтар). Передают со слов Сахля ибн Са‘да, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Люди не лишатся блага до тех пор, пока не перестанут спешить с разговением» [аль-Бухари, 1957; Муслим, 1098].

Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах Всевышний сказал: ″Самыми любимыми Моими рабами являются для Меня те, которые начинают разговляться раньше всех″» [Ахмад, 2/329; ат-Тирмизи, 700-701. Учёные разногласили в достоверности этого хадиса. Некоторые назвали его хорошим (хасан), а некоторые – слабым (да‘иф). А Аллах знает лучше].

Желательно разговляться свежими финиками, но если их нет, тогда сухими финиками, а если нет и их, то водой. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда разговлялся перед молитвой, съедая несколько свежих фиников. Если свежих фиников не было, то — сушёными финиками, а если не было и сушёных фиников, то делал несколько глотков воды» [Ахмад, 3/164; Абу Дауд, 2356; ат-Тирмизи, 696. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «аль-Ируа», 922].

Если же человек не находит ни фиников, ни воды, то пусть поест ту дозволенную пищу и попьет то дозволенное питье, которое у него имеется. Если же человек не найдет вообще ничего, то пусть совершит разговение хотя бы сердцем. Не следует смачивать палец своей слюной, а затем глотать эту слюну, как это делают некоторые люди.

Во время разговения следует просить у Аллаха то, чего человек желает. Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, у постящегося, когда он разговляется, есть мольба, которая не отвергается». [Ибн Маджах, 1753. Шейх аль-Альбани назвал хадис слабым. См. «аль-Ируа», 921].

Также сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во время разговения обычно говорил: «О, Аллах, ради Тебя я соблюдал пост, и посредством Твоего пропитания я совершаю разговение» [Абу Дауд, 2358. Хадис слабый. См. «аль-Ируа» (4/38) шейха аль-Альбани].

Сообщается со слов ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во время разговения обычно говорил: «Ушла жажда, жилы наполнились влагой, а награда уже ждет, если пожелает Аллах (Захаба-з-замау уабталляти-ль-‘урукъу, уа сабата-ль-аджру ин ша Аллах)» [Абу Дауд, 2357. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «аль-Ируа», 920].

Желательно больше читать Коран, поминать Аллаха, обращаться к Нему с мольбами, совершать молитву и раздавать милостыню

В хадисе сказано: «Поминающему Аллаха в Рамадане будут прощены грехи» [Этот хадис упомянул аль-Хейсами в «Маджма‘ аз-Зауаид», 3/143. Также его привел аль-Мунзири в «ат-Таргъиб уа-т-Тархиб», 1477. Шейх аль-Альбани назвал хадис слабым. См. «Да‘иф ат-Таргъиб», 600].

Также сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не отвергаются мольбы троих: (мольба) постящегося пока он не разговеется, (мольба) справедливого правителя и (мольба) притесняемого. Мольбу обиженного Аллах возносит за облака, и перед ней распахиваются врата небес. Господь же говорит: ″Клянусь Моим могуществом, Я непременно помогу тебе, пусть даже спустя некоторое время″». [Ахмад, 2/305; ат-Тирмизи, 3598. Шейх аль-Альбани назвал хадис слабым. См. «Сильсиля ад-Да‘ифа», 1358].

Сообщается, что ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был щедрейшим из людей, а наибольшую щедрость проявлял он в Рамадане, когда с ним встречался Джибриль, мир ему. Во время Рамадана он встречался с ним каждую ночь, повторяя с ним Коран, и, поистине, (в эти дни) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был более щедр на всё благое, чем вольный ветер» [аль-Бухари, 6; Муслим, 2308].

Его щедрость проявлялась в том, что он распространял знание, помогал людям, раздавал имущество ради Аллаха. А в месяце Рамадан пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был еще более щедрым, чем в остальные дни, проявляя уважение к этому почетному времени. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, соблюдал пост и кормил бедняков, что является одной из причиной входа в Рай.

Передают, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: "Кто из вас сегодня постится?" Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: "Я". Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: "А кто из вас сегодня принимал участие в похоронной процессии?" Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: "Я". Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: "А кто из вас сегодня накормил неимущего?" Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: "Я". Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: "А кто из вас сегодня навестил больного?" Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: "Я". Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Любой человек, который будет делать всё это, непременно войдёт в Рай"» [Муслим, 1028].

Постящемуся желательно постоянно помнить о милости Аллаха, Который позволил ему соблюдать пост

Ведь, Аллах Всевышний помог ему и облегчил соблюдение поста так, что человек сумел соблюдать пост в течение целого месяца. Многие люди лишены возможности соблюдать пост: некоторые скончались до наступления Рамадана, некоторым не позволяет здоровье, а некоторые не соблюдают пост, отворачиваясь от него по причине своих заблуждений. Поэтому постящийся должен восхвалять своего Господа, Который позволил ему соблюдать пост, а, ведь, пост – это причина прощения грехов и возвышения степеней человека в Обители благоденствия у Щедрейшего Господа.

Братья мои, совершайте все эти поступки во время своего поста. Не подвергайте себя гневу и наказанию Аллаха. Соблюдайте пост так, как его соблюдали праведные предшественники. Ведь, не исправятся последние поколения этой общины, если не будут придерживаться того, на чём были первые её поколения.

[Имам, хафиз, мухаддис, факъих, Зейну-д-дин ‛Абду-р-Рахман ибн Ахмад ибн Раджаб ибн аль-Хасан ибн Мухаммад ибн Мас‛уд аль-Багъдади аль-Ханбали (736 г.х. – 795 г.х.). Он родился в Багдаде, а затем переехал вместе с отцом в Дамаск. Он написал много прекрасных и полезных книг. Например, он является автором толкования на книгу «Сахих аль-Бухари» и на книгу «аль-Джами‛ ат-Тирмизи». Также он написал толкование на сорок хадисов имама ан-Науауи под названием «Джами‛ аль-‛Улюм уа-ль-Хикам»].

Ибн Раджаб, да помилует его Аллах, упомянул, что постящиеся бывают двух категорий [См. «Лятаиф аль-Ма‘ариф», стр. 295-300].

Первая категория — постящиеся, которые оставили еду, питьё и свои желания ради Аллаха, надеясь получить от Него воздаяние за это уже в Раю. Можно сказать, что они заключили сделку с Аллахом, а Аллах не губит награду тех, кто творил добро. Человек, заключивший сделку с Аллахом, приобретет величайшую прибыль.

Однажды, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал одному человеку: «Что бы ты ни оставил из-за боязни перед Аллахом, Аллах непременно вместо этого дарует тебе нечто лучшее» [Ахмад, 5/79].

Постящемуся будет даровано в Раю то, что пожелает Аллах: еда, питье и гурии. Аллах Всевышний сказал:

كُلُوا وَاشْرَبُوا هَنِيئًا بِمَا أَسْلَفْتُمْ فِي الْأَيَّامِ الْخَالِيَةِ «Ешьте и пейте во здравие за то, что вы совершили в минувшие дни!» [Сура аль-Хакка, аят 24].

Муджахид и другие толкователи Корана сказали, что в данном аяте речь идёт о тех, кто постился в мирской жизни.

О люди! Есть среди вас те, кто в этом месяце обращается к Милостивому Аллаху?! О люди! Есть среди вас те, кто в этом месяце устремился к тому, что уготовил Аллах для покорных в Садах Рая?!

Вторая категория — постящиеся, которые отказываются вообще от всего, кроме Аллаха Всевышнего. Они постоянно думают о смерти, желая жизни вечной и отказываясь от мирских удовольствий. Вся их жизнь подобна посту, а разговение случится лишь в тот день, когда они встретят своего Господа и возрадуются тому, что увидели Его.

«Пост особенных постящихся – Это оберегание языка от клеветы и лжи.

А пост познавших Аллаха – Это оберегание сердца от чего-то, помимо (Аллаха)».

Кто постился согласно велению Аллаха, остерегаясь искушений мирской жизни, тот получит завтра райские наслаждения в Раю. А для того, кто оберегал себя от всего, кроме того, чем доволен Аллах, праздником станет встреча с его Господом.

Аллах Всевышний сказал:

أمَن كَانَ يَرْجُو لِقَاء اللَّهِ فَإِنَّ أَجَلَ اللَّهِ لَآتٍ وَهُوَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ  «Если кто надеется на встречу с Аллахом, то ведь срок Аллаха непременно наступит. Он - Слышащий, Видящий» [Сура аль-‘Анкабут, аят 5].

اللَّهُمَّ جَمِّل بواطِنَنَا بالإِخلاصِ لك، وحَسِّنْ أعمالَنا باتِّباع رسولِكَ والتأدُّب بآدابه، اللَّهُمَّ أيْقِظْنا من الغَفَلات، ونجِّنا من الدَّركات، وكفِّر عنَّا الذنوبَ والسَيِّئات، واغْفِرْ لَنَا ولوالِدِينا ولجميع المسلمين الأحياءِ منهم والأموات، برحمتك يا أرحم الراحمين

وصلَّى الله وسلَّم على نبينا محمدٍ وعلى آلِهِ وأصحابِه أجمعينَ