Земной поклон в знак благодарности Аллаху (Суджуд аш-Шукр)

Земной поклон в знак благодарности Аллаху (Суджуд аш-Шукр)

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто оживит мою Сунну, которую умертвили люди после меня, получит награду подобную тем, кто совершал эту Сунну, что не уменьшит их собственной награды!» Ибн Маджах 209, ат-Тирмизи 2677. Этот хадис имеет несколько путей передач, усиливающих друг друга. И его достоверность подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам аль-Багъауи, шейх Ибн Хаджар аль-Хайтами и шейх аль-Альбани. См. “Сунан ат-Тирмизи” 3/128, “Шарху-Сунна” 1/198, “аз-Зауаджир” 1/98, “Сахих Сунан Ибн Маджах”.

Земной поклон в знак благодарности Аллаху

Суджуд аш-шукр – это земной поклон в благодарность Аллаху за какое-либо радостное событие. См. «Шахр аль-минхадж» 1/208.

На законность этого действия указывает хадис, переданный Абу Баратом: “Когда до пророка (мир ему и благословение Аллаха) доходила радостное известие, он совершал земной поклон, благодаря Аллаха”. Абу Дауд 2774, ат-Тирмизи 1578. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

Также и ‘Абдур-Рахман ибн ‘Ауф рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) однажды совершил земной поклон, а затем сказал: «Ангел Джибриль принес мне радостную весть, и я совершил земной поклон в благодарность Аллаху». Ахмад 1/191, аль-Хаким 1/550. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Мунзири, имам аз-Захаби и шейх аль-Альбани.

Также совершение саджда при радости подтверждается тем, что о его совершении передается более чем от десяти сподвижников. Так например, в известной истории, когда Ка’б ибн Малик и еще двое сподвижников не отправились в военный поход без причины, пророк (мир ему и благословение Аллаха) объявил им бойкот, и после того, как Ка’б узнал, что Аллах простил их, он совершил земной поклон в знак благодарности. аль-Бухари 4418, Муслим 2769.

Также сообщается, что когда ‘Али ибн Аби Талиб одержал верх в сражении с хариджитами, он совершил саджда шукр. Ахмад 2/356. Достоверность подтвердили шейх Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут.

И этого мнения придерживались такие ученые, как аш-Шафи’и, Ахмад, Исхакъ ибн Рахауейх, Абу Саур, Ибн аль-Мунзир и некоторые ханафиты. См. “аль-Мугъни” 1/627, “Раудату-тталибин” 1/324.

Что же касается имамов Малика и Абу Ханифы, то они считали это не желательным. Вероятно хадисы этой темы не дошли до них. См. “Найлюль-аутар” 3/100.

Не является условием совершения суджуд шукр ни наличие омовения, ни направление к Каабе, ни произнесение какой-либо мольбы или слов. Однако если человек будет с омовением и повернется к Каабе, то это лучше. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 1/459.

Также времена, в которые запрещается совершать добровольные молитвы, не препятствует совершению саджда шукр, ибо саджда – это не молитва.

Что касается совершения саджда шукр непосредственно в намазе, то это не дозволено, и ученые говорили, что намеренное совершение саджда шукр в молитве, делает ее недействительной. См. «аль-Маджму’» 4/68.

Примечание:

Что касается такого поступка некоторых людей, как просто совершения земного поклона, или же совершение земного поклона не в молитве с целью обратиться к Аллаху с мольбой, то нет этому основания и это является нововведением.

Имам Абу Шама передал слова многих ученых, которые порицали и запрещали совершение человеком земного поклона без узаконенной шариатом причины, а затем сказал: "То, что совершение земного поклона в намазе является поклонением, не указывает на то, что земной поклон в не намаза так же будет поклонением". См. "Инкар аль-бида' уаль-хауадис" 63. Т.е. речь идет о земном поклоне вне намаза, не имеющем основания в шариате, в отличии от узаконенных земных поклонах, как саджда шукр или саджда тиляуа, совершаемое при чтении определенных мест в Коране.

Имам Ибн аль-Хадж говорил: "Ученые дозволили совершать земной поклон вне намаза только в двух случаях, среди которых нет третьего: один случай - это суджуд ат-тиляуа и второй - это суджуд аш-шукр". См. "аль-Мадхаль" 4/266.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: "То, что делают некоторые люди, совершая отдельный земной поклон после намаза, является нововведением! И о желательности такого не передается от кого-либо из имамов. Поклонения основаны на шариате и следовании, а не на страстях и нововведении! Поистине, Ислам основан на двух основах: Мы не поклоняемся никому, кроме Аллаха! И мы поклоняемся Аллаху только так, как это узаконил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!" См. "аль-Фатауа аль-кубра" 2/242.

Не является условием совершения суджуд шукр ни наличие омовения, ни направление к Каабе, ни произнесение какой-либо мольбы или слов. Однако если человек будет с омовением и повернется к Каабе, то это лучше. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 1/459.

Также времена, в которые запрещается совершать добровольные молитвы, не препятствует совершению саджда шукр, ибо саджда – это не молитва.

Шейх аль-Усеймин говорил: "саждату аш-шукр делается в любое время, и для него не требуется тахара и направление к кибле".

Так же он говорил: "в вопросе необходимости тахара для саждату ат-тиляуа среди ученных есть разногласие. Однако пришло от ибну 'Умара, что он совершил сажда ат-тиляуа без тахарата...".

Шейх ибн Баз на вопрос о саждату ат-тиляуа и саждату аш-шукр сказал: "Не является обязательным для саждату ат-тиляуа и саждату аш-шукр омовение, как это известно из сунны.."

В шархе сунан ат-Тирмизий, 'абдуль-Мухсин аль-'Аббад сказал: "Саждату аш-шукр совершается из-за милости, которую проявил Аллах Своему рабу, и не обязательно для него омовение, хотя есть разногласие в этом среди учёных, и нет для саждату аш-шукр такбира и нет определенного дуа, и я не знаю того, что указывало бы на это. Однако дуа и такбир встречается в саждату ат-тиляуа....А что касается человека, кот. находится в месте, где он не может сделать саждату аш-шукр, как например ванная, то пусть сделает его когда выйдет от туда..."

اعْمَلُوا آلَ دَاوُدَ شُكْراً

Насчет такбира в саждату аш-шукр есть разногласие среди учёных. Однако те, которые говорят о его законности должны привести довод.

А насчёт такбира в саждату ат-тиляуа, то здесь нужно разделять между саждату ат-тиляуа в молитве и вне её.

В первом случае на такбир указывает общий хадис, который приводит имамы аль-Бухарий (1166), ан-Насаи (1083), ат-Тирмизий (253), и др.:

كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يكبر في كل خفض ورفع ويسلم عن يمينه وعن يساره وكان أبو بكر وعمر رضي الله عنهما يفعلانه

"Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, делал такбир при каждом поклоне и выпрямлении, и отдавал салям направо и налево, и так же поступали и абу Бакр и 'Умар, да будет доволен ими Аллах". (текст хадиса у ан-Насаи).

Шейх аль-Альбаний говорил: "Не пришло от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он делал такбир в чтение суры ас-сажда в день джум'а, однако есть достоверный асар о том, что 'абдуЛлах ибну Мус'уд делал такбир при чтение Курана в молитве..".

Так же передается в сахих аль-Бухарий, что 'Умар ибну аль-Хаттаб, совершая хутбу и прочитав там аят с сажда ат-тиляуа, сделал его и люди сделали вмести с ним. Однако в другой раз он не совершил это сажда, указывая на дозволенность оставления сажда ат-тиляуа. И как говорил шейх аль-Альбаний: "Тот, кто является примером для других должен оставлять то из сунны, что можно оставлять, чтобы люди знали о разрешенности этого".

Шейх Усеймин говорил об обязательности такбира тому, кто совершает молитву имамом, как при совершение так и при вставание с него. Однако для того, кто не совершает молитву такбир только при совершение его. Это мнение шейха.

Однако шейх аль-Альбаний говорил о допустимости такбира только при совершение молитвы. А что, касается довода, где указывается на общее, как в хадисе:كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يكبر في كل خفض ورفع

"Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, делал такбир при каждом поклоне и выпрямлении...",то как шейх сказал, что это довод для такбира только в молитвах. Т.е. для такбира вне молитвы для сажда ат-тиляуа нужен довод. Это, что касается второго случая.

Таслиим в сажда ат-тиляуа. О разногласии в этом вопросе среди обладателей знания говорил шейх Усеймин. Однако я не нашёл на эту тему конкретных объяснений.

Только слова шейха ибн База о том, что для сажда ат-тиляуа нет таслима ! И что для того кто слышат чтение аята с сажда, мустахабом является сделать его вместе с читающим. Имам Ахмад, имам аш-Шафи'ий и имам Малик считали сажда ат-тиляуа сунной.

Абу Ханифа говорил об обязательности его совершения.

Совершаются эти сажда так же как совершаются сажда в молитве. И учёные говорят, что лучше совершать его из положения стоя. Аллаху а'лям.

Дуа:

سُبْحَانَ رَبِّيَ الْأ عْلَي

اللَّهُمَّ إِنِّي لَكَ سَجَدْتُ وَبِكَ آمَنْتُ وَلَكَ أَسْلَمْتُ وعَلَيْكَ تَوَكَّلْتُ

سَجَدَ وَجْهِي لِلَّذِي خَلَقَهُ وَصَوَّرَهُ وَشَقَّ سَمْعَهُ وبَصَرَهُ بِحَوْلِهِ وَقُوَّتِهِ تَبَارَكَ اللهُ أَحْسَنُ الْخَالِقِينَ

اللَّهُمَّ اكْتُبْ لِي بِهَا أَجْراً وَضَعْ عَنِّي بِهَا وِزْراً وَاجْعَلْهَا لِي عِنْدَكَ ذُخْراً وتَقَبّلْهَا مِنِّي كَمَا تَقَبَّلْتَهَا مِنْ عَبْدِكَ دَاوُدَ عَلَيْهِ وَعَلَى نَبِيِّنَا أَفْضَلُ الصَّلَاةِ وَالسَلَامِ

Пречист мой Господь Всевышний!

О Аллах, поистине Тебе сделал я сажда (земной поклон), и в Тебя уверовал, и Тебе подчинился, и на Тебя положился!

Сделал мой лик сажда Тому, Кто создал его, предал ему облик, наделил слухом и зрением силой Своей могуществом. Благословен Аллах, Наилучший Творец!

О Аллах, запиши мне по причине него (сажда) награду, и прости мне по причине него грех, и сделай по причине него у Себя запас для меня (т.е. со смыслом награды), и прими от меня так, как Ты принял от раба Своего Дауда, мир ему и все пророкам и наилучшие приветствия и благословения!