Заразные болезни и эпидемии – что говорится об этом в Исламе?

Акыда Ахлю-Сунна говорит о том, что заразные болезни не заразны сами по себе. Болезни передаются исключительно по воле Аллаха, и Он лишь один может дать исцеление от болезни.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Болезни не имеют свойства быть заразными (сами по себе)» (Сахих аль-Бухари).
В разделе, касающемся средств (асбаб), причин и следствий, имам Байджури в своем комментарии на Джаураха ат-Таухид пишет, что существует т.н. талязум ‘адий (привычная связь) между вещами, которую мы принимаем за причины и следствия. Этот вопрос также отражен в некоторых комментариях на акыду Бад’у ль-Амали.
Болезнь происходит не от вступления в контакт с инфицированным человеком, она результат воли Аллаха. Тем не менее, существует связь между воздействием больного человека и заражением (болезнью). Заражение болезнью – это средство, которое использует Аллах, если хочет поразить кого-то болезнью.
Что касается оставления из области, пораженной болезнью, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если вы слышите, что она (чума) разразилась в стране, не идите туда; а а тот, кто в этом городе, пусть не выходит оттуда» (Сахих аль-Бухари).
В хадисе стоит слово «та`ун». Существует разница во мнениях среди ученых о том, какие виды чумы относятся к «та`ун». Несмотря на это, Ибн Мансур, рахимахуллах, упоминает, что это слово также используется для обозначения эпидемии любой болезни.
Имея в виду вышеприведенный хадис, по мнению некоторых ученых, посещать территорию, охваченную эпидемией, является макрух тахрими (сильно нежелательно), если человек боится, что он заболеет из-за его посещения этой местности, а не по воле Аллаха. Кроме того, также сильно нежелательно покидать район, охваченный болезнью, если это заставит человека поверить, что он был спасен от болезни из-за своего отъезда, а не по воле Аллаха.
Тем не менее, другие ученые считают сильно нежелательным посещать или уезжать из области, охваченной эпидемией болезни, независимо от своих мыслей и убеждений.
В качестве исключения из общего правила будет допустимым для человека оставить область эпидемии, если есть реальная необходимость. Например, если ему нужно лечь в больницу в другой местности для лечения.
Кроме того, Ибн Хаджар, рахимахуллах, сказал, что человек из другой местности, который оказался в районе эпидемии, но уже собрался уезжать, когда там началась эпидемия болезни, будет освобожден от запрета покидать её.
Ниже приведены несколько исламских принципов медицинской этики в отношении борьбы с эпидемиями:
1) Карантин (изоляция больных от здоровых). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) упомянул о карантине в следующем хадисе: «Не помещайте больное (животное) вместе со здоровым (животным)» (Сахих аль-Бухари).
2) Важность обеззараживания и гигиены. Следующий хадис подчеркивает важность соблюдения гигиены: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) установил период времени для нас, когда мы должны были укорачивать наши усы, обрезать ногти, выщипывать волосы подмышками и сбривать лобковые волосы: мы должны делать это не реже, чем в сорок дней» (Муснад Ахмад). Кроме того, такие правила как мытье рук при пробуждении, обязательное купание после супружеской близости, регулярные омовения, выпускание крови из забитых животных, мытье рук до и после еды, прикрывание рта при кашле или чихании — все это свидетельствует о важности гигиены в Шариате.
3) Следует избегать употребления потенциально опасных продуктов и пользоваться вещами, которые могут быть средством возникновения болезни.
4) Допускается забивать больных животных.
5) Не пользоваться одними и теми же вещами. Перчатки, иглы, одежду необходимо регулярно менять. Точно так же, постельные принадлежности следует часто стирать.
6) Как можно скорее похоронить умершего: Пророк (мир ему и благословение Аллаха) дал общее указание, что умерших следует хоронить без задержек.
7) Исследование возможных способов излечения от болезни. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Существует средство от каждого недуга, и, если лекарство будет применено к болезни, она будет излечена с разрешения Аллаха, Всевышнего и Славного» (Сахих Муслим).
Хотя следует предпринимать все усилия, чтобы излечить опасные болезни, в центре нашего внимания должно быть упование исключительно на Аллаха. Пророк Ибрахим (мир ему) прекрасно выразил это – что мусульманин должен надеяться только на Аллаха, следующим образом: «(Господь), Который меня создал, и (Который) наставляет меня на истинный путь, и Который меня наделяет едой и питьём, а когда я заболею, Он мне дарует исцеление, и Который умертвит меня (в этом мире), а потом оживит (в День Воскрешения), и Который – я очень хочу (и надеюсь), чтобы Он простил мне моё прегрешение в День Суда» (Коран 26: 78-82).
А Аллах знает лучше.
Муфтий Фараз Адам аль-Махмуди
«Мухтасар Сахих Муслим». 43. Книга о чуме. Хадисы №№ 1498-1499
О чуме и о том, что [чума] есть наказание, так не являйтесь же [туда, где] она [получила распространение, но] и не убегайте от неё.
1498 — Передают со слов Усамы ибн Зайда, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, эта болезнь (или: этот недуг) есть наказание, которому подверглись некоторые народы, [жившие] до вас, после чего [чума] осталась на земле, то исчезая, то появляясь [снова]. Пусть же тот, кто услышит о [чуме], ни в коем случае не является [туда, где она получила распространение], и пусть [желание] убежать от [чумы] не заставляет того, кто окажется в [тех краях] земли, где она появится, покинуть [эти края]».Сахих.
1499 — Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что [в своё время][1] ‘Умар ибн аль-Хаттаб выступил [в поход] на Шам. Когда он достиг Сарга[2], его встретили командующие войсками[3], а именно — Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах и его товарищи, которые сообщили ему, что в Шаме началась [эпидемия] чумы.
Ибн ‘Аббас сказал: "‘Умар велел: «Позови ко мне первых мухаджиров[4] и я позвал их [к нему]. Сообщив им о том, что в Шаме распространилась чума, он стал спрашивать у них совета, и мнения их разделились. Некоторые говорили: «Ты выступил [в поход] ради [определённого] дела[5], и мы не считаем, что ты должен от него отказаться». Другие же говорили [так]: «Вместе с тобой находятся и другие люди, а также сподвижники посланника Аллаха , и мы не считаем, что тебе следует вести их [туда, где распространилась] эта чума». [Выслушав их, ‘Умар] сказал: «[Теперь] оставьте меня», а потом велел: «Позови ко мне ансаров», и я позвал их к нему. [‘Умар] обратился за советом и к ним, и они, подобно мухаджирам, разошлись во мнениях. [Выслушав их, ‘Умар] сказал: «[Теперь] оставьте меня», а потом велел: «Позови ко мне находящихся здесь старцев-курайшитов, которые переселились до победы[6]», и я позвал их. Среди них никаких разногласий не возникло, и [все] они говорили: «Мы считаем, что тебе следует вернуться вместе с людьми и не вести их туда, [где распространилась] эта чума». После этого ‘Умар обратился к людям [с такими словами]: «Утром я отправляюсь в путь[7], и вы [тоже должны приготовиться к этому][8]». Тогда Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах спросил: «Значит ли [это, что ты хочешь] убежать от предопределения Аллаха?» ‘Умар , не любивший, когда ему перечили, воскликнул: «Если бы это сказал кто-нибудь другой, о Абу ‘Убайда![9] Да, мы бежим от предопределения Аллаха к предопределению Аллаха! Скажи мне, будь у тебя верблюды, которые спустились бы в уади, с одной стороны покрытое травой, а с другой — бесплодное, и ты стал бы пасти их на стороне, покрытой травой, разве [ты делал бы это] не по предопределению Аллаха? И если бы ты пас их на бесплодной земле, то разве [ты делал бы это] не по предопределению Аллаха?»
[Ибн ‘Аббас] сказал: «Потом пришёл ‘Абд-ар-Рахман ибн ‘Ауф , который [сначала] отсутствовал, [поскольку был занят] какими-то своими [делами], и сказал: «Поистине, я кое-что знаю об этом. Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если услышите, что в [какой-нибудь] земле [распространилась чума], не являйтесь туда, а если [её эпидемия] начнётся на той земле, где вы уже находитесь, не покидайте [эту землю, пытаясь] убежать от неё»», что же касается ‘Умара ибн аль-Хаттаба , то он воздал хвалу Аллаху и покинул [эти места]».Сахих.
_________________________________________________________
[1] Здесь речь идёт о событиях 639 г.
[2] С а р г — селение между Табуком и Мааном близ границ Шама и Хиджаза.
[3] Здесь имеются в виду войска, которые были расквартированы в Иордании, Палестине, Дамаске, Хомсе и Киннасрине.
[4] Здесь имеются в виду те люди, которые переселились из Мекки в Медину до того, как мусульмане стали молиться, обращаясь лицами к Мекке, то есть до 624 г
[5] Имеется в виду сражение с врагом.
[6] То есть до овладения Меккой мусульманами. Возможно также, что речь идёт о людях, принявших ислам и переселившихся из Мекки в Медину после победы, когда необходимость в переселении по религиозным причинам уже отпала. Несмотря на это, их также называли мухаджирами.
[7] То есть возвращаюсь в Медину.
[8] Таким образом, ‘Умар, не знавший, что по этому поводу говорил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и выслушавший мнения всех авторитетных людей, принял самостоятельное решение.
[9] То есть если бы это сказал кто-нибудь другой, я бы не удивился.