Запретность подстригания затылка помимо остальной головы

Запретность подстригания затылка помимо остальной головы

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Сказал Ма'мар Ибн Рашид (95-153 г.х.):

عن قتادة ، أن عمر بن الخطاب رأى رجلا قد حلق قفاه ، ولبس حريرا ، فقال : « من تشبه بقوم فهو منهم 

"От Катады, что Умар Ибн аль Хаттаб увидел, что человек подстриг свой затылок, и одел шелк, и сказал: "Кто уподобился какому то народу - тот из них". Источник: "Джами Ма'мар".

Сказал имам Абу Бакр аль Маррузи:

‌‌مَا يُكْرَهُ مِنَ التَّحْذِيفِ وَحَلْقِ الْقَفَا سَأَلْتُ أَبَا عَبْدِ اللَّهِ عَنْ حَلْقِ الْقَفَا فَقَالَ هُوَ من فعل الْمَحْبُوس وَمَنْ تَشَبَّهَ بِقَوْمٍ فَهُوَ مِنْهُمْ- قُرِئَ عَلَى أَبِي عَبْدِ اللَّهِ وَأَنَا أَسْمَعُ يَحْيَى بْنُ سَعِيدٍ عَنْ أَبِي عُبَيْدَةَ قَالَ دُعِيَ حُذَيْفَةُ إِلَى شَيْءٍ قَالَ فَرَأَى شَيْئًا مِنْ زِيِّ الْأَعَاجِمِ قَالَ فَخَرَجَ وَقَالَ مَنْ تَشَبَّهَ بِقَوْمٍ فَهُوَ مِنْهُمْ وَكَانَ أَبُو عَبْدِ اللَّهِ لَا يَحْلِقُ قَفَاهُ إِلَّا فِي وَقْتِ الْحِجَامَةِ قُلْتُ لِأَبِي عَبْدِ اللَّهِ يُكْرَهُ لِلرَّجُلِ أَنْ يَحْلِقَ قَفَاهُ أَوْ وَجْهَهُ فَقَالَ أَمَّا أَنَا فَلا أَحْلِقُ قَفَايَ وَقَدْ رُوِيَ فِيهِ حَدِيثٌ مُرْسَلٌ عَنْ قَتَادَةَ فِيهِ كَرَاهِيَةٌ قَالَ إِنَّ حَلْقَ الْقَفَا مِنْ فِعْلِ الْمَجُوسِ وَرُخِّصَ فِي وَقْتِ الْحِجَامَة سَمِعْتُ مُثَنًّى الْأَنْبَارِيَّ يَقُولُ سَأَلْتُ أَبَا عَبْدِ اللَّهِ عَنْ حَلْقِ الْقَفَا قَالَ لَا إِلَّا أَنْ يَكُونَ فِي وَقْتِ الْحِجَامَةِ

Раздел о порицаемости брить затылок

Я спросил имама Ахмада про выстригание затылка, и он сказал: "Это из поступков маджусов, а кто уподобился какому то народу, тот из них".

И прочитали имаму Ахмаду при мне от Яхьи Ибн Саида, от Абу Убейды, что он сказал: "Позвали Хузейфу Ибн Йамана в гости, и он увидел что то из одежды чужеземцев, и вышел, и сказал: "Кто уподобился какому то народу - тот из них".

И имам Ахмад не подстригал затылок, кроме как для хиджамы". И я сказал имаму Ахмаду: "Порицаемо для мужчины подстригать лишь свой затылок, или лишь спереди, и что касается меня я не подстригаю затылок, и передал хадис мурсаль от Катады, в котором порицание".

И сказал имам Ахмад: "Подстригание затылка из поступков маджусов", и дозволил сделать это (лишь) во время хиджамы.

И я слышал, как Мусанна аль-Анбари сказал: "Я спросил имама Ахмада про подстригание затылка, и он сказал: "Нет! Только кроме как во время хиджамы". Источник: "Аль-Вар'у", 23.

Мотивировка уподоблением маджусам и хадисом сравнивающим с куффарами - указывает на запретность.

Сказал Ибн Муфлих приведя этот риваят имама:

وَهَذَا يَقْتَضِي التَّحْرِيمَ وَقَيَّدَ فِي الشَّرْحِ كَرَاهِيَةَ حَلْقِهِ لِمَنْ لَمْ يَحْلِقْ رَأْسَهُ وَهُوَ قَوْلٌ فِي الرِّعَايَةِ

"И это требует запрет. И автор "Шарха" ограничил нежелательность подстригания на том, кто не подстриг свою голову, и это слово в "Ар Риая". Источник: "Аль-Адаб аш Шар'ия"