Запрещено ли пытаться предотвратить выход газов во время намаза или до него, чтобы сохранить омовение?

Запрещено ли пытаться предотвратить выход газов во время намаза или до него, чтобы сохранить омовение?

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

Айша сказала: «Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и облагодетельствует, сказал: „Не должно быть молитвы, когда уже подали еду и когда человек сдерживает позывы к справлению большой или малой нужды“». Муслим. Ас-Сахих, № 560.

Шейха Мухаммада ас-Салиха аль-‘Усаймина, да помилует его Аллах, спросили: «Если ужин готов и человек хочет есть, то должен ли он начать с еды, даже если время молитвы скоро закончится?» Он ответил:

«Это вопрос разногласий между учеными. Некоторые из них сказали, что молитву следует отложить, если молящийся будет отвлекаться и думать о еде, питье или ином, даже если время молитвы закончится.

Но большинство ученых сказали, что наличие готовой еды не является оправданием для задержки молитвы, скорее это относится к тому, когда еда готова, и скоро начнут совершать коллективную молитву. То есть человек считается имеющим извиняющего его причины для оставления коллективной молитвы /джама’а/, если ужин уже принесли, а он сильно голоден и желает есть. В такой ситуации он может поесть, а после направиться в мечеть, и, если застанет коллективную молитву, то помолится, а если нет, то на нём нет греха.

Но это не должно становиться привычкой и происходить так, что еда всегда будет готовится во время молитвы. Ведь это будет означать, что человек готовится не совершать коллективную молитву в мечети. Но если это произойдёт случайно, то у него есть оправдание для оставления коллективной молитвы, и пусть он ест столько, сколько нужно для того, чтобы насытиться, так как кусочек или два только усилят желание есть.

Противоположна этому ситуация, когда человек нуждается в пище, но у него есть только запретная пища, например, мертвечина. В этой ситуации нам следует сказать, чтобы он ел её досыта, если он не нашел ничего, кроме мертвечины, и опасается, что погибнет или его организм не выдержит? Или только должен поесть такую часть её, которой достаточно для спасения? Мы скажем: ешь столько, сколько необходимо (чтобы спасти себя), и если достаточно два кусочка, то не ешь третий.

Может ли положение приготовленной еды применяться к другим вещам, которые беспокоят человека, таким как необходимость справить малую или большую нужду, или газы?

Ответ — да, это решение применяется в этих случаях. В «Сахих» Муслима приводится хадис, что Пророк, да благословит его Аллах и облагодетельствует, сказал: «Не должно быть молитвы, когда уже подали еду и когда человек сдерживает позывы к справлению большой или малой нужды», подобно большой и малой нужде и сдерживание газов.

Правило гласит, что всё, что может отвлечь человека от присутствия сердца в молитве, от сосредоточенности в ней и беспокоить его, должно быть устранено до того, как он начнет молиться.

Из этого получается, что сущность и дух молитвы — это присутствие сердца в молитве и сосредоточенность. Именно поэтому Пророк, да благословит его Аллах и облагодетельствует, велел избавиться от всего, что может помешать этому, прежде чем человек начнет молиться». Ибн ‘Усаймин. Фатауа-ш-шейх Ибн ‘Усаймин. Т. 13, № 588.

Шейха также спросили:

«Если человек сдерживает малую нужду и опасается, что пропустит коллективную молитву, если пойдет справлять свою нужду, то должен ли он молиться коллективно, сдерживая свою нужду, или он должен справить её, даже если из-за этого пропустит коллективную молитву?». Он ответил:

«Он должен справить свою нужду и совершить омовение, даже если из-за этого пропустит коллективную молитву. Так как у него есть извиняющая его причина. Пророк, да благословит его Аллах и облагодетельствует, сказал: Не должно быть молитвы, когда уже подали еду и когда человек сдерживает позывы к справлению большой или малой нужды“». Там же, Т. 13, № 589.

А Аллаху ведом лучше.

islamqa.info