Запрещённые времена для совершения намаза

Запрещённые времена для совершения намаза

Передают со слов Джабира ибн Самура, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал намазы примерно также как и совершаете вы. Он совершал ночной намаз чуть позднее вас, и он совершал намазы облегчая».[Муслим, Ахмад в «Муснаде» (5/105)].

  1. «совершал намазы примерно также как и совершаете вы» - имеется ввиду в эти времена в которые вы совершаете намазы и которые вам известны.
  2. «Он совершал ночной намаз чуть позднее вас» – то есть вы совершаете его чуть раньше, чем совершал Посланник Аллаха. Но это не означает что они совершали его раньше времени.
  3. «и он совершал намазы облегчая» - то есть в основном совершал намазы, думая о следующих ему. Но иногда он читал длинные суры. Например однажды в вечернем намазе он прочитал суру «Преграды» (Насаи, 991).

Передают что Абу Саид сказал: Мы хотели совершить ночной намаз с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он не вышел пока не прошла почти половина ночи. Он сказал: «Займите ваши места». Мы заняли наши места и он сказал: «Люди уже совершили намаз и легли спать, а вы же были в намазе, все время пока ждали его, и если бы не слабость слабых и болезнь больных я отложил бы его до полуночи».[Абу Дауд (422), Насаи (538), Маджа (693), Ахмад].

Передают, что Умму Саляма, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал полуденный намаз раньше вас, вы же совершаете послеполуденный намаз раньше его».[Тирмизи (161), Ахмад].

  • В хадисе доказательство на желательность спешки с совершением полуденного намаза. Также подобное приводится со слов Аишы, что она не видела никого, кто так спешил с совершением зухра, кроме Посланника Аллаха, Абу Бакра и Умара.

Сказал ибн Кудама в «Мугни»: мы не знаем разногласия в том, что желательно спешить с совершением зухра, кроме жарких и облачных дней.

  • Порицание в хадисе адресовано не к сподвижникам.
  • Сказал Мулла Али Кари, что хадис указывает на желательность откладывания асра, как это принято в ханафитском мазхабе.

Но сказал Абдульхай Лакняви, что этот хадис не указывает на откладывание асра. Он указывает, что люди стали спешить с его совершением, а не указывает, что Посланник Аллаха откладывал его.

  1. Упоминание в какое время совершал намазы Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
  2. Сподвижники совершали дневные намазы, когда было жарко и они совершали земные поклоны на одежду.
  3. Откладывание полуденного намаза в жару.
  4. Совершение асра в начале времени.
  5. Намаз лицемера.
  6. Наказание за пропущенные послеполуденные намаз (аср).
  7. Спешить с совершением вечернего (магриб) намаза.
  8. Желательное время ночного намаза.
  9. Совершение утреннего намаза в начале времени (время между завершением сухура и утренним намазом).
  10. Будут правители откладывающие намаз.
  11. Успевший совершить один ракаат до восхода или захода солнца успел совершить намаз вовремя.
  12. Возмещение пропущенных намазов.
  13. Лучшее из дел намаз совершенный в начале времени.
  14. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в основном совершал намазы в начале времени.
  15. Лучшее время вечернего намаза (магриба) до полного появления звезд.
  16. Лучшее время ночного намаза (иша) конец первой трети и до полуночи.
  17. Лучшее время утреннего намаза (фаджра) начало времени (в мазхабе ханафи, когда станет светло).

Запрещенные времена (для совершения намаза)

Передают со слов ибн Умара, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть один из вас не совершает намаз во время восхода и во время заката солнца». В другом риваяте сказано: «Когда появится край солнца не совершайте намазы, пока оно не взойдет полностью. Когда край солнца коснется горизонта не совершайте намазы, пока оно полностью не скроется за горизонтом. И не ждите для совершения намаза время восхода и захода солнца, так как оно восходит между краями головы шайтана».[Бухари (3272, 3273), Муслим, Насаи (570), Малик (хадис 45 в книге Корана)].

  • В хадисе запрет совершать намазы во время восхода и заката солнца.

Причин запрета – уподобление неверующим, которые поклоняются солнцу.

Передал 'Укба ибн 'Амир, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал нам в три отрезка времени совершать намазы и хоронить мертвых (читать джаназа намаз) во: во время восхода солнца и пока оно не поднимется, когда солнце будет в центре неба (зенит) и пока оно не отклонится, когда солнце приблизится к закату и до того как солнце зайдет полностью. [Муслим, Тирмизи (1030), Насаи (565), ибн Маджа (1519), Дарими (1432), Ахмад ].

  • В хадисе приведет общий запрет на совершение намазов в эти отрезки времени.
  • «хоронить мертвых (читать джаназа намаз)» сказал ибн Мубарак: что имеется ввиду совершать джаназа намаз в это время. Это упомянул Тыби. Также сюда входят и похороны, так как они обычно происходят сразу после намаза. Совершение джаназа намаза в эти времена нежелательно по мнению Ахмада, Абу Ханифы и Малика.

Сказал Ахмад, что нежелательно хоронить умерших в эти времена. Также считал Байхакый. Абу Дауд поместил данный хадис в главе: «Похороны во время восхода и захода солнца». Также сделал и Насаи. Ибн Маджа считал, что имеются ввиду и намаз и похороны. Тирмизи считал, что имеется ввиду намаз. Сказал ибн Хаджар: нежелательно хоронить во времена, когда намаз совершать нежелательно. Если же это время будет выбираться, то намаз и хоронить в это время харам.

Мазхаб ханафи: запрещено (харам) в эти времена совершать обязательные и желательные намазы, джаназа намаз и саджда тилява (после чтения аятов Корана). Но если в это время принесут покойника или прочитают аят, обязывающий совершать земной поклон, то совершение их не является нежелательным, но лучше отложить.

В мазхабе Шафии в эти времена дозволено совершать обязательные, предписанные намазы.

  • «Во время восхода солнца и пока оно не поднимется» - пока не поднимется на высоту копья.
  • «Когда солнце будет в центре неба (зенит) и пока оно не отклонится» - полдень солнце останавливается на самой высшей точке на небосводе, затем начинает двигаться в сторону заката.

Сказал ибн Хаджар: время которое солнце находится в высшей точке не достаточно для совершения намаза, но достаточно для произношения вступительного такбира. Поэтому запрещено (харам) специально начинать совершать намаз в это время.

Передают что Абу Саида Худри, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет намаза после утреннего намаза пока не поднимется солнце, и нет намаза после асра пока не зайдет солнце».[ Бухари (581), Муслим, Абу Дауд (1276), Тирмизи (183), Насаи (562), Маджа (1250), Дарими (1433), Ахмад ].

  • Запрет в хадисе касается того, кто совершил эти намазы: утренний или послеполуденный.
  • Разошлись мнения ученых в том, можно или нельзя совершать намазы в эти два времени.

Навави в «Шархе сахиха Муслима» сказал: «Ученые единогласны в том, что в эти два времени нежелательно совершать намазы не имеющие причины для их совершения.Также ученые сошлись в том, что в эти времена можно совершать обязательные намазы.И разошлись их мнения относительно намазов имеющих причину для совершения, как приветствие мечети, земной поклон благодарности (суджуд шукр), земной поклон после прочтения некоторых аятов, праздничные намазы, намаз при солнечном затмении, джаназа намаз, восполнение пропущенных фардов.По мнению Шафии и других ученых эти намазы совершать дозволено и в этом нет нежелательности.По мнению ученых ханафитского мазхаба все эти намазы подпадают под запрет в хадисе (правильнее, что обязательные намазы, как пропущенный фард или джаназа намаз, а также земной поклон после прочтения некоторых аятов совершать дозволено).

Довод Шафии, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, возместил сунну полуденного намаза после совершения после-полуденного намаза. Если дозволено возмещать значит и совершать тем более дозволено. Значит можно возмещать пропущенный фард и совершать джаназа намаз». 

Сказал ибн Хаджар: «То, что Навави сказал единогласное мнение ученых не совсем соответствует действительности.Так как некоторые ученые дозволили совершать все намазы без исключения.Другие как Дауд сказали, что запрещающие хадисы аннулированы (насх).Третья группа ученых считала, что в эти времена запрещены абсолютно все намазы.Также некоторые сказали, что ученые единогласны в дозволенности совершения джаназа намаза в эти времена». Большинство ученых в лице Малика, Ахмада, Шафии и ученых ханафитского мазхаба сказали о запретности совершения намазов в эти два времени. Но они сказали, что намазы в эти два времени легче, чем в предыдущие три времени: восход и заход солнца и когда солнце в зените. Сказал Тирмизи: «Это мнение большинства факихов из числа сподвижников и тех, кто пришел после них».[ Это приводится со слов Умара, ибн Масуда, Халида ибн Валида, Абу Саида Худри, Абу Хурайры ибн Аббаса, Мухаммада ибн Сирина и других ]. И достаточно того, что Умар бил своей палкой тех, кто совершал намазы после аср намаза. Некоторые ученые, как ибн Мунзир, что в эти времена намазы совершать можно. Он привел хадисы, в которых сказано о запрете совершения намазов в эти времена. Но он приводит хадис: «Не совершайте намазы после асра, и совершайте, пока солнце высоко». Есть мнение, что после утреннего намаза совершать нельзя, а после асра можно. Из-за множества противоречивых хадисов ученые выбрали разные пути принятия или не принятия. Все это исходя из путей выхода из подобных ситуаций в науке «Усулуль-фикх». Ученые ханафисткого мазхаба увидев в одних хадисах запрет, в других дозволенность, как приветствие мечети, намаз после тавафа или после омовения приняли точку зрения, что запрет сильнее дозволения и поэтому все дополнительные намазы в эти времена не совершаются. Например возьмем хадис приветствия мечети. Выходит так, если один из вас вошел в мечеть, то пусть совершит два ракаата прежде чем сядет, кроме если он вошел в запрещенные для намаза времена. Ученые шафиитского мазхаба решили объединить эти хадисы и сказали, что намазы без причины не совершаются, а намазы с причиной совершаются. И выходит, что нет намаза после совершения утреннего намаза до восхода солнца и после асра до захода солнца, кроме приветствия мечети, намаза после омовения, намаза после тавафа и других подобных намазов.

Передают со слов 'Амра ибн 'Абаса, который сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыл в Медину и я тоже приехал в Медину и зашел к нему и сказал: Сообщи мне о намазе. Он сказал: «Соверши утренний намаз, а затем не молись, пока солнце не взойдет и не поднимется, потому что оно восходит между рогами сатаны, и в это время неверующие поклоняются ему. Потом совершай намазы, потому что за ними наблюдают, и на них присутствуют. И это пока не исчезнет тень копья, в это время перестань молиться, потому что в это время разводят огонь в Геенне. Когда снова появится тень, опять совершай намазы, потому что за ними наблюдают, и на них присутствуют. И это до послеполуденного (аср намаза). Затем (после асра) воздержись от совершения намазов до захода солнца, потому что оно заходит между рогами сатаны, и в это время неверующие поклоняются ему».

Я сказал: О Пророк Аллаха! Расскажи мне об омовении. Он сказал: «Когда один из вас приближает воду и полощет рот, втягивает воду в нос высмаркивается, выходят грехи из его рта и носа. Затем когда он моет лицо, как приказал это Аллах, выходят грехи с лица с водой с краев бороды. Затем он моет руки до локтей, и выходят грехи его рук с водой с кончиков пальцев. Затем он протирает голову, и выходят грехи с головы с водой с кончиков волос. Затем он моет стопы до щиколоток, и выходят грехи его ног с водой с кончиков пальцев. Если затем он встанет и совершит намаз, как положено восхваляя и возвеличивая Аллаха и всем сердцем подчинится Аллаху, то он останется без грехов, как в день в который он был рожден матерью».[Муслим, Насаи (572), Ахмад].

«Потом совершай намазы» – после восхода солнца. Это намаз ишрак, совершаемый в начале времени духа и намаз духа который, совершается почти до зенита. Или совершай просто нафль намазы. «потому что за ними наблюдают, и на них присутствуют» – за намазами наблюдают и записывают ангелы.

И ангелы или присутствуют или будут свидетельствовать в Судный день. «Пока не исчезнет тень копья» - это в Мекке, Медине в самые длинные дни в году. В наших же краях (в России) в полдень тень есть всегда. И её необходимо учитывать при определении времени намаза. Когда арабы хотели узнать время втыкали копье в землю и смотрели на его тень.«выходят грехи» – имеются в виду маленькие грехи.

Передают со слов Курайба, да помилует его Аллах, что однажды ибн Аббас, Мисвар ибн Махрама и Абдуррахман ибн Азхар, да будет доволен ими Аллах, послали его к Аише, да будет доволен ею Аллах, велев: «Поприветствуй её от нас всех, спроси о (дополнительной молитве) в два ракаата, совершаемой после послеполуденной молитвы». Я зашел к ней и передал ей то ради чего меня отправили. Она сказала мне: «Спроси Умму Саляма». Я вернулся к ним, но они отправили меня к Умму Саляме. Умму Саляма сказала: «Я слышала как Посланник Аллаха запрещал совершать их, но затем я увидела, как он совершил их и зашел. Я послала к нему рабыню и сказала ей: скажи ему: Умму Саляма говорит: О Посланник Аллаха! Я слышала ты запрещаешь совершать эти два ракаата и я видела, как ты совершал их». Он ответил: «О дочь Абу Умаййи, ты спросила о совершении двух ракаатов после послеполуденной молитвы. Ко мне пришли люди из племени абдулькайс, которые отвлекли меня от совершения двух ракаатов, которые совершаются после полуденной молитвы, это те два ракаата».[Бухари (1233), Муслим, Абу Дауд (1273), Маджа (1159), Дарими (1436), Ахмад].Курайб – это Курайб ибн Абу Муслим вольноотпущенник ибн Аббаса.

Шафии извлек из хадиса, что возмещение сунны намаза так же является сунной. Также Шафии сказал, что намазы имеющие причину для совершения дозволено совершать после асра до захода солнца. Сказал Мулла Али Кари: внешне хадис указывает на то, что это является особенностью Посланника Аллаха, так как он запрещал совершать намазы после аср намаза.Приводится в хадисе Аишы, что Пророк совершал их постоянно.Тахави упомянул хадис Умму Саляма, которая сказала: «О Посланник Аллаха! Можно ли нам возмещать их если мы пропустим?». Он сказал: «Нет».Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не забывал совершать два ракаата ни тайно, ни открыто (т.е. ни дома и ни при людях): два ракаата перед утренней молитвой и два ракаата после послеполуденного намаза» [Бухари, 592].Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, находясь у меня, никогда не оставлял два ракаата после послеполуденного намаза (аср)» [Бухари, 591].Некоторые ученые сказали, что это два ракаата, которые упоминаются в хадисе Умму Саляма, то есть возмещение сунны полуденного намаза.Что же касается ибн Аббаса, то он сказал: «А я вместе с Умаром ибн Хаттабом не раз бил людей за то, что они совершали её».Некоторые учёные сказали, что эти два ракаата после асра касаются только Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как об этом говорили ибн Аббас, и Умар, да будет доволен ими Аллах.И поэтому предпочтительным мнением является не читать два ракаата после асра, из-за общего запрета на чтение добровольных намазов после этого намаза (асра).Однако существует разногласие в этом вопросе ещё со времён сподвижников, и как сказали учёные не надо раздувать из-за этого конфликты и вражду между мусульманами.И как сказал имам Ахмад ибн Ханбаль, как об этом передал ибн Абдульбарр в книге «ат-Тамхид», да смилуется над ними Аллах: «Мы не совершаем этот намаз и не порицаем совершающих его».

Передают со слов Мухаммада ибн Ибрахима, со слов Кайса ибн Амра, который сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел одного человека совершающего двух ракаатный намаз после утреннего намаза и сказал: «Утренний намаз два ракаата, два ракаата». Человек сказал: «Я не совершил два ракаата (сунны) до утреннего намаза и поэтому совершил их сейчас». И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, промолчал.[Абу Дауд (1267), Тирмизи привел подобный хадис и сказал: иснад этого хадиса прерванный, так как Мухаммад ибн Ибрахим не слышал (хадисы) со слов Кайса ибн Амра ].В «Шарху сунны» и экземплярах «Масабих» сказано со слов Кайса ибн Кахда.Мухаммад ибн Ибрахим – из числа табиинов (умер в 120 году по хиджре).Кайс ибн Амр – сподвижник из числа ансар.«Утренний намаз два ракаата, два ракаата». Имеется два объяснения эти словам.

  1. Два ракаата сунны и два ракаата фарда. Это мнение выбрал Мулла Али Кари.
  2. Ты совершаешь двух ракаатный намаз после утреннего намаза, хотя ты знаешь, что после него нет намазов. Это мнение выбрали Тыби и ибн Хаджар.

-Шафии разрешил совершать сунну утреннего намаза тому, кто не успел совершить её до фарда.Мухаммад ибн Хасан, ученик Абу Ханифы сказал, что можно восполнять после восхода солнца.Абу Ханифа и Абу Юсуф сказали, что сунна утреннего намаза не восполняется, если была пропущена одна. Если же человек проспал утренний намаз, то сунна совершается с фардом, но только до полудня, После полудня совершается только фард без сунны.Также можно совершить сунну совершаемую до полуденного (зухр) намаза после фарда.Имеется разногласие, что совершать сначала: два ракаата или четыре.Сказал Мулла Али Кари: правильнее сначала совершить два ракаата сунны, затем четыре, как это приводится в сборнике ибн Маджа (1158) и это мнение избрал ибн Хумам.Сказал ибн Малик: молчание Посланника Аллаха указывает на то, что дозволено совершать сунну утреннего намаза после фарда тем, кто не успел совершить её до фарда. Это мнение Шафии.Синди в комментариях к ибн Маджа сказал: это указывает на то, что дозволено совершить сунну утреннего намаза после фарда тому, кто не успел совершить её до него.Ибн Умар возмещал сунну после фарда. И этого придерживались Ата, Тавус и ибн Джурейдж.Совершается после восхода солнца. Это мнение Аузаи, Шафии, Ахмада ибн Ханбаля и Исхака ибн Рахавейха.Сказал Малик: совершает во время духа, и не совершает после полудня.Сказал Мулла Али Кари: хадис слабый и не может быть доводом.Так как Мухаммад ибн Ибрахим не слышал хадисы со слов Кайса ибн Амра.Также есть разногласие Кайс ибн Амр или Кайс ибн Кахд.Но как сказал Мубаракфури в «Миргат мафатих» у хадиса есть другой достоверный иснад, который приводится в сборниках ибн Хузеймы, ибн Хиббана и Даракутни.Также среди ученых есть разногласие с какого момента начинается время в которые совершать намазы нежелательно: с начала времени утреннего и послеполуденного намаза или после их совершения. В ханафитском мазхабе после наступления времени утреннего намаза совершается только сунна утреннего намаза, остальные дополнительные намазы совершать нежелательно. В асре нежелательно совершать только после совершения фард намаза. На это указывает хадис Амра ибн Абаса.

О совершении двух рак’атов после молитвы ‘аср

Следует отметить, что споры относительно совершения добровольной молитвы после молитвы ‘аср были еще со времен сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха), а также после них среди имамов всех мазхабов. По этому вопросу было высказано множество мнений.

С соизволения Аллаха приведем самые аргументированные мнения на данную тему, дабы нам стала эта тема более ясной.

Одна группа ученых считала, что добро вольную молитву после ‘асра совершать нельзя однозначно. При этом эти ученые опирались на хадисы, в которых запрещается совершать добровольные молитвы во время восхода, и захода солнца.

‘Укъба ибн ‘Амир рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал нам совершать молитвы и хоронить наших покойников в течение трех периодов: во время восхода солнца, пока оно не поднимется (над горизонтом); в полдень, пока солнце не начнет двигаться к закату; и во время заката солнца, пока оно не зайдет”. Муслим 831.

Однажды Му’ауия сказал людям, совершавшим молитву после ‘асра: “Поистине, вы совершаете одну молитву, однако мы не видели, чтобы совершал ее посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в обществе которого мы находились, ибо он запретил эту молитву!", - имея в виду совершение молитвы в два рак’ата после молитвы 'acр”. Аль-Бухари 587. Ибн ‘Аббас говорил: “Мы не раз били с ‘Умаром за совершение двух рак’атов после ‘асра!” аль-Бухари 1233, Муслим 834.

Другие ученые сказали, что после ‘асра можно совершать два рак’ата, совершаемые после обеденной молитвы (зухр), если человек пропустил их по причине. При этом они опирались на следующий хадис: Курайб рассказывал, что однажды Ибн ‘Аббас, аль-Мисуар ибн Махрама и ‘Абдур-Рахман ибн Азхар послали его к ‘Аише, велев: «Поприветствуй ее от нас всех, спроси о молитве в два раката, совершаемой после послеполуденной молитвы, и скажи ей следующее: “Нам сообщили, что ты совершаешь эту молитву, однако до нас дошло и то, что пророк запретил ее совершать!”»

Что же касается Ибн ‘Аббаса, то он сказал: “Мы не раз били с ‘Умаром за совершение двух рак’атов после ‘асра!” Курайб сказал: “Придя к ‘Аише, я передал ей все то, зачем меня к ней посылали, но она сказала: “Спроси об этом Умм Саляму”. Тогда я вернулся к ним, передал ее слова и они отправили меня к Умм Саляме, велев спросить у нее то же самое, о чем я спросил у ‘Аиши”. Умм Саляма же сказала: “Я слышала, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) запрещал совершать эту молитву, но потом увидела, как, зайдя ко мне, он сам стал совершать ее после молитвы ‘аср. В это время у меня находились женщины из числа ансаров, принадлежавшие к племени бану Харам, и я послала к нему рабыню, велев ей, чтобы она стала рядом с ним и сказала ему: «О посланник Аллаха, Умм Саляма говорит тебе: “Я слышала, как ты запрещал совершать эти два рак’ата, но вижу, что сам ты делаешь это”». Закончив совершать молитву, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О дочь Абу Умайи, ты спросила о совершении двух рак’атов после послеполуденной молитвы. Дело в том, что ко мне пришли люди из племени ‘Абдуль-Къайс, которые отвлекли меня от совершения двух рак’атов, которые я совершаю после полуденной молитвы, и поэтому эти два рак’ата я совершил сейчас»”. аль-Бухари 1233, Муслим 834.

Другие ученые сказали, что возмещение обеденной (зухр) добровольной молитвы было особенностью только пророка (мир ему и благословение Аллаха), и никого больше.

При этом они опирались на следующую добавку к вышеприведенному хадису, которая приводится в некоторых версиях этого хадиса:

Умм Саляма спросила: “О посланник Аллаха, а нам возмещать эту молитву?” На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Нет!» Ахмад 6/315, ат-Тахауи 1/180.

Однако ученые разошлись относительно достоверности этой версии хадиса. О том, что эта версия хадиса является слабой, говорили многие имамы, среди которых аль-Байхакъи, Ибн Хазм, аль-Мубаракфури и аль-Альбани. См. “аль-Ма’рифа” 3/437, “аль-Мухалля” 2/271, “Тухфатуль-ахуази” 1/545, “ас-Сильсиля ад-Да’ифа” 946.

Эти ученые сказали, что причина слабости этой версии хадиса в следующем:

1. В этом хадисе иснад прерывается, поскольку передатчик Закуан не слышал от ‘Аиши.

2. Эта версия является отклоненной (шазза), даже если и достоверна, поскольку большинство передатчиков передали этот хадис без данной добавки.

Другие же ученые сказали, что возмещение добровольной обеденной Сунны пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал всего один раз, и больше этого не повторял. В довод они приводили следующий хадис:

Ибн ‘Аббас говорил: “Поистине, пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил два рак’ата после ‘асра по причине того, что ему прислали деньги, и он был занят, по причине чего не совершил два рак’ата после обеденной молитвы (зурх). Он совершил их после ‘асра и больше этого не делал!” ат-Тирмизи 184, Ибн Хиббан 1575.

Однако относительно достоверности этого хадиса есть сомнение, поскольку передатчик этого хадиса Джарир, передал его от ‘Ата ибн ас-Саиба после того, как он стал путаться, о чем говорил хафиз Ибн Хаджар в “аль-Фатх”. И шейх аль-Альбани назвал этот хадис слабым.

Но передается также от Умм Салямы, что она сказала: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал два рак’ата до ‘асра, но однажды его отвлекли от них и он совершил их после захода солнца. Однако я не видела ни до, ни после этого, чтобы он совершал их”. ан-Насаи 581. Шейх аль-Альбани назвал иснад хадиса хорошим.

Имам ан-Науауи сказал: “Внешне этот хадис указывает на то, что под двумя рак’атами идет речь о Сунне двух рак’атов до молитвы ‘аср. Но Къады Ийяд сказал: «Следует отнести эти два рак’ата к Сунне обеденной (зухр) молитвы, как это передавалось в другом хадисе Умм Салямы, чтобы совместить оба хадиса. И добровольная обеденная молитва может именоваться как "молитва до ‘асра!»” См. “Шарх Сахих Муслим” 6/122.

И наконец, группа ученых говорила, что совершение двух добровольных рак’атов после ‘асра является Сунной, но при условии, чтобы эти два рак’ата совершались сразу же после молитвы ‘аср, пока солнце еще стоит высоко и не склонится к закату. И речь идет об отдельной Сунне, связанной с молитвой ‘аср, а не возмещении какой-либо определенной добровольной молитвы.

Это мнение является самым лучшим по нескольким причинам:

Во-первых, указанием на это является свидетельство ‘Аиши, которая рассказывала: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) никогда не оставлял совершение двух рак’атов ни тайно, ни открыто: два рак’ата перед утренней молитвой и два рак’ата после молитвы ‘аср!” аль-Бухари 592, Муслим 2/211.

Ибн Мунташир рассказывал, что его отец совершал после ‘асра два рак’ата, а когда его спросили об этом, он сказал: “Я не совершал бы их, если бы не видел, как Масрукъ совершал эту молитву, а он был достойным доверия. Однако я спросил об этом и ‘Аишу, и она сказала: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не оставлял никогда совершение двух рак’атов до утренней (фаджр) молитвы и совершение двух рак’атов после молитвы ‘аср!»” Ибн Абу Шайба 2/352. Иснад достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2920.

И таких утверждений от ‘Аиши передается много.

Поэтому «утверждению отдается предпочтение перед отрицанием», как гласит об этом важное шариатское правило! Поскольку утверждение – это знание, тогда как отрицание – это отсутствие знания.

А что касается того, почему некоторые сподвижники не знали об этой Сунне, то причину этого разъяснила ‘Аиша, сказавшая: “Клянусь Тем, Кто забрал пророка (мир ему и благословение Алла-ха) к Себе, он никогда не оставлял совершение двух рак’атов после ‘асра до тех пор, пока не встретил Аллаха. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) всегда совершал эти два рак’ата дома, никогда не делая этого в мечети, опасаясь того, что это будет слишком тяжело для его общины, а он любил облегчать для своей уммы”. аль-Бухари 590.

Во-вторых, мнение первой группы ученых, которые запрещали совершать добровольные молитвы после молитвы ‘аср до захода солнца, а также и в другие порицаемые промежутки времени, является весьма сильным, ведь важное шариатское правило гласит: «Запрещенному отдается предпочтение перед велением». Но есть одно но! Хадисы, в которых идет речь о запрете совершать добровольные молитвы во время захода солнца, являются обобщенными, тогда как в других хадисах указывается, что запрет касается непосредственно того времени, когда солнце уже близко к закату! От Ибн ‘Умара сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если край солнца покажется над горизонтом, отложите молитву, пока оно не поднимется над горизонтом полностью, и если край солнца скроется за горизонтом, отложите молитву, пока солнце полностью не зайдет за горизонт!» аль-Бухари 583.

‘Али ибн Абу Талиб говорил: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал совершать молитву после ‘асра, если только солнце еще не стояло высоко, и было белым!” Ахмад 1/130, Абу Дауд 1274, ан-Насаи 2/280. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-‘Иракъи, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани.

Поэтому те хадисы являются обобщенными, а эти конкретизирующими, на основании которых становится ясно, что запрещено совершать добровольные молитвы непосредственно во время заката солнца. Доказательство этому также и слова Биляля, который говорил: “Совершение молитвы не было запрещено, кроме как непосредственно во время захода солнца!” Ибн Хазм 3/14. Иснад достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1/390.

Таким образом, эти хадисы ясно указывают на то, что добровольные молитвы после ‘асра совершать запрещалось непосредственно во время захода солнца, когда оно уже становится красного цвета. А что касается того периода, когда оно еще высоко, то нет никакого запрета на совершение добровольных молитв в это время. Поэтому передается, что сам передатчик упомянутого хадиса – ‘Али ибн Абу Талиб, совершал два рак’ата после ‘асра, как об этом передал ‘Асым ибн Дамра. аль-Байхакъи 2/458.

В-третьих, то, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб бил людей, совершавших молитву после ‘асра, являлось следствием его иджтихада. Имам Ибн Хазм сказал: “Некоторые говорят: «‘Умар бил людей за молитву после ‘асра, а также и Ибн ‘Аббас вместе с ним!» Мы говорим на это: «Нет довода в поступке кого-либо, кроме посланника (мир ему и благословение Аллаха), ни ‘Умара, ни кого-либо иного! Наоборот, поступки пророка (мир ему и благословение Аллаха) являются доводом, как для ‘Умара, так и для других. И известно, что ‘Умару в этом противоречили многие сподвижники!»” См. “аль-Мухалля” 2/272.

Причину такого поступка ‘Умара разъяснила ‘Аиша. Сын Шурайха рассказывал, что его отец однажды спросил ‘Аишу: “Как совершал молитву пророк (мир ему и благословение Аллаха)?” Когда же она упомянула о двух рак’атах после ‘асра, он сказала: “Но ведь ‘Умар бил за это?!” Она сказала: «‘Умар сам совершал эти два рак’ата, и знал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) тоже их совершал.

Однако твой народ очень религиозный, и когда они совершали обеденную молитву (зухр), то совершали добровольные молитвы между зухром и ‘асром. А когда совершали ‘аср, совершали добровольные молитвы между ‘асром и магърибом. И поэтому ‘Умар их бил, и поступал правильно!» ас-Сирадж в “аль-Муснад” 1/132. Иснад достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 6/1013.

Также ас-Саиб рассказывал: “Однажды, когда ‘Умар был халифом, он увидел, как Зайд ибн Халид аль-Джухани совершает два рак’ата после ‘асра. Тогда ‘Умар подошел к нему и ударил его плетью, однако Зайд так и не перестал совершать эту молитву. Когда же он закончил молитву, он сказал: «Бей, о амир правоверных, я клянусь Аллахом, все равно никогда не оставлю совершение этой молитвы, после того, как я видел, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал ее!» ‘Умар сел к нему и сказал: «О Зайд ибн Халид! Если бы я не опасался того, что люди станут молиться вплоть до вечера, я не бил бы их за это!»” Ахмад, ат-Табарани. Хафиз аль-Хайсами назвал иснад хорошим. См. “Маджма’у-ззауаид” 2/223.

Таким образом, ‘Умар поступал так, чтобы перекрыть пути, ведущие к порицаемому и запретному поступку.

На основании сказанного следует, что совершение двух рак’атов добровольной молитвы непосредственно сразу после молитвы ‘аср, является установленной Сунной, которую совершал пророк (мир ему и благословение Аллаха), многие сподвижники и их последователи (таби’ун). Сын Таууса рассказывал со слов своего отца: “Абу Айюб аль-Ансари всегда совершал два рак’ата после ‘асра до правления ‘Умара. Когда же халифом стал ‘Умар, Абу Айюб перестал их совершать. А после смерти ‘Умра он вновь стал их совершать, и когда его спросили об этом, он сказал: «Поистине, ‘Умар бил за совершение этой молитвы!» И сын Таууса сказал: «И мой отец (Тауус) никогда не оставлял совершение этой молитвы!»” ‘Абдур-Раззакъ 2/334. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

Совершение этих двух рак’атов передается от многих сподвижников, среди которых ‘Аиша, ‘Али ибн Абу Талиб, Абу ад-Дарда, Ибн ‘Умар, ‘Абдуллах ибн аз-Зубайир, Абу Айюб аль-Ансари, Зайд ибн Халид, Абу Бурда ибн Абу Муса и др. А также oт многих последователей (таби’ун), среди которых Са’ид ибн аль-Мусайиб, Абу Ша’са, Хамад ибн Саляма, ‘Амр ибн Маймун, аль-Асуад ибн Язид, Абу Уаиль и др., что приводят с достоверными иснадами Ибн Абу Шайба, ‘Абдур-Раззакъ и др. См. “аль-Мухалля” 2/272-283, “Шарх Сунан ан-Насаи” 7/365-372.

Таким образом, на основании всего изложенного становится ясно, что следует оживлять эту забытую Сунну, о которой многие мусульмане не имеют знания, а некоторые из них считают это даже нововведением.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Тот, кто оживит мою Сунну, которую умертвили люди после меня, получит награду подобную тем, кто будет совершать эту Сунну, что не уменьшит их собственной награды! А тот, кто внесет нововведение, которое будут совершать люди, понесет на себе бремя этого, что не уменьшит и бремени тех, кто совершал это нововведение!» Ибн Маджах 209, ат-Тирмизи 2677. Этот хадис имеет несколько путей передач, усиливающих друг друга. И его достоверность подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам аль-Багъауи, шейх Ибн Хаджар аль-Хайтами и шейх аль-Альбани. См. “Джами’ ат-Тирмизи” 3/128, “Шарху-Ссунна” 1/198, “аз-Зауаджир” 1/98, “Сахих Сунан Ибн Маджах”.

Уа-Ллаху алям!