Заговор феминизма и призывающих к "свободе" женщины
Хвала Аллаху Господу миров!
Не унижай себя о мусульманка!
Не унижай себя слушая их речи, следуя их действиям и выполнением их идей. Не ведись на их хитрые уловки.
Ты знаешь кого я имею ввиду..?
Они твои недруги, недруги этой религии, которые измыслили заговор за заговором, чтобы вывести тебя из твоего дома в общество мужчин, и это у них получилось.
Затем, они измыслили заговор, чтобы снять с тебя твое покрывало, чтобы ты пошла против здравого естества, и ты ответила им, став игрушкой в их руках ..
Затем, они измыслили заговор, чтобы побудить тебя на танцы, плавание, выступление на сценах. Твои фотографии появляются в эфирах телевизора, тебя с ног до головы обсматривает каждый, кому не лень.
Затем, они измыслили заговор, чтобы приукрасить тебе, разного рода дьявольские виды украшений, и ты стала мешком набитым силиконом и химией с надутыми губами.
Ты ответила на зов дьявола, когда он поклялся Аллаху, что он непременно изменит творение Аллаха.
Женщины стали следовать указаниям Иблиса [кроме тех, кого помиловал Аллах], а их мужчины стали безревностными ослами.
Затем они измыслили заговор, чтобы ты работала в местах, где не подобает женщине работать.
Они сделали тебя дешевым товаром, излагая красивые речи, как: «равенство», «свобода», «демократия», за которыми скрывается лишь фальшь.
Они сказали о тебе: Звезда, талантливая, одаренная и т.п, чтобы этими словами обмануть тебя.
Они лишь направили на тебя лучи фонарей, чтобы насладиться твоим телом и голосом.
Они не успокоятся, пока ты не будешь совокупляться прямо на улице, подобно собакам.
Беги от них, спасайся, пока не поздно, как ты бежишь от дикого зверя. Спасай свою религию и свою честь.
Что такое исламский феминизм и как выглядит непатриархальный ислам?
Ислам и феминизм считаются несовместимыми вещами. Многие полагают, что ислам поощряет притеснение женщин. Тут же в умах людей предстают картины, в которых девушек насильно выдают замуж, не дают им учиться и работать, прячут в четырёх стенах и заставляют целыми днями прислуживать семье мужа. Западные феминистки считают, что угнетённых мусульманок нужно спасать, а под спасением понимают избавление от догм ислама.
Действительно ли ислам и феминизм противоречат друг другу?
Истоки исламского феминизма
Об исламском феминизме заговорили в конце 80-х годов прошлого столетия. Но истоки его, по мнению феминисток, можно найти в священных писаниях.
До появления ислама, в т.н. период Джахилии, у арабских народов существовала страшная практика заживо хоронить новорождённых девочек. Считалось, что от дочки нет никакой пользы — она не сможет работать и обеспечивать семью, поэтому родители не хотели «тянуть обузу».
С появлением ислама в VII веке положение женщин улучшилось. Коран запретил убийство новорождённых девочек, а пророк призывал относиться к дочкам с любовью, называя их появление на свет благословением.
В исламском обществе произошли реформы в области прав женщин. Ислам запретил выдавать девушек замуж без их согласия, мусульманки получили право на образование, развод, на наследование (хотя ранее такой привилегией обладали только родственники мужского пола) и др. Таким образом Коран ещё 1400 лет назад дал мусульманкам права, за которые суфражистки стали бороться гораздо позже.
Суть движения
Несмотря на священное Писание, права женщин в некоторых странах нарушаются на протяжении нескольких веков. Феминистки-мусульманки с таким положением дел не согласны. Активистки уверены, что проблемы с правами мусульманок возникли из-за неправильного патриархального толкования религии.
Исламские юридические школы, богословские труды и сам шариат формировались в эпоху укрепления патриархата. Именно поэтому суры и аяты из Корана стали переводить и толковать на свой лад — чтобы подстроиться под существовавшие в то время устои.
Суть исламского феминизма — сломать стереотип о гендерном неравенстве в исламской религии и показать, что угнетённое положение женщин связано не с предписаниями Корана, а с неправильной интерпретацией его тезисов.
Непатриархальная версия ислама
Сторонницы исламского феминизма говорят, что у Аллаха нет пола, а значит перед ним все равны: и мужчины, и женщины. Поэтому недопустимо, чтобы кто-то обладал большими правами, используя их по своему усмотрению.
В исламском феминизме большое внимание уделяется вопросу насилия, в частности домашнего. Темой для вечных споров служит интерпретация 34-го аята из суры Ан-Ниса (Женщины), в котором говорится, что муж якобы имеет право ударить жену.
«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха. А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и ударяйте. Если же они будут покорны вам, то не ищите пути против них. Воистину, Аллах — Возвышенный, Большой».
Слово «ударяйте», которое в этом аяте переведено именно так (а в некоторых источниках даже как «избивать»), в остальных аятах переводится как «приводить притчи» или «давать ясное наставление».
Имамы Рагиб Исфахани и Махмуд аз-Замахшари не согласились с несоответствием перевода и интерпретировали аят иначе: «… А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и приводите им притчу (либо делайте ясное наставление)».
Феминистки выступают и против практики женского обрезания, опираясь на мнения учёных, что хадисы о предписанности женского обрезания выдуманные.
Сама традиция женского обрезания возникла ещё в доисламское время в Древнем Египте и связана с местными обычаями, а не с религией. Хотя позже этот обряд распространился именно в исламских странах.
Феминистки считают, что практика женского обрезания противоречит нормам ислама, поскольку религия запрещает наносить человеку вред в любой форме. Кроме того, ислам защищает право женщины на получение наслаждения от супружеской жизни, призывая мужа-мусульманина доставлять жене сексуальное удовольствие.
Однако несмотря на то, что большинство учёных в настоящее время выступают против подобной практики, в ряде стран она по-прежнему остаётся распространённой.
Исламские феминистки, в числе которых Амина Вадуд, настаивают и на равенстве в мечети. В некоторых странах женщинам запрещено посещать мечети, а если для них и имеются специально отведённые молитвенные комнаты, те зачастую маленькие и душные.
Первая женщина-имам Амина Вадуд, впервые прочла пятничную проповедь перед смешанной паствой в 2004 году в Нью-Йорке.
«Ничто в Коране не запрещает подобных богослужений, — заявила Вадуд, — Проведённое мною богословское исследование сути ислама указывает на необходимость отхода от традиции, ограничивающей возможности женщины выступать в роли проповедника».
Хиджаб — символ угнетённой женщины или феминистский жест?
Что касается традиционной женской одежды для мусульманок, то проблема намного глубже и серьёзнее. Часть мусульманских феминисток придерживается взгляда, что ношение хиджаба подавляет их волю, поэтому они борются за возможность не носить подобную одежду.
В то же время в определённых государствах существует ограничение на появление в хиджабе в государственных учреждениях и учебных заведениях. Мусульманкам, предпочитающим хиджаб, тоже приходится отстаивать право на собственный выбор.
Запрет со стороны государства на ношение женщинами хиджаба может привести к проблемам: мужчины могут запретить жёнам выходить из дома, а дочкам — посещать школу.
По вопросу о ношении хиджаба ведущая исламская феминистка Амина Вадуд отмечает, что в Аравии VII веке женщины из богатых и могущественных племён ходили с вуалью. Это было необходимо, чтобы защититься от нежелательного внимания и приставания со стороны мужчин. Покрывало (джилбаб), о котором говорится в приведённом аяте, служило своего рода способом возвышения мусульманок.
«О Пророк! Скажи твоим жёнам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя свои покрывала (вне дома). Их будут легче узнавать (таковыми) и не подвергнут оскорблениям. Аллах- Прощающий, Милосердный» (33:59).
Но можно ли заявить с уверенностью, что речь в данном аяте идёт именно о закрывающем волосы хиджабе? Как отмечают некоторые исламские феминистки, о джилбабе достоверно известно лишь то, что он позволял закрыть грудь.
Существуют и противоположные взгляды на ношение хиджаба. По мнению журналистки Ханны Юсуф, хиджаб может быть и феминистским жестом: в своём популярном видео она объясняет, что хиджаб — это способ выступить против культуры насилия. Желание скрыть свою красоту от посторонних — это своего рода ответ миру, в котором тело женщины сексуализируют и воспринимают как товар.
Сторонниц исламского феминизма всё больше
Антрополог, режиссёр и специалист по исламскому праву Зиба Мир-Хоссейни называет исламский феминизм «незаконным ребёнком» политического ислама.
Во второй половине ХХ века движение привлекло внимание мирового сообщества и стало самой заметной силой во время событий «арабской весны». Тогда интеллектуалы и активисты из ряда мусульманских стран заявили, что идеи гендерного равенства заложены в священных текстах мусульман.
Несмотря на предубеждения, что ислам и феминизм несовместимы и что выбор одного предполагает собой отказ от другого, новые «непатриархальные» интерпретации Корана привлекают всё больше сторонниц среди мусульманок.
Мусульманские феминистки уверены, что Коран много веков назад предоставил им права, которых они лишились вследствие неправильной интерпретации основ религии. И сегодня женщины борются за них, опираясь на религиозные тексты.
Материал создан при технической поддержке Представительства IWPR в Центральной Азии в рамках менторской программы проекта «Развитие новых медиа и цифровой журналистики» редакцией Nemolchi.UZ
Содержание данного материала, взгляды, мнения и их интерпретация принадлежат автору/-ам и могут не отражать официальную позицию IWPR.
Самрин Мамедова
К чему ведет «исламский феминизм»?
Одна из ведущих мусульманских феминисток однажды написала, что мусульманам нужно чувствовать себя комфортно, говоря «нет» Корану. И в этот момент, думаю, настало время для мусульман сказать феминизму «нет» и чувствовать себя комфортно.
Я встретил свою жену, когда мы оба были студентами в Гарварде. Мы оба считали себя феминистами по молодости, так как видели на собственном опыте и часто слышали от окружения об ужасах домашнего насилия в отношении женщин. Мы оба очень хотели бороться с этим угнетением и помогать женщинам уберечься от травм, будь то травмы эмоциональные или физические. Мы оба стремились к миру, в котором женщины и девочки могли бы рассчитывать на уважение, доброту, любовь, поддержку и полный перечень прав, которые заслуживают все люди. И мы до сих пор думаем так же. И до сих пор этого хотим.
Тогда нам казалось, что в феминизме спасение мира. Но с каждым годом мы убеждались, что феминизм – далеко не решение. И даже более, феминизм – это предпосылка к другой, гораздо более серьезной проблеме. В действительности в этой идее очень много проблем.
Изначально феминизм зарождался как антирелигиозное, антисемейное движение. Это не просто «всего лишь одна сторона феминизма», не совместимая с верой мусульман. Как бы ни было трудно признать сей факт некоторым мусульманам, это сама основа феминизма, не совместимая с Исламской верой. Чтобы понять, просто прочитайте статьи всех самых известных феминистских теоретиков за всю историю этой идеи – от «первой волны» феминизма до самой «третьей волны», и вы увидите, что этот вывод неоспорим. Ниже приведем примеры.
Мусульманам важно понимать суть феминизма, потому что многие из них сегодня считают себя частью этого движения и, чаще всего, причины у них те же, что были и у нас с женой в свое время. Это опасно, потому как выясняется, что идеи феминизма угрожают мусульманской вере. Между Исламом и феминизмом существуют конфликты как поверхностного уровня, так и более глубокие. Мы согласны с тем, что необходимо тщательно детализировать проблемы феминизма, но в случае с мусульманами достаточно спросить себя: почему так много мусульманских феминисток в конечном итоге выходят из Ислама?
Цифры
Женщины, которые идентифицируют себя феминистками, гораздо менее склонны к религиозности, чем обычное женское население.[1] В общей численности около 7 из 10 женщин говорят, что они связаны с определенной религией как, например: иудаизм, христианство, Ислам и так далее. Однако среди женщин-феминисток только 1 из 10 сообщают о такой принадлежности[2].
Но указывает ли это на тенденцию среди женщин оставлять веру из-за феминизма? Да, и это подтверждает другая статистика. Например, в период с 1993 по 2013 год число нерелигиозных женщин в США утроилось[3]. Процент нерелигиозного населения в этот период в целом увеличился, но особенно важно то, что рост числа именно нерелигиозных женщин опережал общий процент. В 1993 году 16% атеистов и агностиков были женщинами, но в течение последующих 20 лет это число почти утроилось до 43%[4].
Аналитики утверждают, что скачки нерелигиозности связаны с распространением феминистской и светской идеологий через средства массовой информации и интернет[5].
Статистику в сторону, взглянем на тенденции в мусульманском сообществе: женщины и мужчины, оставившие ислам, открыто пишут о том, что привело к их отступничеству, и нам даже не нужно размышлять о причинах.[6] Они прямо заявляют: Ислам, Коран и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, являются символами патриархата и угнетения. Иными словами, ислам не феминистский, поэтому как феминистка может быть мусульманкой?
Путь к пропасти
Сейчас мусульманки, называющие себя феминистками, будут отрицать, что их феминизм ведет к вероотступничеству. Тут я хочу пояснить: я не утверждаю, что каждая мусульманка, считающая себя феминисткой, в конечном итоге выйдет из Ислама. Повторяю: я не утверждаю, что каждая мусульманка, считающая себя феминисткой, в конечном итоге выйдет из Ислама.
Не каждый плавающий на пляже с акулами станет их жертвой, но шанс ею стать, всё же, велик. Более сильные пловцы поранятся, но выберутся из воды живыми, тогда как все остальные обречены стать обедом для акул.
Феминизм поглотил целые ряды мусульманской общины. Если мы заботимся об имане в целом и имане следующего поколения в частности, мы больше не можем позволить себе игнорировать эту динамику.
Чтобы решить проблему, сначала нужно признать, что проблема существует. Потому как именно на этом месте я столкнулся с разочарованием. Мусульманская община, особенно в США, не хочет признавать, что феминизм вреден и представляет прямую угрозу вере. А некоторые организации и вовсе политизированы до такой степени, что их активисты яростно нападают на всех, кто недостаточно строго придерживается партийной линии.
Но, как бы это ни было неудобно, мы должны противостоять этой опасности. Настало время заговорить о феминизме, и религиозные лидеры, имамы и ученые должны уже начать называть лопату лопатой. Ставки слишком высоки, и результат феминистской заразы не заставит себя ждать. Лет через десять или, может быть, даже пять, когда мы оглянемся назад и задумаемся о том, что именно пошло не так, будет слишком поздно. Действовать надо уже сейчас.
Цель моей статьи в том, чтобы обосновать, что феминизм – это прямой путь к отступничеству. Я надеюсь, что мусульмане, обнаружившие себя на этом пути, поймут это и найдут в себе смелость остановиться, пересмотреть свои взгляды, соотнести их со своей верой, как много лет тому назад это сделали мы с моей супругой.
Без дальнейших церемоний, вот вам феминистский путь мусульман к вероотступничеству.
Этап 1
Все начинается с вполне уместного возмущения тем, как некоторые мусульманские мужчины относятся к мусульманским женщинам. В нашем сообществе все ещё имеет место домашнее насилие, представленное огромной разновидностью физического и эмоционального угнетения. Существуют мусульманские учреждения и специальные организации при мечетях, которые игнорируют потребности и проблемы женщин. В некоторых культурах исламского мира девочки становятся жертвами уголовно-несправедливых двойных стандартов, которые априори выгодны для мальчиков. И особенно ужасно, что порой ответственные стороны по эгоистичности и невежеству пытаются оправдать свое открытое пренебрежение или жестокое обращение с женщиной, ссылаясь на Коран или определенный хадис.
Однако решение этих проблем – не феминизм. С невежеством надо бороться с помощью исламских знаний. И это знание должны предоставлять истинные ученые («уляма»), а это именно уляма, не подверженные влиянию модернизма, либерализма и самого феминизма.
Но, к сожалению, истинное знание не всегда доступно, поэтому мусульмане (мужчины тоже) инструментом выражения своей позиции и пережитой травмы выбрали феминизм. Так мусульмане становятся на скользкий феминистский путь и начинают движение навстречу катастрофе.
Если угнетение женщин является болезнью, то исламские заповеди и этика являются естественным, «органическим», здоровым лекарством, тогда как феминизм – это жесткая токсическая химическая обработка, которая может избавить от этой болезни только путем отравления пациента, создав попутно десяток других болезней.
Как феминизм концептуализирует домашнее насилие, игнор мечетей и прочие виды ущемления прав женщин? Правильно, «Это всё патриархат!». То есть, с их точки зрения, проблема в мужчинах как социальной группе (а также в женщинах, смирившихся с патриархатом). То есть вся проблема в мужчинах, которые по своей природе стремятся доминировать над женщинами, порабощать и использовать их.
Простите, но это криминальный подход к проблеме. И именно он постепенно берет верх в сознании феминиста…
Этап 2
На первом этапе проблемы были связаны с реальными нарушениями прав женщин. На втором же этапе проблемы приобретают более абстрактный и несколько воспаленный характер.
Почему в Исламской конференции не участвуют женщины? Почему на плакате есть фотографии мужских ораторов, но для женщин-ораторов только общие значки? Почему имам-мужчина говорит про хиджаб и про то, что женщины должны носить? Почему мужчинам-мусульманам вообще есть дело до того, что носят женщины? Почему мечеть разделяет мужчин и женщин? Почему гендерная сегрегация (или иногда говорят «гендерный апартеид») остается актуальной в наши дни? Почему мусульмане-мужчины отрицают свои явные привилегии? Почему женской скромности придают такое большое значение? Как смеют мужчины даже говорить о проблемах женщин?! Как смеют мужчины даже высказываться про феминизм (и тут, как бы игнорируется, что феминизм систематически обвиняет мужчин как явление в перманентном угнетении половины населения, и можно подумать, что у обвиняемого нет прав ответить на такие серьезные заявления: что вы, это же будет «выгораживанием мужчин»!)?! и так далее и так далее.
Универсальным ответом на все подобные вопросы, конечно же, как и на первом этапе, остаётся: «Это всё патриархат!».
В отличие от первой стадии, проблемы второй стадии уже обоснованы не исламским мировоззрением и его положениями. Они определяются западным феминистским и либеральным дискурсом. Это ясно из того факта, что феминистки второго этапа начинают бороться с тем, что имеет прочную основу во всех школах исламского права, как, например: разделение полов, скромность, дресс-код, ограничение публичности женщин и взаимодействия с мужчинами без контроля махрама и так далее. Но, как правило, феминистки, дошедшие до этого этапа, невежественны в вопросах исламской юрисдикции. И когда им сообщают, что всё перечисленное – неотъемлемая часть исламского права, они переходят к третьему этапу.
Этап 3
На третьем этапе под феминистский обстрел попадает уже сама исламская наука. На втором этапе обиды были связаны с отношением современных мусульман-мужчин к женщинам. Но теперь этот гнев направлен на всех мужчин-ученых, бывших на протяжении всей истории Ислама.
И вот уже большой и страшный патриархат наших дней становится наследием сексистов прошлого. Иными словами, феминистку на данном этапе осеняет: ученые прошлого в своих суждениях мало чем отличались от современных «ученых-женоненавистников».
Если мы обратимся к книгам гигантов исламского права, то найдём их полными материала, который феминизм считает воплощением «гнусного патриархата» и женоненавистничества. По этой причине на третьем этапе очень много мусульманских женщин, объявивших войну нынешним ученым, исламским организациям и их позиции, завидев тексты книг ученых прошлого, приходят в ужас и разочаровываются в исламском учении как таковом.
С этого момента мусульманская феминистка заявляет, что отныне полагается исключительно на Коран и хадисы, потому как трактовка мужчин-ученых её не устраивает. Но и это не конец…
Этап 4
Коран 4:34; Коран 2:228; положение о свидетельстве женщин; женщина и наследование; «у женщин меньше ʼакля (разума), слабее вера…»; «большинство женщин в огне…»; «если бы я повелел кому-нибудь поклониться...» и так далее и так далее. Как мусульманская феминистка может все это принять? Как может откровение от Бога содержать не одно, не два, а тучу прямых выражений «женоненавистничества»?
И третий этап переходит незамедлительно в четвёртый:
«Ну, может быть, все это было неверно истолковано. Может быть, если мы согнемся и подвинемся и очень постараемся, мы сможем иначе объяснить этот аят или этот хадис. Возможно, мы сможем примирить откровение, которое было признано вершиной красноречия, мудрости и справедливости людьми 7-го века (и 8-го, 9-го и 10-го...) с бессвязной демагогией секулярных гендерных исследований профессоров 20 и 21 века. Может быть, ведь всё может быть! Всё возможно!».
Такое наивное отношение может сохраняться очень долго, пока не откроются все неисчислимые аяты Корана и хадисы, разящие феминизм в самое сердце. Чем больше таких шариатских текстов знает мусульманская феминистка, тем выше вероятность её перехода к Этапу 4.
Мусульманская феминистка на данном этапе осознает, что единственный способ полностью примирить феминизм с Исламом – отрицать божественность Корана и легитимность Пророческой Сунны.
О да, именно здесь находятся «мусульманки-реформаторы», которые открыто заявляют: «Мы должны сказать «нет» Корану!». Именно здесь, на этом этапе рождаются революционерки, беззастенчиво оскорбляющие пророков, мир им всем, потому что, как вы догадались, «это всё – патриархат!».
Теперь они достаточно смелые, чтобы позволить себе богохульство и пропаганду таких явлений, как: женщины, возглавляющие мужчин в молитве, брак мусульманских женщин с немусульманами, гомосексуальные браки мусульман, мусульмане-трансгендеры, прелюбодейство (зина), в общем, чем дальше, тем страшнее. Феминизм в женском сознании разрастается настолько, что вытесняет не только школы исламской науки, но вообще не оставляет места какому-либо своду законов (в данном случае – Шариату и Сунне), которые могут диктовать женщинам, как жить. И любой, кто скажет, что «это повеление Аллаха», тут же становится патриархальным угнетателем (с точки зрения феминизма, «повеление» – это в любом случае патриархальное понятие).
На данном этапе, как вы поняли, мусульманок, как бы себя эти феминистки ни называли, уже не остается. Нельзя принять все эти вещи и по-прежнему считать себя мусульманином. Когнитивный диссонанс тут достигает запредельной точки, и тот факт, что мусульманское сообщество в целом враждебно относится (и правильно делает) к богохульству и унижению символов Ислама, которые позволяют себе эти люди, сводит на нет их и без того призрачную эмоциональную связь с Исламом. А за этим неизбежен пятый этап.
Этап 5
Ментальные страдания здесь достигают апогея. И для прямого обозначения своего выхода из Ислама не требуется многого:
«Если Господь не имеет пола, то почему Он в откровении о Себе говорит не «Она», не «Оно», а «Он»? Почему первым человеком был мужчина, а не женщина? Почему большинство исторических повествований в Коране о мужчинах, а не о женщинах? Почему последним Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был мужчина, а не женщина? Почему откровение от Бога приходило к нам только через мужчин, и ни разу – через женщин?
Этот шквал сумасшедших для мусульманина вопросов приводит их к открытому куфру, то бишь к вероотступничеству. Здесь феминистки толпами срываются в пропасть:
Зачем Бог вообще создал патриархат? И разве не Господь творил порабощение женщин всего мира и насилие над ними на протяжении тысячелетий?
Единственный ответ, который может дать феминизм на подобные вопросы: «религию придумали мужчины для того, чтобы держать в подчинении женщин».
Всё. Это конец.
Опасность феминизма заключается в эффекте домино. Как только человек избирает себе позицию «это всё патриархат!», списывая на него любую несправедливость, остальное – всего лишь вопрос времени. И феминистки пятого этапа просто более честны, интеллектуальны и последовательны, чем те, что считают, что могут совместить в себе Ислам и феминизм.
Из первой волны
Читатель может спросить: «Что именно в феминизме представляет проблему?». А правда в том, что сама суть феминизма, её основа является проблемой. Здесь можно провести аналогию с расизмом. Большинство из нас признаёт, что расизм – это проблема, и расизм, направленный на людей иного цвета кожи или этнической принадлежности, не вписывается в образ верующего человека. Хотя, если углубиться немного, можно увидеть, что расизм движения Ку-клукс-клан и расизм неонацистов или альт-правых – это не совсем одно и то же. В каждой идеологии свои нюансы. Но имеют ли эти нюансы значение, когда суть расизма остается неизменной во всех этих видах?
И здесь надо уточнить, что я не считаю феминизм расистской идеологией. Я лишь отмечаю в числе прочих проблем феминизма тенденциозность кризиса веры у мусульман, принявших идеологию этого движения, и оставления ими веры вообще. Это нельзя назвать совпадением или незначительной погрешностью в статистике. Чтобы подкрепить сей вывод, я предлагаю обратить внимание на суть и происхождение феминизма на примере самых знаменитых его представителей.
С самого начала феминизм был антирелигиозным. Не будет преувеличением сказать, что все ключевые фигуры каждой волны феминизма были агрессивно-антирелигиозными.
Еще в 19 веке, когда феминизм был в зачатке и назывался «общественным движением за избирательное право женщин» («первая волна»), последователи этого движения называли традиционные конфессии не иначе как «инструментом подчинения женщин». Самые ранние феминистские идеологи считали, что религиозные институты не только способствуют ослаблению прав женщин, но и в действительности являются главным генератором и катализатором женоненавистничества. Сьюзен Б. Энтони – одна из центральных фигур общественного движения за избирательное право женщин – отметила: «Главный враг [женщины] находится за кафедрой»[7]. Энтони часто выступала против традиционной религии: «Какое же, должно быть, ужасное создание – этот их бог, увеличивающий число голодных ртов и жалеющий хлеба для их пропитания!»[8]. В частности, про саму идею организованной религии Энтони заявляла: «Я не могу себе представить, чтобы Господь Вселенной радовался тому, что я встала на колени и назвала его «великим»[9].
Еще одна ранняя феминистка «первой волны» 19 века Хелен Х. Гарднер подробно писала о «преступлениях» Библии и христианства в отношении женщин:
«Эта религия и Библия требуют от женщины всего и не дают ей ничего. Они требуют у неё поддержки и любви, но отвечают ей презрением и угнетением [...] Каждая несправедливость, когда-либо совершенная над женщинами в христианской стране, была «разрешена Библией» и утверждена кафедрой».[10]
Однако презрение Хелен Гарднер к религии не остановилось на христианстве. Она пишет в своей книге под названием «Мужчины, женщины и боги»:
«Даже если религия утверждает своё сверхчеловеческое происхождение – я считаю, что все они так и утверждают – она должна быть критически оценена человеческим разумом; и если наши самые высокие моральные принципы сталкиваются с любым из её диктатов, то отойти должны религиозные диктаты. Ибо единственное благо в любой религии – это ее мораль, а мораль не имеет ничего общего с верой. Мораль – это про благие деяния в этом мире, тогда как вера рассуждает о неизвестных величинах мира следующего. Мораль – реальная необходимость, а вера – мечты о Вечности. Мораль зависит от всеобщей эволюции, а вера – от особого «откровения», и ни одна женщина не может позволить себе принять какое-либо из «откровений», предложенных этому миру.
То, что Моисей или Конфуций, Мохаммед или Павел, Авраам или Бригам Янг утверждали, что их догма получена непосредственно от Бога, и что эти избранные люди лично с ним установили контакт, не имеют для нас никакого значения, если их учения не согласуются с нашей высокой идеей, нашей благородной целью и с нашим чистым представлением о жизни. Какие из них могут выдержать это сравнение? Ни одно «откровение», известное на сегодняшний день человеку, не может открыто заявить девятнадцатому веку: «Я соответствую вашим самым высоким достижениям; Я поддерживаю вашу наивысшую мысль; я не шокирую своими требованиями ваше чувство справедливости». Ни одно[11].
Подобную враждебность к религии можно найти практически в любых выступлениях и книгах выдающихся феминисток первой волны, одной из которых была Элизабет Кейди Стэнтон, возглавившая написание скандально известной «Женской Библии». Если бы мусульманские феминистки сегодня решили написать «Женский Коран», они бы всего лишь поравнялись с феминистками прошлого века, которые еще считались наименее экстремальными и жесткими из всех.
Итак, на первой волне антирелигиозные настроения не заканчивается. Рассмотрим так называемую «вторую волну». Идеолога, её всколыхнувшего, звали Симона де Бовуар. Вот, что она говорила о своем отношении к религии:
«Мужчины пользуются большим преимуществом в виде бога, одобряющего то, что они диктуют; Для мужчины, обладающего властью над женщинами, будет особенной удачей, если эта власть возложена на него Высшим Существом. У иудеев, мусульман, христиан и прочих, мужчина является господином по божественному праву; поэтому страх перед Господом будет подавлять в забитой женщине любой импульс к восстанию».[12]
Другая выдающаяся феминистка второй волны Глория Стейнем говорила так: «Это потрясающий подлог – если задуматься – верить во что-то взамен на жизнь после смерти. Даже корпорации со всеми их системами вознаграждения не идут на такое коварство».[13] В недавнем интервью Стейнем спросили: «В чём вы видите наибольшую на сегодня проблему феминизма?». Она ответила: «Это проблема, которую мы мало обсуждаем, - религия. Я считаю, что духовность – это одно, но религия – это просто политика в небе. И мы действительно должны больше говорить об этом, потому что наше молчание делает религию только сильнее».[14]
В третьей волне враждебность к организованной религии только усиливается, но эта враждебность принимает множество форм, в том числе «альтернативной религии» и «неноминальной духовности». Профессор Института Исследования женщин, гендера и сексуальности Сьюзан Шоу утверждает, что «патриархат является преобладающей религией планеты» по вине традиционных религиозных институтов, таких как: Церковь, Мечеть и Синагога:
«Гендерные проблемы нашего мира охватывают все религии без исключения. Нам нужна реформация, возможно революция, чтобы снести алтари мужской власти и восстановить всемирное святилище единения, равенства, справедливости, мира и любви»[15].
Радикальный идеолог феминизма и гомосексуализма Мэри Дейли считала, что религия по сути своей репрессивна по отношению к женщинам: «Женщина, требующая равенства в церкви, сопоставима темнокожему человеку, требующему это в Ку-клукс-клане»[16].
Дейли также писала в своем провокационном эссе «Sin Big (Греши по полной)»:
«Слово «sin(грех)» происходит от индоевропейского корня «es-», что означает «быть». Обнаружив эту этимологию, я интуитивно поняла, что для [человека], оказавшегося в ловушке патриархата, который в свою очередь стал религией для всей планеты, «быть» в самом полном смысле – значит «грешить»»[17].
В эссе Дейли поощряет в женщинах «мужество для совершения греха, так как греховность в религиозном смысле считается высшей формой протеста против патриархата»… «Подрыв патриархата идет рука об руку с подрывом религиозных норм. Фактически, между ними нет различия, поскольку религия является патриархатом, а патриархат – религией. Уничтожить одно – значит уничтожить другое».
Подобных реплик, которыми переполнены практически все основные книги феминистских идеологов, будет достаточно, чтобы собрать несколько томов антирелигиозной литературы. И, конечно же, мы видим богохульство, которое совершают мусульманские феминистки, вдохновленные такими выражениями (особенно на этапе 5). Человек, какой бы целостной ни была его личность, неизбежно подвергается влиянию того, кого избрал себе в наставники.
Зная про такие взгляды основателей движения феминистов и их последующих лидеров, читая их антирелигиозные лозунги, разве можно себе представить, чтобы принятие такой идеологии привело к чему-либо другому, кроме разрушения мусульманской веры?
Другой путь
Повторюсь, мы с женой считали себя феминистами до определенного момента, но, Слава Аллаху, вовремя поняли, куда ведет тропа феминизма. Тем не менее, отказ от феминизма нас не особо утешил, так как некоторые женщины как подвергались жестокой несправедливости, так и продолжили подвергаться ей. Кроме того мы размышляли: как может согласовываться с общим принципом равенства в Исламе тот факт, что для женщин и мужчин выведены разные шариатские положения? И как ответ на подобные вопросы к нам пришло осознание, что проблема на самом деле в нашем чувстве справедливости и понимании равенства. И разве есть способ поправить свое понимание лучше, чем обратиться к источнику справедливости и милосердия?
«Господь наш! Мы услышали глашатая (пророка Мухаммада), призывавшего к вере [со словами]: «Уверуйте в вашего Господа!» — и мы уверовали. Господь наш! Прости же нам наши грехи, очисти нас от наших скверных деяний и упокой нас вместе с праведниками. Господь наш! Даруй нам то, что Ты обещал через посланников Твоих, и не опозорь нас в Судный день. Поистине, Ты не нарушаешь обещаний». И ответил им Господь: «Я не обесценю поступки каждого из вас, будь то мужчина или женщина. Одни из вас – от других (в рождении человека участвует как мать, так и отец). А тем, кто переселился, был изгнан из дома или перенес мучения на Моем пути, сражался и был убит, – (всем им) Я непременно прощу их плохие поступки и введу в райские сады, где текут реки. Это – награда от Аллаха. А у Аллаха — лучшая награда». Пусть не обманут тебя [раскованные] действия неверующих на земле. [Земная жизнь для них всего лишь] кратковременное удовольствие, а затем их пристанищем станет Ад. Сколь же скверно это место!»[18]
Кроме того, Аллах говорит: «Мы ниспослали тебе, [о Мухаммад], Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно свидетельствовало о них. Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах, и не потакай их желаниям, уклоняясь от явившейся тебе истины. Каждому из вас Мы установили закон и путь. Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной, однако Он разделил вас, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Состязайтесь же в добрых делах. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и Он поведает вам о том, в чем вы расходились во мнениях»[19].
Аллах не обесценит ничьи деяния, будь то мужчина или женщина, и Аллах будет судить нас только по тому, чем Он испытал нас, ни больше, ни меньше; женщин не будут судить по тому, что было дано мужчинам, и мужчин не спросят по тому, что было дано женщинам. Это стандарт гендерной справедливости, который Аллах дает нам в Коране. И здесь речь не о том, что мужчины и женщины подчиняются одному и тому же своду законов; и не о том, что мужчинам и женщинам вменяются одни и те же конкретные обязанности; и не о том, что мужчины и женщины наделены одинаковыми чертами. Подобно тому, как Аллах создал различные существа – ангелов, джиннов, облака, горы, животных и так далее, – и отвел каждому творению свои роль и значение, так же Аллах создал мужчин и женщин по-разному, но они все еще «друг из друга» (баʼдукум мин баʼд). Мусульмане – мужчины и женщины – должны поддерживать друг друга в эти смутные времена.
Кроме того, все виды жестокого обращения с женщинами, которые могут подтолкнуть мусульман к феминизму, в полной мере могу быть пресечены исламскими нормами и принципами, установленными Кораном и Сунной. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, определил эти принципы в своих хадисах: «Самые лучшие из вас те, кто хорошо относится к своим женам, и я – лучший из вас для своих жен».[20]
Что касается физического насилия, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, особо отметил: «Многие женщины приходили к семье Мухаммада, жалуясь на мужей. Эти (мужчины, которые обращаются так со своими женами) – не лучшие среди вас»[21].
Но насилие, которое многие женщины терпят, не ограничивается физическим. Эмоциональное насилие и пренебрежение правами могут быть еще более разрушительными для женщины, чем физические побои. Многие мусульманские женщины могут всю жизнь не видеть проявлений любви или уважения от своих мужей. Тогда как в Коране в Суре аль-Муджадаля Всевышний Аллах говорит: «Аллах уже услышал слова женщины, которая вступила с тобой, [О Мухаммад], в пререкания относительно своего мужа и пожаловалась Аллаху».[22]
Аллах (Творец всего сущего!) проявляет Свои заботу и милосердие, внимая жалобам обиженных женщин. Так насколько дозволено мусульманину игнорировать эмоциональные потребности своей собственной жены? Более того, если взглянуть на жизнеописание Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижников, мы увидим, что ни один из них не прибегал к унижению, оскорблению женщин, будь то их жены, сестры или дочери, не говоря уже о том, чтобы их избивать. Напротив, очень много сообщений содержат истории о том, как эти благословенные люди проявляли особую осторожность с чувствами своих жен и выполняли свои обязательства по отношению к ним с ихсаном, то есть наилучшим образом[23].
Эту тему можно развивать очень долго, но я остановлюсь на том, что мы – как мусульмане – должны больше доверять мудрости Ислама и не обращаться к сторонним движениям и организациям для решения своих проблем. Нельзя забывать, что наш пример справедливости, наш ориентир – это Пророк, мир ему и благословение Аллаха, а не Сьюзан Энтони, Симона де Бовуар, Бетти Фридан, Глория Стейнем, Белл-Хукс или другие идеологи современных движений.
И наконец
Я умоляю имамов, религиозных лидеров и ученых более серьезно относиться к таким явлениям, как «феминизм в Исламе» и не бояться рассуждать открыто на неудобные темы. Такие проблемы умалчиваются давно, и, возможно молчание было хорошей реакцией раньше, когда не были еще настолько развиты и доступны простому мусульманину интернет и социальные сети, переполненные антиисламской пропагандой. Но сегодня игнорировать такие темы – значит способствовать росту недовольства и разочарования исламом и исламской наукой.
Нельзя бесконечно скрывать «спорные» аяты, хадисы и шариатские положения. Люди все равно узнают. В первую очередь потому, что атеисты и либеральные активисты не сидят сложа руки, и в попытках «разоблачить» Ислам они их раскроют в самом искаженном ракурсе. Такие вещи серьезно смущают обычных мусульман, и они, чувствуя себя глубоко преданными, в итоге оставляют Ислам. Этот процесс уже идет полным ходом, его не получится отрицать. Достаточно поверхностного взгляда на известные мусульманские феминистские социальные сети и веб-сайты, посвященные проблемам мусульманских женщин, чтобы увидеть масштабы поползновений против ортодоксального ислама.
Вместо того, чтобы предоставлять феминизму карт-бланш для унижения исламской общины, мы должны удвоить наши усилия и опровергать, критиковать феминизм конструктивно, последовательно, на интеллектуальной и академической основе. Разумеется, это не должно ограничиваться краткими статьями, но, иншааЛлах, всё впереди. Результатом такой работы будет возможность для мусульман правильно понимать межполовые отношения в исламе и убедиться в том, насколько далеко превосходят исламские справедливость и милосердие то, что может предложить феминизм.
[1] Оун Кристин, “Much Less Religious, A Little More Spiritual” (Меньше религии – больше духовности). Feminist Review (Обзор феминиста), 97 глава, №1, Март 2011, стр. 32–55; link.springer.com/article/10.1057%2Ffr.2010.33.
[2] Оун Кристин, “Why Feminists Are Less Religious.” (Почему феминисты менее религиозны). Издание The Guardian, Guardian News and Media, от 29 марта 2011, www.theguardian.com/commentisf...
[3] Аманда Маркотт, “America Is Losing Religion: Why More and More Women Are Embracing Non-Belief (Америка теряет религию: Почему все больше женщин выбирают неверие)” Издание Alternet, 14 мая 2015 г., www.alternet.org/belief/americ...
[4] “2015 State of Atheism in America (2015 Штат атеизма в Америке)”, Barna Group, 24 марта 2015, www.barna.com/research/2015-st...
[5] Кристин Аун, “Why Feminists Are Less Religious (Почему феминисты менее религиозны)”
[6] Эндрю Болт, “On Leaving Islam (Оставляя Ислам)”, Herald Sun, 18 июня 2017, www.heraldsun.com.au/blogs/and...
[7] Сэлли Макмиллен, цитата из Seneca Falls and the Origins of the Women’s Rights Movements, https://www.csmonitor.com/Book...
[8] New York World, 2 февраля 1896, цитата из издательства Harper (1898–1908), 2 глава, стр. 858–60
[9] Там же.
[10] Элен Гамильтон Гарденер, «Men, Women, and Gods (Мужчины, женщины и боги)», издательство Forgotten Books, 2017, infidels.org/library/historical/helen_gardener/men_women_and_gods.html.
[11] Там же.
[12] Симона да Бовуар (Beauvoir, Simone de) и М. Пэршли (M. Parshley). Второй пол (The Second Sex). South Yarra, Изд. Луи Брэль Продакшнз (Louis Braille Productions), 1989.
[13] “Глория Стэйнем (Gloria Steinem)”, Свободна от основ религии (Freedom From Religion Foundation), ffrf.org/news/day/dayitems/item/14362-gloria-steinem.
[14] Джейми Калловей-Гановер (Calloway-Hanauer, Jamie), «Главная проблема феминизма – религия?» (“Is Religion the ‘Biggest Problem’ Facing Feminism Today?”) Изд. Sojourners, 6 мая 2015, sojo.net/articles/religion-biggest-problem-facing-feminism-today.
[15] Сюзан М. Шэу, “Is Patriarchy the Religion of the Planet? (Патриархат – религия планеты?)”, Издательство The Huffington Post, TheHuffingtonPost.com, 1 октября 2015, www.huffingtonpost.com/susan-m...
[16] “Мэри Дэйли”, Википедия, Wikimedia Foundation, 8 сентября 2017, en.wikipedia.org/wiki/Mary_Daly#cite_note-26.
[17] Мэри Дэйли, “Sin Big (Греши по полной)” Издательство The New Yorker, 19 июня 2017, www.newyorker.com/magazine/199...
[18] Св. Коран, 3:193-197.
[19] Св. Коран, 5:48.
[20] Тирмизи, глава 1/46, хадис №3895.
[21] Абу Дауд, Книга 1, хадис №279.
[22] Св. Коран, 58:1.
[23] Это длинный хадис, в котором сподвижник Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывает об отношении Пророка, мир ему и благословение Аллаха, к своим женам, в ситуации, когда те позволяли себе спорить с ним, а он, вместо того, чтобы упрекнуть их, отвечал им мягкостью и заботой. Сахих аль-Бухари, глава 3/43, хадис №648.