За какие ошибки или погрешности совершается суджуд ас-Саху?

За какие ошибки или погрешности совершается суджуд ас-Саху?

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ 

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ВОПРОСОМ «СУДЖУД САХУ», написанное на основе статьи шейха ибн Усаймина, да смилуется над ним Аллах. Но перед этим, считаю необходимым разъяснить некоторые термины:

Суджуд-саху – это два земных поклона, которые должен совершить молящийся при допущении ошибок. Эти ошибки делятся на три вида:

1-сомнение;
2-непреднамеренное оставление какого-либо ваджиба или рукна;
3- непреднамеренное добавление лишнего рукна или ваджиба.

Рукн- столпы, это такие же обязательные (действия, слова) в намазе, но считающиеся важнее ваджибов. И оставление которых не исправляются двумя земными поклонами. Столпов в намазе 14 (при этом есть и другие мнения, но мы привели предпочтительное мнение):

1. Кыйям - совершение обязательного намаза, стоя в тех местах, где надо стоять, для того, кто может это делать.
2. Такбир ихрам – произношение слов: «Аллаху Акбар» в начале намаза.
3. Чтение суры «аль-Фатиха».
4. Руку’ – поясной поклон.
5. Подъём с поясного поклона.
6. Выпрямиться полностью.
7. Суджуд – земной поклон.
8. Подъём с суджуда.
9. Сидение между двумя суджудами.
10. Спокойствие и размеренность при совершение любого действия.
11. Чтение последнего ташаххуда.
12. Последнее сидение, где читается ташаххуд, а затем таслим в обе стороны.
13. Два таслима – поворачивание головы направо и налево и произношение при этом: «Ассаляму алейкум уа рахматуллах» при каждом поворачивании.
14. Соблюдения порядка совершения этих столпов.

Ваджиб- это обязательные действия или же обязательные слова в намазе. Таких ваджибов в намазе восемь (при этом есть и другие мнения, но мы привели предпочтительное мнение):

1. Такбир – происношение слов: «Аллаху Акбар» при переходе с одного действия на другое, за исключением такбир ихрам.
2. Произношение слов: «Сами’а Аллаху лиман хамидах» для читающего намаз без коллектива.
3. Произношение слов: «Раббана лака аль-хамд».
4. Произношение слов: «Субхана рабби аль-Азыим» один раз в руку’е.
5. Произношение слов: «Субхана рабби аль-А’ля» один раз в суджуде.
6. Произношение слов: «Рабби гфир-ли» между двумя суджудами.
7. Первый ташаххуд.
8. Сидение для первого ташаххуда.


Также вы должны знать:

1. Если молящийся преднамеренно совершил таслим до окончания намаза, то его намаз считается не действительным.
2. Если молящийся в своём намазе преднамеренно совершил лишний кыйям (стояние), или ку’уд (сидение), или руку’(поясной поклон), или суджуд (земной поклон), то его намаз считается не действительным.
3. Если молящийся преднамеренно оставил (не совершил) один из столпов намаза за исключением такбир ихрам, то его намаз считается не действительным. Если же не совершил такбир ихрам, и здесь не имеет разницы не совершил преднамеренно или по забывчивости, в обоих случаях намаз считается не действительным, т.к. именно с этого действия начинается намаз, а он не совершил его.
4. Если молящийся преднамеренно оставил (не совершил) один из ваджибов намаза, то его намаз считается не действительным.
5. Если суджуд саху совершается после таслима, то необходимо после суджуда саху совершить таслим ещё раз.
6. Если молящийся преднамеренно оставил (не совершил) один из Суннатов, то суджуд-саху совершать не надо.

Если человек забывает что-то в своем чтении или совершает ошибку во время намаза, и если это в суре Фатиха, то он должен исправить свое чтение, потому что нет молитвы для того, кто не прочтет ее (т.е. аль-Фатиху). Если же он забывает или совершает ошибку в том, что изменяет ее смысл, то молитва не действительна, если он не исправит ошибку.

Если ошибка не в суре аль-Фатиха, тогда его молитва действительна, потому что чтение после суры Фатиха является сунной и это не обязательно.

Ученые постоянного комитета по Фетвам постановили:

Если человек забывает суру после Фатихи, то он не должен делать чего-то дополнительного, вне зависимости от того, руководит он молитвой или молится позади имама или молится в одиночку, и обязательная это молитва или дополнительная. Это согласно наиболее правильному мнению ученых из двух существующих». Фатава аль-Ладжна аль-Даима, 7/146.

Если человек совершает ошибку во время чтения суры или он забывает что-то из нее, то не предписано ему говорить истигфар (просить о прощении); ему следует исправить ошибку и вспомнить то, что он забыл, но если он не может этого, тогда он может перейти к следующему аяту, или он может оставить эту суру, перейти к чтению другой, или он может совершать поясной поклон (т.е. продолжить молитву). Если он сделает одно из этих, то нет ничего неправильного в этом.

Ученые Постоянного Комитета по Фетвам постановили:

«Если поклоняющийся путается во время чтения аята и не может вспомнить его, то нет причины, по которой он не прочел бы следующий аят, но предписано ему не читать в молитве ничего, кроме того, что он хорошо запомнил, чтобы не совершать больших ошибок». Фатава аль-Ладжна аль-Даима, 5/337.

Шейх ибн Бааз был спрошен: «Если имам читает в молитве то, что он может из Корана, затем он забывает конец аята, и никто из поклоняющихся за ним не знает его, и они не могут помочь ему, следует ли ему произнести такбир и совершить поясной поклон, или ему следует прочитать иную суру?»

Он ответил: «У него есть выбор: если он желает, то может завершить чтение и произнести такбир, или если желает, он может прочитать аят или аяты из иной суры, если только это не сура аль-Фатиха. Если же дело касается суры Фатиха, то необходимо прочитать ее полностью, потому что ее прочтение является столпом или необходимой частью молитвы». Маджму Фатава ибн Бааз, 12/129.

Шейх ибн Усеймин был спрошен: «Если я молюсь сам и совершаю ошибки в чтении аята, и я не могу завершить его, и я путаю его с другим аятом, то, что мне следует сделать во время молитвы?»

Он ответил: «Ты можешь сделать одно из двух: либо перейти к следующему аяту, либо можешь совершить поясной поклон, потому что имеется свобода выбора». Фатава Нур аля аль-Дарб, ибн Усеймин, 24/141.

И Аллаху известно лучше.

В каких случаях «саджда саху» нужно совершать до саляма, а в каких после?

Исходя из хадисов Пророка ﷺ, приводимых в достоверных сборниках, известны три причины для совершения «саджда саху» в молитве. 

Первая причина: упущение в молитве из обязательного. Например, первый ташаххуд в трех- или четырехрака’атной молитве. Доводом на это является хадис от ‘Имрана ибн Хусейна E, в котором он рассказывает следующую историю: «Пророк совершил ‘аср в три рака’ата, и зашел к себе домой. Когда ему об этом сказали он вернулся к людям и помолился еще один рака’ат, потом дал салам, потом совершил два суджуда, потом еще раз дал салам» [1]. 

Вторая причина: сомнение. Например, в количестве рака’атов. Доводом на это является хадис от Абу Са’ида аль-Худри E который рассказывал о том, что Пророк ﷺ сказал: «Если кто-то из вас засомневался в молитве и не знает, сколько рака’атов совершил три или четыре, — пусть оставит сомнение и основывается на том, в чем убежден. Затем пусть совершит «саджда саху» до того, как произнесет салам» [2]. 

Третья причина: когда сделано что-то больше, чем необходимо. Например, добавление в молитве, руку’, саджда, стояние или сидение в молитве. Доводом на это является хадис от ‘Абдаллаха ибн Бухейна, который сказал: «Посланник Аллаха ﷺ помолился два рака’ата, затем встал и не садился, и люди встали вместе с ним. Когда он закончил свою молитву, и мы ждали, когда он даст салам, он сказал: «Аллаху Акбар» и совершил два земных поклона до таслима, затем дал салам» [3]. 

Время выполнения «саджда саху» зависит от вышеупомянутых причин. Как сказал имам ас-Са’ади e: «Совершай саджда саху до саляма, кроме как если ты это делаешь по причине упущения». В первом случае, если ты что-то забыл в молитве из уаджиба, то должен совершить «саджда саху» после саляма. В двух последних случаях, как то сомнение или добавление лишнего, — «саджда саху» совершается до саляма. 

А Аллаху ведомо лучше.

[1] Сахих Муслима, хадис № 574, т. 2, с. 87. 

[2] Сахих Муслима, хадис № 571, т. 2, с. 84. 

[3] Сахих Аль-Бухари, хадис № 1230, т. 2, с. 68; Сахих Муслима, хадис № 570, т. 2, с. 83.

Положения, связанные с саджда саху — шейх Ибн ’Усаймин

Первый вопрос: Относительно «Саляма» до завершения намаза: 

Если совершающий намаз даст «салям» до завершения намаза по забывчивости.

Ситуация: Если вспомнил об этом по истечении продолжительного времени, то намаз возобновляется заново. Если же вспомнил об этом по истечении небольшого времени, как пять минут, то он завершает свой намаз, и затем дает «салям».

Место саджда: После «саляма» совершается два «саджда саху» затем еще раз дается «салям».

Второй вопрос: Относительно добавления в намазе: 

Если совершающий намаз добавил в намазе стояние или сидение, или руку’, или саджда.

Ситуация: Если человек вспомнил после того, как закончил совершать дополнение, то ему надо совершить «саджда саху», если же вспомнит во время выполнения добавления то обязан оставить добавление и вернуться.

Место саджда: После «саляма» совершается «саджда саху» затем еще раз дается «салям».

Третий вопрос: Относительно оставления «рукна» (столпа): 

Если оставил «рукн» намаза — кроме вступительного такбира — по забывчивости.

Ситуация: Если достиг его места в рака’ате следующим за ним, то рака’ат в котором оставил «рукн» отбрасывается и тот рака’ат который следовал за ним встает на его место. Если же не достиг места оставления «рукна» в рака’ате следующем за ним, то он должен вернуться к месту оставленного «рукна», выполнить его и то, что после него.

Место саджда: В обоих случаях обязан совершить «саджда саху» после саляма.

Четвертый вопрос: Относительно сомнения в намазе: 

Если человек сомневается в числе рака’тов, прочитал два или три, то будет одна из двух ситуаций:

Первая ситуация: Когда одно из положений является наиболее верным для него, тогда он совершает в соответствии с тем, что наиболее верно и, опираясь на это заканчивает намаз, затем дает «салям».

Вторая ситуация: Когда человек не может выбрать наиболее верное решение, тогда основывается на уверенности, а это наиболее меньшее количество, затем исходя из этого, заканчивает свой намаз.

Место саджда: В первом случае человек делает «саджда саху» после «саляма». Во втором случае делает «саджда саху» до «саляма».

Пятый вопрос: Относительно оставления первого «ташахуда»: 

Если оставил первый «ташахуд» по забывчивости, а остальные «ваджибы» (обязанности) в намазе в таком же положении как первый «ташахуд».

1. Если человек вспомнил лишь только после того, как выпрямился то продолжает намаз и не возвращается к «ташахуду».

2. Если вспомнил после того, как начал вставать, но до того, как выпрямится, то он возвращается, садится на «ташахуд» и заканчивает намаз.

3. Если вспомнил до того, как поднять бедра от ступней, то он садится, совершает «ташахуд» затем завершает намаз и не совершает «саджда саху», так как он не добавил и не убавил.

Место саджда: 1 — Совершает «саджда саху» до «саляма». 2 — Совершает «саджда саху» после «саляма».

Положения:

1. Если совершающий намаз даст «салям» до того, как завершится намаз преднамеренно, то его намаз становится недействительным.

2. Если совершающий намаз добавит в намазе стояние или сидение или руку’ или саджда преднамеренно, то его намаз становится недействительным.

3. Если человек оставит «рукн» (столп) намаза: Если это «вступительный такбир», то нет у него намаза, будь то преднамеренно или по небрежности, так как его намаз не состоялся. А если же оставленный «рукн» не «вступительный такбир», то преднамеренное его оставление делает намаз недействительным.

4. Если он оставит один из «уаджибов» (обязанностей) намаза преднамеренно, то его намаз становится недействительным.

5. Если «саджда саху» совершается после «саляма» то непременно надо еще раз после «саджда» дать «салям».

Пусть Аллах воздаст благом каждому, кто поспособствовал в распространении этого сокращения.

Перевел и подготовил Абу Идрис Динар 16 Рабии’у ль-Аахыр 1433 г.х. 9 марта 2012 г.

Как быть, если совершил какую-либо ошибку в молитве и не знаешь, сделать два дополнительных суджуда до таслима или после таслима ?

Нет проблем, если вам тяжело разделить когда надо до салама, а когда после делать эти суджуды, делайте в таком случае, как вам удобнее и всё, опираясь на слова шейха Ибн База. Он говорил, что в этом вопросе есть широта и ты можешь делать как пожелаешь, до салама или же после, потому что и так и так пришло от пророка (мир ему и благословение Аллаха). См. "Фатауа Ибн Баз" 11/267.

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр в “аль-Истизкар” приведя разногласие имамов по этому вопросу, сказал: “Но все они говорят, что если молящийся сделает саджда после салама в тех случаях, когда по их мнению надо было делать до, то это не причинит ему вреда. Как и сказали, что если сделает саджда до салама в тех случаях, когда надо после, нет в этом проблем”.

А имам ан-Науауи вообще передал: “Сказал автор книги «аль-Хауи» (аль-Мауарди): «Нет разногласия среди факъихов, среди всех ученых, что суджуд саху дозволен до салама и после. Однако они разногласили в том, что является лучшим из этого»”. См. «аль-Маджму’» 4/52.

А если молящийся позади имама в коллективной молитве допустил ошибку, то, что надо делать ему в этом случае? Я читал на форуме давным-давно, что не надо делать в этом случае саджда саху, т.к., позади имама совершаешь и это как бы поглощает твою ошибку. Но там не было на это далиля и понимание ученых.

Все верно, кто допустил ошибку позади имама, если он начал с ним и закончил с его саламом, нет на нем суджуда саху. Имам Ибн аль-Мунзир сказал: "Единогласны ученые в том, что нет суджуда суху на том, кто допустил ошибку за имамом. И только Макхуль высказал мнение, что надо делать такому саджда". См. "аль-Иджма'" 8. То же самое передал и имам Ибн Къудама. См. "аль-Мугъни" 2/439.

И последнее что я хотел бы, ин шаа Аллах, спросить, существует еще другой вид салауата, который передается от 'Аиши, который произносится вот так: "ас-Саляму 'алян-набий уа рахмату-Ллахи уа баракатух..".

И в толковании шейха Базмуля к "Описанию молитвы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)", шейха Альбани говорится: "'АбдуЛлах ибну Мас'уд говорил: "Мы говорили так, когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был жив: "ас-саляму 'алейка йа айухан-набий". Но после того, как умер Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) мы стали говорить: "ас-саляму 'алян-набий"".

Я говорю (слова шейха Базмуля): "Известно, что 'АбдуЛлах ибну 'Аббас и 'АбдуЛлах ибну Мас'уд изменили слова салауата. А ведь они те, кто передавали от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что он учил их ташаххуду, как учил сурам из Курана!

Однако, те версии, в которых говорится о таком виде, как "ас-саляму 'алейка айухан-набий", то это лишь указывает на дозволенность говорить так и так, то есть использовать два вида! Но лучше говорить после смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): "ас-саляму 'алян-набий". Однако, если человек будет говорить "ас-саляму 'алейка айухан-набий", мы скажем, что можно и так, т.к. пришёл и этот вид".

И еще, уместно также напомнить, что кроме ат-тахийята и салауата, есть еще одна вещь, которую некоторые ученые даже называли обязательным деянием, а имам Муслим передал, что ему рассказали как Тауус сказал своему сыну: "Совершил ли ты это ду'а в своей молитве?". Сын ответил: "Нет". Тогда Тауус ответил: "Иди и повтори свою молитву!".  Речь идет о вот этом хадисе: Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в конце молитвы, перед произнесением приветствия, прибегал к Аллаху за защитой от четырех вещей, говоря: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от мучений Ада и мучений могилы. От искушения жизни и смерти и от зла искушения Антихриста». аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи, Абу ‘Ауана, Ибн аль-Джаруд и др. См. “Ируауль-гъалиль”, 350.

Аллаху а'лям.