Являются ли собрания с целью чтения Корана сунной?

Являются ли собрания с целью чтения Корана сунной?

Объясните практику хатм, которая подразумевает собрание людей с целью чтения Корана и ду'а (вознесения мольбы) в присутствии богобоязненного человека, например, хафиза (того, кто знает наизусть весь Коран) с верой, что его присутствие приносит больше баракята (милости) собранию верующих, и что ду'а, которое он читает, вероятнее вознесут ангелы и примет Аллах? Как я понимаю, нет ничего плохого в собраниях с целью чтения Корана — это поощрял Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), но идея присутствия богобоязненного мусульманина, который якобы принесет больше баракята — это бид'а (нововведение) и может быть формой ширка, поскольку подразумевает, что присутствие этого человека приближает нас к Аллаху или приносит большее благословение. Кроме того, после чтения Корана и вознесения ду'а за умершего, принято раздавать еду, и считается, что эта еда благословенна. Правильно ли это?

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.

Коран является источником руководства, милости, света и исцеления для верующих во все времена. С точки зрения исламского шариата, нет ничего плохого в собраниях с целью чтения Корана. Кроме того, это щедро вознаграждаемый Всевышним акт преданности. 

Отвечая на вопрос, шейх Ахмад Кутти заявляет: «Собрание людей с целью прочтения Корана в присутствии знающего и благочестивого человека не может считаться нововведением, если это не делается с намерением взять его в качестве посредника в поклонении Аллаху. 

При этом также нужно принимать во внимание следующее: 

1. Чтение Корана, если при этом не устанавливаются ритуалы, считается весьма вознаграждаемым действием. Коран является источником руководства, милости, света и исцеления для верующих во все времена, и, таким образом, собрание с целью чтения Корана является щедро вознаграждаемым актом преданности. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: „Когда люди (собираются где-либо), поминая Всемогущего и Великого Аллаха, их обязательно окружают ангелы, и покрывает их милость, и нисходит на них спокойствие и поминает их Аллах среди тех, кто (находится) при Нем“ (Муслим). Он также сказал: „Читайте Коран, пока сердца ваши пребывают в согласии относительно него, а когда (между вами) будут возникать разногласия, оставляйте его“ (Муслим). 

2. Мы также должны оказывать поддержку благочестивым и знающим людям и почаще находиться рядом с ними. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: „Человек исповедует ту же религию, что и его ближайший друг, так пусть же каждый из вас обращает внимание на то, с кем он собирается водить дружбу“ (Абу Дауд, Ат-Тирмизи). Приводя в качестве доводов эти и подобные хадисы, ученые говорят, что важно, чтобы вместе собиралось как можно больше благочестивых и знающих людей. Если люди собираются в присутствии благочестивого или знающего человека для того, чтобы извлечь выгоду из его благочестия и знания, то это является духовно полезным актом. Имам Аль-Газали объясняет это, отмечая, что на характер человека очень влияют его друзья и близкие. 

3. Что касается вопроса о совершении ду'а за умерших, Коране и Сунна призывают нас молиться за покойных: „А те, которые пришли после них, говорят: „Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты — Сострадательный, Милосердный“ (Коран, 59:10). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) упомянул об одной из наших обязанностей по отношению к своим родителям после их смерти: мы должны молиться за них и призывать на них милость Аллаха. 

4. Что касается прецедента чтения Корана и совершения ду'а после этого, то так поступали некоторые праведные предшественники: они собирались с семьей для чтения Корана, после чего читали вместе ду'а. Коран — это слово Аллаха, и будет правильно надеяться на милость Господа и взывать к Нему после чтения Корана. Таким образом, это также не может считаться нововведением. 

5. В свете вышеизложенного, если кто-то приглашает благочестивого или знающего человека, чтобы получить вдохновение, духовное и нравственное, то это весьма желательное действие. Ислам совсем не против этого, наоборот — это похвально. С другой стороны, если кто-то убежден, что благочестивый или знающий человек является посредником перед Аллахом, и что можно приблизиться к Нему через него, то это сродни ширку (придания Аллаху сотоварищей), а значит заслуживает порицания. Но я не думаю, что так поступают те, кто приглашает ученого или хафиза председательствовать на коллективном чтении Корана. Мы не должны спешить с выводами. 

6. Наконец, нет ничего плохого в совместной трапезе. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) призывал нас есть вместе, поскольку в этом — баракят (благословение). Я не вижу никаких оснований, чтобы осуждать такие совместные трапезы, если она не включают в себя практику предложения пищи умершему или «святым», что, несомненно, является ширком. 

В заключение скажем, что коллективное чтение Корана и последующие ду'а — это благородный поступок. Приглашение знающих людей председательствовать на таких собраниях — это также благородный поступок, пока это не превращают в постоянный ритуал, рассматривая его как неотъемлемую часть религии. Так как мы выигрываем духовно и нравственно, собирая вокруг нас людей знающих и благочестивых, это не может считаться ширком — до тех пор, пока человек не имеет намерения принимать их в качестве посредников перед Аллахом.

При вынесении решения по таким вопросам всегда важно иметь в виду пророческий хадис: „Действия оцениваются по намерениям, и каждый будет вознагражден по его намерениям“ (Аль-Бухари, Муслим)».

Всевышний Аллах знает лучше

islam.plus

Постановление о коллективном чтении Корана

В последнее воскресенье каждого месяца мы собираемся группой из 30 сестёр или более, и каждая из нас читает два или три хизба (1/60 часть Корана - половина джуза), пока мы не завершим чтение Корана за полтора-два часа. Нам сказали, что это будет считаться, если пожелает Аллах, как прочтение Корана /хатм/ целиком каждой из нас. Правильно ли это? Затем мы обращаемся к Аллаху с просьбой Аллаха даровать награду за прочитанное нами всем мусульманам, как живым, так и мертвым из них. Доходит ли эта награда до мертвых? В доказательство они приводят слова нашего пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха): Когда человек умирает, все его деяния прекращаются, кроме трех: продолжающаяся милостыня, полезное знание и праведный сын, который обращается к Аллаху с мольбой за него. На празднике в честь дня рождения Пророка (мир ему и благословение Аллаха) /маулид ан-набауи/ они держат рибат, то есть остаются в одном месте с 10 утра до 3 часов после полудня, произнося слова испрашивания прощения /истигфар/, восхваления Аллаха /тахмид/, прославления Его /тасбих/ и возвеличивания /такбир/, а также вознося благословения нашему пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) про себя; затем они читают Коран. Некоторые сёстры в этот день держат пост. Является ли нововведением выделение этого дня всеми этими видами поклонения? Также у нас существует одно очень длинная мольба, называемое Ду`а ар-Рабита, которое должны читать во время сухура [до наступления зари] те, кто может сделать это; оно начинается с испрашивания мира и благословения нашему пророку Мухаммаду, его последователям, остальным пророкам, матерям правоверных, сподвижницам, праведным халифам, таби`инам и приближенным рабам Аллаха [аулия], упоминая имя каждого из них; правда ли, что по причине упоминания всех этих имен, их обладатели будут узнавать нас и обращаться к нам в Раю? Является ли эта мольба /ду`а/ нововведением? Я чувствую, что это так и есть, но большинство сестёр со мной не согласны. Буду ли я наказана Аллахом, если ошибаюсь? А если я права, то, как мне их переубедить? Этот вопрос очень сильно меня взволновал, и каждый раз, когда я вспоминаю хадис Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): Поистине, каждое новшество — это нововведение (ересь), а каждое нововведение — это заблуждение, а каждое заблуждение — в Огне, моё беспокойство и тревога усиливаются.

Хвала Аллаху Господу миров.

Первое: В достоверной пророческой Сунне приводится много сообщений о достоинстве тех, кто собирается вместе для чтения Книги Всевышнего Аллаха, и чтобы мусульманин мог получить эти награды, необходимо, чтобы собрание людей для чтения Корана проходило согласно Шариату. Собрание людей для чтения Корана, которое соответствует Шариату — это собрание для обучения друг друга чтению Корана и толкования его. К этому же относится и собрания, где один из присутствующих читает Коран, а остальные слушают, размышляя над его аятами. В пророческой Сунне упоминаются оба вида собраний.

Что касается того, что всё прочитанное общими силами присутствующих на собрании засчитывается для каждого из них как полное прочтение Корана, то это неверно. Потому что каждый из собравшихся по отдельности не завершил чтение Корана полностью и даже не прослушал его полностью, на самом деле каждый из них прочитал лишь часть, и ему полагается награда только за ту часть Корана, которую он прочёл.

Ученые постоянного комитета сказали: Раздача частей Корана собравшимся, чтобы каждый из них прочитал какую-то часть из Корана, не засчитывается как полное чтение Корана /хатм/ для каждого из них[1].

Второе: В Шариате не узаконена коллективная мольба /ду`а/ после чтения Корана. Нельзя молить Аллаха о том, чтобы награду за прочтение Корана была дарована кому-либо из мертвых или живых, так как этого не делал ни наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и ни один из его сподвижников (да будет доволен ими Аллах).

Шейху `Абд аль-`Азиз ибн Базу (да смилостивится над ним Аллах) задали вопрос: Могу ли я сделать прочесть благородный Коран полностью /хатм/ за своих родителей, учитывая их неграмотность: они не умеют ни читать, ни писать? Могу ли я сделать хатм Корана за человека, который умеет писать и читать, если я хочу подарить ему [награду за] этот хатм? Могу ли я делать хатм за нескольких людей, а не только за одного?

Шейх ответил: «Ни в священном Коране, ни в пречистой Сунне Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ни от его благородных сподвижников (да будет доволен ими Аллах) не пришло сообщений, указывающих на законность дарения награды за чтение благородного Корана родителям или кому-либо еще кроме них. Поистине, Аллах узаконил чтение Корана с целью получения от него пользы, размышления о его смыслах и для того, чтобы поступать в соответствии с ним. Всевышний Аллах сказал:

كِتَابٌ أَنْزَلْنَاهُ إِلَيْكَ مُبَارَكٌ لِيَدَّبَّرُوا آَيَاتِهِ وَلِيَتَذَكَّرَ أُولُو الأَلْبَابِ  “Это - Благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание”. Сура Сад, 38:29., а также:

إِنَّ هَذَا الْقُرْآَنَ يَهْدِي لِلَّتِي هِيَ أَقْوَمُ  “Воистину, этот Коран указывает на самый правильный путь…”. Сура Ночной перенос, 17:90., сказал Всевышний, пречист Он:

قُلْ هُوَ لِلَّذِينَ آَمَنُوا هُدًى وَشِفَاءٌ  “Скажи: “Он является верным руководством и исцелением для тех, которые уверовали…”. Сура Разъяснены, 41:44.

Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Читайте Коран, ибо, поистине, в День воскрешения он явится, как заступник за тех, кто его читал!”

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: “В День воскрешения приведут Коран и тех, кто в мире этом поступал в соответствии с ним, а впереди него будут идти суры “Корова” и “Семейство Имрана”, они явятся, словно два облака или тени, или две стаи птиц, выстроившихся рядами, и будут заступаться за читавших их”.

Всё это означает, что Коран ниспослан для того, чтобы поступать в соответствии с ним, размышлять над ним, поклоняться Аллаху посредством его чтения и как можно больше читать его, а не для того, чтобы дарить его мертвым или кому-то еще. Я не знаю никакой основы, опираясь на которую можно было бы дарить (награду за чтение) Корана родителям или кому-либо ещё. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто! Некоторые ученые посчитали, что это дозволено, они сказали: “Дарить награду за Коран или за что-либо другое из благих дел не запрещено”. Они провели аналогию с милостыней и с мольбой за умерших или за других людей. Однако правильным является первое мнение, из-за упомянутого выше хадиса и других шариатских текстов с подобным смыслом. Если бы дарение награды за чтение Корана было узаконенным в Шариате, то это сделали бы праведные предшественники. В вопросе поклонения аналогия /кияс/ не дозволена, потому что поклонение устанавливается только Откровением: аятами из книги Аллаха, Велик Он и Возвышен, или хадисами из Сунны Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), по причине упомянутого выше хадиса и других шариатских текстов с подобным смыслом»[2].

А то, что они приводят в качестве доказательства хадис: Когда человек умирает, все его деяния прекращаются, кроме трех…, то этот хадис не является доказательством, подтверждающим верность их действий. Напротив, если поразмыслить над хадисом, видно, что он указывает недозволенность по Шариату дарить мертвым награды за чтение Корана, потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал в этом хадисе: ...который обращается к Аллаху с мольбой за него, а не сказал: читает Коран.

Третье: Не следует сокращать слова Мир и благословение и Посланнику Аллаха буквой с или с.а.в. Тот, кто пишет вопрос подобной длины, может без проблем написать слова о мире и благословении Аллаха Пророку полностью.

Четвёртое: Празднование маулида ан-набауи является нововведением. Выполнение определенных видов поклонения в этот день, как тасбих, тахмид, и`тикаф (затворничество в мечети), чтение Корана и пост, так же является нововведением. Ни за одну из этих поклонений совершивший их не получит награду, так как все они отвергнуты.

Передаётся от `Аиши (да будет доволен ею Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: Если кто-нибудь внесёт в это наше дело нечто новое, не имеющее к нему отношения, это будет отвергнуто. Аль-Бухари. Ас-Сахих, № 2550. Муслим. Ас-Сахих, № 1718. А в версии Муслима: Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто!

Аль-Факихани (да смилостивится над ним Аллах) сказал: Я не знаю доказательства этому маулиду ни в Коране, ни в Сунне. Не передается и сообщения о том, что его справлял кто-либо из ученых мусульманской общины, которые являются примером в религии и известны своим следованием предшественникам. Напротив, справление маулида является нововведением, изобретенным праздными людьми, и результатом желания тех, кто любит много есть[3].

Шейх `Абд аль-`Азиз ибн Баз (да смилостивится над ним Аллах) сказал: «Если бы празднование дня рождения Пророка /маулид ан-набауи/ было узаконенным в шариате, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) разъяснил бы это своей общине, потому, что он довел до них все, в чем было благо, а также потому, что после него не будет пророка, который смог бы разъяснить истину, о которой Пророк промолчал. Он (мир ему и благословение Аллаха) — печать всех пророков. И он объяснил людям то, что обязан был объяснить им из истины, [он объяснил им,] что они должны любить его, следовать его Шариату, возносить слова мира и благословения Аллаха ему и другие действия, которые разъяснены в Коране и Сунне. Но он не поведал своей общине, что празднование дня его рождения является узаконенным в Шариате делом, чтобы они могли его справлять. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не отмечал его на разу за всю свою жизнь, после него не отмечали его и сподвижники (да будет доволен ими Аллах), которые больше всех любили его и лучше всех были осведомлены о его правах. Не праздновали этот день ни праведные халифы, ни те, которые последовали за ними в истине, из числа первых трех достойных поколений. Никто из них не праздновал и не отмечал этот день.

Неужели вы полагаете, что все они не были осведомлены о его правах или проявляли небрежность в этом, пока не пришли поздние поколения, не разъяснили это упущение и не завершили эту истину?! Нет, клянусь Аллахом! Здравомыслящий человек, который знает какими были сподвижники и те, которые последовали за ними в истине, никогда не скажет подобное. Уважаемый читатель, если ты узнал, что празднование дня рождения Пророка не существовало ни в его времена, ни в эпоху его сподвижников, ни в эпоху таби`инов (следующее поколение за сподвижниками) в самом начале ислама, и что этот праздник не был им известен, то ты поймешь, что это является новшеством и нововведением в религии. Маулид нельзя отмечать, нельзя признавать и к нему нельзя призывать, напротив, необходимо порицать это и предостерегать людей от этого»[4].

Пятое: Никому не разрешено выдумывать какую-либо мольбу /ду‘а/ или поминание Аллаха /зикр/ и распространять его среди людей. А это ду`а, именуемое Ду`а ар-Рабита — это нововведение /бид‘а/. Представление образов тех, за кого они обращаются к Аллаху, и вера в то, что они узнают тех, кто молил Аллаха за них и позовут их в Раю – всё это ни что иное, как суфийские мифы и сказания, которым нет основы в религии Всевышнего Аллаха.

Правила, с помощью которых мусульманин сможет отличить сунну от нововведения и правильное от ошибочного, чёткие и понятные. Они заключаются в следующем: изначально любые акты поклонения запрещены, кроме тех, которые подтверждаются доказательством. Поэтому, раб Аллаха приблизится к Аллаху только посредством такого поклонения, верность и законность которого подтверждается доказательством из Корана или достоверной Сунны. Мусульманин должен следовать, а не выдумывать (новые виды поклонения). Любое нововведение отвергается и возвращается к совершившему его (т.е. не принимается). Всевышний Аллах сделал для нас нашу религию полноценной и завершил для нас Свою милость.

Разве в нашей жизни мы нуждаемся в подобных нововведениях, тем более, если мы проявляем крайнюю слабость в совершении даже того, что достоверно установлено в Шариате?!

Мы надеемся, что упомянутого будет достаточно для тех сестёр, чтобы оставить эти нововведения. Мы завещаем им бояться Всевышнего Аллаха, следовать Шариату наилучшим образом. Пусть они знают, что Всевышний Аллах не принимает поклонение, являющееся нововведением, сколь бы огромные усилия и средства человек не направил на его совершение. Умеренность в Сунне лучше, чем усердие в (совершении) нововведения, как сказал об этом великий сподвижник Ибн Маc`уд (да будет доволен им Аллах).

Мы просим Аллаха направить тех сестер к тому, в чем Его довольство. А Вам мы завещаем донести до них сказанное наилучшим образом, не участвовать в подобных деяниях и проявлять терпение на этом пути.

А Аллаху ведомо лучше.

_______________________________________

[1] Фатауа-ль-ляджнати-д-даима. Т. 2. С. 480.

[2] Ибн Баз. Маджму` фатауа аш-Шейх Ибн Баз. Т. 8. С. 360-361.

[3] Маурид фи `амал аль-Маулид // Расаиль фи хукм аль-ихтифаль би-ль-маулид ан-набауи. Т. 1. С. 8-9.

[4] Ибн Баз. Маджму` фатауа Ибн Баз. Т. 6. С. 318-319.

islamqa.info