Являются ли неверными те люди, которые именуют определённые творения Аллаха Его детьми или сынами либо величают Бога своим отцом?

Являются ли неверными те люди, которые именуют определённые творения Аллаха Его детьми или сынами либо величают Бога своим отцом?

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними, а затем…

На первый взгляд, Коран свидетельствует об их неверии:

«Иудеи сказали: "Узайр (Ездра) – сын Аллаха". Христиане сказали: "Христос – сын Аллаха". Они произносят своими устами слова, похожие на слова прежних неверующих. Да погубит их Аллах! До чего же они отвращены от истины!» (9:30).

Однако в другом месте Всевышний говорит:

«Иудеи и христиане сказали: "Мы – сыны Аллаха и Его любимцы". Скажи: "Почему же Он наказывает вас за ваши грехи? О нет! Вы всего лишь одни из людей, которых Он сотворил. Он прощает, кого пожелает, и наказывает, кого пожелает. Аллаху принадлежит вся власть над небесами, землёй и тем, что между ними, и к Нему предстоит прибытие"» (Коран, 5:18).

Как видим, здесь Аллах не назвал иудеев и христиан неверными за то, что они претендуют на статус Его детей. Очевидно, что речь в данном случае идёт об отцовстве в переносном смысле слова – когда человек уверен о себе, что он находится под Божьей опекой. Как прокомментировал Ибн Джарир ат-Табари:

"Знайте же, о говорящие о себе: «Мы – сыны Аллаха и Его любимцы», что если Он (захочет) наказать вас за ваши грехи, то никто не защитит вас от этого, так как между Ним и кем-то ещё нет родственных связей, по причине которых Он относился бы с пристрастием к (этому рабу)" («Тафсиру-т-Табари», 10/154).

При этом из Евангелия мы знаем, что пророк Иса многократно называл Бога своим отцом, и Аллах в Коране ни разу не опроверг достоверность этих его фраз. Учёные Сунны тоже в общем признают историчность данных стихов Библии; к примеру, имам Ибн Кутайба говорил:

"В достоверном Евангелии Христос сказал: «Не клянитесь небом, ибо, поистине, оно престол Всевышнего Аллаха». Также он сказал апостолам: «Если вы будете прощать людей, то поистине, ваш Отец, Который в небесах, тоже простит вам вашу несправедливость. Посмотрите на небесных птиц: поистине, они не сажают, не жнут и не собирают посевы в воздухе, однако ваш Отец, Который над небесами – Он наделяет их пропитанием. Разве вы не лучше их?!» И подобных свидетельств (возвышенности Аллаха) писания (предыдущих пророков) содержат много" («Таъвилю мухталифи-ль-хадис», 1/396).

Аль-Куртуби передал: "Некоторые сказали, что христиане называют себя сынами Аллаха, потому что в Евангелии есть рассказ о том, как Иса (произнёс): «Я ухожу к моему и вашему Отцу»" («Тафсиру-ль-Куртуби», 6/80).

Таким образом, пророки древнего Израиля говорили об «отцовстве» Бога только в переносном, но не в прямом смысле и этим отличались от современных христиан, выдумавших догму о богочеловеческой природе Иисуса:

«Стали неверными те, которые сказали: "Воистину, Аллах — это Христос, сын Марьям (Марии)"» (Коран, 5:17).

Вот почему в нашей умме не принято называть Аллаха отцом, но и сразу «отлучать от Ислама» за такую риторику мы тоже не имеем права.