Являются ли хариджиты и мурджииты мусульманами?

Являются ли хариджиты и мурджииты мусульманами?

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

Хариджиты являются самой ранней и зловредной сектой Ислама, о которой неоднократно предсказывал сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха):

«В конце времён появятся люди, молодые годами и глупые рассудком. Они будут всего лишь произносить самые лучшие из слов творений — будут читать Коран, который не пройдёт ниже их глоток. Они вылетят из религии подобно тому, как стрела пролетает сквозь мишень. Если вы встретите их, то убивайте их. Истинно, тому, кто их убьёт, за их убийство будет уготована награда у Аллаха в День воскресения». (аль-Бухари, Муслим).

«Поистине, среди потомков этого человека (прародителя хариджитов) появятся люди, которые станут читать Книгу Аллаха мягкими голосами, но ниже их глоток (их чтение) не пройдёт, и они вылетят из религии подобно тому, как (выпущенная) стрела пролетает сквозь (пробитую) мишень!»

Абу Са'ид аль-Худри, рассказавший этот хадис, добавил: "И я думаю, что он сказал: «Если я застану их, я непременно стану убивать их подобно тому, как убивали самудян!»" (аль-Бухари, Муслим).

Ещё в одном предании Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) предсказал: «Они будут убивать приверженцев Ислама, оставляя (в живых) идолопоклонников, и вылетят из религии, словно стрела, проходящая сквозь цель навылет. Если я застану их, (дожив до тех дней), то обязательно убью их, как были убиты адиты». (аль-Бухари, Муслим).

Также от Абу Са'ида аль-Худри известно, что именно духовному праотцу всех хариджитов был адресованы аяты (см. «Сахих» аль-Бухари, 6534): «Среди них есть такие, кто обвиняет тебя, (Мухаммад,) из-за милостыни, (которую ты раздаёшь). Если им досталось что-либо из этого, то они довольны, если же им ничего не досталось, то они приходят в ярость. Лучше бы они довольствовались тем, что дали им Аллах и Его Посланник, и сказали: "Нам достаточно Аллаха. Аллах одарит нас из Своих щедрот, а также Его Посланник. Воистину, мы устремляемся к Аллаху!"» (Коран, 9:58-59).

Ещё яснее природу этих мерзких сектантов дают понять слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Хариджиты — это псы Огня» (Ибн Маджа, Ахмад; хадис удостоверен аль-Хайсами. См. «Маджма'у-з-заваид», 6/232).

Сообщается, что Абу Галиб сказал: "(Однажды) Абу Умама увидел (отрубленные) головы (хариджитов), выставленные на лестнице мечети Дамаска и сказал: «Собаки (из числа обитателей) Огня, худшие из когда-либо убитых под небосводом, а лучшие убитые – это те, кого убили они», а затем он прочитал аят: «В тот День, когда побелеют одни лица и почернеют другие лица. Тем, чьи лица почернеют, (будет сказано): “Неужели вы стали неверующими после того, как уверовали? Вкусите же мучения за то, что вы не верили!”» (Коран, 3:106).

Я тогда спросил у Абу Умамы: «Ты слышал это от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?» Он ответил: «Если бы я слышал это от него лишь один, два, три или четыре раза — он досчитал до семи раз – я бы не стал рассказывать вам об этом»" (ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад. Достоверность подтвердили аль-Хайсами в «Маджма'у-з-заваид», 6/234 и аз-Захаби в комментариях в «Мустадраку» аль-Хакима, 2/163).

Возникает вопрос: можем ли мы считать хариджитов частью уммы Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) или нет? В целом учёные сошлись на том, что хариджитские секты не выходят из Ислама — хотя часть имамов полагала иначе (включая некоторых сахабов). Ибо подлинное вероотступничество состоит в отрицании достоверных текстов Корана и Сунны, крайне оскорбительном отношении к Аллаху и Его пророкам либо в почитании идолов. 

Те же хариджиты, которые не дошли до таких крайностей, остаются мусульманами, как говорил шейху-ль-ислам Ибн Таймия: «Сподвижники Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, Али бин Аби Талиб и другие не обвиняли в неверии тех хариджитов, с которыми они сражались... Отношение Али и прочих сахабов к хариджитам отличалось от их же отношения к вероотступникам, и никто не упрекал Али за это. Более того, известно о единогласной позиции сахабов, что они (хариджиты) не вышли из исламской религии». («Минхаджу-с-сунна», 5/241).

И он же сообщил: «(На вопрос о том), стоит ли обвинять хариджитов и рафидитов в неверии, от Ахмада и других (имамов) пришли спорные ответы и колебания». («Маджму'у-ль-фатава», 3/352);

"Юсуф бин Асбат, а затем Абдулла бин аль-Мубарак сказали: «Основных ересей четыре: рафидиты, хариджиты, кадариты и мурджииты». Ибн аль-Мубарака спросили: «А джахмиты?» Он ответил: «Они не являются частью уммы Мухаммада»" («Маджму'у-ль-фатава», 3/350).

И первые поколения уммы не казнили каждого хариджита — как положено поступать с предателями Ислама, а лишь воевали против тех из них, кто покушался на их права.

В отношении мурджиитов передаются не менее суровые хадисы:

«Мурджииты и кадариты – огнепоклонники этой уммы, поэтому когда они заболеют, не навещайте их, а когда они умрут, не ходите на их похороны». (ат-Табарани);

«Две группы из мой уммы не будут подпущены к моему водоёму и не войдут в Рай – кадариты и мурджииты» (ат-Табарани; достоверность подтвердил аль-Хайсами в «Маджма'у-з-заваид», 7/207);

«Две группы из моей уммы, которым нет удела в Исламе – мурджииты и кадариты». (Ибн Маджа, ат-Тирмизи);

«Две группы из моей уммы не получат моего заступничества – мурджииты и кадариты». (ат-Табарани).

Да упасёт нас Аллах от тех кто идёт не прямым путём. Аминь!