Является ли поворот в сторону в намазе нововведением бид’а или это делает намаз недействительным?

Является ли поворот в сторону в намазе нововведением бид’а или это делает намаз недействительным?

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

Отворачивание от кыйблы в молитве бывает разным:

1. Поворот корпуса от кыйблы так, что грудь молящегося отклоняется от кыйблы; такой поворот делает молитву недействительной, так как направление в сторону кыблы в молитве является условием верности намаза.

2. Поворот только головы или глаз, когда корпус остается направленным в сторону кыйблы; такой поворот является нежелательным, если только молящийся не повернул голову или глаза из-за необходимости; если же он сделал это без необходимости, то он уменьшил награду за молитву, но она все ещё действительна и не становится недействительной.

В «Энциклопедии по фикху» сказано:

«Нет никакого разногласия между факихами относительно нежелательности взглядов и поворотов (по сторонам) в молитве, как это приходит в хадисе от ‘Айши, да будет ей доволен Аллах, которая сказала: „Я спросила Пророка, да благословит его Аллах и облагодетельствует, о поворотах в молитве, и он сказал: „Это кража шайтана, похищающего (нечто) из молитвы раба (Аллаха)“ (аль-Бухари, № 751).

Эти повороты и взгляды нежелательны /макрух/, если нет необходимости или оправдания для них. Но если в них есть необходимость, например, если верующий боится за себя или за свою собственность, то это не является нежелательным». Аль-Маусу’ату-ль-фикхийа. Т. 27. С. 109.

В фетвах Постоянного Комитета сказано:

«Поворот и отведение взглядов в молитве нежелательны и уменьшают награду, но человек, который сделал это в молитве, не обязан совершать молитву вновь, потому что в других хадисах есть доказательства, указывающие, что можно сделать поворот, если есть необходимость сделать это. Таким образом, становится ясно, что это не делает молитву недействительной». Фатауа-ль-ляджнати-д-даимати. Т. 7. С. 27.

Многие хадисы указывают на то, что можно повернуться в молитве, если это делается по необходимости. Сообщается от Джабира, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «(Когда) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и облагодетельствует, заболел, и мы молились позади него, он (молился) сидя, а Абу Бакр (громко) произносил такбиры, чтобы люди могли слышать его. (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и облагодетельствует,) повернулся к нам и увидев, что мы стоим, указал нам (сесть). Мы сели и стали молиться (подражая) его молитве сидя»Муслим. Ас-Сахих, № 431.

Передается, что Сахль ибн аль-Ханзалийя, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды объявили о начале утренней молитвы, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и облагодетельствует, совершал её, периодически поглядывая на ущелье». Абу Дауд сказал: «А дело было в том, что он послал туда всадника, который должен был охранять спящих мусульман ночью». Абу Дауд. Ас-Сунан; аль-Альбани в «Сахих Аби Дауд».

Шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах, сказал: «Нет ничего плохого в том, чтобы повернуться во время молитвы для произношения исти’азы (поиска у Аллаха прибежища от шайтана) при наущении во время молитвы. Более этого, это желательно при необходимости, но повернуться следует только головой». Ибн Баз. Маджму’у фатауа Ибн Баз. Т. 11. С. 130.

3. Существует еще один вид поворотов, и это «поворот» сердца от молитвы посредством мыслей, которые отвлекают человека от нее и он не размышляет во время своей молитвы.

Шейх Ибн ‘Усаймин, да помилует его Аллах, сказал: «Знайте, что повороты бывают двух видов:

1. Поворот физический, телом, и это поворот головы.

2. Поворот в переносном смысле, «поворот» сердцем. К этому относятся наущения и отвлекающие мысли. Это проблема, от которой никто не защищен; и как же трудно от неё избавиться! И как же мало тех, кто находится в безопасности от неё. Такой поворот уменьшает награду за молитву, и хотелось бы, что этот поворот был только во время части молитвы. Однако бывает так, что молитва от начала и до конца совершается с «повернутым» сердцем, и можно действительно сказать, что это шайтан крадет часть из молитвы человека». Ибн ‘Усаймин. Аш-Шарху-ль-мумти‘. Т. 3. С. 70

И Аллах знает лучше.

islamqa.info