Является ли день ‘Ашура праздником (аль-‘Ид)?

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «День ‘Ашура – это ‘Ид пророка, который жил до вас. Так соблюдайте же пост в этот день». аль-Баззар 1046.
Сказал аль-Хайсами: “В иснаде этого хадиса передатчик по имени Ибрахим аль-Хиджри, которого назвал надёжным Ибн ‘Ади, но которого назвали слабым другие имамы”. См. “Маджма’у-ззауаид” 3/241.
Сказал Ибн Хаджар: “Ибрахим аль-Хиджри – слабый передатчик”. См. “Мухтасар Зауаид аль-Баззар” 1/405. И аль-Альбани назвал иснад этого хадиса слабым. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 3851.
Также сообщается, что Му’ауия (да будет доволен им Аллах), стоя на минбаре говорил: “Поистине, день ‘Ашура – это день ‘Ида. И тот, кто желает поститься в этот день, то пост в нём соблюдали и раньше. А кто оставит пост в этот день, то нет в этом проблем”. ‘Абду-р-Раззакъ 7850, Ибн Аби Шейба 9624.
Однако следует отметить, что, во-первых, в некоторых версиях, которые являются достоверней упомянутой, этот асар приводится без слова «аль-‘Ид», как, например, у ан-Насаи в «ас-Сунан аль-кубра» (2857).
Во-вторых, в иснаде этой версии присутствует передатчик по имени ‘Амр ибн Аби Юсуф, о котором имам Ибн Аби Хатим сказал, что он является неизвестным (маджхуль). См. “Тахкыкъ аль-Мусаннаф” 4/291, “Тахридж аль-Мусаннаф” 6/24.
На самом же деле правильным мнением является то, что день ‘Ашура не является ‘Идом в Исламе, на что указывает прямой достоверный хадис: Абу Муса аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “День ‘Ашура был у иудеев праздником (аль-‘Ид), и поэтому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «А вы поститесь в этот день»”. аль-Бухари 2005, Муслим 1131.
А в версиях этого хадиса, которые приводит Муслим сообщается, что Абу Муса сказал: «День ‘Ашура был днём, который возвеличивали иудеи и считали его праздником (‘Ид). А их женщины в этот день надевали свои украшения и самую красивую одежду». Муслим 1131 (129-130).
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Данное веление держать пост в этот день указывает на желание Пророка (мир ему и благословение Аллаха) отличаться от иудеев, соблюдая пост в день, когда принято не поститься, поскольку в день ‘Ида пост не соблюдается”. См. “Фатхуль-Бари” 4/292.
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “В этом хадисе указание на запрет избирать день ‘Ашура праздником (аль-‘Ид). И соблюдение поста в этот день указывает на то, что этот день не является праздником”. См. “Лятаиф аль-ма’ариф” 112.
И именно исходя из упомянутого многие учёные считали, что не является узаконенным проявлять радость и веселье в день ‘Ашура, так как он не является ‘Идом для мусульман. По этой причине они порицали приготовление специальной еды, приуроченной к этому дню для раздачи и угощения, созыв гостей и т.п. Шейхуль-Ислям Ибн Таймия говорил: “Нет ни одного указания на подобное ни от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), ни от сподвижников, ни от одного из имамов, ни указания в четырех мазхабах. Нет на это ни одного достоверного сообщения, ни в одной книге хадисов, будь то книги “ас-Сахих”, “ас-Сунан” или “аль-Муснад”. См. “Маджму’уль-фатауа” 25/299.
Также шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Дни ‘Ида – это шариатские обряды, касательно которых является обязательным следовать тому, что установлено, а не вносить нововведения! У Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в его жизни были периоды важных проповедей, перемирий и событий в различные дни, как сражение при Бадре, при Хунейне, при Хандакъе, покорение Мекки, его переселение, вхождение в Медину, и различные проповеди, в которых упоминались положения религии, но тем не менее он не делал обязательным избрание подобных дней в качестве аль-‘Ида. Но поистине, подобное совершают христиане, которые любые события, происходившие с ‘Исой, мир ему, превращали в аль-‘Ид. Также поступали и иудеи. Однако аль-‘Ид – это шариатское установление, а то, что установил Аллах, тому следуют, и не привносят в религию то, что не имеет к ней отношения”. См. “Икътида сырат аль-мустакъм” 2/615.
Когда Ибн ‘Усаймина спросили о положении проявления радости и веселья в праздник Разговения (аль-Фитр) и праздник Жертвоприношения (аль-Адха), а также в 27 ночь месяца Раджаб, в середину месяца Ша’бан и в день ‘Ашура, он ответил: “Что касается проявления радости и веселья в праздник Разговения (аль-Фитр) и праздник Жертвоприношения (аль-Адха), то нет в этом проблем, если это будет в рамках Шариата. Из числа этого: приходить к людям в гости с едой, питьём, и тому подобным…
А что касается проявления радости и веселья в 27 ночь месяца Раджаб, или в середине месяца Ша’бан, или в день ‘Ашура, то нет этому основы. Подобное следует запрещать, а если человека пригласили по случаю этих дней, то он не отвечает на приглашения исходя из слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Остерегайтесь нововведений, ибо, поистине, всякое нововведение – это заблуждение!»
Что же касается дня ‘Ашура, то когда Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили о посте в этот день, он ответил: «Пост в этот день служит искуплением грехов прошедшего года». Т.е. года, который предшествовал дню ‘Ашура. И нет в этот день чего-либо из того, что является проявлением празднества, как и нет в этот день чего-либо из проявлений печали. Проявление, как радости, так и печали в этот день является противоречием Сунне.
Касательно этого дня не передаётся от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) чего-либо, кроме соблюдения в этот день поста. И он велел нам соблюдать пост в этот день с днём до него и после него, чтобы мы отличались от иудеев, которые постились только в этот день”. См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 16/193-194, “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” 19/90.
Однако, несмотря на то, что день ‘Ашура не является ‘Идом в Исламе, и, несмотря на то, что иудеи возвеличивали его и праздновали в этот день, это никак не мешает и не запрещает мусульманам проявлять хотя бы радость в этот великий день, как на это указывали некоторые обладатели знания. Учитывая и тот факт, что поздние поколения иудеев вообще не отмечают день ‘Ашура, тем более соответствующий десятому числу месяца аль-Мухаррам.
Что же касается указаний на дозволенность проявления радости в день ‘Ашура, то в их числе следующие аргументы:
1. В этот великий день Всевышний Аллах спас пророка Мусу (мир ему) и его народ от фараона и его войска.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Муса постился в этот день в качестве благодарности Аллаху, и мы тоже будем поститься в этот день». Муслим 1130 (128)
И следуя примеру пророка Мусы (мир ему), выражавшего благодарность Аллаху в этот день, а также и нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), последовавшего в этом за Мусой, нам также следует проявлять благодарность в этот день за оказанную Всевышним милость одному из величайших пророков. Поэтому шейх Мухаммад ибн ‘Али ибн Адам аль-Асьюби относительно польз, извлекаемых из обсуждаемого хадиса, сказал: “Указание на то, что нам необходимо проявлять радость и благодарить Всевышнего Аллаха за те милости, которые были оказаны Им предыдущим пророкам, как спасение Нуха (мир ему), спасение Мусы (мир ему) и потопление фараона”. См. “аль-Бахр аль-мухит ас-садджадж фи шарх Сахих Муслим ибн аль-Хадджадж” 21/165.
2. За пост в этот день полагается великая награда.
Со слов Абу Къатады (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я надеюсь на Аллаха, что пост в день ‘Ашура послужит искуплением грехов прошедшего года». Муслим 1162.
Также со слов Абу Къатады (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пост дня ‘Арафа приравнивается к посту в течение двух лет, а пост в день ‘Ашура приравнивается к посту в течение года». ан-Насаи в “Сунан аль-кубра” 2806, Ибн Аби ад-Дунья в “Фадлю ‘ашри мин Зиль-Хидджа” 13, аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 3484. Иснад хадиса достоверный. См. “Тахридж Фадль ‘ашри мин Зиль-Хидджа” 40.
И как же мусульманину не проявлять радость за такие великие достоинства поста в этот день?
3. День ‘Ашура был днём, в который покрывали Каабу, как до Ислама, так и после; в этот день девочки играли на бубнах, а эфиопы играли копьями и мечами.
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: “До того как пост в течение месяца Рамадана был вменён в обязанность, люди соблюдали пост в день ‘Ашура, и в этот день Каабу покрывали (новым) покрывалом”. аль-Бухари 1592.
Зейд ибн Сабит (да будет доволен им Аллах) говорил: “Поистине, в день ‘Ашура покрывали Каабу, и в этот день эфиопы играли копьями и мечами перед Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. ат-Табарани в “аль-Кабир” 5/138. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хорошим. См. “Фатхуль-Бари” 4/248.
Покрытие Каабы и игры эфиопов копьями и мечами перед Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в день ‘Ашура также подтверждают то, что нет никакого порицания за проявление радости в этот день.
Также Халид аль-Мадани рассказывал: “Мы были в Медине в день ‘Ашура, и маленькие девочки играли на бубнах и пели. Тогда мы вошли к ар-Рубайи’ бинт Му’аууиз и рассказали ей об этом, на что она сказала: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) зашёл ко мне на следующее утро после моей свадьбы, когда маленькие девочки, которые находились у меня, играли на бубнах, поминая наших отцов, погибших в день битвы при Бадре. И одна из них во время своей песни сказала: “Среди нас находится Пророк, знающий, что будет завтра”. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ей: «Что касается этих слов, то не говори так. Никто не знает того, что будет завтра, кроме Аллаха!»” Ибн Маджах 1897. Хадис достоверный. См. “Сахих Сунан Ибн Маджах” 1551.
Всё упомянутое указывает на то, что нет запрета на проявление радости в день ‘Ашура, даже если и не отмечать и не праздновать этот день подобно тому, как это узаконено в два праздничных дня (аль-Фитр и аль-Адха).
О противостоянии шиитов-рафидитов и насыбитов-хариджитов в день ‘Ашура
Следует отметить, что в день ‘Ашура у двух заблудших сект, а это – шииты и насыбиты, есть две противоположные крайности. Для шиитов день ‘Ашура является днём скорби и траура, так как именно в этот день был убит внук Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и сын ‘Али ибн Аби Талиба – аль-Хусайн (да будет доволен ими Аллах).
Къатада и аз-Зубайр ибн Баккар говорили: “аль-Хусайн был убит в пятницу, в день ‘Ашура в 61 г.х. в возрасте 54 лет”. Абу Ну’айм в “Ма’рифа ас-сахаба” 1789, 1790, аль-Хаким в “аль-Мустадрак” 4819.
А неприемлемая крайность шиитов в отношении ‘Али и его семьи, а также их ненависть к остальным сподвижникам, общеизвестна.
Что же касается насыбитов, то это разновидность хариджитов, известная своей ненавистью к ‘Али и членам его семьи. И, следовательно, для них день ‘Ашура является праздником, в который к тому же соблюдается пост, за который уготована великая награда, поэтому они проявляют в этот день веселье и радость.
Имам Ибн Таймия сказал: “Шайтан по причине убийства аль-Хусайна, да будет доволен им Аллах, внедрил среди людей два нововведения:
1.Нововведение в виде печали и причитания в день ‘Ашура, а также избиение себя, крики и плачь…
2.И нововведение в виде радости и ликования…
Одни внедрили в этот день горе, а другие – радость, и по этой причине внедрившие радость стали считать желательным в день ‘Ашура использование сурьмы, купаться, проявлять щедрость в расходовании на членов семьи, готовить необычную еду, и т.п.
Всё это является заблудшим нововведением. Никто из имамов четырёх мазхабов и других имамов не дозволял ни первого (проявления печали в день ‘Ашура), ни второго (проявления радости в этот день)”. См. “Минхадж ас-Сунна” 4/555-556.
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Что же касается избрания дня ‘Ашура днём траура, как это делают рафидиты по причине убийства в этот день аль-Хусайна ибн ‘Али, да будет доволен Аллах им и его отцом, то это из числа деяний тех, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя они думали, что поступают хорошо. Ни Аллах, ни Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) не повелевали избирать дни, когда пророков постигали бедствия или дни их смерти в качестве траура, а что тогда говорить о тех, кто ниже их положением?!” См. “Лятаиф аль-ма’ариф” 111.
Имеет ли основу в религии проявление щедрости и расходование на членов своей семьи в день ‘Ашура?
Здесь также уместно упомянуть о том, что из года в год в преддверии дня ‘Ашура некоторые мусульмане задаются вопросом относительно достоверности распространённого хадиса: «Кто проявил щедрость по отношению к своей семье в день ‘Ашура, к тому Аллах проявит щедрость на протяжении всего года». Ибн Аби ад-Дунья в “Китаб аль-‘Ияль” 385, аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 3512, 3513, 3515, Ибн аль-А’раби в “аль-Му’джам” 225, ат-Табарани в “аль-Аусат” 9298, Абу Ну’айм в “Ахбар Асбахан” 1/198, аш-Шаджари в “аль-Амали” 2/86, аль-Асбахани в “ат-Таргъиб уа-ттархиб” 1874.
Вокруг этого хадиса было множество споров среди учёных с давних пор. Кто-то считал его слабым, кто-то даже вымышленным, а кто-то хорошим и даже достоверным. И, исходя из этого разногласия, некоторые учёные посчитали выделение дня ‘Ашура для проявления щедрости и расходования – порицаемым нововведением, а некоторые наоборот – желательным и благим деянием.
Этот хадис передаётся в форме «марфу’» т.е. от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) со слов пяти сподвижников: Джабира, Абу Са’ида аль-Худри, Ибн Мас’уда, Ибн ‘Умара и Абу Хурайры (да будет доволен ими всеми Аллах), от каждого из которых есть несколько различных путей передач.
Также у этого хадиса есть одна передача в форме «маукъуф», т.е. от сподвижника, в данном случае от ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах).
А также одна передача в форме «макъту’» т.е. от человека из числа таби’инов – Ибрахима ибн Мухаммада ибн аль-Мунташира (да будет доволен им Аллах).
Множество великих имамов, в числе которых Яхья ибн Яхья аль-Лейси, Ахмад ибн Ханбаль, Абу Зур’а, аль-‘Укъайли, ад-Даракъутни, Ибн аль-Джаузи, Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим, Ибн Раджаб, аз-Захаби, ‘Абду-р-Рахман аль-Му’аллими, аль-Альбани посчитали эти хадисы отвергаемыми, сказав, что они либо ложные, либо даже если какие-то из его версий и не являются ложными, они всё равно очень слабы и не могут усиливать друг друга.
С другой стороны немало обладателей знания усиливали этот хадис, в частности следующую его самую лучшую версию, которую передавал имам Ибн ‘Абдуль-Барр: Со слов Джабира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто проявил щедрость по отношению к себе и своей семье в день ‘Ашура, к тому проявит щедрость Аллах на протяжении всего года». После чего Джабир сказал: “И мы практиковали это и обнаружили это таковым”. И то же самое сказали передавшие эту версию хадиса Абу аз-Зубайр и Шу’ба”. Ибн ‘Абдуль-Барр в “аль-Истизкар” 10/140 (14994-14996).
И среди обладателей знания, усиливавших упомянутый хадис и его версии: аль-Байхакъи, Абу-ль-Фадль ибн Наср ас-Салями, аль-Мунзири, Ибн аль-Къаттан, Абу Муса аль-Мадини, аль-‘Иракъи, Ибн Хаджар аль-‘Аскъаляни, аль-Мунауи, аз-Зуркъани, Абу-ль-Хасанат аль-Люкнауи, ‘Убайдуллах аль-Мубаракфури и др.
Также сторонники правомочности проявления щедрости в день ‘Ашура опирались на следующий асар ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), сказавшего: “Кто проявил щедрость по отношению к своей семье в день ‘Ашура, к его семье Аллах проявит щедрость на протяжении всего года”. Передав этот асар, Яхья ибн Са’ид аль-Къаттан сказал: “И мы практиковали это, и нашли это истиной”. Ибн ‘Абдуль-Барр в “аль-Истизкар” 10/140 (14997).
Этот асар ослабил хафиз Ибн Раджаб наличием в нём неизвестного передатчика. См. “Лятаиф аль-ма’ариф” 138.
Но такие хафизы, как аль-‘Иракъи, ас-Сахауи и Наджмуддин аль-Гъаззи сказали, что на самом деле все передатчики этого асара надёжные, и что он является достоверным. См. “ат-Тауси’а ‘аля аль-‘ияль” 19, “аль-Макъасыд аль-хасана” 1193, “Иткъан ма юхсин” 2/637.
Также сторонники правомочности проявления щедрости в день ‘Ашура опирались на следующий асар от Суфьяна ибн ‘Уяйны, сказавшего: “Сообщил мне Джа’фар аль-Ахмар, передавший от Ибрахима ибн Мухаммада ибн аль-Мунташира, и сказавший о нём: «Он был наилучшим из всех, кого нам довелось повидать в Куфе», что дошло до него следующее: «Кто проявил щедрость к своей семье в день ‘Ашура, к тому проявит щедрость Всевышний Аллах на протяжении всего года». После чего Суфьян сказал: “И мы практиковали это на протяжении пятидесяти лет и замечали увеличение удела”. Ибн Аби ад-Дунья в “Китаб аль-‘Ияль” 386, Абу Ну’айм в “Ахбар Асбахан” 2/163. Иснад достоверный. См. “Тахкыкъ Фадль ‘Ашура” 1/105.
Упомянув слова шейхуль-Исляма Ибн Таймии, сказавшего: “Никто из имамов Ислама не считал желательным расходования на семью в день ‘Ашура”, хафиз аль-‘Иракъи в опровержение этого утверждения сказал: “Об этом говорили ‘Умар ибн аль-Хаттаб, Джабир ибн ‘Абдуллах, Мухаммад ибн аль-Мунташир, его сын – Ибрахим, Абу аз-Зубайр, Шу’ба, Яхья ибн Са’ид, Суфьян ибн ‘Уяйна, а также прочие из числа поздних поколений. Также Ибн Нубата аль-Фарикъи говорил: «Расходование в день ‘Ашура на членов семьи является Сунной, не являющейся скрытой от людей»”. См. “ат-Тауси’а ‘аля аль-‘ияль” 5.
Джабир сказал: “И мы практиковали это и обнаружили это таковым”. И то же самое сказали передавшие эту версию хадиса Абу аз-Зубайр и Шу’ба”. Ибн ‘Абдуль-Барр в “аль-Истизкар” 10/140 (14994-14996). Иснад хороший. См. “Фадаиль ‘Ашура” (Махтута 16/в), “ат-Таудых” 13/542, “ат-Тауси’а ‘аля аль-‘ияль” 6.
Яхья ибн Са’ид аль-Къаттан сказал: “И мы практиковали это, и нашли это истиной”. Ибн ‘Абдуль-Барр в “аль-Истизкар” 10/140 (14997). Иснад отличный. См. “ат-Тауси’а ‘аля аль-‘ияль” 6, “аль-Макъасыд аль-хасана” 1193.
Суфьян ибн ‘Уяйна сказал: “И мы практиковали это на протяжении пятидесяти лет, и замечали увеличение удела”. Ибн Аби ад-Дунья в “Китаб аль-‘Ияль” 386, Абу Ну’айм в “Ахбар Асбахан” 2/163. Иснад достоверный. См. “Тахкыкъ Фадль ‘Ашура” 1/105.
Также на хадис о расходовании в день ‘Ашура на членов семьи опирался имам Ибн Хабиб аль-Малики, и даже сочинил стихи о достоинствах этого. См. “Тадриб аль-мадарик” 4/140.
Приведя его стих, аль-Мунауи сказал: “Автор (ас-Суюты) сказал: «Подобное от этого уважаемого имама указывает на то, что у данного хадиса есть основа»”. См. “Файд аль-Къадир” 6/290.
На этот хадис опирался и факъих аль-Хатыб ибн Рушайд, также посвятивший ему стих, что передал от него аш-Шатыби. См. “аль-Ифадат уаль-иншаъат” 124. Также и аль-Хатыб ат-Тибризи опирался на него в качестве довода. См. “Мишкат аль-масабих” 1926.
Более того, къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказав: “Хадисов о достоинствах дня ‘Ашура много, но достоверных из их числа мало”, затем добавил: “А что касается расходования и проявления щедрости в день ‘Ашура, то это то, что будет припасено для него по единодушному мнению, если тем самым он желал Лика Аллаха”. См. “аль-Масалик фи шарх Мууатта Малик” 4/205.
Исходя из изложенного, нам стало ясно, что положение хадиса: «Кто проявил щедрость по отношению к своей семье в день ‘Ашура, к тому Аллах проявит щедрость на протяжении всего года» среди учёных не является однозначным.
Кто-то из обладателей знания считал этот хадис слабым, кто-то вымышленным, а кто-то хорошим и даже достоверным. И, исходя из оценки этого хадиса, между учёными было разногласие относительно желательности данного поступка. Кто-то из них считал это желательным, а кто-то – порицаемым нововведением.
И на примере этого хадиса мы видим, что, несмотря на жёсткие и категоричные суждения некоторых великих имамов по тому или иному вопросу, всё же, он может быть приемлемым для разногласия среди приверженцев Сунны. Как, например, в данном случае одни учёные считали выделение дня ‘Ашура для проявления щедрости в расходовании порицаемым нововведением, а другие наоборот – желательным и похвальным благодеянием.
Также стало ясно, что самым достоверным из хадисов данной главы являются:
- версия от Джабира, переданная Ибн ‘Абдуль-Барром;
- асар от ‘Умара ибн аль-Хаттаба, также переданный им;
- и сообщение от Ибн аль-Мунташира.
И даже если не принимать в расчёт ничего иного относительно данного хадиса, помимо упомянутых трёх сообщений, и при этом согласиться с тем, что как хадис от Джабира, так и асар от ‘Умара ибн аль-Хаттаба всё же являются слабыми, то остаётся открытым вопрос: Усиливаются ли они, учитывая их незначительную слабость, причём при наличии достоверного сообщения от Ибн аль-Мунташира? И могли ли все передатчики этих хадисов и его версий, проживавшие в различных городах и странах сговориться в выдумывании этого хадиса? При том, что среди передатчиков этих хадисов были те, кто принадлежал к шиитам, для которых день ‘Ашура – это как раз-таки день траура.
Также нам стало ясно, что несмотря на слова Ибн Таймии, сказавшего, что имамы не опирались на этот хадис, всё же были учёные, включая и саляфов, которые опирались на него.
Исходя из того факта, что хадис данной главы усиливали и считали его достоверным многие обладатели знания, среди которых: аль-Байхакъи, Абу-ль-Фадль ибн Наср ас-Салями, аль-Мунзири, Ибн аль-Къаттан, Абу Муса аль-Мадини, аль-‘Иракъи, Ибн Хаджар аль-‘Аскъаляни, аль-Мунауи, ‘Убайдуллах аль-Мубаракфури; а также учитывая то, что на этот хадис опирались и жили по нему не мало имамов, в числе которых: Ибн аль-Мунташир, Яхья ибн Са’ид, Суфьян ибн ‘Уяйна, Ибн Хабиб аль-Малики, Ибн Нубата аль-Фарикъи, аль-Хатыб ат-Тибризи, Абу Бакр ибн аль-‘Араби; то если кто-то из мусульман исходя из этого будет опираться на обсуждаемый хадис, то нет в этом никаких проблем, и никто не имеет права порицать его за это.
Как и не заслуживает порицания тот, кто выбрал мнение множества великих имамов, среди которых: Яхья ибн Яхья аль-Лейси, Ахмад ибн Ханбаль, Абу Зур’а, аль-‘Укъайли, ад-Даракъутни, Ибн аль-Джаузи, Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим, Ибн Раджаб, аз-Захаби, ‘Абду-р-Рахман аль-Му’аллими, аль-Альбани, посчитавших, что в данной главе нет ни одного достоверного хадиса и что это деяние не является узаконенным.
Что же касается тех, кто склонился к желательности проявления щедрости в день ‘Ашура, опираясь на обсуждаемый хадис, то им не следует впадать в крайности, считать день ‘Ашура праздником и устраивать различные угощения по случаю этого дня.
Ибн аль-Хадж аль-Малики говорил: “Проявление щедрости в день ‘Ашура на семью, родственников, сирот, нуждающихся, а также увеличения расходования и совершение садакъа, является желательным так, что этот факт не является скрытым. Но при условии, которое упоминалось ранее, чтобы не было в этом излишества, дабы не стали считать подобное Сунной, которую необходимо совершать. А если подобное дойдёт до такой стадии (что станут считать это необходимым), то это станет порицаемым поступком, особенно, если совершающий такое будет из числа обладателей знания, которому подражают. И разъяснение Сунны, её распространение и обучение лучше, чем расходование в этот день. И те, кто жил раньше нас (саляфы) не готовили какую-то конкретную еду в этот день, считая это необходимым. А некоторые учёные, да смилуется над ними Аллах, специально оставляли расходование именно в этот день, дабы дать понять людям, что расходование в этот день не является обязательным. А что касается того, чтобы в день ‘Ашура приносить в жертву курицу или иное животное, и считать не совершившего это тем, кто не отдал должного этому дню, а также приготовление определённых зёрен и т.п., то саляфы не совершали такого в этот день. И они не знали иного возвеличивания этого дня, кроме как многочисленным поклонением, раздачей милостыни и совершением благих дел, пользуясь достоинством этого дня, а, не сводя всё лишь к еде”. См. “аль-Мадхаль” 1/289.