Выплата Фидьи и закята Фитр

Выплата Фидьи и закята Фитр

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!

Тот, кто не может соблюдать сыям в связи с плохим здоровьем, освобождается от него в месяц Рамадан. Если он выздоровеет, он будет обязан совершить каза* за все пропущенные им дни сыяма. Однако если болезнь продолжается, и у него нет надежды на выздоровление, тогда он будет обязан восполнить сыям выплатой денежной компенсации бедным людям.

На арабском такая денежная компенсация называется фидья*. Размер фидья за 1 день сыяма составляет 2,5 кг. пшеницы или муки, или их стоимость в денежном эквиваленте.

Фидья за весь месяц Рамадан можно отдать нуждающемуся человеку любым из следующих трех способов:

а) в течение 30 дней,

б) 30 людям в один день,

в) можно также отдать всю сумму одному человеку в один день.

(Раддуль Мухтар, том 2, стр. 422, Аль-Мактаба Аль Тиджария)

Примечание: Фидья отличается от каффара* за день поста. Каффара становится обязательным, когда человек намеренно нарушил сыям без уважительной причины, поев, попив или вступив в интимную близость со своей женой в дни месяца Рамадан. Есть мнение что Каффара с обязанностью совершить 60 дневный сыям относится лишь к тем кто совершил интимную близость с супругом в световой день Рамадана. Каффара заключается в том, что человек будет обязан соблюдать сыям 60 дней подряд. Если он сделать это не в состоянии, то он должен накормить 60 бедняков обычным блюдом, т.е. 2,5 кг. пшеницы или муки или же отдать стоимость в денежном выражении 60 беднякам или же одному бедному человеку в течение 60 дней. Он не может отдать сразу всю сумму одному человеку в один день.

(Раддуль Мухтар, том 3, стр. 480, Аль-Мактаба Аль Тиджария)

*Каза - восполнение, компенсация пропущенных действий. Может применяться по отношению к намазу, сыяму.

*Фидья - искупление за невыполнение обязанности, которую, в силу определенных обстоятельств, мусульманин выполнить не может.

*Каффара - искупление за совершенный грех. Так, например, человек, намеренно (помня о сыяме) съевший что-либо без уважительной причины в дневное время суток месяца Рамадан после принятия намерения соблюдать сыям, обязан будет возместить совершенное действие непрерывным 60-дневным сыямом.

Фидья в Рамадане 1435 года хиджры - 200 рублей

“За­кятуль-фитр” и “са­дака­туль-фитр” 

“За­кятуль-фитр” – на­лог раз­го­вения, вып­ла­чива­емый от каж­до­го чле­на семьи до на­чала праз­дни­ка Раз­го­вения (‘Ид уль-фитр, Ура­за Бай­рам), а точ­нее – до праз­днич­ной мо­лит­вы. Он яв­ля­ет­ся зак­лю­читель­ным ус­ло­ви­ем для при­нятия Твор­цом соб­лю­ден­но­го сыяма. Вып­ла­чива­ет­ся в пер­вую оче­редь в поль­зу бед­ных и не­иму­щих му­суль­ман, ис­поль­зу­ет­ся и в иной бла­гот­во­ритель­ной де­ятель­нос­ти. Дан­ная раз­но­вид­ность за­кята ста­ла обя­затель­ной на вто­ром го­ду хид­жры.

По при­чине от­сутс­твия чет­ко­го по­вес­тво­вания об этом в тек­стах ха­дисов, ис­лам­ские бо­гос­ло­вы ого­вори­ли два мне­ния о том, кто дол­жен пла­тить “за­кятуль-фитр”.

1. Тот, кто име­ет про­пита­ние и все жиз­ненно не­об­хо­димое для се­бя и сво­ей семьи на праз­днич­ный день, и при этом у не­го ос­та­ет­ся воз­можность вып­ла­тить (или пе­редать про­дук­та­ми) “за­кятуль-фитр”, то он обя­зан это сде­лать. Так счи­тало боль­шинс­тво уче­ных.

2. Че­ловек дол­жен быть из чис­ла тех, кто вып­ла­чива­ет еже­год­ный обя­затель­ный за­кят, пред­став­ля­ющий один из пя­ти стол­пов ре­лиги­оз­ной прак­ти­ки. Ес­ли ве­ру­ющий яв­ля­ет­ся та­ковым, то он вып­ла­чива­ет и дан­ную ми­лос­ты­ню от се­бя и всех, кто на­ходит­ся под его ма­тери­аль­ным обес­пе­чени­ем. Так счи­тали бо­гос­ло­вы-ха­нафи­ты, про­водя ана­логию меж­ду “за­кятуль-фитр” и еже­год­ным обя­затель­ным за­кятом.

Ис­лам­ские уче­ные еди­нодуш­ны в том, что “за­кятуль-фитр” вып­ла­чива­ет­ся по тем же вось­ми нап­равле­ни­ям, по ко­торым вып­ла­чива­ет­ся и еже­год­ный за­кят. Обыч­но ве­ру­ющие пе­реда­ют свой “за­кятуль-фитр” в мес­тные ме­чети, ко­торые в пос­ле­ду­ющем рас­пре­деля­ют его в со­от­ветс­твии с пред­пи­сани­ями ре­лигии. Важ­но от­ме­тить, что дан­ная фор­ма ми­лос­ты­ни не мо­жет пе­реда­вать­ся лю­дям, да­леким от по­нятий ве­ры.

На­чина­ет­ся вре­мя воз­можной вып­ла­ты “за­кятуль-фитр” с на­чалом ме­сяца Ра­мадан. Так счи­тала зна­читель­ная часть ис­лам­ских бо­гос­ло­вов, сре­ди ко­торых уче­ные ша­фи­ит­ско­го и ха­нафит­ско­го маз­ха­бов. Бо­лее це­лесо­об­разным бу­дет вып­ла­та (или пе­реда­ча про­дук­та­ми) за день или два до праз­дни­ка за­вер­ше­ния пос­та (‘Идуль-фитр).

Са­мым пра­виль­ным бу­дет вып­ла­та “за­кятуль-фитр” в про­межут­ке меж­ду за­ходом сол­нца в пос­ледний день сыяма и до ут­ра, до на­чала праз­днич­ной мо­лит­вы.

Ес­ли ве­ру­ющий не ус­пел сде­лать это до праз­днич­ной мо­лит­вы, то обя­затель­ность все рав­но сох­ра­ня­ет­ся. Очень же­латель­но, что­бы дан­ная обя­зан­ность бы­ла вос­полне­на в пер­вый же праз­днич­ный день. По мне­нию всех уче­ных, ос­тавлять это на бо­лее поз­днее вре­мя гре­хов­но.

Ду­хов­ным уп­равле­ни­ем му­суль­ман Ев­ро­пей­ской час­ти Рос­сии ус­та­нов­лен раз­мер “фитр-са­дака” в 2013 го­ду:

100 руб. для ма­ло­иму­щих; 200 руб. для лю­дей со сред­ним дос­татком; от 300 руб. для сос­то­ятель­ных.