Выплачивает ли мусульманин закят со стоимости дома или квартиры, в котором не проживает?

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:
Должен ли мусульманин платить закят с автомобилей и жилых помещений, которыми он владеет?
Всё, чем владеет человек, кроме золота, серебра и денег (наличности), не облагается закятом, если только эти виды имущества не держатся для торговли (бизнеса), например, автомобили и недвижимость для аренды и прочее.
Во-первых, имущество человека ученые разделяют на два вида.
К первому виду относятся наличные: золото, серебро и то, что играют ту же роль, например, бумажные денежные знаки. Со всего этого выплачивается закят, если их сумма достигла нисаба по Шариату, и прошел один год.
Ко второму виду относятся аль-‘ард, к которому относятся все ценное, чем владеет человек, и что не относятся к наличным средствам: и движимое, и недвижимое имущество.
Ан-Науауи, да помилует его Аллах, сказал: «Аль-‘Ард (с фатхой над буквой ‘айн и сукуном над буквой ра), как сказали языковеды, - это все виды имущества, кроме золота и серебра.
Что же касается аль-‘арад (с фатхой над буквой ра), то это означает все мирские блага, в том числе золото, серебро и прочее»[1]. Смотри также аль-Азхари Аз-Захиру фи гариби альфази-ш-Шафи‘и (С. 108).
Всё то, чем владеет человек, из недвижимого имущества, мебели, одежды, книг и прочего – всё это называется ‘ард (мн. ‘уруд). Со всего этого закята нет, если только мусульманин не торгует этими вещами.
Собственность мусульманина, которую он держит для торговли, облагается закятом: и недвижимое имущество, и животные, и ковры, и электрические проборы, и запасные части для автомобиля, и книги, и пищевые продукты, и еда, и одежда, и ткани, и строительные материалы, и прочее…
Что же касается собственности, которой владеет мусульманин для иной, кроме торговли, цели, например, если он владеет ею для пользования (одежда, мебель, автомобили, дом, в котором он проживает), или если он держит эту собственность для получения прибыли от нее, например, сдает в аренду недвижимость, или машину (такси), то с этих видов собственности нет закята, как гласит единодушное мнение ученых, несмотря на стоимость самой собственности.
На это указывает хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Мусульманин не обязан выплачивать закят со своего коня и раба[2].
Ибн аль-Муляккын сказал: Это основной хадис о всех видах собственности, а именно о том, что с неё нет закята[3].
Ибн ‘Абд аль-Барр сказал: Этот хадис указывает, что по фикху закята с лошади нет, как нет закята и с рабов. И ученые приравняли к этим двум категориям одежду, ковры, посуду, драгоценные камни, другие виды собственности, и дома и всё то, чем владеет человека, кроме золота и серебра, урожая (например, пшеницы – прим. пер.) и скотины. И это в том случае, как сказали ученые, если одежда, ковры и прочее не было куплено для торговли ими (последующей продажи)[4].
Ан-Науауи, да помилует его Аллах, сказал: Это основной хадис по теме, что собственность, которой человек пользуется, не облагается закятом… Таково мнение всех ученых-предшественников и ученых-современников[5].
Ибн Хазм сказал: Ученые единодушны /иттифак/, что нет закята с собственности, купленного для владения, а не для торговли: с драгоценных камней, яхонта (изумрудов, рубинов, сапфиров и пр.), с ковров, покрывал, одежды, медной посуды, железной, или посуды из свинца… и т.д.[6].
А Аллаху ведомо лучше.
_________________________________________
[1] Ан-Науауи. Тахриру альфази-т-таних. С. 114.
[2] Аль-Бухари. Ас-Сахих, хадис № 1463; Муслим. Ас-Сахих, хадис № 982.
[3] Ибн аль-Муляккын. Ат-Таудых ли-шархи-ль-джами‘и-с-сахих. Т. 10. С. 448.
[4] Ибн ‘Абд аль-Барр. Ат-Тамхид. Т. 17. С. 125.
[5] Ан-Науауи. Шарху-ль-Муслим. Т. 7. С. 55.
[6] Ибн Хазм. Аль-Мухалля би-ль-асар. Т. 4. С. 13.
Всевышний Аллах сказал в Коране:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَنفِقُوا مِن طَيِّبَاتِ مَا كَسَبْتُمْ وَمِمَّا أَخْرَجْنَا لَكُم مِّنَ الْأَرْضِۖ
«О верующие! Расходуйте из добытых вами благ и из того, что Мы взрастили для вас из земли!» Сура «Бакара», 267-аят.
Ибн Омар (да будет доволен ими Аллах) сказал по этому поводу:
ليسَ في العُروضِ زَكاةٌ إلّا ما كانَ للتِّجارةِ
«Закят выдается только с вещей, предназначенных для торговли». Аль-Байхаки «Сунан аль-Кубра», 4-том, 147-стр.
Таким образом, для выплаты закята с вещей, помимо золота, серебра, денег и скота, они должны товарами для торговли. «Мухтасар аль-Кудури», 57-стр.
Квартира, которая сдается в аренду, не считается торговым имуществом. То есть, выплачивать закят с самой квартиры, которая сдается в аренду, не обязательно. Однако, если доход от аренды такой квартиры достигает количества нисаба для закята, сохраняется в течение одного года, то закят выплачивается.
Если же получаемый от аренды доход не превышает количества денег, необходимых на нужды человека, то закят не выплачивается. Если есть финансы, достигающие количества нисаба, помимо дохода от аренды квартиры, то следует объединить оба источника дохода и выплатить закят.
Подводя итоги, квартира, сдающаяся в аренду, не считается товаром для торговли. Закят выплачивается не с самой квартиры, сдающейся в аренду, а с дохода, получаемого от нее.
Нужно ли выплачивать закят с денег, отложенных на покупку квартиры?
Обычно я выплачиваю закят в конце месяца Рамадан. Но в этом году, в марте, я купил квартиру в рассрочку на 6 месяцев (т. е. до сентября я должен выплатить всю сумму) в строящемся доме и с целью безопасности (у нас в городе бывали случаи, когда стройку могли заморозить) выплатил лишь 30% суммы. Должен ли я выплачивать закят с той суммы, которую я отложил на выплату рассрочки?
Если квартиру Вы купили для Вашего проживания, то она не облагается закятом, и все средства, которые Вы откладываете, чтобы оплатить оставшиеся 70% от ее стоимости, также не облагаются закятом, потому что они покроют Ваш долг. Но если квартира предназначается не для жилья а является для вас инвестицией, то ее рыночная стоимость на день выплаты закята облагается этим налого, и Вы должны вычесть из рыночной стоимости сумму долга (то есть 70%), а закят выплатить лишь с чистого капитала, без долга. Конечно, любые наличные средства, которыми Вы располагаете, и которые скопятся до сентября или любой другой даты, также будут облагаться закятом.
Закят с имущества
Допустим человеку подарили или же ему по наследству оставили квартиру коротая стоит не малых денег, в общем суть в том, что человек сам не приобрел эту квартиру! И эта квартира переходит в его имущество! А сам человек имеет маленький доход, выходит что ему нужно выплачивать закят с его имущества, то есть и с этой квартиры, (например она стоит 5 миллионов, то соответственно и сумма существенная выходит), а он может не в состоянии выплатить ту сумму либо для него это очень значительная сумма! Что ему делать в таком случае?
Вопрос действительно волнующий. Следует ли выплачивать с подобного имущества закят или только при условии участия его в товарообороте (т.е. если этот вид имущества является предметом торговли)? Основа в закяте - это то, что он выплачивается только с тех предметов, на которые есть довод в Сунне. У нас есть доводы на золото, серебро, с/х урожаи, скот (верблюды, коровы и овцы), с некоторыми разногласиями - на предметы торговли. Но о том, что с личного имущества платится закят - у нас на это довода нет.
Более того, известен следующий хадис: Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мусульманин не облагается пожертвованием со своего раба и своего коня». Этот хадис передал аль-Бухари, 1463.
Поэтому с квартиры, которая в настоящий момент является предметом пользования, закят не выплачивается, так же как и с остального имущества, находящемся в личном пользовании.