Выдуманный хадис и его положение

Выдуманный хадис и его положение

الحديث الموضوع«Аль-Хадис аль-мауду» (выдуманный хадис) в лингвистическом значении الملصق «мульсак» (приписанный). Арабы говорят: «Такой-то выдумал («وضع») в отношении такого-то то-то и то-то» («وضع»), то есть приписал («الصف»)».

В терминологическом значении это слова, которые выдумал кто-то из людей и приписал их Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). [1]

Также считается лжецом тот, кто сочинил хадис умышленно, по забывчивости либо по ошибке, потому что ложь – это сообщение, которое не соответствует действительности.

Положение такого хадиса: учёные единогласно посчитали, что аргументировать таким хадисом и передавать его запретно, разве что для разъяснения его ложности, какой бы темы он ни касался, будь то раздел шариатских решений, раздел благопристойных поступков, раздел устрашения и побуждения либо же какой-то другой раздел мирских дел. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто солжёт обо мне умышленно, тот пусть приготовится занять своё место в Аду»[2].

Муслим во введении к своему сборнику (1/62) передал слова Самуры ибн Джундуб (да будет доволен им Аллах): «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Кто передаёт от меня хадис, в отношении которого есть подозрение (“يرى” [“юро”]), что это ложь, то передающий – лжец (“من الكاذبين” [“мин аль-казибин”])”».

Хафиз ибн Хаджар сказал в книге «Ан-Нукат аля мукаддима ибн Салях» (2/839): «Упомянутое в хадисе слово “يرى” означает “если предполагается, что хадис сочинённый”. В слове “аль-казибин” две вероятности: либо это слово в двойственном числе (“الكاذبيْن” [“аль-казибейн”]), либо же во множественном (“الكاذبِين” [“аль-казибин”])».

Имам Хабиб ибн Абу Сабит сказал: «Кто передаёт ложь, тот лжец»; передал аль-Хатыб в книге «Аль-джами лиаглякир-рави» (1/136).

Ад-Даракутни сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пригрозил огнём тому, кто лгал о нём после его веления передавать от него хадисы, и в этом заключается доказательство существования приказа передавать от него только достоверное, исключая слабое, а также истину, исключая ложное, а не передавать всё, что приписывают ему, потому что он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Чтобы впасть в грех, человеку достаточно передавать всё, что он слышит»[3].

Затем. Тот, кто передаёт от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) хадис, в достоверности которого сомневается, подобен лжецу, на основании его (да благословит его Аллах и приветствует) слов: «Кто передаёт от меня хадис, в отношении которого есть подозрение, что это ложь, тот один из (двух) лжецов»[4], ведь Пророк не сказал, что лжецом является только тот, кто уверен в лживости этого хадиса.

Из осторожности в этом вопросе праведные халифы и избранные сподвижники боялись растущего количества хадисов среди людей. Абу Бакр и Умар требовали от тех, кто передавал хадисы, о которых они не слышали, привести доказательство своих слов и предупреждали их о наказании за ложь, а Али требовал от передатчиков приносить клятву.

Некоторые мухаддисы из числа сподвижников и табиинов из предосторожности при передаче хадиса говорили после него: «или близкое к этому», «или подобное этому», «или похожее на это». Они поступали так из страха привнести что-либо в хадис или убавить от него по забывчивости или небрежности. Одним из тех, кто принимал такие меры предосторожности, был Абу Ханифа ан-Нуман ибн Сабит. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил о том, что в последнее время среди его общины распространяются ложные и недействительные хадисы, и поэтому он предостерёг своих последователей от этого, страшась и предупреждая о гиблых людях: «В последнее время придут люди из моей общины, которые будут передавать вам такие хадисы, которые не слышали ни вы, ни ваши отцы, так берегитесь же и пусть берегутся они!», отсюда и пошло высказывание: «Цепочка передачи (иснад) из религии, потому что она предмет изучения муджтахидов»[5].

Хафиз Джалялуддин ас-Суюты сказал: «Учёные по хадису единогласны в том, что передача выдуманных хадисов не дозволяется, какой бы смысл они ни имели. Исключением является случай, когда нужно разъяснить ложность хадиса, но со слабыми хадисами дело обстоит иначе, потому что их передача дозволена в разделах, не связанных с шариатскими постановлениями или вероубеждением. Об этом твёрдо заявили имамы ан-Навави, ибн Джамаа, ат-Тайиби, аль-Булькыни и аль-Иракы»[6].

Хафиз Абу аль-Хаттаб ибн Даххыя сказал: «Берегитесь же, о рабы Аллаха, лжеца, который передает вам сочинённые хадисы, аргументируя им, пусть даже в пользу благого, однако благо будет только в деле, узаконенном Пророком (да благословит его Аллах и приветствует). Если же подтвердится, что данная передача лжива, то она перестаёт быть законной, а приводящий её в качестве аргумента будет тем, кто прислуживает дьяволу по причине использования хадиса, ложно приписанного к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) о котором у него нет никакого доказательства»[7].

В толковании к сборнику «Сахих Муслим» (1/70) о запрете передачи сочинённых хадисов для того, кто знает об их лживости либо догадывается о том, что они, вероятнее всего, лживые, и поэтому тот, кто передаёт некий хадис, зная о его лживости или же предполагая это, и не разъясняет ложность этой версии, тоже подпадает под угрозу, имам ан-Навави сказал:

«При запрете приписывать Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) хадисы нет разницы между теми версиями, в которых упоминаются шариатские постановления, и между разделом устрашения и побуждения (“ат-таргыб ват-тархиб”), проповедей и тому подобного. Всё это запрещено и является одним из самых больших грехов и самым мерзким поступком, по единогласному мнению мусульман, чьё мнение принимается в расчёт при составлении единогласия (“аль-Иджма”)…» до его слов «установилось единодушное согласие сторонников закона о запрете лжи в адрес кого-либо из людей, что же говорить о том, чьё слово – шариат и чья речь – божественное ниспослание? Ложь о таком – ложь об Аллахе!».

Хафиз ас-Сахави в толковании «Альфии» имама аль-Иракы сказал: «Ас-Саури передал слова Хабиба ибн абу Сабита, что тот, кто передаёт ложь, сам является лжецом, поэтому аль-Хатыб сказал:

“Мухаддис обязан не передавать лживые хадисы и сообщения, а если кто поступит так, то это обернётся для него явным грехом, и он войдёт в число лжецов. Однако это в том случае, если приводящий этот хадис не будет ничего разъяснять, например, уточнениями: “это ложная передача” или “недействительно” и тому подобными выражениями, недвусмысленно сообщающими о лживости хадиса»[8].

Большинство учёных сказали, что возведение поклёпа на Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) большой грех, а Абу Мухаммад аль-Джувайни пошёл дальше и сказал, что это неверие (куфр).

Маликитский учёный ибн аль-Мунир сказал: «Поистине, возводящий ложь на Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) выбывает из общины мусульман и становится неверующим»[9].

Хафиз аз-Захаби в своей книге «Аль-Кабаир» сказал: «Нет сомнений, что умышленная ложь об Аллахе и его Посланнике (да благословит его Аллах и приветствует) в том, что касается разрешения запретного или запрета разрешённого – чистое неверие. А касательно лжи о них относительно всего остального, то Аллах лучше знает об этом»[10].

Учёные едины во мнении, что ложь о Посланнике Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) – один из больших грехов и тяжкое бремя.[11]

Значение выражения мухаддисов «Нет у него основы» иногда заключается в том, что хадис не имеет основы ни в Коране, ни в достоверной сунне, иногда – в том, что хадис не имеет цепочки передачи вообще, иногда – в том, что он сочинён и приписан Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), иногда – в том, что хадис лжив, но без отрицания цепочки передачи, а иногда – в том, что смысл хадиса и его содержание очень странные с точки зрения шариатских суждений, и в шариате нет того, что в целом подтверждало бы его.[12]

Ас-Суюты в книге «Тадрибур-Рави» сказал: «Ибн Таймия сказал, что смысл их выражения “нет у этого хадиса основы” заключается в том, что у него нет цепочки передачи».

Мой шейх, великий учёный Абдуль-Фаттах (да помилует его Аллах) сказал: «Если у хадиса нет цепочки, то он ничего собой не представляет, и его не принимают во внимание, потому что основанием для передачи нам слов нашего господина Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) является достоверная, утверждённая цепочка передачи или то, что сможет её заменить, а всё прочее ничего не стоит».

О положении рассказчиков историй

Хафиз Зайнуддин аль-Ираки в книге «Аль-Баис аляль-халяс мин хавадис аль-кассас» в том месте, где рассказчики историй передают хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), считая их хадисами и не различая, что из этого достоверно, а что нет, сказал: «Если то, что они передают, достоверно по единодушному мнению, то передающий это всё равно совершит грех, потому что он передаёт то, о чём не знает. И если даже передаваемое случайно совпало с действительностью, то он всё равно совершит грех, потому что отважился на передачу того, о чём у него нет знания. Также тому, кто соответствует такому описанию, нельзя передавать хадисы из книг, даже если это достоверные сборники хадисов аль-Бухари и Муслима, пока он не прочтёт их перед учёными, специализирующимися в области хадисов».

Также аль-Ираки сказал: «Беда, в которую впали рассказчики историй — это то, что они рассказывают простонародью такие хадисы, которые они не могут понять и осмыслить, вследствие чего эти простые люди могут усомниться в суннитских убеждениях. Это даже в том случае, если эти хадисы достоверны, а что ж говорить о ситуации, когда они ложные? Ибн Мас’уд сказал: “Если ты будешь рассказывать людям хадисы, которые они не могут осмыслить, то введёшь в заблуждение некоторых из них”». (передал Муслим во «Введении», номер 5)

От ат-Туртуши передаётся, что когда Сулейман ибн Михран аль-Амаш прибыл в Басру, то увидел рассказчика, который повествовал в мечети об одной истории, говоря: «Мне передал это аль-Амаш от Абу Исхака, а тот – от своего отца Ваиля…», тогда аль-Амаш встал посредине кружка и стал публично выщипывать волосы из своих подмышек.

Рассказчик обратился к нему: «О шейх, как тебе не стыдно? Мы в кружке знаний, а ты тут занимаешься подобным?», на что аль-Амаш ответил: «То, чем занимаюсь я, лучше того, чем занимаешься ты!». «Почему же?» – возразил рассказчик. Аль-Амаш сказал: «Потому что я совершаю дело, соответствующее сунне, а ты клевещешь! Я – аль-Амаш, и я не передавал тебе ничего, о чём ты тут рассказываешь!»[13].

(Из книги “Ад-Дурару аль-бахия” Шейха Юсуф Хаттар Мухаммад)

[1] «Хашия тавдых аль-афкар», 2–68.

[2] Аль-Бухари, 110; Муслим, 3004; Абу Давуд, 3651; ат-Тирмизи, 2257.

[3] Муслим, 1/10.

[4] Муслим, 1/9, ат-Тирмизи 2464.

[5] «Аль-Асрар аль-марфуа», 42.

[6] «Аль-Асрар аль-марфуа», 41.

[7] «Аль-Баис аля инкар аль-бида валь-хавадис», 36.

[8] «Фатхуль-мугыс», 1/235.

[9] «Танзихуш-шариа», 1/12, «Тадрибур-рави», 1/284, «Аль-Баис аль-Хасис», 79.

[10] «Тахзир аль-муслимин», 26/27.

[11] «Аль-Макасыд аль-Хасана», 4.

[12] «Аль-Масну», 17.

[13] «Аль-Асрар аль-Марфуа», 56.

darulfikr

Поговорим о выдуманных хадисах?

Как-то маленький и любопытный Ахмад пришёл к своему отцу Мухаммаду с вопросом.

– Папа, знаешь что мне сегодня рассказал мой друг Али в школе?

– И что же, сынок?

– Сегодня мы, как обычно, после школы пошли в мечеть, чтобы совершить молитву. После намаза я начал разговаривать с другим нашим одноклассником, и Али, увидев нас, сделал мне замечание. Он сказал, что разговаривать о мирском в мечети – харам, потому что пророк Мухаммад об этом сказал. Это правда, папа?

– Хм…Интересный случай. Но, во-первых, помнишь, что я учил тебя всегда говорить после имени пророка такую формулу как «да благословит его Аллах и да приветствует». А на арабском это будет «Солля Ллаху алейхи уасаллям». Так что не забывай, Ахмад!

– Извини, папа. Я забыл. Солля Ллаху алейхи уасаллям!

– А во-вторых, это вовсе не хадис, потому что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разговаривал в мечети о мирском, и поэтому это дозволено. Твой друг Али ошибся. Впрочем, в наши дни многие ошибаются и нередко приводят вымышленные хадисы. Это связано с тем, что многие люди не придают значения источникам информации об исламе. Хотя такая исламская наука как хадисоведение давно решила проблему вымышленных хадисов.

– А разве есть отдельная наука «хадисоведение», папа?

– Конечно есть, сынок. И это очень даже интересная наука.

– Расскажи мне о ней, папа. Может быть, когда я вырасту, я тоже стану заниматься хадисоведением.

– С удовольствием, сынок. Ну-ка, присаживайся поудобней и слушай. Начнём сначала. Хадисоведение связано с хадисами, а это то, что относится к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, из его слов, деяний, согласия с чем-либо и описаний его качеств. Само хадисоведение – это наука об основах и правилах, позволяющих определить приемлемость или неприемлемость иснада и матна хадиса. Иснад – это цепочка передатчиков, а матн – сам текст хадиса. Тяжело, сынок?

– Нет, вроде пока всё понятно, папа.

– Хорошо. Идём дальше. Хадисы, с точки зрения их достоверности или слабости, делятся на три вида: достоверные, хорошие и слабые. Достоверным хадис может считаться в том случае, если он содержит в себе пять условий. Это: непрерывность иснада, добросовестность передатчиков, их точность, отсутствие отклонений (шазз), отсутствие недостатков (‘илля). Если хадис соответствует всем этим требованиям, то он достоверный.

– А есть ли книги, в которых собраны достоверные хадисы, папа?

– Конечно. Самыми известными сборниками достоверных хадисов считаются сборники Аль-Бухари и Муслима.

– Бухари и Муслим?! Я много слышал об этих книгах!

– Это самые первые и самые известные книги, которые вобрали в себя только достоверные хадисы. Вся мусульманская умма приняла две эти книги. Кроме них есть также и другие книги, авторы которых хотели собрать в них достоверные хадисы, но в них попали и хорошие, и даже слабые хадисы. Это такие книги, как: «Сахих» Ибн Хиббана, «Сахих» Ибн Хузеймы, Мустадракаль-Хакима и т. д.

– А что насчёт хороших хадисов, папа?

– Хороший хадис почти такой же, как и достоверный, вот только точность передатчиков в его иснаде не такая сильная, как у достоверного. Здесь она слабее. Это именно та причина, которая снижает его на уровень хорошего. Но хорошие хадисы также являются источником знаний о религии, даже если они и ниже уровнем, чем достоверные хадисы, поскольку учёные поставили для них достаточно строгие условия. Что же касается книг, в которых собраны хорошие хадисы, то их большое количество. Они встречаются почти во всех книгах хадисов. Как, например, «Муснад» имама Ахмада или «Джамиъ» имама Ат-Тирмизи.

– А теперь расскажи о слабом хадисе, папа!

– Не спеши, сынок! Ты всё успел запомнить, что я тебе рассказал? Ну-ка, вспомни всё быстренько про себя! Вспомнил? Хорошо! Теперь идём дальше!

Что касается слабого хадиса, то тут, на первый взгляд, всё очень легко. Все хадисы, которые не соответствуют условиям достоверного и хорошего хадиса, являются слабыми. К примеру, если отсутствует непрерывность цепочки, то этот хадис будет слабым. Успеваешь всё запоминать?

– Да, папа. Это очень интересно!

– Прежде чем рассказать подробнее о слабых хадисах, которые разделяются на множество категорий, я расскажу тебе вот ещё о чём. С точки зрения того, как до нас дошли те или иные хадисы, они разделяются на две группы: 1) если хадис передаётся очень многими путями, то он относится к категории хадисов, именуемых мутаватир; 2) если хадис передаётся небольшим количеством путей, как правило, это один, два или три, то он относится к категории хадисов, именуемых ахад. Категория ахад тоже делится на три части. Это: гариб, азиз и машхур, но о них ты прочитаешь подробнее в книгах, когда вырастешь.

– Понятно, папа. Ну же, расскажи поскорее о видах слабых хадисов!

– Не спеши, Ахмад, не спеши! Старайся всё запоминать потихоньку. И повторять потом не забывай!

– Хорошо, папа. Я слушаю.

– У слабого хадиса очень много разновидностей. Из них есть те, у которых есть своё название, и есть даже те, у которых своего названия нет. Мухаддисы по-разному разделили их. Некоторые – на 63 вида, некоторые – на 129 видов, что в общем-то всего лишь разделение, которое вряд ли часто будет тебе попадаться. Если коротко рассказать о видах слабых хадисов, то можно упомянуть следующие: мурсаль, мункъатиъ, муъдаль, муаллякъ, мудалляс, шазз, мункар, мудтариб, мудрадж, макълюб, муалляль, мавдуъ и другие. А о последнем из них мы поговорим подробнее.

– О хадисе мавдуъ?

– Да сынок, именно о нём. «Мавдуъ» означает «вымышленный». Вымышленных хадисов немало. Их больше двенадцати тысяч! «Мавдуъ» называют все хадисы, которые не исходят от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, словом, делом, подтверждением или отнесено к нему ошибочно или специально, по незнанию или для козней. Часто бывает так, что выражение, которое считается хадисом, оказывается словами мудрецов, поэтов или поговорками. Но бывает и так, что люди специально выдумывают ложные слова и приписывают их посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, что является очень большим грехом. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто намеренно возведёт на меня ложь, пусть приготовит себе место в Аду». Из этого становится ясно, что это харам.

– А почему люди выдумали хадисы? Какие могут быть причины у этого злодеяния?

– Причин много, и я расскажу тебе о большинстве из них.

Первая причина – это политические разногласия. Это было первой причиной выдумывания ложных хадисов после смерти халифа Усмана ибн Аффана, да будет доволен им Аллах. И первым, о чём начали выдумывать хадисы, было превосходство личностей. Некоторые выдумали хадисы об Али, некоторые – об Абу Бакре, да будет доволен Аллах ими обоими, из своих политических соображений. Как, например, ложный хадис «Али – лучший из людей, а кто отвергнет это, тот кафир».

Вторая причина – это вражда с исламом. Это все измышления придуманные еретиками, огнепоклонниками, некоторыми представителями других религий, которые старались разрушить ислам своими кознями. Они придумали множество хадисов, связанных со Всевышним Аллахом, ангелами, пророчеством, Раем, Адом и многими другими аспектами нашего вероубеждения.

Третья причина – это фанатизм по отношению к племени, местности или языку. Фанатизм часто постигает людей, и это заставляло их в прошлом выдумывать хадисы, в которых они возвеличивали свои страны и унижали другие страны и языки. Так неарабские народы придумали много хадисов, унижающих арабов. Как, например, ложный хадис: «Когда Аллах гневается, он ниспосылает откровение (вахью) на арабском языке, а когда Он бывает доволен, то на персидском». И это очевидная ложь.

Четвёртая причина – это истории для запугивания и вдохновения. Многие люди, для того чтобы выступать перед другими и заставлять их плакать на своих маджлисах, выдумали ложные хадисы. Все они не боялись Аллаха и выдумывали ложные хадисы, возводя их к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Пример этого – ложный хадис: «Если кто скажет «Ля иляха илляЛлах», то Аллах сотворит из каждого слова птицу, клюв которой будет из золота, а перья – из жемчуга».

Пятая причина – догматические и межмазхабные разногласия. Невежды и философы, для того чтобы поддержать свой мазхаб (школу) или свои убеждения, нередко подкрепляли их ложными хадисами. Как, например, ложный хадис: «Кто поднимет руки в молитве, то нет у него молитвы (т. е. она нарушается)».

Шестая причина – с целью вдохновения людей. С такой целью выдумали хадисы многие праведники и аскеты. Этим они хотели заставить людей больше поклоняться Всевышнему Аллаху и услужить религии. Когда им говорили, что это запрещено и что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто намеренно возведёт на меня ложь, пусть приготовит себе место в Аду», они говорили, что лгут не на него, а ради него. Это произошло из-за их сильного невежества в религии и является запретным.

Седьмая причина – приближение к султанам и правителям. Ради того, чтобы приблизиться к правителям, многие люди придумывали хадисы, чтобы угодить им в их делах и обратить на себя внимание.
Надеюсь, ты всё запомнил, Ахмад?

– Да, папа. А есть какие-нибудь признаки, по которым можно определить ложные хадисы?

– Конечно, сынок. Учёные указали на признаки ложных хадисов. Среди них: признание самого лжеца, неправильный смысл, противоречие Корану или достоверной Сунне и другие.

– Папа, а расскажи мне о книгах, в которых собраны ложные хадисы. Ведь есть такие книги?

– Есть, сынок. Из них можно выделить следующие: «Тазкиратульмавдуат», автор – Хафиз Мухаммад ибн Тахир аль-Макдиси, «Аль Мавдуат», автор – имам Абу-ль Фарадж Ибн аль-Джаузи, «Аль Маснуъ фи маарифатиль хадис аль мавдуъ», автор – мулла Али аль Кари, и много других книг.

– Наука хадисоведения очень интересная, папа. Когда я вырасту, я обязательно зай-мусь этой наукой!

– ИншаАллах! Она на самом деле очень интересная и точная. Исламские учёные проделали огромную работу, утвердив правила, которые позволили с большой точностью отделить достоверные хадисы от недостоверных. Да помилует их всех Аллах.

Этой истории не было на самом деле, но посредством неё я хотел в лёгкой форме объяснить некоторые азы хадисоведения. Надеюсь, что Всевышний Аллах не сочтёт это ложью.

chernovik