Всегда, когда человек спрашивает о чём-либо, он ждёт ответа и строит на нём свои дела

Всегда, когда человек спрашивает о чём-либо, он ждёт ответа и строит на нём свои дела

Приказ Аллаха является обязательным или желательным? И то, что Он запретил является недозволенным или не желательным? И это недозволенное из больших грехов или малых? Разве нам не достаточно того, что Аллах и Его посланник, мир ему и благословение Аллаха, приказали нам? А также не достаточно того, что Аллах и Его посланник, мир ему и благословение Аллаха, запретили нам? 

Конечно же достаточно, таков мусульманин!

«Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его посланник уже приняли решение», это основа. Это было главной причиной того, что вера сподвижников Пророка (мир ему и благословения Аллаха), была на высоте, а наша вера внизу.

Поистине, мы задаём подобные вопросы, на которых затем строим свои убеждения и действия. И если человек спрашивает о подобных вопросах просто для того, чтобы знать шариатское постановление, то в этом нет проблем. Однако, если этот вопрос был задан для того, чтобы строить на нём деяние, то это проблема. То есть, как будто бы человек говорит: "Если это запрещено, то я не буду делать, а если желательно, то сделаю. Если Аллах приказал это в качестве обязательного действия, то я буду совершать его, а если же для желательности, то не буду. Если это из малых грехов, то буду совершать его, а если из больших, то не буду". 

Сподвижники никогда не поступали таким образом в отношении Аллаха, Велик Он и Возвышен. Как говорил Анас ибн Малик (Да будет доволен им Аллах): «Один из нас смотрел на грехи как на гору, которая хочет обрушиться на него, а вы смотрите на них так, как будто это муха которая села вам на нос и вы сделали рукой «вот так», то есть смахнули с лица. 

И сказал Билял ибн Саад: «Не смотри на незначительность ослушаний, однако, смотри на величие Того, Кого ты ослушаешься». В этом весь вопрос? Разве вам не достаточно аята: «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам», не смотря на то, обязательное это или желательное, запретное или нежелательное деяние. 

Пока нам приказано, мы соблюдаем приказы, и пока нам запрещено, мы соблюдаем запреты. Вопрос запретности или нежелательности, обязательности или желательности, всё это разбирается в кругу мусульман. 

Да, иногда человек может попасть в ситуацию, где столкнулись нежелательность и запретность, и нужно выбрать одно из них. В такой ситуации, как говорят учёные, ты выбираешь то, в чём меньше греха и вреда, и совершаешь нежелательное, чтобы не впасть в запретное. 

Когда сталкиваются обязательное и желательное действие, какое из них предпочтительнее? 

В данном случае предпочтение отдаётся обязательному перед желательным. Однако, когда нет столкновения, то основа мусульманина заключается в том, что когда ему приказано сделать что-либо, он совершает это, а когда ему приказано оставить что-либо, то он оставляет это, и всё! 

На нас лежит обязанность взаимодействовать с шариатскими контекстами таким образом. И это не говоря уже о том, как что-либо является запретным, а мы начинаем говорить: это из числа больших или малых грехов? Что вытекает из того, является это деяние из числа больших грехов или малых? В обоих случаях ты нарушаешь право Аллаха.

Тот, кто совершил большой грех, нарушил право Аллаха как и тот, кто совершил малый грех, он также нарушил право Аллаха, свят Он и Велик. Обладатель прав Один — Велик Он и Возвышен. И нам не следует делать упущения и послабления в совершении грехов под предлогом, что это малый грех. Потому что даже большие грехи различаются между собой. 

Когда Пророка Аллаха (мир ему и благословения) спросили о самом великом грехе, он сказал: «Чтобы ты придавал Аллаху сотоварища в то время, как Он сотворил тебя». Они сказали: «А затем?» Он сказал: «Чтобы ты убил своего ребёнка из-за страха перед голодом». Они сказали: «А затем?». Он сказал: «Чтобы ты совершил прелюбодеяние с женой соседа». 

Грехи отличаются друг от друга, даже большие и губительные грехи. Означает ли это, что если один из них тяжелее другого, то я буду совершать тот грех, который легче и оставлю тот который тяжелее. Нет, так не пойдёт! 

Точно так же, как и обязательные предписания отличаются друг от друга. Столп намаза не подобен столпу сыяма, означает ли это теперь то, что я буду бережно относиться к намазу и небрежно к сыяму? Нет конечно! Так дела не делаются, на мусульманине лежит обязанность соблюдать приказы и отстраняться от запретов, не обращая внимания на то, является ли это обязательным или желательным, запретным или порицаемым, большим, малым или губительным грехом. 

Потому, что человек может прийти и сказать: «Это же малый грех, а не большой». А второй скажет: «Это большой грех, но не из семи губительных грехов». Третий придёт и скажет: «Это из семи губительных грехов, но не неверие-куфр». Ты найдёшь среди людей тех, кто говорит подобные вещи. Они различаются в степенях относительно этого, и сказал Аллах, «… и не следуйте по стопам дьявола»

Он назвал это стопами дьявола, который постепенно продвигается с человеком по степеням, пядь за пядью, пока не добьётся желаемого. Поэтому мы обязаны боятся Аллаха в этом вопросе. 

Обладатели знания объяснили различие между большими и малыми грехами сказав, что большие грехи это те, за которые обещано особое наказание или установлено наказание в этом мире или проклятие и гнев Аллаха на том, кто их совершает, это относится к большим грехам. 

Когда встаёт например, вопрос о сбривании бороды, то мы видим приказы Пророка (Мир ему и благословения Аллаха) на её оставление и отпускание. Однако, мы не видим, чтобы он говорил о проклятии того, кто сбрил свою бороду или о том, что на нём гнев Аллаха. Или об отдалении от Его милости, а так же о наказании в этом мире, или об обещании наказания в огне не в следующем мире за это деяние. 

Достоверно то, что сбривание бороды является грехом и оно запрещено. Так же приводится единогласное мнение о запретности сбривания бороды от ибн аль-Касыма, ибн Хазма, ибн Таймии и других. 

Остаётся вопрос о том, сбривание бороды является большим или малым грехом? И очевидно то, что он из числа малых грехов, однако, в любом случае это ослушание, а знание всего у Аллаха, Могуч Он и Велик!