Всё, что нужно знать о фитне, чтобы спастись от неё

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Воистину, смута является причиной множества бедствий, как для Ислама, так и мусульман, по причине чего от смуты предостерегали Аллах, Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) и саляфы этой общины. Всевышний Аллах сказал: «Бойтесь смуты, которая поразит не только тех из вас, кто был несправедлив!» (аль-Анфаль 8: 25).
Смута имеет множество печальных последствий, как для мирской жизни человека, так и для его религии, и по этой причине посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил, что для человека смерть лучше, чем смута. Со слов Махмуда ибн Лябида (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Две вещи ненавидит сын Адама. Он ненавидит смерть, однако смерть лучше для него, чем смута. И он ненавидит малое имущество, однако мало имущества проще для расчета (в Судный день)». Ахмад 5/427. Достоверность хадиса подтвердили имам ас-Суюты и шейх аль-Альбани. См. "Шарх ас-судур" 35, «Сахих аль-джами’» 139.
Ведь когда начинает бушевать смута, она лишает массу людей рассудка, и они начинают преступать установления религии, проливать кровь друг друга, не обращая внимания на то, что убиваемый является соседом, родственником, и в первую очередь мусульманином! И о том, что подобное будет происходить в преддверии Судного Часа, говорил пророк (мир ему и благословение Аллаха). Абу Муса аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) сказал: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказывал нам: «Поистине, перед Судным днем будет аль-хардж!» Его спросили: «А что такое аль-хардж?» Он ответил: «Убийства!» Ему сказали: «О посланник Аллаха, но ведь мы в год убиваем столько-то и столько многобожников». Он сказал: «Поистине, это не убийство вами многобожников, а убийство вами друг друга! И дело дойдет до того, что человек будет убивать своего соседа, брата и дядю!»Его спросили: «И мы будем в своем уме в то время?!», на что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, разум покинет людей того времени, и останется лишь сор из числа людей, большинство из которых будут считать, что они на чем-то важном, тогда как на самом деле они будут ни на чем!»" Затем Абу Муса сказал: "Клянусь Аллахом, я не нахожу для вас и себя выхода из этого положения, если нас застанет то время, кроме как выйти из этого так же, как мы вошли – не пролив ни чьей крови и не взяв чужого имущества!" Ахмад 4/391, Ибн Маджах 3959, Ибн Хиббан 1870. Хадис достоверный. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" № 1682.
Хузайфа (да будет доволен им Аллах) говорил: "Наступит смута, которая лишит мужчин рассудка. И дело дойдет до того, что ты не сможешь увидеть даже одного разумного мужчину!" Ну’айм ибн Хаммад в "аль-Фитан" 1/62. Имам аль-Хинди подтвердил достоверность иснада. См. "Канз аль-‘уммаль" 11/179.
‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: "Этой общине предписано пять смут. Сначала будет смута всеобщая, затем частная, потом снова всеобщая и после нее снова частная, а после нее придет глухая и слепая смута, во время которой люди станут подобно животным". аль-Хаким 8417.
И именно это, к большому сожалению, мы наблюдаем в наши дни во многих странах и общинах, которые всецело охватила смута. Вовлекая целые страны мусульман в беспорядки и революцию, враги Ислама используют это в своих коварных интересах. А ведь все это последствие тех самых скверных митингов, забастовок и демонстраций, которые некоторые невежественные мусульмане считают, чуть ли не важнейшим поклонением Аллаху! Когда шейха Ибн ‘Усаймина спросили о дозволенности митингов и демонстраций, которые проводятся с разрешения правителя, он сказал: "Необходимо следовать за саляфами! Если подобные вещи были среди саляфов, то это благо, а если нет, тогда в этом зло. И нет никаких сомнений в том, что митинги и демонстрации – зло! Ведь эти вещи влекут произвол и анархию со стороны митингующих в отношении других. Во время этого бывают покушения на честь, имущество и жизни людей, поскольку люди в пучине этой смуты подобны пьяным, которые не понимают, что они говорят и что делают. Митинги и забастовки – все это является злом! И неважно, дозволяет это правитель или нет! А то, что некоторые правители дозволяют подобное, то это простая пропаганда, поскольку в душе он испытывает к этому сильнейшую ненависть, однако он делает это, чтобы говорили о нем, что он придерживается демократии, дает людям свободу и т.п. Все это не является путем саляфов!" Сл. "Ликъаат Баб аль-мафтух" № 189.
Шейх аль-Альбани говорил: "Не перестают некоторые исламские джама’аты совершать митинги и демонстрации, пренебрегая тем, что подобные вещи из обычаев неверных и их методов, которые заявляют о том, что суд принадлежит народу! Тем самым (эти джама’аты) идут в противоречие словам пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказавшего: «Лучшее руководство – это руководство Мухаммада!»" См. "ас-Сильсиля ад-да’ифа" 14/74.
Что же касается нас, то мы должны извлекать из происходящего пользу и уроки! Му’ауия (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не осталось от мира этого ничего, кроме испытания и смуты. Так готовьтесь же к испытанию с помощью терпения!»Абу ‘Амр ад-Дани в "аль-Фитан" 3. Имам аз-Захаби назвал иснад хадиса хорошим. См. "Мизан аль-и’тидаль" 4/443.
Мусульманин должен обращаться к обладателям знаний, прежде чем отважно бросаться в смуту, ибо может оказаться так, что он станет главой этой смуты и ключом к злу. А ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, среди людей есть те, кто являются ключами к добру и замками к злу. И среди людей есть те, кто являются ключами к злу и замками к добру. Да будет Туба (дерево в Раю) для тех, кого Аллах сделал ключами к добру, и горе тем, кого Аллах сделал ключами к злу!» Ибн Маджах 237, Ибн Абу ‘Асым 297, ат-Таялиси 2082. Хадис хороший. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" № 1332. Каждый мусульман должен опасаться быть ключом к злу, предводителем и проповедником зла, ввергая себя и других в губительные дела, последствия которых обернутся против них, как в мирской, так и в последней жизни.
Таким образом, знание последствий смут, ее опасностей и вреда, приносит мусульманину великую пользу.
Во время смуты люди оставляют дела поклонения, то ради чего они были созданы. Послушание приходит в упадок, сердца приходят в беспорядок и запутываются, их охватывают тревога и волнение, рождаемые смутой. Они не находят спокойствие и умиротворение, вследствие чего не могут поминать Аллаха должным образом.
Поэтому за поклонение, совершаемое во время смут, полагается большая награда, чем за поклонение в спокойное и благополучное время. Доказательство этому, слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Поклонение Аллаху в неспокойное время подобно (по награде) переселению (хиджра) ко мне». Муслим 2948. То есть, кто посвятит себя поклонению во время, когда разгораются смуты и учащаются убийства, не ввязываясь в это, награда его будет подобно награде того, кто переселился к пророку (мир ему и благословение Аллаха).
Из последствий и влияний смут то, что они отдаляют людей от собраний, где передаются знания, отдаляют от изучения установлений шариата, от познания религии в общем. Люди перестают обращаться к ученым и посещать их собрания, поскольку сердца поглощены заботой и в них горит огонь смуты, а человек в таком состоянии не может уделить себя приобретению знания, не может сопровождать ученых в их собраниях, и он оказывается отдаленным от знаний и его носителей.
Хуже этого то, что смута приводит к тому, что люди начинают пренебрегать учеными, умолять их значение и достоинство, ругать и порочить их. От ‘Убады ибн Самита (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не относится к нам тот, кто не уважает старших среди нас, не милосерден к младшим, и не отдает должного нашим ученым!» Ахмад 5/323, аль-Хаким 1/139. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 5443.
Во время смуты многие люди смеют открыто проявлять к ученым непочтительность, оскорблять их, обзывать, обвинять в самых мерзких вещах. И все это является следствием смуты, да упасет нас от этого Аллах! Пороченье ученых теми, кто проникся любовью к смуте, с давних времен и до наших дней не имеет границ. То есть, смута рождает в людях непочтение к ученым, и они начинают умолять их достоинства, пренебрегать ими, порочить и ругать их, и это самое опасное, что может случиться с человеком во время смуты, да упасет нас всех Аллах от этого!
Из последствий и влияний смуты также то, что к главенству приходят глупцы. Те, у кого нет ни знаний, ни понимания религии Аллаха выходят вперед и начинают занимать почетные места. И занимают они такое положение не по причине своего знания, не по причине понимания религии Аллаха, не из-за наличия таких качеств как терпение, выдержка, рассудительность, а лишь по причине своих эмоций! Они становятся во главе, затем слепо, наугад выносят решения и издают фатауа. В то время как они неизвестны своим знанием, своим благоразумием и здравомыслием. Поэтому шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) говорил: "Когда наступает смута, благоразумные оказываются бессильны остановить глупцов". См. «Минхадж ас-Сунна» 4/187.
Смуты и испытания поражают не только несправедливых ослушников, но и невинных людей, как об этом сказал Всевышний Аллах: «Бойтесь смуты, которая поразит не только тех из вас, кто был несправедлив» (аль-Анфаль 8: 25).
Когда наступает смута, грязь ее задевает каждого, кроме тех, кого избавит от этого Аллах. И мы просим Аллаха избавить нас всех от ее грязи! Человек должен искренне обратиться с мольбой к Всевышнему Аллаху о спасении, защите и оберегании.
Из числа последствий смуты то, что вошедший в нее не извлекает из нее блага и не несет благо другим, он непременно будет иметь печальный исход и его ожидания не оправдаются.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) в своей книге «Минхадж ас-Сунна» изучив смуты, которые имели место в ранние времена, сделал очень полезное заключение. Он сказал: "Нередко бывало так, что вышедший против правителя, обладающего властью, своим поступком приносил больше вреда, чем пользы". Затем он упомянул примеры таких смут и сделал вывод относительно последствий и плодов смут, сказав: "Они ни религию не установили, ни мирское не сберегли". См. «Минхадж ас-Сунна» 4/527-528.
Также из числа отрицательных последствий смуты то, что если в нее вступает человек из числа обладающих знанием, это приводит к тому, что он теряет свое достоинство и уважение. Но кто спасется от смуты, тот возвысится, и люди будут извлекать пользу из его знаний, а спасение этого ученого означает продолжение существования блага, что осуществляется только с содействием Всевышнего Аллаха.
Из числа последствий смуты то, что во время смуты многие не могут отличить истину ото лжи. Человека убивают, а он не знает за что был убит, также как и убийца не знает за что убил его. Поистине, это пылающая смута, приводящая к буйству людей, когда меняются сердца, когда опасности обретают серьезные последствия, людей со всех сторон окружает зло, и в делах появляется неясность. Абу Муса аль-Аш‘ари сказал: "Поистине, когда наступает смута, она неразличима, и только после ее завершения проясняется ее суть". ат-Табари в «ат-Тарих» 3/26. То есть, когда людей настигает смута, они ее не видят и она неясна им, а после того как она уходит людям становится ясно, что это была смута и познают ее суть.
Мутарриф ибн ‘Абдуллах ибн аш-Шиххир сказал: "Поистине, смута наступает не для того чтобы вывести людей на прямой путь, а для нанесения вреда верующему в его религиозных делах". Ибн Са‘д в «ат-Табакъат» 7/142, Абу Ну‘айм в «аль-Хилья» 2/204.
От смуты не спасаются даже когда предостерегают от нее и разъясняют признаки, по которым ее можно распознать, пример чему смута и искушение Даджаля (антихрист). Поистине, это самое большое искушение и наиболее великая смута, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил о ней своей общине, предостерегая от нее. Он (мир ему и благословение Аллаха) самым ясным образом разъяснил признаки, по которым ее можно распознать, и по которым можно разоблачить Даджаля, но, несмотря на это, за ним последует огромное количество людей. И из наставлений пророка (мир ему и благословение Аллаха) – отдаление от смуты. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть каждый, кто услышит о Даджале, удаляется от него, ибо клянусь Аллахом, придет к нему человек, считая себя верующим, а затем последует за ним из-за сомнений, которые он сеет». Ахмад 19968, Абу Дауд 4319, аль-Хаким 4/576. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 6301.
Также запрещено приступать к какому-либо делу, когда оно неясное и сомнительное, особенно если это касается жизни людей. В Сахихе Муслима сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто сражался под неясным (слепым) знаменем и проявлял гнев во имя своего племени, или призывал к национализму, или помогал только из-за любви к своему племени, и был убит, тот был убит убийством времен джахилии». Муслим 1848.
Также уместно в данной теме упомянуть историю славного сподвижника Са‘да бин Абу Уаккъаса (да будет доволен им Аллах), и рассказать о его поступке во время смуты между ‘Али ибн Абу Талибом и Му‘ауией (да будет доволен ими Аллах). ‘Абдур-Раззакъ с достоверной цепочкой передатчиков передал от Мухммада ибн Сирина, что как-то Са’да спросили: "Почему ты не сражаешься? Ведь ты из числа принимавших участие в совете (ахль аш-шура), и потому ты обязан сражаться, более чем кто-либо другой ". Он ответил: "Я не стану сражаться, пока вы не дадите мне меч с двумя глазами, языком и губами, который отличал бы неверного от верующего. Я сражался на пути Аллаха и знаю, что такое джихад". ‘Абдур-Раззакъ 20736, Абу Ну‘айм в «Ма‘рифа ас-сахаба» 1/135.
Слова: "Я не стану сражаться, пока вы не дадите мне меч с двумя глазами, языком и губами, который отличал бы неверного от верующего" означают: дайте мне меч, который будет отличать верующего от неверного, и когда я буду бить им мусульманина, он будет отскакивать, а когда неверного – убивать его. А слова: "Я сражался на пути Аллаха и знаю, что такое джихад", означают: Я сражался на пути Аллаха и знаю, каким именно является джихад. Ну а в такое сражение, где мусульмане убивают друг друга и летят их головы, я не вступлю, если только вы не дадите мне описанный мною меч.
Затем Са’д привел удивительный пример, сказав: "Нас с вами можно сравнить с теми, кто передвигались по ясному пути, и настиг их бушующий сильный ветер, по причине чего они потеряли видимость дороги и сбились с пути. Тогда некоторые из них сказали: «Дорога находится по правую сторону». Отправившись в ту сторону, они заблудились и сбились с пути. Другие сказали: «Дорога находится по левой стороне». Они отправились в ту сторону, после чего заблудились и сбились с пути. Остальные же сказали: «Мы были на правильном пути, когда начал бушевать ветер, поэтому остановимся и переждем тут». Наутро ветер стих и дорога снова прояснилась. Последняя группа (оставшаяся на месте) и есть «аль-джама‘а», которые говорят: «Нам стоит придерживаться того, что оставил нам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) до тех пор, пока не встретим его, и мы не вступим во что-либо связанное со смутой!»" Ибн аль-А’раби в «аль-Му’джам» 713, аль-Хатаби в «аль-‘Узля» 72, Ибн ‘Асакир в «Тарих ад-Димашкъ» 39/496.
Са’д ибн Абу Уаккъас, ‘Абдуллах ибн ‘Умар и группа из числа сподвижников считали в отношении произошедшего между Му’ауией и ‘Али, что меч не является решением проблемы. Решением проблемы они считали примирение, рассудительность в делах и т.п.
У ‘Али в этом вопросе был свой иджтихад, и у Му’ауии был свой иджтихад. А кто приложил все усилия и старания для поиска истины и правильного решения, тот удостаивается награды за свое усилие и за правильное решение. А если же он ошибся, то ему прощается ошибка и записывается награда за приложенные усилия при принятии решения. Об этом сообщил пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Если судья вынесет решение, проявив усердие (иджтихад), и (его решение) окажется правильным, ему полагаются две награды, если же он вынесет решение, проявив усердие, и ошибется, то ему полагается одна награда». аль-Бухари 7352, Муслим 1716.
Также из числа последствий смуты то, что она является причиной вовлечения в нее молодежи, их порчи и заблуждения. Она ведет их по пути, приводящему к опасным последствиям и печальному концу. По этой причине молодежь обязана не обольщаться благородными призывами, будоражащими девизами и приукрашенными лозунгами. Напротив, если призывают к чему-либо, то следует обратиться с этим к авторитетным ученым. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Благодать с вашими старшими».[25] Ибн Хиббан 559, ат-Табарани в «аль-Аусат» 8991, аль-Хаким 1/131. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1778.
По этой причине, когда призывают к какому-либо пути и действию, необходимо возвращаться к старшим – к большим ученым, которые обладают твердыми знаниями, известны осмотрительностью и осторожностью при вынесении фатуа, и в разъяснении какого-либо вопроса, известны своим благоразумием и мудростью в наставлениях.
Но во время смут, молодежь заманивают и ввергают в губительные дела, из которых потом они не в состоянии найти выход. Втягивать молодежь — будущих разжигателей смут — начинают с незначительных и обычных с виду дел, к примеру, собирают группу людей и договариваются друг с другом, что объединяются на вере в Аллаха, Его ангелов, совершении молитвы, выдачи заката и т.д. Но к этому они добавляют еще некоторые условия, которые затем накладывают на молодого человека определенные обязательства. Так он и оказывается в партии (хизб) или секте, или возможно дал присягу кому-то, и т.п. Возможно, затем он одумается и захочет уйти, но уже трудно будет это сделать, так как провел много времени на этом пути и погряз в губительных делах. Подобное происходит с давних времен.
Вывод: Смута завлекает многих молодых людей в разные организации и партии и обязывает их всякими присягами и подобными вещами, которые будут иметь отрицательные последствия.
Из губительных последствий смут также – разделение общества, ослабление братства и религиозной связи, распространение среди людей злобы, ненависти и вражды.
Хузайфа рассказывал: "Обычно люди спрашивали посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) о благом, а я спрашивал его о плохом, опасаясь, что оно постигнет меня. Я сказал: "О посланник Аллаха, поистине, мы пребывали в невежестве и во зле, а потом Аллах даровал нам благо, но придет ли после этого блага зло?" Он сказал: «Да». Тогда я спросил: "А придет ли после этого зла благо?" Он сказал: «Да, но к нему будет примешано и зло»". аль-Бухари 3606, Муслим 1847. А в другой версии хадиса говорится: «…но сердца людей не возвратятся в то состояние, в котором они пребывали прежде». Ахмад 23282, Абу Дауд 4246. Хадис достоверный. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" 2739.
Таким образом, когда разгораются смуты, меняются сердца и теряются братские отношения, основанные на вере. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, верующие являются братья. Так примиряйте же братьев ваших! И бойтесь Аллаха, быть может, вы будете помилованы» (аль-Худжурат 49:10)
А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Будьте братьями, о рабы Аллаха! Ведь мусульманин мусульманину брат, и поэтому не должен никто из мусульман ни притеснять другого, ни относиться к нему с презрением, ни оставлять его без помощи, а богобоязненность скрыта здесь!», — и при этом он трижды указал рукой себе на грудь, после чего сказал: «Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в Исламе». Муслим 2564.
Также из числа опасных последствий смуты – это нарушение существующего порядка и безопасности. Ведь безопасность – это одна из самых великих милостей Всевышнего Аллаха, которую он даровал верующим, как сказано в Коране: «Который накормил их после голода и избавил их от страха» (Къурайш 106: 4).
Безопасность – великая милость! Спокойствие и безопасность за сохранность своей жизни, своего имущества, своей чести и прочих вещей, сохранность чего заботит человека, все это явля-ется величайшей милостью Аллаха.
Однако, когда дела приходят в беспорядок и разгораются смуты, то начинается кровопролитие, имущества уничтожаются, дети сиротеют, женщины вдовеют, и происходят прочие беды, последствия которых не заслуживают похвалы.
Также из числа последствий смуты то, что она открывает перед людьми двери заблуждений, будь то заблуждения в вопросах убеждения или же в вопросах нравственности. И воспользовавшись смутой, заблудшие люди начинают распространять свое заблуждение и сеять нечестие, поскольку в это время сторонники истины охвачены смутой, которая поглощает их время и отвращает от призыва и принесения пользы. Пользуясь таким положением, приверженцы зла и нечестия без опасения активно распространяют свое заблуждение, призывают к злу, к своим ложным убеждениям и порочным учениям.
Подобные последствия смуты должны самым сильным образом удерживать каждого мусульманина от смуты и обязывать его остерегаться ее!
Также из числа последствий смут то, что они дают возможность врагам Ислама захватить мусульман и ведут к их главенству над ними. В то время, когда сторонники истины в разногласии, среди них распространяются убийства, беспокойства, смуты, то враги пользуются этим и захватывают власть над верующими, а затем всячески начинают притеснять их. Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «Повинуйтесь Аллаху и Его посланнику и не препирайтесь, а не то вы падете духом и лишитесь сил» (аль-Анфаль 8: 46).
Обязательным является для верующих проявлять крайнюю осторожность и остерегаться смут, и всего того, что может разжечь ее. Они должны искренне обратиться к Аллаху Всевышнему и молить Его об избавлении от смут, как явных, так и скрытых. Они должны просить Его, чтобы Он исправил их положение и объединил их на истине и правильном пути.
Мы просим Всевышнего Аллаха – Господа великого Трона, посредством Его прекрасных имен и возвышенных качеств, избавить нас от смут, как явных, так и скрытых, и хранить нас под Своей защитой, поскольку Аллах Тот, помимо Которого нет истинного божества, который объемлет все сущее Своей милостью и знанием! Поистине, Он – Слышащий и отвечающий на мольбу!
И да благословит Аллах и приветствует раба Своего и посланника – пророка нашего Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников!
Просим Аллаха Всевышнего о том, о чем попросил его ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), сказавший: "Мы прибегаем к Аллаху за защитой от зла смут!" аль-Бухари 7089.
Как не стать зачинщиком фитны (смуты)
Абу Хурайра (радыяллаху анху) рассказывал, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) повелевал следующее: «В будущем возникнет много смуты. Тогда сидящему человеку повезет больше, чем стоящему, стоящему – больше, чем идущему, идущему же – больше, чем бегущему. Сеющий раздоры, найдет в них самого себя. А кто найдет прибежище от смуты, пусть немедленно воспользуется им» (Бухари, «Фитен», 9).
Этот хадис рекомендует не быть зачинщиком раздоров, наоборот, стараться избегать мест, где они происходят. Потому что человек, сеющий смуту, портящий отношения между людьми, губит, прежде всего, самого себя.
Увеличение числа раздоров – предвестник Конца Света
В другом хадисе, также пересказанном от Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) Абу Хурайрой (радыяллаху анху), говорится: «Прежде, чем наступит Конец Света, исчезнет наука, увеличится число землетрясений, сократится время, возникнут раздоры, возрастут преступления, а ваши руки переполнятся размножившимся имуществом» (Бухари, «Истиска», 27).
Люди не находят времени для выполнения самых важных ритуалов и обязанностей, его словно не хватает. После смерти поколения символизировавших науку ученых, выросли новые, но сама наука исчезла. Потеряв лидеров, которые могут спасти их от насилия и мятежей, люди превратились в безголовые не осознающие своих действий тела. В жизни общества это равносильно «смуте», в земной жизни – "Концу Света».
Не подчиняться толпе!
Человек иногда думает, что истина заключается в толпе. «Разве может такое количество людей поступать неправильно?» – такая мысль мелькает в его голове. Однако существуют предания о том, что правду и истину иногда знают и используют немногие. В таком случае, в то время как толпу несет к тотальному греху, мятежу и богохульству, нельзя спастись, видя это, но следуя за ней. Ведь Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) повелевал следующее: «Знайте, что пришедшие до вас из людей Писания (иудеев и христиан) разделились на 72 части. А эта умма разделится на 73 группы. Из них 72 попадут в Ад, и только одна – в Рай» (Дарими, «Сийер», 75; Абу Давуд, «Суннат», 1).
Несмотря на это, в нынешнее смутное время, породившее множество мелких течений и группировок, умма Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) в большинстве своем останется в здравом уме и на истинном пути. Это путь тех, кто следует линии Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) и его учеников. Наш Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил следующее: «Моя умма не объединится в извращениях. Поэтому, видя разногласия (среди мусульман), следуйте за большинством!..» (Ибн-и Мадже, «Фитан», 8).
Смута приобретет такой вид…
Смута и раздоры приобретут такой облик, что «Люди, придя к чьей-то могиле, будут завидовать тому, кто в ней лежит» (Муватта, «Джанаиз», 16; Бухари, «Фитан», 22). Человек предпочтет жизни смерть, пожелает быть под землей, а не на ней.
Перед наступлением Конца света люди, прежде всего, не смогут найти имама и будут спихивать его обязанности друг на друга. Настаивая на должном выполнении религиозных предписаний, соблюдающий мусульманский образ жизни человек будет подобен держащему в руках горящий огонь. Мусульмане шаг за шагом ступят на путь тех, кто соблюдает прежние религии, и подчинятся им. Даже будут готовы лезть за ними в нору ящерицы. Возникнет множество противоречащих истинной вере и оттого странных нововведений, которые будут восприниматься, как религия.
Наш Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) так описывают эти дни, когда все перемешается и исчезнут ценные предписания: «Прямо перед Концом Света возникнут смуты, похожие на сгустки черной ночи. Из-за них человек дождется утра мусульманином, а к вечеру станет неверным, или же до вечера проживет, как мусульманин, а к утру окажется неверным. В этих смутах сидящий удачливее стоящего. Идущий удачливее бегущего. Так сломайте же свои луки, порвите тетивы и разбейте о камни мечи. Если зайдут в дом одного из вас, станьте тем благим из двух сыновей Адама (алейхиссалям) – убитым, но не убившим!» (Абу Давуд, «Фитен», 2).
Как действовать в период смуты?
Как должны вести себя во время нападок людей друг на друга бдительные и сознательные мусульмане? Нужно ли становиться сторонником или противником неизвестного человека с неизвестными целями? Чью сторону принять? Поддерживать ли кого-либо? Посланник Всевышнего (саллалляху алейхи ва саллям) все расставляет по своим местам: «Говорите то, что знаете наверняка, избегайте того, что кажется вам плохим. Занимайтесь интересующими вас делами, не вмешивайтесь в то, что касается других» (Ибн-и Ханбаль, II, 221; Ибн Маджа, «Фитен», 10).
От Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Самые любимые люди для Аллаха – это самые полезные из них, а самое любимое деяние перед Аллахом Всемогущим и Великим – это радость, которую ты приносишь мусульманину, помогая ему в беде или выплачивая за него долг или утоляя его голод. И поистине, придти на помощь своему брату-мусульманину в том, в чем он нуждается, любимее для меня, чем совершить затворничество в мечети (и’тикаф) в течение месяца. А тот, кто сдержит гнев в отношении брата своего (в Исламе), тому Аллах скроет его недостатки, и тому, кто сдержит свой гнев в то время, когда он хотел излить его, Аллах наполнит его сердце довольством в Судный день. И кто вышел помогать своему брату-мусульманину в его нужде, пока он не поможет ему, тому Аллах укрепит его стопы в тот День, когда стопы будут скользить. И поистине, дурной нрав портит деяния так же, как уксус портит мед». Ибн Абу ад-Дунья, ат-Табарани. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 176.