Все, что надо знать о праздничном намазе

Все, что надо знать о праздничном намазе

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

1. Законоположение этой молитвы

Первое мнение: она настоятельно рекомендованная. Это мазhаб имам Малика и аш-Шафии. Они отнесли все сообщения этой главы на желательность.

Второе мнение: она фардуль-кифая (коллективная обязанность). На этом имам Ахмад. Они поступили точно также, как и первая группа. Но плюс к этому добавили, что это общественный праздник. Это яркое и громкое событие, подчеркивающее исламскую атрибутику. Поэтому, хоть кто-то должен сделать эту молитву.

Третье мнение: Она обязательная, на этом Абу Ханифа. Это также риваят от Ахмада. На этом также ибн Теймийя, аш-Шаукани и ибн ‘Усеймин и другие. Доводом у них является аят: «Так молись-же своему господу и приноси в жертву» (Аль-Каусар: 2).

Сказал Ибн Къудама в «аль-Мугъни»: «Общеизвестно в толковании этого аята, что подразумевается ‘ид-намаз».

Это-же передается от Анаса, ‘Икримы, ‘Ата и других. Къатада сказал, что речь идет именно о ‘ид-намазе в къурбан.

Ат-Табари передал от ‘Али, ибн ‘Аббаса, Муджаhида, ‘Ата, ибн Джубейра, аш-Ша’би, что в этом аяте идет речь о своевременном совершении обязательных молитв. Ат-Табари после упоминаний всех мнений сказал, что здесь имеется ввиду единобожие. Т.е молитесь одному Всевышнему и Ему одному приносите в жертву!

Также доводом у этой группы ученых служат слова Умму ‘Атыйи: «нам было приказано…», взяв ее слова буквально. Ибн Баз и Ибн ‘Усеймин склоняются к этому же мнению.

Также доводом этой стороны является то, что посланник Аллаhа ﷺ делал ее всегда!

Еще одним доводом этой стороны является тот факт, что ‘ид-намаз отменяет джуму’а. А сунна не может отменять пятничную молитву. Значит, она обязательная. Сиддикъ Хасан Хана, да помилует его Аллаh такого-же мнения.

Выше речь шла о совершении молитвы в одиночестве. А что касается совершении ее в коллективе, то это желательно для мужчин, и не желательно для женщин. 

Имам ад-Дусукъи аль-Малики в примечаниях на шарх ад-Дардира на мухтасар Халиля сказал, что эта молитва не распространяется на путника. Тоже самое сказал ‘алляма Ибн Баз и Ибн ‘Усеймин. А имам аш-Шафи’и не любил, чтобы даже путник оставлял эту молитву.

2. Время этой молитв

‘АбдуЛла ат-Тайяр сказал: «Большинство ученых на том, что время праздничной молитвы начинается с восходом солнца в размере копья вплоть отклонения солнца. Это время Духа». Имеется ввиду за пол часа до зенита солнца.

3. Где читают эту молитву

Имам Малик считал, что надо делать эту молитву где угодно, но не в мечети. Исключением чему являются жители Мекки, они молятся в аль-Харам. Такого же Абу Ханифа и Ахмад. Передал ибн Уаhб от Юнуса, от ибн Шиhаба, что посланник ﷺ Аллаhа выходил на эту молитву в молельню, затем он сказал: «Затем все люди взяли это сунной». Хадис оборванный, но этому хадису есть подтверждение у аль-Бухари и Муслима от Абу Са’ида аль-Худрий: «Посланник Аллаhа в день Фитра и Адха выходил на место поклонения, и первое с чего он начинал, это молитва…».

Тоже самое делал Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман и ‘Али, да будет доволен ими Аллаh. Но аш-Шафи’и считал, что если мечеть в городе большая, то лучше там собраться, так как это тоже называется местом поклонения, и это самые чистые места на земле.

А что касается хадиса, переданном имамом аль-Хакимом от Абу Хурайры, что их настиг дождь, и тогда пророк ﷺ совершил эту молитву в мечети, аз-Захаби и аль-Альбани назвали его достоверным.

4. Когда начинают читать такбиры?

Читают после ду’а аль-Истифтах. Т.е после чтения определенного ду’а перед аль-Исти’азой и аль-Фатихой. На этом ханафиты и шафииты. И это одна из версий от Ахмада. Они говорят, что ду’а аль-Истифтах первое, с чего начинается молитва, а затем идут такбиры. Из современных это мнение выбрал шейх Ибн Баз и аль-Фаузан. Комитет аль-Ляджна также на этом мнении.

Читают до ду’а аль-Истифтах. Эта одна из версий от Ахмада.

Молящийся сам выбирает. Эта одна из версий от Ахмада.

5. Количество такбиров в праздничной молитве.

Три такбира в первом и во втором рака’ате. Это мазhаб ханафитов (См. аль-Хашияh) и версия от Ахмада. (См. аль-Инсаф). В довод они привели поступок ‘АбдуЛлы ибн Мас’уда и ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими Аллаh, где они произнесли четыре такбира вместе с вступительным такбиром в первом рака’ате, и сделали тоже самое во втором. Передал ‘Абду-Раззакъ.

Шесть такбиров в первом, и пять такбиров во втором. Это мнение имама Малика в «аль-Мудауанаh» и мазhаб ханбалитов (см. аль-Мугъни). Это мнение выбрал шейхуль-ислям ибн Теймийя и ибн аль-Къайим. Из современных это мнение выбрали ибн Баз, ибн ‘Усеймин, аль-‘Аббад и другие.

Доводом они использовали сообщение от ‘Аиши, которое передал Абу Дауд, Ибн Маджа и ад-Даракъутни, где посланник Аллаhа ﷺ в праздничный намаз в первом рака’ате сделал семь такбиров (включая аль-ихрам) а во втором пять такбиров. Также поступал Абу Хурайра, как это передал Абу Дауд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа.

Семь такбиров в первом, и пять такбиров во втором. Это мнение шафиитов. См. аль-Умм. Это мнение выбрал ибн ‘Абдиль-Барр и ибн Хазм.

В довод они привели вышеприведенный поступок Абу Хурайры, с той лишь разницей, по их мнению, что передатчик хадиса не упомянул вступительный такбир

Имам Ахмад казал, что все эти варианты дозволены. Этому же последовал и имам ибн аль-‘Усеймин.

Внимание! В выше приведенных такбирах мы не учитывали такбиратуль-ихрам и такбиры перед поясным поклоном.

6. Надо ли поднимать руки во время этих такбиров?

Желательно поднимать руки во время этих такбиров. На этом ханафиты, шафииты и ханбалиты. Это также передается от имама Малика. Доводом они использовали сообщение, переданное имам аль-Байhакъи, где ‘Умар и его сын ибн ‘Умар поднимали руки при каждом такбире в джаназа молитве. Т.е они провели аналогию.

Это мнение выбрал имам ан-Науауи, ибн Къудама, ибн аль-Къайим, ат-Тахауи. и другие. Из современных на этом ибн Баз, аль-Фаузан и комитет. Это также передается от Яхьи бин Ма’ина.

Руки не поднимаются во время этих такбиров. На этом мнении имам Малик, ибн Хазм, аш-Шаукани и другие. Шейх аль-Альбани тоже на этом мнении. Они говорят, что не пришло ничего достоверного в сунне на этот счет. Того же мнения ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббад. Некоторые даже послабили сообщение от Ибн ‘Умара.

Нет проблем, как и поднимать руки, так и не поднимать их. Об этом говорил ‘алляма Салих аль-Лухайдан, да хранит его Аллаh.

7. Что надо говорить между такбирами?

Между такбирами ничего не читается. Это мазhаб ханафитов и маликитов.

Желательно читать таhлиль и тахмид. Это мазhаб шафиитов и ханбалитов. В этом они упираются на ибн Мас’уда, как это передал ат-Табарани в «ад-Ду’а». Это мнение выбрал аш-Шаукани, шейх аль-Фаузан и аль-Ляджна. Шейх аль-Фаузан добавил, что если кто-то хочет читать другие азкары помимо этих, то он может это сделать, так как в сунне не пришли на этот счет конкретные азкары.

А если он забыл произнести такбиры, должен ли он вернуться назад и читать их? 

Группа сказала о возвращении назад для чтения такбиров, а другая группа сказала, что он не должен никуда возвращаться, пусть продолжает молитву.

Как сказал имам аш-Шаукани, второе мнение более верное, так как в сунне нет доказательства на возврат. Тоже самое сказал аль-Фауазан.

Надо ли делать Садждату ас-Саhв (земной поклон для невнимательных) если он забыл такбиры? Группа сказала, что должен сделать, а другая сказала, что делать не обязан.

ar-rad

Праздничная молитва выпала на пятничный день

Му’ауияh спросил Зейда бин Аркъама, да будет доволен ими Аллаh: «Присутствовал ли ты с пророком ﷺ в тот момент, когда два праздника объединились в один день (т.е праздничная молитва и пятница)? Он сказал: «Да». Затем он сказал: «И как он поступил?» он ответил: «Совершил праздничную молитву и разрешил не являться на пятничную, сказав: «Кто хочет совершить (пятничную) пусть совершит». Хадис передал Ахмад, Абу Дауд, ан-Насаи, ибн Маджа, ад-Дарими, аль-Хаким. Хадис удостоверил аль-Хаким и с ним согласился аз-Заhаби. Имам ан-Науауи назвал иснад неплохим.

Посланник Аллаhа ﷺ сказал:

قد اجتمع في يومكم هذا عيدان، فمن شاء أجزأه من الجمعة، وإنا مجمعون

«В этом вашем дне объединились два праздника, кто желает, может (ограничиться праздничной молитвой), это освободит его от аль-Джуму’а, а мы же совершим (джуму’а)». Хадис передал Ахмад Абу Дауд, Ибн Маджа, аль-Хаким от Абу Хурайры. Ибн Маджа передал его также от ибн ‘Аббаса.

Сказал ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллаh: «Во времена пророка ﷺ объединились два праздника. Он ﷺ совершил с людьми молитву и сказал:

من شاء أن يأتي الجمعة فليأتها ، ومن شاء أن يتخلف فليتخلف

Кто желает прийти на аль-Джуму’а, пусть приходит, а кто желает остаться, пусть останется. Ибн Маджа.

А в версии ат-Табарани этого хадиса посланник Аллаhа ﷺ сказал:

يا أيها الناس إنكم قد أصبتم خيراً وأجراً وإنا مجمعون، ومن أراد أن يجمع معنا فليجمع، ومن أراد أن يرجع إلى أهله فليرجع

О люди! Вы заработали награду и (получили много) блага. Мы (сегодня) соберемся (для аль-Джуму’а). Кто желает собраться с нами (для аль-Джуму’а), пусть придет, а кто желает остаться со своей семьей, пусть останется.

Сказал ‘Усман бин ‘Аффан, да будет доволен им Аллаh:

يا أيها الناس إن هذا يوم قد اجتمع لكم فيه عيدان، فمن أحب أن ينتظر الجمعة من أهل العوالي فلينتظر، ومن أحب أن يرجع فقد أذنت له

О люди! В этот день объединились для вас два праздника. Тот, кто хочет ждать аль-Джуму’а, пусть ждет, а кто хочет вернуться, то я разрешаю ему. Аль-Бухари и Малик.

‘Али бин Аби Талиб сказал:

من أراد أن يجمع فليجمع، ومن أراد أن يجلس فليجلس

Кто желает объединить (аль-‘Иид и аль-Джуму’а), пусть объединяет, а кто желает остаться, пусть остается.
‘Абду-Раззакъ и ибн Аби Шейба. Сказал Суфьян: «Имеет ввиду остаться у себя дома».

Как поясняет аль-Ляджна ад-Даима и Шейхуль-Ислям:

Вместо пятничной надо совершить обеденный намаз.

Имам обязательно должен прийти на аль-Джуму’а и дать пятничную проповедь.

По ханафитскому и маликитскому мнению, праздничная молитва не освобождает от пятничной молитвы. Шейхуль-Ислям отметил, что возможно до этих имамов не дошли сообщения о том, что посланник Аллаhа ﷺ разрешил не являться на аль-Джуму’а тем, кто уже совершил праздничную молитву.

Сказал ‘алляма ибн Баз: «Если праздничная молитва выпала (на пятницу), то (следует) совершить с людьми праздничную молитву, и (тогда) пятница для них (станет) необязательной, как об этом сказал пророк ﷺ».

Оставление джуму’а не касается имама, он должен делать оба намаза.

Сказал Шейхуль-Ислям: «И третье мнение, и оно верное: спадает пятница с того, кто совершил праздничную молитву. Однако имама должен организовать пятничную молитву в любом случае, чтобы пришли на нее те, кто желает, и те, кто не совершил праздничную молитву. Это передается от пророка ﷺ и его сподвижников, как ‘Умар, ‘Усман, ибн Мас’уд, ибн ‘Аббас, ибн аз-Зубейр и других. И не известно от сподвижников какого-то другого мнения. А до сторонников первых двух мнений не дошли доказательства из сунны пророка ﷺ на то, что когда объединились две праздничные молитву в один день, он совершил ‘ид и сделал исключение для пятницы…»

Добавим: но мы имеем сообщение от ибн аз-Зубейра, как это передал Абу Дауд по цепочке от Абу ‘Асима ад-Даххака, от ибн Джурейджа, который сказал: «Сказал ‘Ата: «…затем мы пришли на пятничную молитву а он (т.е ибн аз-Зубейр) не вышел на нее, и мы помолились в одиночку»». С этого сообщения понимается, что ибн Зубейр не явился ни на джуму’а, ни на джама’а, которая также является обязательной. И это одно из мнений имама Ахмада.

Шейхуль-Ислям упомянул ибн Зубейра, хотя в данном сообщении ибн Зубейр поступил напротив. Скорее всего Ибн Теймийя упирался на какие-то риваяты, которые имелись у него на тот момент.

Также передал ан-Насаи и ибн Хузейма по цепочке от Ваhба бин Кайсана, сказавший тоже самое что и ‘Ата. В обоих случаях ибн ‘Аббас сказал: «Он сделал по сунне». Иснад этих сообщений сомнений не вызывает. Если ибн Джурейдж говорит: «Сказал ‘Ата», значит он лично слушал это от него. Ибн Джурейдж известный ученик ‘Ата, великий табиин, имам, мухаддис, ‘алляма, его тадлис здесь никак не мешает. Он сам сказал: «Если я сказал: «Сказал ‘Ата», значит я слышал от него лично». Передал ибн Аби Хайсама. Шейх аль-Альбани у Сахих Аби Дауд удостоверил этот асар.

Возможно, ибн ‘Аббас под «сунной» имел ввиду оставление джума’а в общем, а не конкретно имамом. Возможно шейхуль-ислям говорил именно об этом, уа Аллаhу А’лям.

Если Всевышний снял в этот день джуму’а и поставил на его место зуhр, тогда где здесь льгота? В чем тогда послабление от Всевышнего?

Сказал аш-Шаукани: «И то, что указывает на необязательность (джуму’а в этот день) — это льгота (рухса) касается всех (в этот день). Ибн Зубейр оставил джуму’а, когда он был имамом. Ибн ‘Аббас сказал на это: «Поступил согласно сунне». Все передатчики этого сообщения достоверные. Никто из сподвижников не порицал его за это. И затем, если джуму’а была-бы обязательной для некоторых и необязательной для других, тогда она называлась бы «фардуль-кифая», а это против (смысла) «рухса» (льгота)». Шейх ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Убейкан затем добавил: «Первое мнение безопасней, но во второе мнение сильное». См «Гъаятуль-Марам» 7/285.

Если для того, кто совершил праздничную молитву отпадает пятничная, но отпадет ли обеденная молитва?
Первое мнение: не отпадает, и на этом почти все все ученых. Из современных на этом ибн Баз и аль-Ляджна ад-Даима. Шейхуль-Ислям тоже на этом мнении.

Второе мнение:
отпадает. На этом ибн Зубейр, ‘Али, и ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллаh. Из табиинов: ‘Ата. После них: Аш-Шаукани и другие.

Наши доказательства:

Передал Абу Дауд по цепочки от Асбата (Абу Мухаммада ль-Къураши), тот от А’маша, а он от ‘Ата, сказавшего:

صلى بنا ابن الزبير في يوم عيد ، في يوم جمعة أول النهار ثم رجعنا إلى الجمعة ، فلم يخرج إلينا فصلينا وحداناً ، وكان ابن عباس بالطائف فلما قدم ذكرنا ذلك له ؟ فقال: أصاب السنة

Ибн Зубейр совершил с нами ‘ид в день пятницы, затем мы пришли на пятничную молитву а он не вышел на нее, и мы помолились (зуhр) в одиночку. Ибн ‘Аббас находился в Таифе, и когда он прибыл мы рассказали ему об этом, он ответил: Он сделал по сунне. Ан-Науауи, аш-Шаукани и шейх аль-Альбани сказали: хадис сахих.

В другой версии этого сообщения по цепочке от Абу ‘Асима и ‘Абду-Раззакъа, те от ибн Джурейджа, сказавшего: «‘Ата сказал:

عيدان اجتمعا في يوم واحد فجمعهما جميعاً ، فصلاهما ركعتين بُكرةً لم يزد عليهما حتى صلى العصر

«Два праздника объединились в один день, он сделал их одним праздником: совершил два ракаат утром, и ничего не добавил к ним вплоть до ‘асра«. Удостоверил имам ибн Хузейма и шейх аль-Альбани.

Эти сообщения прямо указывают, что ибн Зубейр не совершил зуhр, и ибн ‘Аббас назвал это «сунной», что означает, что возводиться к пророку ﷺ «марфу».

Ибн Баз, да помилует его Всевышний, ответил, что ибн Зубейр был убежден, что имам не обязан присутствовать в мечети для джуму’а, и поэтому он остался дома, а это значит, он вероятно сделал зуhр дома.

Я поясню что имеет в виду шейх: в сообщениях не указывается, что он не совершил зуhр, в сообщениях указывается, что ничего не добавил к двум ракаата праздничной молитвы. Праздничную молитву делали публично, следовательно, публично он ничего не добавил вплоть до ‘асра, т.е это слова ибн Джубейра, который видел его лишь в джама’ате, но он не ручается за то, что ибн Зубейр дома ничего не молился. Сообщение говорит о том, что он ничего не делал в мечети, ни джуму’а, ни зуhр, но он мог сделать его дома.

Ведь в сообщении не сказано: «И он не совершил зуhр», в сообщении сказано: «и ничего не добавил к ним вплоть до ‘асра«, к ним это к чему? Это к двум рака’атам ‘ид-намаза, а они совершались публично, значит сообщение понимается так: мы не видели, чтоб он публично молился до ‘асра. 

Спрашивается: а почему до ‘асра? Ответ: потому что ‘аср они делали в джама’ате — публично.

Также ибн Баз указал, что если-бы зуhр спадал, то пророк ﷺ обязательно разъяснил-бы нам это, как разъяснил он другие серьезные вопросы.

Также имам аль-Амир ас-Сан’ани в своей известной книге «Субулю-Ссалям» очень хорошо подметил, что ‘Ата, когда передавал такое от ибн Зубейра, сам совершил зуhр, как он сам сказал: «…затем мы пришли на пятничную молитву, а он не вышел на нее, и мы помолились (зуhр) в одиночку…». И здесь понятно, что они совершили ни джуму’а, так как джуму’а не делается в одиночку, а совершили они именно зуhр.

Также оппоненты сказали: слов ибн ‘Аббаса «он сделал все по сунне», нельзя их обобщать, ведь не совсем точно известно, что именно он сделал по сунне? Ведь ибн Зубейра в версии Уаhба бин Кайсана, как это передал аль-Мунзири и другие, сделал ‘ид-намаза запоздало, когда солнце было высоко, еще и хутбу дал перед намазом и удлинил хутбу, все это как раз-таки противоречит сунне. Возможно это ошибка самого Уаhба. Возможно, ибн ‘Аббас под «сунной» имел ввиду оставление джума’а в ураза/курбан-байрам в общем, а не конкретно имамом. Возможно, шейхуль-ислям говорил именно об этом, уа Аллаhу А’лям.

Скажем: если-бы ибн Зубейр совершил зуhр, то он не мог совершать его дома, он не мог оставить джама’ат намаз и сделать его дома, это указывает на то, что он не совершил зуhр ни дома, ни в джама’ате. Ведь посланник Аллаhа ﷺ приказал старику ибн Умм Мактуму приходить на коллективный намаз, тогда как молодой и энергичный ибн Зубейр намеренно, без всяких причин не пришел на коллективный и сделал зуhр дома? Один? Это говорит о том, что ибн Зубейр ничего не сделал дома.

Далее: слова: «если-бы зуhр спадал, то пророк ﷺ обязательно разъяснил-бы нам это» не совсем уместны в данном контексте дискуссии, ведь сколько таких вопросов, которых пророк ﷺ не разъяснил сам, но разъяснили его сподвижники и табиины после них: как вопрос лежания на полу перед Фаджром, купания в день ‘ид, пост беременной и кормящей грудью, количества людей на пятничной молитвы и многое другое.

Далее: пророк ﷺ как раз-таки разъяснил это словами ибн ‘Аббаса, сказавшего: «Он поступил согласно сунне», если сподвижник говорит такое, то это принимается как «марфу» — возводящее к пророку ﷺ.

Затем: слова ибн ‘Аббаса, сказавшего: «Он поступил согласно сунне» не обязательно понимать обобщенно, на оборот, они охватывают все то, что сделал ибн Зубейр, так как ‘Ата рассказал ибн ‘Аббаса обо всем, а тот одобрил все без исключения.

Далее: причина того, что ‘Ата совершил зуhр заключает в том, что он сначала не знал, но, когда узнал от ибн ‘Аббаса и ибн Зубейра поменял мнение.

Передал ‘Абду-Раззакъ от ибн Джурейджа, сказавшего:

إِنِ اجْتَمَعَ يَوْمُ جُمُعَةٍ وَيَوْمُ فِطْرٍ فِي يَوْمٍ وَاحِدٍ فَلْيَجْمَعْهُمَا
فَلْيُصَلِّ رَكْعَتَيْنِ حَيْثُ تُصَلَّى صَلَاةُ الْفِطْرِ ثُمَّ هِيَ هِيَ حَتَّى الْعَصْرِ

«Если фитр (‘ид) попал на джуму’а, то объедините эти молитвы (т.е сделайте одной молитвой), сделайте вместо (джуму’а) два рака’ата (ид), и так (ничего не совершайте) вплоть до ‘асра».

В другой версии он сказал: «‘Ата сказал: «Если совершили ‘ид, то после этого в этот день не обязательно делать ни джуму’а, ни зуhр, ни что-то еще, ни жителю села, ни жителю города»». См «Гъаятуль-Марам» 7/285.

Выводы: 

Если объединились два праздника, то один из них отменяет другой: если совершили ‘ид, то спадает джуму’а, если не совершили ‘ид, то джуму’а не спадает.

Женщин это не касается, для них джуму’а итак списана, следовательно остается ‘ид-намаз.

По более верному мнению, имам должен провести джуму’а в любом случае.

Если совершили ‘ид намаз, тогда джуму’а спадает вместе с зуhром, но безопасней сделать зуhр.

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам.

ar-rad