Вопросы связанные с Никахом

Вопросы связанные с Никахом

Семья состоит в браке несколько лет. В свое время супруги не совершили обряд Никаха и зарегистрировались лишь в ЗАГСе. Стоит ли проводить этот обряд теперь? 

В последнее время ведутся споры и дискуссии по вопросу Никаха. Годы, прожитые в прошлом, считаются периодом джахилии - в невежестве, и человеку, принесшему покаяние в связи с этим, нет повода для беспокойства. 

Доводом в пользу этой установки служит и то, что никто из сподвижников Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), приняв Ислам, не стали повторно совершать обряд Никаха.  

Если вы приняли Ислам вместе, то вам вообще не надо обновлять Никях

Сказал имам Ибн Абдуль Барр: "Единогласны учёные, что супруги, если приняли Ислам вместе, одновременно, то им дозволено остаться на их никяхе, кроме как будет между ними кровное родство или родство по кормлению, которые обязывают запрет никяха. И единогласны на том, что у каждого, у кого был договор никяха с супругой, когда они были в ширке, до он имеет право остаться с ней, если он они примут Ислам вместе. И основа договора прощается, поскольку все сподвижники Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, были кафирами, затем приняли Ислам будучи женатыми, и были признаны их первые никяхи, и не рассматривалось, сошлись ли в основе их первого никяха условия, которые выдвинул Ислам, и это – единогласное мнение"см. "ат-Тамхид", 12-23.

О недействительности никяха без опекуна и о том, кто может являться опекуном

Коран, Сунна и мнение большинства ученых указывают на то, что никах без опекуна (уали) является недействительным! Что же касается мнения, что наличие опекуна у женщины не является условием действительности брака (никах), то является распространенным мнением в мазхабе ханафитов. Однако это ошибочное мнение, и оно противоречит аятам Корана, многим достоверным хадисам и мнению сподвижников. Более того, имам ат-Тахауи в «Шарх ма’ани аль-асар» 2/4 передал, что такие большие имамы ханафитского мазхаба, как Абу Юсуф и Мухаммад ибн аль-Хасан считали, что никах без опекуна является недействительным.

Доказательство тому, что опекун является условием никаха: Всевышний Аллах сказал: «Не выдавайте мусульманок замуж за многобожников, пока они не уверуют!» (аль-Бакъара 2: 221). В этом аяте доказательство тому, что женщин выдают замуж мужчины, поскольку Аллах обратился к мужчинам, а не сказал женщинам: «Не выходите замуж за неверных!» Хафиз Ибн Касир, объясняя этот аят сказал: «Не выдавайте за многобожников замуж верующих женщин!» См. «Тафсир Ибн Касир» 1/377. Имам аль-Къуртуби сказал: «В этом аяте прямое доказательство на то, что нет никаха без опекуна!» См. «Тафсир аль-Къуртуби» 4/49.

Всевышний Аллах также сказал: «Женитесь на них с разрешения их семей» (ан-Ниса 4: 25). Имам аль-Багъауи сказал: "«Женитесь на них», т.е. невольницах, «с разрешения их семей», т.е. с разрешения их опекунов». См. «Тафсир аль-Багъауи» 1/416.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил, не делая никаких исключений: «Нет никаха без опекуна». Абу Дауд, Ахмад, Ибн Маджах. См. «Сахих аль-джами’» 7555. Имамы единогласны в достоверности этого хадиса. Достаточно того, что имамы Ахмад, Яхъя ибн Ма’ин и аль-Бухари подтвердили его достоверность. И этот хадис относится к категории мутауатир (хадис, передающийся множеством путей).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Женщина не выдает замуж женщину и не выдает замуж саму себя», а Абу Хурайра, передавая эти слова, добавил: “Любая женщина, выдавшая замуж саму себя, является прелюбодейкой”. Ибн Маджах 1882, ад-Даракъутни 3/227. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу Иса ат-Тирмизи, хафиз Ибн аль-Къаттан, имам Ибн Дакъикъуль-Идд, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Какая бы женщина ни вышла замуж без дозволения опекуна, ее брак недействителен. Ее брак недействителен. Ее брак недействителен!» Аду Дауд 2083, ат-Тирмизи 1/209. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Ма’ин, имам Абу ‘Ауана, имам Ибн аль-Джаузи и шейх аль-Альбани. См. «аль-Ируа» 1840.

Ма‘къаль ибн Ясар рассказывал: «Когда-то я выдал свою сестру замуж за одного человека; и через некоторое время он развелся с ней, а по истечении положенного для нее срока ('идда) он снова пришел просить ее руки, но я сказал ему: “Я выдал ее за тебя замуж, сделал ее твоей женой и оказал тебе честь, ты же дал ей развод, а потом пришел просить ее руки! Нет, клянусь Аллахом, она никогда не вернется к тебе!” Однако он был неплохим человеком, да и женщина хотела вернуться к нему, а потом Аллах ниспослал аят, в котором сказано: “не препятствуйте им”, и тогда я сказал: “Сейчас я сделаю это, о посланник Аллаха!” Передатчик этого хадиса сказал: «И он снова выдал свою сестру замуж за него». аль-Бухари 5130. Имам аль-Багъауи сказал: «В этом хадисе указание на то, что никах недействителен кроме как с согласия опекуна. И если бы эта женщина могла выйти замуж за него сама, то она не ждала бы согласия своего брата!» См. «Шарху-Ссуна» 9/45.

Имам аль-Багауи также сказал: «Тексты хадисов о необходимости опекуна (при никахе) являются обобщенными, которые не делают никаких разграничений и конкретизации!» См. «Шарху-Ссуна» 9/42. Хафиз Ибн Хаджар писал: «Ибн аль-Мунзир говорил, что не знает в этом вопросе (необходимости опекуна) разногласий среди сподвижников!» См. «Фатх аль-Бари» 9/187. Хафиз Ибн Абдуль-Барр говорил: «Коран и Сунна указывают на то, что нет никаха без уалия, поэтому нет смысла у того, что противоречит этому!» См. «ат-Тамхид» 19/90. Открытие дверей этому ошибочному мнению, что дозволено выходить замуж без опекуна, породило множество вреда и порочности, не считая того, что брак без опекуна недействительный и это является прелюбодеянием! Да упасет нас от этого Аллах! Кстати в наши дни этим вопросом пренебрегают многие мусульманки, да наставит их Аллах на прямой путь!

Что касается уалия, который выдает замуж девушку, то им является ее отец, дед по отцу, братья отца, ее братья, сыновья дядь и т.д. Имам Ибн Хазм сказал: «Не дозволено женщине выходить замуж без согласия опекуна, девственницей она является или нет! А уали – это ее отец, братья, дед, дяди по отцу, или сыновья дяди. Но выдает тот, кто ближе к ней (т.е. сначала отец, если нет, то дед, если нет, то брат и т.д.) И сын не является уалием для женщины». См. «аль-Мухалля» 9/451.

Что касается сына, может ли он выдать мать замуж или нет, то в этом вопросе есть разногласие среди ученых. Имам аль-Мауарди сказал: «Уалием при никахе у женщины является ее отец, затем отец по отцу (дед), затем ее брат, затем ее сын». См. «аль-Икъна’» 1/124. Имам аль-Байхакъи в своем сборнике хадисов писал: «Глава о том, что неверный не может быть уалием для мусульманки!» См. «Сунан аль-кубра» 7/139.

Что делать женщине, если у нее нет уалия?

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Правитель мусульман уалия для того, у кого нет уалия!» Ибн Маджах 1880, Ибн Абу Шайба 2/372. Шейха аль-Альбани назвал хадис достоверным.

А что делать, если женщина проживает в стране неверных?

Имам Ибн Къудама говорил: «Если у женщины нет уалия и нет в этой местности правителя мусульман, то от имама Ахмада передается, что ее замуж выдает достойный человек с ее согласия». См. «аль-Мугъни» 9/362. А шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил, что если у женщины нет уалия, то ее выдает кто-либо из числа тех, кто обладает влиянием. См. «аль-Ихтиярат» 350. Т.е. как самый обладающий знаниями в этой местности, к кому жители обращаются со своими вопросами, или глава селения и т.д.

Если родственник неверный он не может быть опекуном

Призовите их к Исламу, пусть принимают Ислам, тогда будут вашим опекуном. Вы же желаете блага своему отцу, деду, брату...? 

Никах не имеет условия как согласие родителей жениха. Это лишь желательно, чтобы родители были в курсе и как говорится дали добро, но если они и не дают его, то оно не влияет на правильность ритуала никаха.

Для ритуала никаха требуется, согласно доводам, пять человек:

Опекун невесты - уали

Жених

Два свидетеля или один мужчина + две женщины

Согласие невесты

Ритуал никаха - это вопрос-ответ, т.е. жених спрашивает опекуна, говорит, что он такой-то просит выдать за него замуж такаю-то дочь такого-то, на что уали отвечает что согласие отдать такую-то за таког-то, при свидетелях.

Скрытый никах - это запретный вид, когда не соответствует условиям описанным выше. Т.е. без опекуна и свидетелей, такой никах считается прелюбодеянием.

Родители молодого человека против никаха (причина, девушка другой национальности), родители девушки не против. Хотят сделать никах, но местный муфтий, сказал, что без благословения матери жениха, никях будет недействительным. Так ли это?

Что касается, разрешение матери для мужчины в вопросе женитьбы, то это не является условием действительности никяха, в отличии от девушки, это касается разрешения обоих родителей, но другое дело проявление почтительного отношения к родителям является обязательным, поэтому надо мудро совмещать эти две вещи. А у этого муфтия спросите доводы из Кур'ана и сунны, и если он не предоставит их вам, тогда оставьте его слова.