Воистину, Аллаh любит кающихся рабов

وَاسْتَغْفِرِ اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ كَانَ غَفُورًا رَّحِيمًا Проси прощения у Аллаха, ведь Аллах — Прощающий, Милосердный. Ан-Ниса (Женщины), 106-й аят из 176.
Прощение — это защищённость от губительных последствий плохих поступков и покрывало от них. Испрашивание прощения упоминается раз за разом в Коране, и в некоторых местах оно приказывает, как в словах Аллаха, хвала Ему и величие: «…И проси прощения у Аллаха. Поистине, Аллах — Прощающ, Милостив!» (73:20).
Аллах одобряет тех, кто просит Его прощения, как в аяте: «…просящих прощение на заре». (3:17). В других местах, Аллах говорит нам, что Он прощает тех, кто просит Его прощения, как в аяте: «А если кто сделает зло или обидит свою душу, а потом попросит у Аллаха прощения, он найдёт Аллаха Прощающим, Милостивым». (4:110).
Испрашивание прощения часто ассоциируется с раскаянием, при котором оно имеет форму испрашивания прощения языком. Раскаяние — это отказ от дурных поступков, как сердцем, так и телом. Просьба о прощении подобна мольбе, на которую Аллах, если Он пожелает, ответит и простит того, кто просит Его прощения. Это более правдиво, если дуа исходит напрямую из сердца, претерпевшего от дурного поступка, или если это сделано во время, наиболее предпочтительное для Его ответа, такое как ранние утренние часы или сразу после молитвы.
Передаётся, что однажды Лукман (мир ему), сказал своему сыну: «О сынок, приучай свой язык произносить такие слова: «Прости меня, О Аллах!», ведь есть такое время, когда Аллах не огорчит того раба, кто призывает Его».
Аль-Хасан сказал: «Испрашивайте часто прощение у Аллаха в ваших домах, за вашими столами, на ваших дорогах, на ваших рынках, на ваших сборищах, где бы вы ни были. Вы никогда не знаете, когда будете пожалованы Его прощением».
Абу Хурайра передал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Клянусь Аллахом, что я взываю к прощению Аллаха и обращаюсь к Нему в раскаянии более семидесяти раз в день».
Абу Хурайра сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Раб совершил грех и сказал: «О Аллах, я совершил грех, прости же меня».
Аллах сказал: «Знает ли мой раб, что у него есть Господин, Кто прощает грехи и помогает ему? Я прощаю Моего раба». После какого-то времени человек совершил другой грех и сказал: «О Господи, я совершил другой грех, прости же меня». Аллах сказал: «Знает ли мой раб, что у него есть Господин, Кто прощает грехи и помогает ему? Я прощаю Моего раба». После какого-то времени, человек совершил уже другой грех и сказал: «О Господи, я совершил другой грех, прости же меня». Аллах сказал: «Знает ли мой раб, что у него есть Господин, Кто прощает грехи и помогает ему? О раб, делай, что захочешь, Я даровал тебе прощение». Он, Величайший, сказал это три раза. Это означает, что человек был одарён прощением, потому что постоянно продолжал спрашивать прощение Аллаха каждый раз, как совершал грех. Оказалось, что это применимо до тех пор, пока испрашивание прощения не сопровождается намерением повторить грех заново, после этого.
Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Счастлив тот, кто (в День Суда) найдёт в своей записи много дуа о прощении». Другими словами, испрашивание прощения Аллаха — это излечение от всех дурных поступков.
Катада сказал: «Этот Коран ведёт вас к осознанию ваших болезней, и к средствам от них. Ваши болезни — это ваши грехи, и ваше лекарство — это испрашивание прощения Аллаха».
Можно ли обращаться к Аллаху с просьбой о прощении всех мусульман, зная, что некоторые мусульмане понесут наказание (за свои грехи)?
Хвала Аллаху Господу миров.
Во-первых: В просьбе о прощении за всех мусульман и мусульманок вообще нет ничего плохого. На это указывает ряд доказательств:
1. Слова Всевышнего Аллаха:
فَاعْلَمْ أَنَّهُ لا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَاسْتَغْفِرْ لِذَنْبِكَ وَلِلْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ
Знай же, что нет божества, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех и за верующих мужчин и верующих женщин. Аллах знает о ваших передвижениях и вашей обители (сура Мухаммад, аят 19).
От ‘Асыма аль-Ахуаля передается, что ‘Абдуллах ибн Сарджиса видел пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и ел месте с них хлеб и мясо, или сарид (сарид – вид блюда). Тогда я спросил его: Попросил ли пророк, да благословит его Аллах и приветствует, у Аллаха прощения для тебя? На что он ответил: Да, и для тебя, а после прочел аят: …и проси прощения за свой грех и за верующих мужчин и верующих женщин (Муслим № 2346).
Есть разные мнения о толковании слов …и проси прощения за свой грех, одно из мнений гласит, что просьба о прощении всех мусульман является обязанностью (уаджиб).
Аль-Куртуби, да помилует его Аллах, сказал: Некоторые сказали, что это обращение к нему (к пророку – прим. пер.), но подразумевается вся община. Исходя из этого мнения, этот аят делает мольбу о прощении всех мусульман обязательной (Тафсир аль-Куртуби. Т. 16. С. 242).
Ибн Джурейдж сказал: «Я спросил ‘Ату: „Могу ли я просить прощения для всех мусульман и мусульманок?" Он ответил: „Да, ведь пророку, да благословит его Аллах и приветствует, было велено это. Это обязательно для людей, ведь Аллах сказал Своему пророку:
وَاسْتَغْفِرْ لِذَنْبِكَ وَلِلْمُؤْمِنِينَ وَالمُؤْمِنَاتِ
„…и проси прощения за свой грех и за верующих мужчин и верующих женщин"". Тогда я сказал ему: „Оставляешь ли ты эту мольбу при совершении обязательной молитвы?" Он ответил: „Нет". Я спросил: „С кого ты начинаешь: с себя или с мусульман?" Он сказал: „С себя, как сказал Аллах:
وَاسْتَغْفِرْ لِذَنْبِكَ وَلِلْمُؤْمِنِينَ وَالمُؤْمِنَاتِ
„…и проси прощения за свой грех и за верующих мужчин и верующих женщин""».
2. Сообщается, что Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, передал слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые он произнес во время погребальной молитвы (джаназа). Он сказал: О Аллах, прости живому и мёртвому из нас, младому и старому, мужчине и женщине, присутствующему и отсутствующему! О Аллах, сделай так, чтобы тот из нас, кому Ты даруешь жизнь, жил, веруя, а тому из нас, кого Ты упокоишь, упокой соблюдающим Ислам! О Аллах, не лишай нас награды за него и не сбивай нас с пути после него! (ат-Тирмизи № 1024, Абу Дауд № 3201 и ан-Насаи № 1986).
Ибн ‘Иллян ас-Сыддыки, да помилует его Аллах, сказал: „О Аллах, прости живому и мёртвому", то есть: всем живым, мертвым, всем мусульман. Это относится ко всем (Далилу-ль-фалихин ли-турук рийады-с-салихин. Т. 6. С. 240).
3. Так поступали ангелы, мир им. Сказал Всевышний Аллах:
وَالْمَلائِكَةُ يُسَبِّحُونَ بِحَمْدِ رَبِّهِمْ وَيَسْتَغْفِرُونَ لِمَن فِي الأَرْضِ
Ангелы прославляют хвалой своего Господа и просят прощения для тех, кто на земле (сура аш-Шура, аят 5).
4. Таким же образом поступали пророки, сподвижники, таби‘ины и многие ученые: как предшествующего, так и последующего поколений.
А. Нух, мир ему, сказал:
رَبِّ اغْفِرْ لِي وَلِوَالِدَيَّ وَلِمَنْ دَخَلَ بَيْتِيَ مُؤْمِنًا وَلِلْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ
Господи! Прости меня и моих родителей и тех, кто вошел в мой дом верующим, а также верующих мужчин и женщин (сура Нух, аят 28).
Б. Ибрахим, мир ему, сказал:
رَبَّنَا اغْفِرْ لِي وَلِوَالِدَيَّ وَلِلْمُؤْمِنِينَ يَوْمَ يَقُومُ الْحِسَابُ
Господь наш! Прости меня, моих родителей и верующих в тот день, когда будет представлен счет (сура Ибрахим, аят 41).
В. С мольбой о прощении обращался и ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах. ‘Абдурраззак в аль-Мусаннаф приводит слова от Ибн Джурейджа. Он сказал: Ата сообщил мне, что слышал, как ‘Убейд ибн ‘Умейр рассказывал о мольбе кунут ‘Умара ибн аль-Хаттаба. Он говорил: „О Аллах, прости верующим мужчинам и женщинам, мусульманам и мусульманкам, сплоти их сердца и примири их"» (аль-Мусаннаф. Т. 3. С. 111). Аль-Бейхаки в ас-Сунан аль-кубра (Т. 2. С. 210) сказал, что хадис достоверный. См. также Тухфату-ль-мухтадж ила адилляти-ль-минхадж (Т. 1. С. 410).
Г. Таково наставление Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах. В книге Фадлу-с-саляти ‘аля-н-наби (С. 67) Исма‘иля аль-Кады передается предание, которое шейх аль-Альбани называл достоверным. Ибн ‘Аббас сказал: Не призывайте благословления ни на кого, кроме пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Однако обращайтесь с просьбой о прощении всех мусульман и мусульманок.
Д. Просьба о прощении является обычаем всех мусульман, как об этом сказал Аллах:
وَالَّذِينَ جَاءُوا مِنْ بَعْدِهِمْ يَقُولُونَ رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا وَلِإِخْوَانِنَا الَّذِينَ سَبَقُونَا بِالْإِيمَانِ وَلَا تَجْعَلْ فِي قُلُوبِنَا غِلًّا لِلَّذِينَ آَمَنُوا رَبَّنَا إِنَّكَ رَءُوفٌ رَحِيمٌ
А те, которые пришли после них, говорят: „Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты - Сострадательный, Милосердный" (сура аль-Хашр, аят 10).
Во-вторых: Что же касается мнения о том, что эта мольба противоречит предопределению Аллаха, и что не все мусульмане получат прощение, и, несомненно, часть из них войдет в Огонь, то это мнение неверно. Так как здесь происходит путаница между понятиями предопределение и шариат (закон или веление Аллаха). Нам велено следовать Шариату, а мольба о прощении для всех мусульман является по Шариату желательной. Она не противоречит тому, что нас не касается: тому, что Всевышний Аллах предопределил определенной группе из мусульман. Доводом этому является то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обучил нас мольбам о прощении, заповедовал мусульманам произносить их. И мы знаем, что некоторые мольбы останутся без ответа. Упомянутые нами выше доказательства также указывают на ошибочность утверждения о том, что подобная мольба запрещена. А также подтверждают верность мольбы о прощении для всех мусульман.
Самым первым известным нам ученым, который высказывался против произнесения подобной мольбы, был Абу ‘Аббас аль-Карафи (ум. 684 г. по Х.). Он считал, что подобную мольбу произносить категорически запрещено! Он сказал: «Пятый вид деяний, которые являются запретными, но не являются неверием: обращение человека к Аллаху с просьбой удалить то, на существования чего указывают хадисы, дошедшие путём ахад. Словами „путём ахад" я вывожу все хадисы, дошедшие путём мутаватир (мутаватир – предание, которые дошло через многочисленных передатчиков так, что в достоверности его сомнений нет – прим. пер.). Так как просьба удалить то, что подтверждается хадисами мутаватир, является неверием, как об этом уже было сказано. Несколько примеров этому.
Во-первых, мольба словами „О Аллах, прости мусульманам все их грехи". Достоверные хадисы гласят, что, несомненно, определенная часть мусульман войдет в Огонь, а после посредством заступничества или без него покинет его. А войдут в Огонь они за свои грехи, и если бы Аллах простил все их грехи, то они бы не вошли в Огонь. И подобная мольба делает достоверные хадисы ложными! Поэтому, это грех, но не неверие, ведь эти предания – предания ахад. Неверующим человек становится только тогда, когда отрицает то, что дошло по пути мутаватир…
Что же касается слов ангелов: „Прости же тех, которые раскаялись", а также аята „…и просят прощения для тех, кто на земле", то эти слова не являются общими, так как глаголы здесь в утвердительной форме, а утвердительная форма не указывает на нечто универсальное или общее. Таково единодушное мнение всех ученых. И если бы эта форма была бы универсальной, то мы бы были обязаны верить, что здесь подразумеваются определенное, а именно прощение в общем, (а не каждого человека по отдельности – прим. пер.). На это указывают доказательства…» (аль-Фурук ма‘а хауамиши-хи. Т. 4. С. 463).
Абу аль-Касым ибн аш-Шатт аль-Малики, да помилует его Аллах, (ум. в 723 г. по Х.) в комментариях к книге аль-Фурук под названием Идрару-ш-шурук сказал: «Автор заявляет, что мольба подобного вида является грехом. Его слова являются словами без доказательств. Что указывает на то, что человеку следует обращаться к Аллаху только с тем, что может произойти?! Я не знаю этому доказательств.
Что мешает тому, чтобы Аллах велел своим творениям обращаться к Нему с просьбой о прощении для каждого верующего, но наряду с этим, предопределил, что некоторые из них прощения не получат?! Что указывает на противоречие между просьбой о прощении и о том, что Аллах не простит?! Я не вижу причины и основания этому, и подобные заявления построены только на предположении.
Его слова о том, что аяты „Прости же тех, которые раскаялись" и „…и просят прощения для тех, кто на земле" не указывают на общее, так как глаголы приходят в утвердительной форме, то это грубейшая ошибка. Так как он обратил внимание только на глаголы, оставив управляемые слова, следующие за ними. А управляемые слова в этих двух аятах подразумевают общность и универсальность…» (Идрару-ш-шурук. Т. 4. С. 488).
Шейху ‘Абдулькариму аль-Худайру, да хранит его Аллах, задали вопрос: Каково доказательство человека, который говорит, что мольба против неверующих есть несправедливость и преступление, так как Аллах знает, что они будут существовать до Судного Дня?
Он ответил: «Мусульманин обязан поступать в соответствии с законодательной волей Аллаха (с Шариатом), что же касается вселенской или создающей воли Аллаха, то он не обязан в своих поступках ссылаться на неё.
Если же человек скажет: „Почему ты обращаешься с просьбой о прощении для всех мусульман, тогда как среди них есть тот, кто умер, совершив большой грех?", то мы ответим так. Да, и даже среди ученых были те, кто запрещал обращаться к Аллаху с просьбой о прощении для всех мусульман. Есть те, кто запрещают обращаться к Аллаху за всех мусульман, говоря, что Аллах знает тех мусульман, которые умирают, совершая большой грех, и что это противоречит вселенской воле Аллаха! Тогда ты и для себя не проси прощения! Ведь только Аллах знает о том, каков будет твой конец! Не проси прощения и для своих детей, ведь только Аллах знает, каково их будущее!
От тебя – лишь мольба, это законодательная воля Аллаха, это то, что требует Шариат. Что же касается вселенской воли, то она – у Аллаха, и тебя не касается» (Шарху-ль-муватта. Китабу-ль-джанаиз. Баб ан-нахъйи ‘ани-ль-букаи аля-ль-майит).
А Аллаху ведомо лучше.