Вера в Судный день — один из столпов веры, и без этого вера человека не будет полной

Вера в Судный день — один из столпов веры, и без этого вера человека не будет полной

«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков». Сура 2 - «Корова», аят 177. «Однако тех из них, которые обладают основательными знаниями и веруют в то, что ниспослано тебе и что ниспослано до тебя, которые совершают молитву, выплачивают закят и веруют в Аллаха и Последний день, Мы одарим великим вознаграждением». Сура 4 - «Женщины», аят 162.

Многие аяты Корана подтверждают, что Судный день грядёт, причём для этого используются различные языковые приёмы, которые призваны устранить все наши сомнения относительно его наступления и заставить наши души трепетать при одной мысли о нём. Например, Всевышний сказал: «Он управляет делами; и Он разъясняет аяты, чтобы вы уверились в том, что непременно встретитесь со своим Господом». Сура - 13 «Гром», аят 2. «А в некоторых аятах — просто сообщение о том, что он грядёт: «Аллах создаёт творение в первый раз, а затем воссоздаёт его. А потом вы будете возвращены к Нему». Сура 30 - «Римляне», аят 11. «Он знает ваше положение и тот день, когда они будут возвращены к Нему, и Он поведает им о том, что они совершали». Сура 24 - «Свет», аят 64.

Иногда для подтверждения неотвратимости Судного дня в Коране употребляются усилительные частицы, которые на русский язык можно перевести как «поистине», «непременно» и т. п. Например: «Поистине, Час непременно наступит». Сура 20 - «Та, ха», аят 15. «Час непременно настанет. Посему прощай их прекрасным прощением». Сура 15 - «Хиджр», аят 85. «...срок, назначенный Аллахом, непременно наступит. Он — Слышащий, Видящий». Сура 29 - «Паук», аят 5. А в других аятах говорится, что в его наступлении не может быть сомнений: «Час непременно наступит, и в этом нет сомнения. Однако большинство людей не верует». Сура 40 - «Прощающий», аят 59.

В некоторых аятах Аллах клянётся, что Судный день непременно наступит, — иногда Собой, иногда — Своими великими творениями. Вот пример аята, в котором используется одна из форм клятвы: «Аллах — нет божества, кроме Него! Он непременно соберёт вас ко Дню воскресения, в котором нет сомнения. Чья речь правдивее речи Аллаха?». Сура 4 - «Женщины», аят 87.

А вот аяты, в которых Аллах клянётся Своими великими творениями: «Клянусь рассеивающими прах! Клянусь несущими бремя! Клянусь плывущими легко! Клянусь распределяющими дела! Обещанное вам есть истина, и Суд непременно будет». Сура 51 - «Рассеивающие прах», аяты 1-6. «Клянусь горой! Клянусь Писанием, начертанным на тонком свитке! Клянусь [небесным] домом, посещаемым [ангелами]! Клянусь [небесным] сводом высоким! Клянусь морем наполненным! Наказание твоего Господа непременно придёт, и ничто не отвратит его». Сура 52 - «Гора», аяты 1-8.

А иногда при возникновении споров Аллах ниспосылал аяты, в которых велел Своему Посланнику поклясться своим Господом, что Судный день грядёт: «Они спрашивают тебя: «Неужели это правда?» Скажи: «Конечно, клянусь моим Господом! Воистину, это — истинная правда, и вам не избежать этого»». Сура 10 - «Юнус», аят 53. «Неверующие сказали: «Час не наступит для нас». Скажи: «Нет, клянусь моим Господом, Ведающим сокровенное! Он непременно наступит для вас...»» Сура 34 - «Саба», аят 3. В других аятах Аллах говорит о том, что Судный день — истина: «Обещание Аллаха истинно, и пусть не обольщает вас жизнь ближняя» (сура 31 - «Люкман», аят 33). 

Если бы люди задумались над аятами, которые ниспослал им Аллах, и осознали, какая опасность нависла над ними, ужас сковал бы их сердца и заставил бы трепетать их души... Но нет — то, как они ведут себя, поистине удивительно. Опасность так близка, и вместе с тем они пребывают в беспечности и не думают об ужасах этого Дня, готовых обрушиться на них: «Приблизился к людям расчёт С ними, однако они с пренебрежением отворачиваются. Когда бы ни приходило к ним новое напоминание от их Господа, они выслушивали его, забавляясь. Сердца их оставались беспечными…». Сура 21 - «Пророки», аяты 1-3.

Именно поэтому во многих аятах Корана Аллах предупреждает нас о Судном дне, и предостерегает, и велит нам готовиться к нему и обозначает его словом «завтра»: «...и пусть душа посмотрит, что она приготовила на завтрашний день» (сура 59 - «Сбор», аят 18). Кто-то, возможно, скажет: «Как может быть близким то, о близости чего было сообщено ещё тысячу четыреста лет назад?» Ответ таков: «Он близок в знании Аллаха и Его суждении, даже если нам с нашими человеческими мерками он кажется далёким». «Они считают его далёким. Мы же видим, что он близок». Сура 70 - «Ступени», аяты 6-7.

Следует заметить, что этому миру осталось существовать намного меньше, чем он уже просуществовал. Если вы дадите кому-то деньги в долг на длительный срок, например, на пятьдесят лет, то, когда пройдёт сорок пять лет из этих пятидесяти, день возвращения долга будет казаться близким — по сравнению с уже прошедшим сроком. На это указывают и хадисы Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует). Например, ‘АбдаЛлах ибн 'Умар (Да довольствуется им Аллах) передаёт такие слова Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует): «[Если принять существование всего человечества за день, то] по сравнению с уже ушедшими народами существование вашей общины можно представить как время от предвечерней молитвы до захода солнца» [Бухари]. В хадисе весь период существования человечества представлен как один из дней в нашем мире. 

Период существования мусульманской общины начинается со времени послеполуденной молитвы, а период существования человечества до неё — это период с утренней молитвы до предвечерней. А от появления мусульманской общины до конца времён, до Судного дня — как от начала времени предвечерней молитвы до захода солнца. Эти хадисы ясно указывают на то, что мы — последняя из общин по времени своего существования и что существование нашей общины завершится с наступлением Судного дня. 

В другом хадисе, который передаёт Сахль (Да довольствуется им Аллах), Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Моё послание и Час — как эти», и он вытянул два пальца" [Бухари; Муслим]. А в хадисе, который приводит Муслим, Сахль сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал, вытянув указательный и средний пальцы: "Моё послание и Час — как эти"» [Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 347; Муслим, № 2950]. Это означает, что, если принять длину среднего пальца руки за продолжительность периода жизни человечества, получится, что после послания Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует) человечеству осталось существовать только, насколько средний палец длиннее указательного. А остальная часть среднего пальца — это то, сколько уже просуществовало человечество до того, как к нему был послан Мухаммад.

Человеку кажется, что до Судного дня ещё очень долго. Это потому, что понимание наше ограниченно, однако по меркам Аллаха он близок: «Веление Аллаха придёт, и не пытайтесь это ускорить». Сура 16 - «Пчёлы», аят 1. «Наступление Часа подобно мгновению ока или даже быстрее». Сура 16 - «Пчёлы», аят 77.

'Утба ибн Гааван передаёт: «Однажды Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) наставлял нас. Он восхвалил Аллаха, а затем сказал: "Мир возвестил о своём приближающемся конце, и он быстро и тихо уходит, и остался от него лить остаток, подобный остатку воды в сосуде, содержимое которого выпито его владельцем. И, поистине, вы перейдёте из него в мир, который никогда не исчезнет. Так переходите же в него с лучшим из того, что есть у вас"» [Муслим; Ибн Касир. Тафсир].

Никто не знает, когда именно наступит Судный день

Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) спросили о Часе, и он ответил: «Тот, кого спрашивают, знает об этом не больше того, кто спрашивает». Вопрос ему задал Джибриль, принявший образ человека... Если тот, кто занимает самое высокое положение среди ангелов, и тот, кто занимает самое высокое положение среди людей, не знают, когда наступит Судный день, то уж другие и подавно об этом знать не могут.

В Коране ясно сказано, что время наступления Судного дня известно только Аллаху, и Он никому не дал знания об этом — ни приближённому ангелу, ни посылаемому к людям пророку: «Они спрашивают тебя о Часе: «Когда он наступит?» Скажи: «Воистину, знание об этом есть только у моего Господа. Никто, кроме Него, не способен открыть время его наступления. Это знание тяжко для небес и земли. Он настанет внезапно». Они спрашивают тебя, словно тебе известно об этом. Скажи: «Воистину, знание об этом есть только у Аллаха, но большая часть людей не знает этого»». Сура 7 - «Ограды», аят 187. А в другом аяте Всевышний говорит. «Люди спрашивают тебя о Часе. Скажи: «Знанием о нём обладает только Аллах». Откуда тебе знать, быть может, Час близок?» Сура 33 - «Союзники», аят 63. А в суре «Ан-Нази'ат - Исторгающие» Он сказал: «Тебя спрашивают о Часе: «Когда же он настанет?» Что можешь ты сказать о нём? Только твой Господь ведает об этом». Сура 79 - «Исторгающие», аяты 42-44.

Все эти аяты ясно указывают на то, что время наступления Часа известно только Всевышнему, и что он наступит внезапно, и что Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) не знает, когда он наступит. Знание о Судном дне — один из пяти ключей к сокровенному, то есть вещей, знание о которых есть только у Аллаха: «Воистину, только Аллах обладает знанием о Часе, ниспосылает дождь и знает о том, что в утробах. Ни один человек не знает, что случится с ним завтра, и ни один человек не знает, в какой земле он умрёт. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий». Сура 31 - «Люкман», аят 34.

А Ибн 'Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ключей к сокровенному пять, не знает их никто, кроме Аллаха», после чего прочитал этот аят:«Воистину, только Аллах обладает знанием о Часе...» [Ибн Раджаб. Джами' улюм ва-ль-хикам].

Почему время наступления Судного дня скрыто от нас?

Люди могут спросить: «В чём смысл того, что Аллах скрыл от нас время наступления Часа?» Ответ заключается в следующем: человек не знает, когда именно наступит Судный день, и это заставляет его меняться в лучшую сторону. 

Никто не знает, когда настанет этот День... При этом человек понимает, что это день великий и ужасный и что он грядёт. Но когда он наступит? Это заставляет человека постоянно ожидать его и готовиться к нему.

Исламские учёные отмечают: «Неизвестность — основной элемент человеческой жизни и душевного устройства человека. Существование неизвестного, в суть которого люди пытались бы проникнуть, необходимо. Если бы всё было им известно, то, обладая такой природой, они прекратили бы всякую деятельность и жизнь их остановилась бы. Они гонятся за неизвестным, остерегаются, мечтают, пробуют и учатся. Они раскрывают скрытый потенциал — свой и окружающего мира, а связь их сердец и чувств с Часом, время наступления которого они не знают, уберегает их от рассеянности и беспечности — они не знают, когда наступит этот Час, и поэтому, каждый день ожидая его наступления и опасаясь, что он наступит внезапно, они постоянно готовятся к нему. Это касается тех, чья естественная природа не испорчена и кто следует прямым путём. А те, чья естественная природа испорчена и кто следует своим страстям и прихотям, проявляя беспечность, а то и вовсе не думая о Часе, то их ждёт падение и путь их лежит к гибели».

Нельзя пытаться узнать точное время наступления

Судного дня.Люди часто спрашивали друг друга о Часе и обращались с таким вопросом к Посланнику (Да благословит его Аллах и приветствует). И вот пришёл ответ от Ниспославшего Книгу: Судный день — из области Сокровенного, и о времени его наступления известно одному лишь Аллаху: «Люди спрашивают тебя о Часе. Скажи: «Знанием о нём обладает только Аллах». Откуда тебе знать, быть может, Час близок?». Сура 33 - «Союзники», аят 63. «Тебя спрашивают о Часе: «Когда же он настанет?» Что можешь ты сказать о
нём? Только твой Господь ведает об этом. Воистину, ты — всего лишь предостерегающий увещеватель для тех, кто боится этого»
. Сура 79 - «Исторгающие», аяты 42-45.

Аллах не сообщил об этом ни приближённому ангелу, ни посылаемому к людям пророку. Потому и сказал Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) Джибрилю, когда тот спросил его о Часе: «Тот, кого спрашивают о нём, знает не больше того, кто спрашивает». 

Какие-либо изыскания в этом вопросе и утверждения о том, что Судный день наступит, например, в такой-то год — это наговор на Аллаха без всякого знания, и те, кто делает это, противоречат Корану и Сунне, которые призывают нас оставить попытки узнать время наступления Судного дня и вместо этого готовиться к нему, укрепляя свою веру и совершая благие дела. Если человек занимается этим вопросом, значит, он думает, что может узнать то, чего не знал ни Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует), ни Джибриль (мир ему). 

Одна мысль об этом уже должна остановить такого человека и помочь осознать всю бесполезность подобных попыток тому, у кого есть сердце, кто прислушивается, видит и понимает. Мы же говорим таким людям: «Вам должно быть достаточно того, чего было достаточно Посланнику (Да благословит его Аллах и приветствует), его сподвижникам и имамам нашей общины на протяжении веков. Если бы в знании времени наступления Часа была польза и благо для человечества, Аллах даровал бы нам это знание, однако Он скрыл это от
людей, значит, так лучше для нас».

Нам следует задуматься над тем, что делали наши предки, и извлечь для себя урок. Некоторые из живших в былые времена стали называть определённое время, в которое, по их мнению, должен был наступить Судный день или произойти одно из событий, указывающих на его приближение. А потом подошли назначенные сроки, но ни Судного дня, ни этих событий так никто и не увидел. Одним из таких людей был ат-Табари (да помилует его Аллах и да простит Он ему). Из некоторых текстов он сделал вывод о том, что конец света наступит через пятьсот лет после начала пророческой миссии Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует) [Ибн Хальдун. Мукаддима]. И вот прошли эти пятьсот лет, и прошла ещё почти тысяча лет, а его предположения так и не оправдались.

Ас-Суюты (да простит его Аллах) в своей книге «Аль-Кяшф - Открытие» пишет, что Судный день наступит через тысячу пятьсот лет после начала пророческой миссии Мухаммада [Лявами' аль-анвар аль-бахиййа]. То есть осталось несколько десятков лет. А ведь мы не видели ещё очень многих признаков его приближения.

Ас-Сухайли собрал отдельные буквы, которые стоят в начале некоторых сур Корана, отбросил повторяющиеся из них и суммировал их особым образом. В результате у него получилось, что до Судного дня осталось несколько сотен лет. [Ибн Хальдун. Мукаддима]. 

Многие люди высказывали различные безосновательные предположения и бездоказательные утверждения о времени наступления Судного дня.

Ас-Суюти в своей книге «аль-Хаауи», 2/249-256, в которой он сказал, что этот мир будет существовать 7000 лет, и что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, был послан в конце шестого тысячилетия. В конце шестого тысячелетия — то есть, во второй половине его. Основываясь на этом, срок, оставшийся для этой уммы – больше, чем тысяча лет, и меньше 1500 лет. Он сказал: «Этот период не может продлиться 1500 лет». То есть, этот период должен быть меньше, чем 1500 лет. Затем он привел хадисы и сообщения, которые он использовал в качестве доказательства этому, некоторые из которых являются израилиятами (рассказы иудеев), которые не могут быть приняты в качестве доказательства, а другая часть из того что он привел — слабые сообщения, и даже постановили некоторые из людей знания, что они являются ложью и вымышленными.

Вот некоторые доводы, указывающие на ложность этого мнения:

Если бы это мнение было верным, то все бы знали, когда наступит Час. Это противоречит тому, о на что ясно и категорично указали аяты Корана и хадисы Пророка, мир ему и благословение Аллаха, а именно – что время наступления Часа не известно никому, кроме Аллаха. Всевышний Аллах сказал: «Люди спрашивают тебя о Часе. Скажи: «Знанием о нем обладает только Аллах». Откуда тебе знать, быть может, Час близок?» (33:63).

Ибн Касир сказал: «Аллах говорит Своему Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, повествуя о том, что у Посланника нет знания о наступлении Часа, и что если люди просят рассказать его об этом, то он должен вернуть этот вопрос к Аллаху». (Тафсир Ибн Касир, 3/527)

Аш-Шанкыти сказал: «Известно, что частица «( امنإ переведенное здесь как «только») несет значение ограничения, и поэтому в аяте имеется ввиду, что о Часе известно только Одному Аллаху». (6/604). И Аллах сказал: «Тебя спрашивают о Часе: «Когда же он настанет?» К чему тебе упоминать об этом? Только твой Господь ведает об этом. Воистину, ты – всего лишь предостерегающий увещеватель для тех, кто опасается этого». (79:42-45)

Ибн Касир сказал: «То есть: знание об этом не дано тебе, и не дано никому из творений, и этот вопрос должен быть возвращен к Аллаху, потому что Он – Единственный, Кто точно знает, когда это произойдет». (Тафсир Ибн Касир 4/736).

Ас-Са’ди сказал: «Так как знание о Часе не дает людям никакой религиозной или мирской пользы , и напротив в их же интересах, чтобы это было скрыто от них, и поэтому знание об этом было скрыто от всех творений, и Аллах оставил это знание Самому Себе. Он сказал: «Только твой Господь ведает об этом». (79:44) см. Тафсир Ас-Саади, 1-910.

И из хадисов, которые указывают на то, что знание о времени наступления Часа пренадлежит только Аллаху, включают известный хадис о Джибриле, в котором сказано, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал Джибрилю, когда он спросил его о Часе: «Тот, кого спрашивают, знает не больше спрашивающего». (Муслим, 8)2. Те сообщения, которые ас-Суюти привел в качестве доказательства, были расценены как слабые учеными, и даже постановили они, что воистину все это является ложью.

Ибн аль-Каййим сказал, упоминая пути, которыми можно распознать, что хадис выдуманный: «Один из этих путей - это если видно, что хадис противоречит ясному смыслу из Корана, такой как хадис, в котором сказано, что мир продлится семь тысяч лет, и что мы сейчас находимся в седьмом тысячелетии. Это — из самой очевидной лжи! Потому что если бы он был
достоверным, то все бы знали, что осталось всего 250 лет до Судного Дня от нашего времени (то есть от времени Ибн аль-Каййима). Но Аллах сказал: «Они спрашивают тебя о Часе: «Когда он наступит?». Скажи: «Воистину, знание об этом принадлежит только моему Господу. Никто, кроме Него, не способен открыть время его наступления. Это знание тяжко для небес и земли. Он настанет внезапно». Они спрашивают тебя, словно тебе известно об этом. Скажи: «Воистину, знание об этом принадлежит одному Аллаху, но большая часть людей не знает этого». (7:187) (Аль-Манар аль-Муниф, 1/80).

Сказал также Ибн Касир: «Не пришло достоверных хадисов от Пророка, в которых он, мир ему и благословение Аллаха, ограничил бы время наступления Часа, и он лишь упомянул некоторые его знамения и признаки»(Ан-Нихая фи’ль-Фитан уа’ль-Маляхим, 1/25). Он также сказал: «Что касается утверждений в книгах израильтян и людей Писания, которые предполагают, что этот мир продлится определенное количество тысячелетий, то многие из ученых сказал, что они ошибаются и заблуждаются, и они достойны этого, и пришло в одном из хадисов: «Этот мир – это одна из недель Будущей жизни..», но его иснад не достоверный. То же самое относится ко всем хадисам, в которых говорится об определенном
времени наступления Дня Суда – ни один из их иснадов не достоверен». (АнНихая фи’ль-Фитан уа’ль-Маляхим, 2-28).

Сказал Ас-Сахауи: «Все, что пришло об описании определеного времени наступления Дня Воскресения – либо не имеет основы вообще, либо его иснад не достоверен». (аль-Макасид аль-Хасана, 444)

То, что упомянул сам Ас-Суюты, указывает на ложность этого слова. Он упоминает, что Махди появится после 1200 года, но 1400 лет прошло, и Махди еще не появился. Он говорит, что люди будут жить еще на протяжении 120 лет после того, как солнце взойдет на западе, затем наступит Судный День. Это означает, что солнце должно было всходить с запада уже более, чем 20 лет! Он говорит, что Даджаль появится через 100 лет, и Иса ибн Марьям придет и убьет его, и он останется после этого править на протяжении 40 лет, но вот мы сейчас живем в последнем веке, по его утверждению, и Дажаль еще не появился и Иса ибн Марьям еще не пришел. Он сказал, что некоторые из больших признаков Судного Дня, такие как приход Даджаля, появление Исы и восход солнца с запада, произойдут более чем за 200 дет до начала Судного Дня!

Все эти вещи указывают на то, что это мнение ложно, и что знание о Часе должно быть возвращено к Аллаху, и как приказал он нам в Своем Слове: «Люди спрашивают тебя о Часе. Скажи: «Знанием о нем обладает только Аллах». Откуда тебе знать, быть может, Час близок?» (33:63).

Всевышний сказал: «Скажи: «Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать безо всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете»». Сура 7 - «Ограды», аят 33.

Вне всякого сомнения, утверждение любого человека о том, что он знает точное время наступления Часа, — это просто утверждение, не подкреплённое знанием.

Вопрос: Мне рассказали, что Судный день наступит в пятницу, 10-го мухаррама, поэтому я спрашиваю: если в Саудовской Аравии пятница, то в США еще четверг, т.е. десятое мухаррама выпадает на разные дни. Как разрешить это противоречие?

Ответ шейха Барака: Хвала Аллаху. Каждый, кто приводит точную дату и время наступления Судного дня, является лжецом. О наступлении дня Воскресения — Часа — говорит Аллах: «Они спрашивают тебя о Часе: «Когда он наступит?» Скажи: «Воистину, знание об этом принадлежит только моему Господу. Никто, кроме Него, не способен открыть время его наступления» (Преграды - 7:187).

Когда наступит день Воскресения, о времени которого известно только Аллаху (нам лишь известно, что это случится в пятницу*), то вся система вселенной, день и ночь, солнце, луна и звезды будут изменены. Мы не знаем, будет ли в то время существовать Америка, которая существует сейчас, поскольку Аллах способен уничтожить любой народ, какой пожелает, перед наступлением дня Воскресения. Аллах над каждой вещью Мощен. *Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пятница – это лучший из дней, в которые когда-либо всходило солнце. В этот день был создан Адам, в этот день его поселили в Раю, в этот день его изгнали из Рая, и Судный День настанет именно в этот день, день джума». (Хадис привёл имам ат-Тирмизи, шейх Альбани назвал его достоверным).

Почему время наступления Судного дня нельзя определить?

Прежде мы уже говорили о том, что никто, кроме Аллаха, не знает, когда наступит Судный день, однако существуют хадисы, в которых, как кажется некоторым людям, говорится о точном времени его наступления. Среди этих хадисов есть недостоверные, на которые не стоит обращать внимания и которые никак нельзя противопоставлять достоверным хадисам с ясным смыслом. Есть среди них и достоверные хадисы, однако в них не содержится прямых указаний на точное время наступления Судного дня.

Среди ложных, недостоверных хадисов, явно противоречащих Корану, как говорит выдающийся учёный Ибн аль-Каййим, — хадис о продолжительности существования этого мира, которая составляет семь тысяч лет, причём мы живём в последнем тысячелетии. Ибн аль-Каййим говорит: «Это явная ложь, потому что, будь это правдой, каждый знал бы, что с наших дней [Имеется в виду — со времени, в которое Ибн аль-Каййим писал эти строки] до Судного дня остался 251 год, а ведь Всевышний Аллах сказал: "Они спрашивают тебя о Часе: «Когда он наступит?» Скажи: «Воистину, знание об этом есть только у моего Господа. Никто, кроме Него, не способен открыть время его наступления. Это знание тяжко для небес и земли. Он настанет внезапно». Они спрашивают тебя, словно тебе известно об этом. Скажи: «Воистину, знание об этом принадлежит одному Аллаху...»". (сура 7 - «Ограды», аят 187)» [Ибн аль-Каййим. Аль-Манар аль-муниф].

В свою очередь могу добавить, что на недостоверность этого хадиса ясно указывает тот факт, что после истечения этого самого «седьмого тысячелетия» прошло уже четыреста лет, а мы не увидели не только Судного дня, но и многих событий, которые предшествуют ему и указывают на его приближение.

Среди достоверных хадисов, которые, однако, не указывают на точное время наступления Судного дня, есть такой хадис. Джабир ибн ‘АбдаЛлах передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) за месяц до своей смерти сказал: «Вы спрашиваете меня о Часе, а ведь знание о нём есть только у Аллаха. И, клянусь Аллахом, через сто лет не останется на земле никого из живущих ныне» [Муслим].

А вот что передаёт ‘АбдаЛлах ибн 'Умар (Да довольствуется им Аллах): «Однажды, уже в конце своей жизни. Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) совершал с нами вечернюю молитву. Завершив её, он сказал: "Поистине, по прошествии ста лет с этой ночи не останется на земле никого из тех, кто живёт на ней сейчас"» [Бухари; Муслим].

Внимательно прочитав эти два хадиса, любой человек понимает, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) вовсе не имел в виду наступление Судного дня. Он лишь хотел сказать, что все, кто жил на земле в то время, когда он говорил эти слова, спустя сто лет уже умрут. Именно так понял его слова Ибн 'Умар, и именно так он объяснил их
значение людям, когда обнаружилось, что все они поняли эти слова поразному. В сборниках ат-Тирмизи и Абу Давуда приведён вышеуказанный хадис, а после него слова самого Ибн 'Умара: «И люди после этих слов Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует) начали говорить, что, мол, осталось около ста лет. Но Посланник Аллаха (Да благословит его
Аллах и приветствует), говоря: "Не останется на земле никого из тех, кто сейчас живёт на ней", имел в виду, что закончится жизнь этого поколения» [Сахих аль-джами' ас-сагир, № 7891]. 

'Аиша передаёт: «К Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует) нередко приходили бедуины и спрашивали его: "Когда наступит Час этот?" Он же смотрел на младшего из них и говорил: "Если этому суждено прожить достаточно долго, то для вас Час наступит, прежде чем он станет дряхлым стариком"» [Бухари; Муслим]. Хишам сказал: «То есть придёт к
ним смерть» [Джами' аль-усуль, № 7892].А Анас ибн Малик (Да довольствуется им Аллах) передаёт, что один человек спросил Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует): «Когда наступит Час?» Посланник Аллаха помолчал немного, затем взглянул на мальчика из племени азд шануа, который сидел перед ним, и сказал: «Если этому мальчику суждено жить долго, то не успеет он состариться, как придёт Час». Анас сказал: «А мальчик этот был тогда моим ровесником» [Муслим].

Говоря это, Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) имел в виду смерть тех, к кому он обращал эти слова. Хишам, один из передатчиков первого хадиса, так истолковал его слова: «Имеется в виду их смерть». Час для каждого человека — это его смерть. Этот ответ Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует) — очень мудрый. С помощью этих
слов он напомнил им о том, что к смерти не необходимо готовиться, ведь она так близка.

Признаки приближения Судного дня и знамения

Аллах сокрыл время наступления Часа от Своих рабов, но при этом Он сообщил им о некоторых признаках его приближения. Признаки эти упоминаются в Коране. Сказал Всевышний: «Неужели они ожидают чего-либо, кроме Часа, который явится к ним внезапно? Ведь уже явились его приметы. Разве они смогут помянуть назидание, когда он явится к ним?» Сура 47 - «Мухаммад», аят 18.

Некоторые учёные назвали эти признаки знамениями. Знамения — это явления, указывающие на что-либо подобно тому, как в пустыне ставят особые указатели, по которым путник находит дорогу, на берегу моря сооружают маяки, указывающие путь кораблям, и близ города помещают табличку с названием этого города, указывающую на то, что он находится недалеко.

Ат-Таййиби говорит: «Знамения — это признаки приближения или наступления Судного дня. К первым относится: появление ад-Даджжаля, пришествие 'Исы, выход я'джуджа и ма'джуджа и провалы, а ко вторым — появление дыма, восход солнца на западе, появление (говорящего) животного и огонь, который погонит людей к месту сбора». [Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 352].

Какую пользу может принести нам знание о грядущих событиях, указывающих на приближение Судного дня?

Кто-то может сказать: «Вы напрасно утомляете себя изучением того, знание чего не приносит большой пользы, и лучше бы вам заняться насущными проблемами мусульман и их делами, вместо того чтобы тратить время на приобретение знаний о том, какие события ждут нас в далёком будущем». Некоторые даже говорят: «Вы бежите от действительности, в которой живёте, в другой мир, в котором вы мечтаете жить или же, напротив, боитесь встретиться с ним. Это бегство от фактов и трудностей». Мы говорим им в ответ: «У нас нет выбора, приобретать знания о грядущих событиях, относящихся к области сокровенного, или нет. Знание о том, что относится к области сокровенного, и вера во всё это — неотъемлемая часть религии, с которой пришёл наш Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует). 

О некоторых из них нам сообщает Коран, о других упоминается в Сунне... И это знали все сподвижники, и они уделяли много времени и внимания этому вопросу. Вера в сокровенное была первым качеством, за которое похвалил Аллах богобоязненных верующих, идущих прямым путём и преуспевших: "Алиф. Лям. Мим. Это Писание, в котором нет сомнения, является руководством для богобоязненных, которые веруют в сокровенное, совершают молитву и расходуют из того, чем Мы их наделили" (сура 2 - "Корова" аяты 1-3).

Это верно, что многие мусульмане стали проявлять излишний интерес к сообщениям, касающимся Сокровенного, которые не находят подтверждения в Коране или Сунне, и увлечение это не обошло стороной и некоторых учёных... Но изучение достоверных текстов есть часть религии, ниспосланной Знающим, Осведомлённым».

Мы можем упрекать тех мусульман, которые сидят сложа руки, ожидая событий, о которых говорил Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует), например тех, кто отказывается от борьбы на пути Аллаха, дожидаясь выхода Махди. Однако эта ошибка нуждается в исправлении, и не следует оставлять без внимания достоверные тексты. Наши праведные предшественники верили в сокровенное, но при этом не оставляли борьбу на пути Аллаха и упорно трудились.

Строжайшего порицания заслуживают люди, которые применяют хадисы о сокровенном не к месту, делают из этих хадисов выводы, которые из них никак не следуют, и своими словами вводят других в заблуждение. К ним относятся все, кто утверждал о том, что он — Махди. Однако это их ошибка, а ошибки нужно исправлять. И их действия не должны подталкивать нас к тому, чтобы мы отвергали достоверные хадисы. Истина есть истина, а ложь есть ложь, и ложь не должна заставлять нас отвергнуть истину. 

Что же касается тех, кто упрекает нас за «трату времени» на изучение достоверных хадисов, то мы обращаем их внимание на то, сколько усилий прикладывают современные учёные для того, чтобы проникнуть в тайны далёкого прошлого и грядущего, тайны космоса, тайны Вселенной. Они тщательно изучают и исследуют всё, что осталось от древних народов и цивилизаций — письмена, вещи, остатки построек... Они прислушиваются к тому, что говорят всякого рода предсказатели и ясновидцы, хотя слова их — явная ложь, не имеющая никакого отношения к действительности. Они создают телескопы и огромные обсерватории. Более того, они запускают искусственные спутники для исследования космоса. И всё это для того, чтобы узнать то, чего они ещё не знают. 

Если человек устроен так, что он всё время стремится узнать то, чего ещё не знает, узнать прошлое и будущее, узнать, что собой представляет окружающий мир, разве получение знаний из самого надёжного источника, который не может лгать, не лучше? Сведения в этой области, которые мы получаем из достоверных хадисов, бесценны, но человечество проявляет излишнее высокомерие, отказываясь принимать правдивое известие, которое является частью Откровения. Отворачиваясь от этих приносящих немалую пользу знаний, люди теряют очень, очень много. К тому же есть люди, которые стараются отвлечь нас от исследований этой области с опорой на тексты, которые есть часть Откровения, тогда как сами они послушно «глотают» всё, что говорят о сокровенном учёные Запада, хотя в их словах и выводах правда смешана с ложью.

А теперь ответим на вопрос о том, какую же пользу приносит нам изучение аятов и хадисов, в которых говорится о событиях, указывающих на приближение Судного дня, а также о том, с чем нам предстоит встретиться в будущем.

1. Вера в то, о чём говорится в этих текстах (если доподлинно известно, что они достоверны), — неотъемлемая часть веры в Аллаха и веры в Его посланников. А иначе как же мы верим в Аллаха и Его Посланника и при этом не верим в то, что сказал Аллах и Его Посланник?! «Это Писание, в котором нет сомнения, — руководство для богобоязненных, которые веруют в сокровенное, совершают молитву и расходуют из того, чем Мы их наделили». Сура 2 - «Корова», аяты 2-3.

2. Когда мы видим, что предсказанное в аятах и хадисах сбывается в точности, наша вера крепнет. Мусульмане во все века видят, как сбываются эти предсказания. Сподвижники видели, как римляне одержали победу над персами и как после этого мусульмане одержали победу над персами и римлянами, а ислам возвысился над всеми религиями. Они видели, как в общине возникли разногласия в год, о котором говорил Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует), и они видели немало других событий, которые случились в точности так, как это было предречено. И так происходит в каждую эпоху: мусульмане видят, как постепенно исполняется пророчество, а это, несомненно, укрепляет их веру. К тому же очень часто исполнившиеся предсказания служат поводом, который используют мусульмане для призыва других людей к исламу.

3. Укрепление веры в Судный день. Судный день с его ужасами относится к области сокровенного, о котором сообщил нам Аллах и Его Посланник, а вера в них — один из столпов веры. То, что предсказания исполняются, подтверждает правдивость сообщений, в которых речь идёт о Судном дне. И это неудивительно — ведь все эти сообщения исходят от Всевышнего Аллаха.

4. Аллах послал Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует), чтобы он указывал людям на то, что является благом, и предостерегал их от того, что является злом. И Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) научил мусульман каждой эпохи правильно реагировать на события, в эту эпоху происходящие. Сообщая о том, что ждёт людей в будущем, он указывал тем, кто будет жить после него, что им делать, когда произойдут эти события, перед лицом которых они могут растеряться.

‘АбдаЛлах ибн 'Амр ибн аль-'Ас передаёт: «Мы были с Посланником Аллаха в путешествии и остановились на привал. Кто-то из нас приводил в порядок свою палатку, другие состязались в стрельбе из лука, а третьи пасли животных.

И вот Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) отправил к нам одного человека, чтобы позвать нас. Мы пришли к Посланнику Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует), и он сказал: "Поистине, каждый пророк, посланный к людям до меня, был обязан указывать своей общине на то, о чём он знал, что это — благо для неё, и предостерегать её от того, о чём он знал, что это — зло для неё. В вашей общине первым её поколениям предопределено благополучие, а на последние обрушатся беды и постигнет их то, что вы станете порицать, и будет смута, и будут постигать их испытания одно за другим. Придёт испытание, и скажет верующий: «Это моя погибель». А потом оно пройдет, и придёт [новое] испытание, и скажет верующий: «Это [моя погибель]». И кто желает отодвинуться от Огня и войти в Рай, пусть застанет его смерть верующим в Аллаха и Последний день. И пусть относится к людям так, как хочет, чтобы они относились к нему. А кто присягнул на верность правителю, протянув ему руку и подчинив ему сердце своё, пусть будет послушен ему, насколько сможет, а если придёт другой и попытается свергнуть его, убейте этого другого"» [Муслим; Насаи; Ибн Маджа; Ахмад; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 241].

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) направлял мусульман, сообщая им о том, что их ждёт, и объясняя, что им делать в определённых ситуациях. Например, он сообщил 'Усману (Да довольствуется им Аллах) о том, что его ждёт Рай после беды, которая его постигнет. Он также сказал, что 'Аммара убьёт группа несправедливых людей, а Абу Зарру приказал не ввязываться в смуту и не сражаться, даже если это будет стоить ему жизни. Здесь стоит вспомнить хадис Хузайфы о том, как он спрашивал Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует) о дурном из боязни столкнуться с ним, в то время как другие сподвижники спрашивали Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует) о благом. 

Также Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) запретил мусульманам брать что-либо из горы золота, которую обнажит Евфрат в конце времён. Ещё он сообщил им о том, что собой представляет Даджжаль и какими способами он будет вводить людей в заблуждение. Есть ещё немало хадисов, в которых Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) учит мусульман, как им действовать в той или иной ситуации в будущем.

5. Может статься, что в будущем мусульмане столкнутся с событиями, которые необходимо будет оценить с точки зрения Шариата. Если предоставить им самим делать заключения и выводы, то между ними могут возникнуть разногласия или же они просто не найдут правильного ответа. В таких случаях разъяснение постановления Шариата просто необходимо, и не будь в Шариате этого разъяснения, это было бы величайшим упущением, однако Закон Аллаха совершенен и в нём не может быть никаких недостатков или изъянов. 

Например, Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) сообщил о том, что Даджжаль пробудет на земле сорок дней: день как год, день как месяц, день как неделя, а остальные дни — обычные, а сподвижники спросили, достаточно ли в эти долгие дни совершать те же обязательные молитвы, что и в обычный день. Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Нет, делите его условно и поступайте в соответствии с этим». А если бы мусульманам не было дано это разъяснение, они бы ограничились обычными пятью молитвами даже в долгие дни. 

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) также известил нас о том, что 'Иса после своего пришествия не будет принимать джизью от иудеев и христиан — только веру. Это разъяснение, данное Пророком (Да благословит его Аллах и приветствует), необходимо, потому что 'Иса будет править по Шариату, а в Шариате джизья принимается от тех, кто платит её, вплоть до пришествия 'Исы — тогда джизья будет отменена и смерть ожидает всякого, кто откажется уверовать, даже если он согласится выплачивать джизью.

6. Стремление узнать будущее свойственно человеку: ему всегда хочется узнать, что же ждёт человечество в будущем, что будет происходить с его общиной или народом и что ждёт его самого. Именно поэтому многие высокопоставленные люди (впрочем, и самые простые тоже) обращаются к предсказателям будущего, ясновидцам и астрологам. А ведь Аллах уже дал нам знание, которого нам вполне достаточно и которое избавляет нас от необходимости обращаться к любым другим источникам. 

Вот что говорит Ибн Хальдун в предисловии к своей книге «Ат-Тарих - История»: «Знай, что одной из особенностей человеческой души является постоянное стремление узнать о том, что ждёт её впереди. Человек желает узнать, как он будет жить, когда умрёт, что хорошего и плохого случится в его жизни. Он также стремится узнать, что будет происходить в мире дальше, сколько ещё просуществует этот мир, сколько ещё просуществуют те или иные государства и когда они придут в упадок и исчезнут... Стремление узнать всё это — врождённое свойство человека. Поэтому многие люди пытаются узнать это путём толкования сновидений. 

Есть ещё предсказатели, к которым, как известно, обращаются и правители, и чернь. В разных городах можно найти людей, которые сделали предсказание будущего своим ремеслом, зная тягу людей к этому. Они стоят на дорогах и в лавках и отвечают на вопросы тех, кто к ним подходит. К ним приходят женщины и дети со всего города, а также многие люди недалёкого ума, чтобы узнать, что ждёт их в будущем. Вопросы их касаются заработка, власти, повседневной жизни, дружбы и вражды и тому подобного. Эти люди гадают на песке, бросают камешки и зерно, смотрят в зеркала или воду. 

Эти порицаемые и отвратительные деяния распространились повсеместно. А ведь Шариат осуждает это и утверждает, что людям не дано знать сокровенное — кроме тех, кому Аллах открывает его во сне, или некоторых вали [Вали (мн. аулийа) — 'приближённый [Аллаха]' — глубоко верующий, богобоязненный и благочестивый человек]. Больше всего внимания уделяют такого рода вещам правители и наместники: их волнует, сколь долгим будет век их государства, сколько продлится их правление. Как следствие, многие учёные люди тоже стали уделять этому внимание. В каждом народе есть гадатели, предсказатели или "святые", которые говорят о том, кто придёт к власти в будущем, о начале новой эры, а также о предстоящих войнах и битвах и о том, сколько ещё продержится государство, сколько в нём будет правителей, каковы их имена и так далее. Это и есть предсказания.

Среди арабов тоже были предсказатели и провидцы, к которым обращались люди по тому же поводу. Они предсказали, какие правители и государство будет у арабов. Так было с Шакком и Сутайхом, который истолковал сон Раби'а ибн Насра, правителя Йемена. Он предсказал, что эфиопы захватят их земли, но потом эти земли вернутся к ним и у арабов будет власть и своё государство. Сутайх истолковал также сон зороастрийского жреца, когда персидский правитель послал к нему 'Абд-альМасиха, чтобы спросить о толковании этого сна — тогда он предсказал, что у арабов будет власть, могущество и своё государство. У берберов тоже были провидцы. Одним из самых известных был Муса ибн Салих из бану Йифран (утверждали также, что он из Гамры). Он оставил немало предсказаний на берберском языке в стихотворной форме. 

Предсказания его большей частью касаются власти и правителей, которые будут у племени Зината в Магрибе. Предсказания эти передаются из уст в уста жителями гор. Они утверждают порой, что он — "святой", а иной раз, что он — провидец. Утверждают даже, что он был пророком, поскольку жил он, согласно их хроникам, задолго до переселения Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) в Медину. А Аллах знает обо всём лучше» [Ибн Хальдун. Мукаддима].

Умар Сулейман аль_Ашкар - Судный День