Важные вопросы и ответы на них по месяцу Рамадан

Продажа продуктов в дневное время рамадана немусульманам и несоблюдающим
الشيخ عبد الله بن صالح العبيلان: حكم بيع الطعام المطبوخ وغير المطبوخ في نهار رمضان
Вопрос: «Каково правовое положение продажи еды немусульманам и несоблюдающим мусульманам в месяц рамадан, при том, что есть вероятность, что они будут это есть во время поста? Хотелось бы, чтобы были освещены подробности. Да воздаст вам Аллах добром».
Отвечает шейх Абдуллах ибн Салих аль-Убайлян, указывая на различие между готовой едой и продуктами питания: «Если подразумевается приготовление еды, готовой для употребления в пищу, то это запрещено, а что касается продажи того, что может быть съедено, то в этом нет проблем».
О чрезмерном внимании к полезным эффектам бытового характера от поста. Шейх Абдульхакк ат-Туркмани
«Сейчас, многие проповедники, призывающие и авторы политико-исламского движения и те, кто проникся их пропагандой, чрезмерствуют в разъяснениях полезных эффектов и плодов поста в области здоровья, душевного состояния и общественной жизни. Перечисляют различные подробности, чрезмерствуя в них, пускаются не похвальным образом в длинные речи, упоминают высказывания врачей и заключения с западных стран о лечении постом и его полезных эффектах.
У этого их призыва был и все еще остается наихудший эффект в том, что касается религиозности и поклонения Великому и Величественному Аллаху, веры и расчета (получить прощение и награду) среди мусульман. Их увлекли плодами и результатами материального характера — предполагаемыми. Они — предполагаемые. И так же они возможны, но не непременны. Отвлекли их от задач и целей чистого поклонения, обязательных, согласно Книге Великого и Величественного Аллаха и сунне пророка, мир ему и благословение Аллаха. Итогом стало то, что эти полезные эффекты и плоды стали целью в умах большинства* мусульман.
И нет сомнений в том, что их особое внимание, уделяемое стороне полезных эффектов, а так же материальных и общественных выгод от поста, и чрезмерность в этом, так что это превозносится в степень наивысшей цели — нет сомнений в том, что это часть их политического, корыстного, материалистического толкования ислама, сущности его ценностей и его целей. Как я об этом уже упоминал.
И не удивительно, что после этого второй волной выходят против нас некоторые атеисты и пишут об отрицательных эффектах и вреде поста. Упоминают так же заключения врачей, и используют это в качестве повода для порочения религии, распространяют это в интернете для охоты на слабых и невежественных мусульман. Этим атеистам нужно сказать, что обобщенные слова о вреде поста несостоятельны, несомненно. Почему? Потому что врачи сошлись на том, что умеренный пост полезен для здоровых и многих больных. Поэтому они лечат больных различными видами поста (воздержания), не желая этим поклонения, и это известно всем общинам (народам)».
Распространение предположений о распознании ночи предопределения. Шейх Салих Синди
Написал шейх Синди: «В эти дни часто передают сообщения, что ночь предопределения/могущества была в такую-то ночь. Не вижу пользы в этом, ведь определение основано на предположении, а не на точном знании. Затем, эти сообщения могут ослабить настрой некоторых людей в оставшиеся ночи».
Шейх Салих Али аш-Шейх: Использование расписаний намазов, составленных на основе расчетов
الشيخ صالح آل الشيخ عن الاعتماد على أوقات الصلوات المأخوذة عن طريق الحساب والتقويم
«Расписание намазов основано на расчете. Определение времен намазов через расчеты разрешено по единогласному мнению обладателей знания. Потому что Великий и Возвышенный Аллах сказал: «Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака», — тем самым предписал совершение намаза с распознанием полдня, но не ограничил в средстве для его распознания.
Говорят об этом ученые в «Правилах фикха»: положения, которые установлены в качестве признаков, регулирующих действие постановлений шариата — «ахкам уад’ия», известные в фикхе, т.е. причина, условие, препятствие и другие — не ограничены в средствах определения их наличия.
Каким способом ни пришло бы знание о наличии такого положения (хукм уад’и) — это положение будет утверждено на основе знания, полученного таким способом. Кроме того, способ познания чего Законодатель указал в качестве исключения. — А это (исключение) — пост (в рамадан). Потому что заключение о наступлении нового месяца по новолунию — это в основе «хукм уад’и», который может быть установлен любым путем: через наблюдение или расчет, или что-то еще.
Однако, поскольку Законодатель определил средство, то именно его и следует использовать. И не разрешено использовать иное. Это средство указано в словах пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Поститесь, увидев его, разговляйтесь, увидев его, а если облачность помешает вам, то дополните счет до тридцати». А все, кроме поста, разрешено определять по расчетам. В том числе времена намазов».
Кровотечение в ротовой полости во время поста
نزيف دم في الفم أثناء الصيام
Вопрос: У меня во рту кровотечение во время поста. Оно проявляется при пробуждении ото сна и при полоскании рта водой во время намазов. Если полоскать рот два или три раза, то количество крови уменьшается, и цвет становится светло-красным и иногда желтым. Как мне глотать слюну, учитывая то, что кровотечение иногда продолжается некоторое время? И каково положение глотания слюны желтого цвета, если у нее нет вкуса крови? Учитывая то, что я обратился к врачу, и он выписал мне лекарство, которое не дало полезного эффекта.
Ответ: Если положение таково, как ты описал, то тебе следует избавляться от крови, которая смешивается со слюной, посредством прополаскивания рта. Тебе следует остерегаться проглатывания чего-либо из этого. А что остается из малого количества следов (крови) желтого цвета в слюне, то нет для тебя в этом проблем, и твой пост действителен, если будет угодно Аллаху.
А успех — от Аллаха. И да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, его семью и сподвижников.
Постоянный комитет по научным исследованиям и фатвам.
Абдульазиз ибн Абдуллах ибн Баз, Абдульазиз Али аш-Шейх, Салих аль-Фаузан, Бакр Абу Зейд.
См. «Фатауа аль-Ляджна ад-даима», 2 комплект, 9/210.
Нарушает ли пост проглатывание крови после лечения зуба?
هل يفطر ابتلاع الدم الخارج من اللثة؟
Писал имам Ибн Кудама аль-Ханбали: «Если его рот стал кровоточить, и он проглотил кровь, то тем самым разговелся, даже если крови было немного. Потому что рот относится к наружности, и основа в том, что разговение наступает из-за всего, что попадает (внутрь) через него, снисходительность действует для слюны из-за невозможности уберечься от нее, а остальное остается на (общей) основе». См. «Аль-Мугни» 3/36.
Из ответа Постоянного комитета по фатвам КСА: «Если в десне есть ранки или пошла из них кровь из-за использования сивака, то не разрешается ее глотать, и он должен выводить ее наружу. И если зашла кровь ему в горло без того, чтобы он сделал этот выбор и имел такую цель, то ничем он за это не обязан».
«Фатауа аль-Ляджна» 10/254.
Остатки воды после полоскания рта во время поста
حكم بقايا الماء المختلطة بالريق بَعْدَ الْمَضْمَضَةِ أثناء الصيام
Говорит группа ханафитских муфтиев под предводительством шейха Низамуддина аль-Бальхы в авторитетной книге «аль-Фатауа аль-хиндия» 1/203: «Если после полоскания рта осталась влага, и он проглотил ее вместе со слюной, то пост не нарушается».
يقول لجنة علماء الحنفية برئاسة الشيخ نظام الدين البلخي الحنفي: «وَلَوْ بَقِيَ بَلَلٌ بَعْدَ الْمَضْمَضَةِ فَابْتَلَعَهُ مع الْبُزَاقِ لم يُفْطِرْهُ».
انظر: «الفتاوي الهندية» 1/203.
Передает большой маликитский ученый Шамсуддин Мухаммад аль-Хаттаб: «Сказал шейх Заррук в «Шарх аль-иршад»: «Проглатывание воды, которой полощут рот, делает обязательным возмещение поста, но это не касается остатков, проглатываемых вместе со слюной, после того как набранная вода была полностью извергнута. — Это не навредит». См. «Мауахиб аль-Джалиль» 3/350.
قال الإمام الخطاب المالكي: «قال الشيخ زروق في شرح الإرشاد: وابتلاع ماء المضمضة يوجب القضاء لا بقاياه مع الريق بعد طرحه بالكلية فإنه لا يضر».
انظر: «مواهب الجليل» 3/350.
Говорит имам ан-Навави аш-Шафии: «Сказал аль-Мутауалли и другие: «Когда постящийся полощет рот, он обязан извергнуть воду. И он не обязан высушивать свой рот тряпкой или чем-то подобным — без разногласий». См. «Аль-Маджму'» 6/327.
Говорит большой шафиитский ученый Сулейман аль-Буджейрами: «И не повредит проглатывание своей слюны вслед за полосканием рта, даже если можно выплюнуть ее, поскольку сложно уберечься от этого». См. «Хашия аль-Буджейрами аля аль-Хатыб» 2/378.
قال الإمام النووي الشافعي: «قَالَ الْمُتَوَلِّي وَغَيْرُهُ : إذَا تَمَضْمَضَ الصَّائِمُ لَزِمَهُ مَجُّ الْمَاءِ , وَلا يَلْزَمُهُ تَنْشِيفُ فَمِهِ بِخِرْقَةٍ وَنَحْوِهَا بِلا خِلافٍ».
انظر: «المجموع» 6/327.
وقال العلامة سليمان البجيرمي الشافعي: «وَلَا يَضُرُّ بَلْعُ رِيقِهِ إثْرَ الْمَضْمَضَةِ وَإِنْ أَمْكَنَ مَجُّهُ لِعُسْرِ التَّحَرُّزِ عَنْهُ».
انظر: «حاشية البجيرمي على الخطيب» 2/378.
Говорит большой ханбалитский ученый Мансур аль-Бухути, объясняя слова имама аль-Хаджауи: ««Или прополоскал рот или нос» во время малого омовения «и вода попала ему в горло без цели на это, или если проглотил то, что осталось от воды после полоскания рта, то это не нарушает пост», поскольку это поступило (в желудок) не намеренно и подобно (случайно проглоченной) мухе». См. «Кашшаф аль-кына» 2/326.
يقول العلامة منصور البهوتي الحنبلي وهو يشرح كلام الإمام موسى الحجاوي الحنبلي: «(أَوْ تَمَضْمَضَ أَوْ اسْتَنْشَقَ) فِي الْوُضُوءِ (فَدَخَلَ الْمَاءُ حَلْقَهُ بِلَا قَصْدٍ أَوْ بَلَعَ مَا بَقِيَ مِنْ أَجْزَاءِ الْمَاءِ بَعْدَ الْمَضْمَضَةِ لَمْ يُفْطِرْ) ؛ لِأَنَّهُ وَاصِلٌ بِغَيْرِ قَصْدٍ أَشْبَهَ الذُّبَابَ».
انظر: «كشاف القناع» 2/321.
Говорит шейх Ибн Усаймин: «Не является обязательным выплевывать (постящемуся) слюну, даже после того как он попил воды перед азаном фаджра. Ведь не известно от сподвижников, да будет доволен ими Аллах, насколько мы знаем, чтобы человек, если попьет перед фаджром, плевался, пока не исчезнет вкус воды. Однако это (остатки воды) из того, отношение к чему снисходительное». См. «Аш-Шарх аль-мумти'» 6/428.
قال الشيخ ابن عثيمين: «لا يجب التفل ولو بعد شرب الماء عند أذان الفجر ، فإنه لم يعهد من الصحابة رضي الله عنهم فيما نعلم أن الإنسان إذا شرب عند طلوع الفجر يتفل حتى يذهب طعم الماء، بل هذا مما يسامح فيه».
انظر: «الشرح الممتع» 6/428.
И некоторые ученые из числа ханафитов и шафиитов говорили, что нужно после того как будет извергнута вода от полоскания рта еще один раз сплюнуть, не увлекаясь сплевыванием больше этого. Пишут авторы Кувейтской энциклопедии фикха: «Те, которые считают, что нужно сплевывать, не требуют от прополоскавшего рот большего, чем сплюнуть один раз после извержения воды». См. «Аль-Маусуа аль-фикхия аль-кувейтия» 28/63.
ويرى بعض علماء الحنفية والشفعية أنه ينبغي أن يبصق مرة واحدة بعد مج الماء لا أكثر. قال مؤلفو الموسوعة الفقهية الكويتية: «والذين يرون البصق بعد المضمضة لا يطالبون المتمضمض بأكثر من أن يبصق مرة واحدة بعد مجِّه للماء».
انظر: «الموسوعة الفقهية الكويتية» 28/63.
Что не нарушает пост согласно мнению имамов ханафитского мазхаба
За основу для этой заметки взята соответствующая глава из книги «Нур аль-идах» (с. 131-132) выдающегося правоведа и муфтия Хасана ибн ‘Аммара аш-Шурунбуляли аль-Ханафи (ум. 1069 г.х.), который жил, преподавал, писал труды и был виднейшим представителем ханафитского мазхаба в ученом мире Египта четырехвековой давности, и на книги которого до сих пор принято опираться в изучении ханафитского фикха.
Из того, что не нарушает пост, согласно классификации шейха аш-Шурунбуляли можно выделить примерно 24 вида.
Первые три из них: (1) если человек поест, (2) попьет, (3) или совершит половой акт по забывчивости.
Поясняет шейх аш-Шурунбуляли: «В соответствии со словами пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Если постящийся поест по забывчивости, то это удел, который даровал ему Аллах». И он не обязан возмещать пост. Этот же смысл распространяется и на половой акт. Если вспомнил о посте во время акта, то орган нужно сразу же извлечь. Если же после того, как вспомнил, он остался в том же положении, то пост испорчен». См. «Маракы аль-фалях», с. 244.
قال العلامة حسن بن عمار الشرنبلالي الحنفي: «لقوله صلى الله عليه وسلم: «إذا أكل الصائم ناسيا فإنما هو رزق ساقه الله إليه» فلا قضاء عليه والجماع في معناهما فإن تذكر نزع من فوره فإن مكث بعده فسد صومه».
انظر: «مراقي الفلاح»، ص. 244.
И если другой человек увидит того, кто ест или пьет по забывчивости в дневное время рамадана, то здесь есть два варианта:
— если по нему видно, что у него достаточно сил для того, чтобы довести пост в этот день до конца без большой сложности, то следует напомнить о посте, и оставлять напоминание порицаемо (макрух);
— если по нему не видно, что у него достаточно сил для того, чтобы довести пост в этот день до конца без большой сложности, то предпочтительнее не напоминать о посте, не отрывая его тем самым от удела, дарованного Аллахом, проявляя сострадание, и предоставляя возможность ощутить милость Ислама.
(4) Если у него произошло семяизвержение по причине взгляда (5) или мыслей. Даже если он долго смотрел или думал. Поскольку это не является половым актом и не подобно ему по смыслу.
(6) Если он умащал волосы, бороду, усы маслами (7) или использовал сурьму для глаз. Даже если ощутил в горле вкус этого вещества.
Дополняет в пояснении шейх аш-Шурунбуляли: «Если закапает в глаза молоко или лекарство с маслами и ощутит вкус этого в горле, то это не нарушает его пост, поскольку не имеет значения то, что проникло через поры». См. «Маракы аль-фалях», с. 245.
قال العلامة الشرنبلالي: «ولو وضع في عينيه لبنا أو دواء مع الدهن فوجد طعمه في حلقه لا يفسد صومه إذ لا عبرة مما يكون من المسام».
انظر: «مراقي الفلاح»، ص. 245.
Также из этого пункта правоведы-ханафиты извлекают то, что не будет порицаемым намеренно вдыхать аромат духов, если это не дым, пыль и тому подобное вещество.
(8) Если сделал кровопускание (хиджаму).
Поясняет шейх аш-Шурунбуляли: «Не нарушает пост, потому что пророк, мир ему и благословение Аллаха, делал хиджаму, когда был в ихраме, и делал хиджаму, когда держал пост… А хадис «разговелся тот, кто провел операцию хиджамы, и тот, кому ее сделали» объясняется как утрата вознаграждения». См. «Маракы аль-фалях», с. 245.
قال العلامة الشرنبلالي: «لم يفسد لأنه صلى الله عليه وسلم احتجم وهو محرم واحتجم وهو صائم » … وحديث: «أفطر الحاجم والمحجوم» مؤول بذهاب الأجر».
انظر: «مراقي الفلاح»، ص. 245.
(9) Если совершил злословие (гыба).
(10) Если вознамерился на разговение, но не совершил разговения.
(11) Если в горло попал дым, (12) обычная или мучная пыль, (13) или муха без того, чтобы человек намеренно стремился к этому. (14) Или попали испарения лекарств, и он почувствовал их вкус, в то время как он помнит, что держит пост.
Поясняет шейх аш-Шурунбуляли: «Поскольку у него нет возможности уберечься от этого, и положение этого становится подобным остаткам воды во рту после полоскания рта при совершении омовения». См. «Маракы аль-фалях», с. 245.
قال العلامة الشرنبلالي: «لعدم قدرته على الامتناع عنه فصار كبلل بقي في فمه بعد المضمضة».
انظر: «مراقي الفلاح»، ص. 245.
(15) Если проснулся после наступления времени поста будучи в состоянии полового осквернения (джанаба). Даже если весь день пробудет в таком состоянии.
(16) Если зальет в свой мочевой канал воду (17) или масло.
(18) Если погрузится в воду, и вода проникнет в ухо.
(19) Если поковыряется какой-либо палочкой в ухе, когда вынет ее, окажется, что на ней есть что-то из ушной серы, но он снова вставит ее в ухо и продолжит ковыряться.
(20) Если из носа будет свисать слизь, а он намеренно втянет ее обратно в нос и проглотит.
Дополняет в пояснении шейх аш-Шурунбуляли: «И если выйдет из рта слюна, а он ее вернет и проглотит. Это если слюна не оторвалась ото рта, а оставалась соединена с ним, будто бы на нити свисая к подбородку — если он ее обратно проглотит, то не прервет пост». См. «Маракы аль-фалях», с. 246.
قال العلامة الشرنبلالي: «ولو خرج ريقه من فمه فأدخله وابتلعه إن كان لم ينقطع من فمه بل متصل كالخيط فتدلى إلى الذقن فاستشربه لم يفطر».
انظر: «مراقي الفلاح»، ص. 246.
(21) Если его постигла рвота и вернулась обратно в желудок без его намеренного участия, даже если успела заполнить всю ротовую полость.
(22) Если он сам вызвал у себя рвоту, и она не заполнила весь рот. Даже если он намеренно вернул ее в желудок.
(23) Если он проглотит то, что осталось между зубами и было размером меньше, чем горошина растения, известного как «нут бараний» или «турецкий горох» (хуммус).
Поясняет шейх аш-Шурунбуляли: «Это касается того, что осталось от сухура (приема пищи перед началом поста). Поскольку его размер меньше горошины хуммуса — поскольку эти остатки пищи следуют за слюной. И от такого размера невозможно уберечься. Сказал Камаль (Ибн аль-Хумам): «… После того, как установлено, что (эти остатки пищи) дошли (до пищевода) препятствием для прерывания поста является то, что нелегко уберечься от этого. Эти остатки пищи перемещаются сами по себе вместе со слюной»». См. «Маракы аль-фалях», с. 247.
قال العلامة الشرنبلالي: «مما بقي من السحور «لأنه دون الحمصة» لأنه تبع لريقه وهذا القدر لا يمكن الاحتراز عنه وقال الكمال: … لأن المانع بالإفطار بعد تحقق الوصول كونه لا يسهل الاحتراز عنه وذلك مما يجري بنفسه مع الريق».
انظر: «مراقي الفلاح»، ص. 247.
(24) Если жевал что-то мелкое, вроде зернышка кунжута, так что оно распалось, и не почувствовался его вкус в горле.
Еще полезно будет добавить из других книг (напр. «ад-Дурр аль-мухтар», с. 146):
(25) Если в задний проход или в женский половой орган вводится сухой предмет (напр. тампон), конец которого остается виден снаружи.
(26) Если попробовать еду на вкус, не пропуская ее дальше ротовой полости. Это порицаемо (макрух), но пост не нарушает.