В Рай не войдет никто, кроме верующих

Самое великое, что утвердил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, своими сияющими словами и красноречивыми наставлениями во время прощального паломничества, – это разъяснение положение имана; разъяснение того, что иман – основа счастья и успеха в том и в этом мирах; что Рай – это обитель наслаждения, счастья, процветания и радости, в который не попадет никто, кроме верующих. Для тех же, кто не являются верующими, Рай запретен, и они не почувствуют даже его запаха, а их обителью станет вечный Ад.
В «Муснаде» Имама Ахмада, да помилует его Аллах, приводится хадис Бишра ибн Сухайма, который сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в дни Ташрик сообщил нам, что в Рай не войдет никто, кроме верующих».
Он отправил некоторых своих сподвижников для разъяснения этого и доведения этого до людей в качестве оправдания перед Аллахом и установления доказательства для рабов. От того же Бишра, да будет доволен им Аллах, в «Муснаде» приводится хадис, в котором говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелел объявить всем сподвижникам в дни Ташрик, что в Рай не войдет никто, кроме верующих. В других версиях приводится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправил Бишра ибн Сухайма, чтобы тот возвестил, что в Рай не войдет никто, кроме верующих. Муслим в своем «Сахихе» приводит от Ка’ба ибн Малика, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил его и Ауса ибн аль-Хадасана в дни Ташрик, чтобы те возвестили людям, что в Рай не войдет никто, кроме верующих.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправил ‘Али, да будет доволен им Аллах, в Мекку с этим объявлением за год до этого. В «Муснаде» приводится хадис от Мухаррара ибн Аби Хурайры, который передал от своего отца Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что тот сказал: «Я был с ‘Али ибн Аби Талибом, которого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, послал в Мекку с объявлением о непричастности, и он спросил у него: «О чем вы возвещали?» ‘Али ответил: «Мы возвещали о том, что в Рай не войдет никто, кроме верующих…», – и до конца хадиса.Абу Хурайра затем сказал: «Я возвещал, пока не сорвал голос», – то есть, пока не охрип.
Также он, да благословит его Аллах и приветствует, не раз отправлял людей с таким объявлением и до этого.
В «Сахихе» Муслима приводится, что в день Хайбара Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Ибн аль-Хаттаб! Иди и возвести людям о том, что никто, кроме верующих, не войдет в Рай». Тот сказал: «Тогда я вышел и объявил, что никто, кроме верующих, не войдет в Рай». Также он сказал Билялю, да будет доволен им Аллах: «Встань и возвести, что в Рай не войдет никто, кроме верующих».
Приводится множество других похожих хадисов на эту тему, и все они – наставление рабам, оправдание перед Аллахом, становление доказательства, разъяснение положения имана в религии и разъяснение того, что дары Аллаха и Его вознаграждение можно достичь только посредством веры. Верующие – обладатели даров Аллаха, Его вознаграждения и Его Рая, а все остальные могут и не надеяться на наслаждение, для них нет пути к успеху, и нет им доли в Последней жизни.
Если доказательство Аллаха утверждено и призыв посланников доведен до человека, и он отказался принять или обвинил посланников во лжи либо возгордился и не повиновался Господу миров, то в Судный День он не встретит ничего, кроме Огня, и как скверно это пристанище?!
Всевышний Аллах сказал: «Воистину, не откроются врата небесные для тех, кто считал ложью Наши знамения и превозносился над ними. Они не войдут в Рай, пока верблюд не пройдет сквозь игольное ушко. Так Мы воздаем грешникам. Их ложа будут из Геенны, а над ними будут покрывала. Так Мы воздаем беззаконникам. Те, которые уверовали и совершали праведные деяния, будут обитателями Рая и пребудут там вечно. Мы не возлагаем на человека сверх его возможностей. Мы исторгнем из их сердец злобу, и под ними будут протекать реки. Они скажут: «Хвала Аллаху, Который привел нас к этому! Мы не последовали бы прямым путем, если бы Аллах не наставил нас. И посланники Господа нашего принесли истину». Им будет возвещено: «Вот Рай, который вы унаследовали за то, что совершали»» (7:40-43).
Рай – это обитель верующих и обитель повиновения Милостивому. Все остальные, вне зависимости от того, безбожники ли они, которые не верят в Аллаха; или неверные, которые считают ложью Аллаха и Его посланников; или язычники, которые поклоняются кому-либо наряду или помимо Него; или лицемеры, которые показывают веру, а скрывают неверие: все они – дрова Геенны и растопка для Ада, в который Аллах их поместит на веки вечные; не придет за ними спаситель, им не дадут умереть и им не облегчат наказание, а, наоборот, увеличат: «Вкушайте же! Мы не прибавим вам ничего, кроме мучений» (78:30). (Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди сказал в толковании этого аята: «Этот аят – самый сильный аят о силе наказания обитателей Огня, да спасет нас Аллах от него».) В то же время верующие будут счастливы в Раю; они будут там наслаждаться его дарами, и для них там уготовано то, чего желает душа и чем наслаждаются взоры. Они там пребудут вечно.
Так высокое положение и место веры становится ясным. Вера – это самое важное требование, самая великая цель и самые благородное, к чему можно стремиться, так как посредством нее человек может обрести счастье этого и того миров, постичь самую лучшую цель и дойти до великого предела, получить Рай и его дары, спастись от Огня и гнева Могучего, заслужить довольство Господа, после которого Он никогда не разгневается на него, насладиться взором на Лик Аллаха не во вред кому-либо и без искушения. Тех плодов, что получат верующие, не перечислить и не ограничить, так как всякое благо является результатом веры, а всякая гибель, всякое разрушение и всякое зло происходит от отсутствия веры или ее недостатка.
Если вера полна, а ее обладатель выполнил свои обязательства и оставил все запретное, то Огонь становится запретным для него, а в Рай он войдет без расчета или наказания. Но если вера была неполна из-за оставленных обязательств или совершенных грехов, то для человека становится запретным вечный Ад, так как множество хадисов от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, говорят о том, что навечно в Аду не останется даже тот, в ком есть хоть частица веры, и в конце концов человек окажется в Раю после того, как в Аду его очистят от грязи его грехов и ослушаний.
Степени и положения людей в Судный День будут зависеть от наличия и отсутствия или недостаточности и совершенности их веры, но наставление и содействие принадлежит Аллаху, и только Он может одарить им кого-либо. «Это Аллах оказал вам милость тем, что при¬вел вас к вере, если вы вообще говорите правду» (49:17). Именно поэтому, когда верующие войдут в Рай и займут свои места, они скажут, признавая милость Аллаха и его дар: «Хвала Аллаху, Который привел нас к этому! Мы не последовали бы прямым путем, если бы Аллах не наставил нас. И посланники Господа нашего принесли истину» (7:43). В этом аяте Аллах, пречист Он, объединил между сообщением о том, что они признают и восхвалят Аллаха за то, что Он дал им такие степени, и упоминанием о причине, по которой они достигли и добились этих даров и этой милости – вера и деяния. Поэтому мы просим Аллаха, чтобы Он одарил нас искренней верой украсил нас украшением имана и сделал нас одними из идущих и ведущих по прямому пути.