В пути (сафаре) дозволено как поститься, так и не поститься

В пути (сафаре) дозволено как поститься, так и не поститься

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

«Поститься в путешествии — кто хочет, постится, кто хочет, разговляется»

Анас ибн Малик говорит: «Мы совершали путешествие вместе с Пророком (ﷺ), и тот, кто постился, не упрекал того, кто не постится, а тот, кто не постился, не упрекал того, кто постится». (аль-Бухари и Муслим).

Но если человеку очень тяжело или даже просто есть тяжесть, то для человека пост будет нежелательный, а иногда запрещён.

Поэтому передано в хадисе Джабира, что Пророк (ﷺ) находился в пути, и он увидел, что столпились люди над каким-то человеком, и он сказал: «Что это такое?» Сказали: «Постится он». И Пророк (ﷺ) сказал: «Не относится к благочестию поститься в пути», а в одной из версий он добавил: «Вы должны использовать [эти] облегчения, которые даёт вам Аллах». (аль-Бухари и Муслим).

А когда нет сложности, тогда у человека есть выбор, поститься или не поститься. А что лучше?

Есть разногласие среди учёных:

Некоторые говорят, что лучше не поститься, потому что есть облегчение (рухса).

Другие говорят, что лучше поститься, потому что человек, тем самым, снимает с себя ответственность, выполняя эту обязанность.

Некоторые говорят, что нет разницы, можно и так и так.

Если человек постится в пути, его пост будет действителен, потому что сподвижник сказал Пророку (ﷺ): «У меня есть силы», и Пророк (ﷺ) разрешил ему поститься в пути (Муслим).

Что касается Пророка (ﷺ), то передано, что во многих путешествиях он нарушал свой пост и разговлялся, как это передано от Ибн 'Аббаса (да будет доволен им и его отцом Всевышний Аллах), что Пророк (ﷺ) отправился в Мекку в месяц Рамадан и он постился, пока они не доехали до Аль-Кадида (место по дороге), и там Пророк (ﷺ) прервал свой пост и также прервали люди (аль-Бухари и Муслим).

От четырёх имамов и массы сподвижников и таби'инов передано, что пост в пути дозволяется, что он будет действителен, а вот что лучше и как, зависит от положения.

Шейх Ибн аль-'Усаймин (да будет доволен им Всевышний Аллах) очень чётко классифицировал эти ситуации:

Первое положение, когда поститься или не поститься — это одинаково для человека, т.е. не составляет сложности поститься. В таком случае есть разногласия.

Мнение шейха Ибн 'Усаймина (да помилует его Всевышний Аллах), что если это обязательный пост, то лучше поститься. Он ссылается на хадис от Абу ад-Дарды, что он говорит: «Мы отправились в путешествие с Посланником Аллаха (ﷺ) во время Рамадана, и это была сильная жара, так что некоторые из нас клали руки себе на головы, потому что было жарко, и не было среди нас постящихся, кроме Посланника Аллаха (ﷺ) и 'Абдуллаха ибн Раваха» (аль-Бухари и Муслим). То есть у Пророка (ﷺ) были силы поститься и он постился.

Второе, почему лучше, — человек быстрее освобождается от ответственности, которая на нём есть, потому что если потом восполнять пост (делать къадъу), это будет откладывание этого поста.

Третье — как правило, человеку в Рамадан поститься легче, чем потом передерживать пост, потому что, когда вся община (умма) постится, человеку морально легче.

Четвёртое — потому что он застаёт это благословенное время.