В любом грехе есть хорошая сторона. Какая?

Давайте признаемся: мы совершаем грехи. Вы совершили и совершаете грехи, я это делал. И это совершенно не повод для хвастовства, это естественная неизбежность, которая, как бы мы того не хотели, настигает нас, потому что мы не совершенны. И обиднее всего, когда мы вроде бы становимся на путь исправления, думаем об Аллахе и совершаем благое, думая о Нем, укрепляем себя духовно и тут опять оступаемся. Совершаем грех, кажется, что весь мир рухнул. Ну как так, я ведь знал, что нельзя этого совершать, – думаете вы про себя. Вы терзаете себя, считаете лицемерным и думаете, что Аллах отдалится от вас.
Может быть так, что вы решили отказаться от совершения какого-то определенного греха, вы отказались от него на долгое время. И вы чувствуете себя на вершине, но потом опять оступились. И вам уже кажется, что все что было сделано было напрасно, надежды в вас нет.
Но! Такое мышление совершенно неверно.
Никогда не испытывайте отчаяние и не теряйте надежды. Вы не застрахованы от греха, человек не может жить, не совершая ошибок, такова его природа. Пока человек жив, он в состоянии изменить ситуацию и взять контроль над своим грехом.
В таком случае следует помнить о следующем:
1. Одним из самых главных препятствий на пути к духовному росту является совершение греха.
2. Грех – ужасен, потому что отдаляет нас от нашего Творца. Он наполняет сердце и душу чернотой, грустью и отчаянием. Посланник Аллаха (мир ему) описал это следующим образом: «Поистине, когда раб (Аллаха) совершает грех, на его сердце появляется черное пятно, и если он перестает грешить, просит прощения и раскаивается, то сердце его очищается (от этого пятна). Если же он снова совершает (грех), то это пятно увеличивается и может окутать (все) сердце, и это окутывание, о котором сказал Всевышний Аллах: «Но нет! Их сердца окутаны тем, что они приобрели» (Тирмизи).
3. Безусловно, жизнь мусульманина заключается в поклонении и в стремлении довольства Всевышнего Аллаха, которое обретается путем отказа от совершения грехов. У любого греха есть благая сторона, так как она способна приблизить к Аллаху, привести к правильным размышлениям, вызвать ненависть по отношению к греху и сделать человека еще более упорным в поклонении. Грех же становится препятствием между нами и Всевышним, наше покаяние – преодолением Его. В Коране сказано: «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он — Прощающий, Милосердный» (39:53).
4. Все люди совершают грехи, мы не может быть безгрешными. Тем не менее, мы можем контролировать себя, работать над своим нафсом, очищать свои мысли и намерения, совершать благое и совершать покаяние. В хадисе говорится: «Все сыны Адама ошибаются, а лучшими из ошибающихся, являются кающиеся» (Тирмизи). Но это не значит, что мы должны потворствовать своим грехам и жить во мраке. Это самая большая несправедливость к нам самим.
5. Аллах сказал в Коране: «Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» (2:222).
Аллах любит тех, кто совершает постоянное покаяние. В хадисе-кудси говорится: «Аллах Всевышний сказал: «О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебе, не обращая внимания на то, какие (грехи) ты (совершил), до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О сын Адама, если совершишь ты столько грехов, что достигнув они туч небесных, а потом попросишь у Меня прошения, то Я прошу тебя! О сын Адама, поистине, если придешь ты ко Мне с (таким количеством) прегрешений (что заполнят они собой) чуть ли не всю землю, но встретишь Меня, не поклоняясь наряду со Мной ничему иному, Я обязательно дарую тебе прощение, которое (покроет собой все эти грехи»» (Тирмизи).
Если вы совершили грех, это не значит, что вы утратили милость Аллаха, это значит, что перед вами открыты двери покаяния и обретения прощения Аллаха. Шайтан хочет, чтобы человек постоянно грешил и терял надежду, но «отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие».
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Каждый потомок Адама ошибается, а лучшими из ошибающихся являются кающиеся».
Из этого хадиса следует, что любой человек может совершить ошибку или грех, ведь такова природа человека. Милостью Аллаха к людям было то, что Он позволил им вернуться к Богу после совершенного греха через покаяние («тауба»). Суть этого действия состоит в том, что человек должен отказаться от совершения этого греха ради Аллаха, то есть страшась Его наказания и желая награды от Него. Кроме того, кающемуся человеку следует выразить сожаление о совершенном грехе и принять твердое решение никогда не возвращаться к нему впредь и постараться исправить положение благими поступками. Таким образом, покаяние – это действие сердца, невидимое снаружи и остающееся только между человеком и Его Господом.
Желающий покаяться не нуждается в посредниках, которым бы он исповедовался вместо Бога, которые могут и тайну исповеди раскрыть другим, и обесчестить тебя перед людьми или использовать твое признание в своих корыстных целях. Покаяние – твое личное дело, касающееся только тебя и Аллаха, именно Его ты просишь о прощении и исправлении. И только Аллах может даровать тебе прощение.
Кроме того, в Исламе нет так называемого «первородного греха» – убеждения, согласно которому все люди несут на себе отпечаток греха, совершенного их прародителями Адамом и Евой. А для очищения от этого греха людям якобы необходимо поверить в крещение Иисуса, ставшее искупительной жертвой за уверовавших в него. Ничего подобного в Исламе нет. Интересно здесь привести слова швейцарского иудея, принявшего Ислам и взявшего себе имя Мухаммад Асад. Он пишет: «Нигде в Коране я не нашел того, что напоминало бы идею о первородном грехе, влияющем на каждого человека. Согласно Корану, «Человек получит только то, к чему он стремился» (53. Ан-наджм: 39). От людей не требуется преподносить какую-то искупительную жертву, да и никто вообще не обязан становиться таким «спасителем», который избавит уверовавших от этого чужого греха».
В покаянии есть много полезных моментов
Во-первых, человек узнает своего Господа, насколько Он Великодушен и Снисходителен. Если бы Аллах пожелал, наказание было бы скорым и незамедлительным, но Всевышний скрыл его грех и не опозорил перед людьми.
Во-вторых, человек узнает сущность своей души, ее качество быть «повелевающей недоброе», ее слабость перед искушениями и склонность к прихотям. Защититься от повторения этой ошибки невозможно без помощи Аллаха, а значит нужно укреплять свою веру и воспитывать свою душу.
В-третьих, покаяние позволяет человеку вернуться к Богу, он начинает больше молиться, просить о помощи и прощении, вспоминает о гневе Аллаха, страшится Его, желает Его довольства и стремится приблизиться к Нему. Покаявшись в содеянном, человек становится особо близким к своему Творцу, а без искреннего раскаяния и стремления вернуться к Аллаху, он не достиг бы такой близости.
В-четвертых, в результате покаяния человек освобождается от греха. Всевышний говорит: «Скажи неверующим, что если они прекратят, то им будет прощено то, что было в прошлом» (8. Аль-анфаль: 38).
В-пятых, искреннее покаяние может заменить грехи человека на благие дела. В Коране Всевышний говорит: «Это не относится к тем, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Их злые деяния Аллах заменит добрыми, ибо Аллах – Прощающий, Милосердный» (25. Аль-фуркан: 70).
В-шестых, человек учится быть снисходительным к ошибкам людей, он понимает их природу и относится к ним так же, как желал бы, чтобы Аллах относился к его ошибкам. Он осознает, что результат соответствует делу, и если будешь относиться к людям со снисхождением, то и Господь проявит к тебе то же самое, и как Всевышний Аллах отвечает на твои грехи и ошибки Своей добротой и милостью, так и человеку стоит быть снисходительным к ошибкам людей.
В-седьмых, человек, учится признавать свои недостатки и многочисленные ошибки, а это в свою очередь побуждает его заниматься своим исправлением и сдерживает от обсуждения недостатков других людей.
Завершение
В завершение этой части хотел бы привести достоверную историю о том, как один человек пришел к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: «О Посланник Аллаха! Не осталось никакого плохого дела, которое я бы не совершил, так есть ли для меня прощение?» На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) его спросил: «А ты свидетельствуешь, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) переспросил его три раза, и каждый раз тот отвечал: «Да». Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Знай же, что второе затмило собой первое!».
В одной из своих версий этот хадис передан следующим образом. Некий человек пришел к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: «О Посланник Аллаха! Что ты скажешь о том, кто совершил все виды грехов, что есть, но он не придавал Аллаху ничего в сотоварищи? Не осталось никакого плохого дела, которое бы он не совершил. Есть ли для него покаяние?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «Принял ли ты Ислам?» Тот ответил: «Что касается меня, то я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Он – один, и у Него нет сотоварища, и свидетельствую, что ты – посланник Аллаха». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О да! Тебе следует совершать благие поступки и оставить дурные, и тогда Аллах, Свят Он и Велик, обратит все твои грехи в благие дела!» Тот человек спросил: «И мои измены, и мои преступления?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да!» Человек воскликнул: «Аллах Превелик!», – и продолжал возвеличивать Аллаха, пока не скрылся из виду.
Таким образом, принятие Ислама стирает все предыдущие грехи человека, и искреннее покаяние также стирает совершённое прегрешение.
По книге Мухаммада Ас-Сухейма “Ислам: его основы и принципы”
Перевод и редакция редколлегии сайта - “Почему Ислам?”