В чем разница между намазами Таравих, Тахаджуд и Кыяму Лейль намазом выстаивания ночи?

В чем разница между намазами Таравих, Тахаджуд и Кыяму Лейль намазом выстаивания ночи?

Салят аль-Таравих классифицирован как часть киям аль-лейл; это не две разные молитвы, как думают многие. Киям аль-лейл во время Рамадана называют Таравих , потому что салафы или ранние поколения Ислама имели обыкновение отдыхать после каждых двух или четырех рака , потому что они выстаивали свои молитвы долго, чтобы максимально использовать этот сезон большой награды. Они стремились заработать награду, упомянутую в хадиce : "Кто бы ни выстаивал молитву ночью в Рамадан с верой и надеждой на награду, все его предыдущие грехи будут прощены." (аль-Бухарии 36).

Ответ Шейха ибн База: Добровольная молитва ночью называется «тахаджуд» (бодрствование) и так же называется «кыяму ллейль» (выстаивание ночи), как сказал Всевышний: «Бодрствуй часть ночи, читая Коран во время дополнительных намазов». Сура «Перенос ночью», аят 79.

И сказал, Свят Он: «О закутавшийся! Простаивай ночь без малого». Сура «Закутавшийся», аяты 1 – 2.

И сказал, Свят Он, в суре «Рассеивающие» о рабах Своих богобоязненных: «Получая то, что даровал им их Господь. До этого они были творящими добро. Они спали лишь малую часть ночи». Аяты 16 – 17.

А что касается названия таравих, то оно используеться учеными для обозначения выстаивания ночи во время Рамадана, совершаемого в начале ночи, не удлиняя молитву и облегчая ее. И можно ее так же назвать тахаджуд и можно кыяму ллейль, нет в этом ничего неправильного. И Аллах дарует успех. «Маджмуа фатауа уа макалят», т. 11. «Фатава аш-Шайх Ибн Бааз» (11/317).

«Тарауих» – множественное число от «таруиха». Так названа дополнительная ночная молитва, совершаемая в ночи месяца Рамадан. Название молитвы «тарауих» произошло от слова «рахатун», что означает «отдыхать, сидеть». Такое название объясняется тем, что праведные предшественники совершали эту молитву так долго, что после каждых двух или четырех рак’атов они усаживались для того, чтобы отдохнуть. См. "Фатхуль-Бари" 4/294, "Раддуль-мухтар" 1/474.

Шейх ‘Убайдуллах аль-Мубаракфури писал: "Знай, что и тарауих, и кыяму Рамадан (выстаивание ночных молитв в Рамадане), и Кыяму-ллейль (ночная молитва), и тахаджуд – это все название одной и той же молитвы. И тахаджуд в Рамадан – это и есть тарауих, поскольку не передается ничего от пророка (мир ему и благословение Аллаха), ни достоверного, ни слабого, чтобы он совершал в Рамадан две молитвы, одна из которых тарауих, а другая тахаджуд. И тахаджуд не в Рамадан – это то, что в Рамадан именуется тарауихом". См. "Мир’атуль-мафатих" 2/224.

Разница между Тахаджудом и Кыям аль-Лейль

Кыям аль-Лейль означает «бодрствование в течении ночи или части ночи, даже если это всего лишь один час, проведенный в молитве, чтении Корана, поминании Аллаха (зикр) или других актах поклонения. Сказано в Маракъи аль-Фаляхи: Кыям — это проведение большей части ночи в поклонении. И сказано: час ночи в чтении Корана и слушании хадиса, или в восхвалении Аллаха (тасбих) или в молитвах за пророка, да благословит его Аллах и да приветствует». Мавсу’а аль-Фикхиййа аль-Кувайтиййа.

Тахаджуд — это сама ночная молитва, и некоторые ученые сказали, что это — ночная молитва, совершенная после сна. Сказал аль-Хаджадж бин Умар аль-Ансари, да будет доволен им Аллах: «Некоторые считают, что когда он помолится до утра, то совершил тахаджуд. Но на самом деле, тахаджуд — это молитва после сна, и еще раз — молитва после сна. Такой была молитва посланника Аллаха». Конец цитаты.

Из вышесказанного становится ясным, что кыям аль-лейль — более общее, чем тахаджуд, потому, что он включает в себя кроме молитвы и другие акты поклонения, а так же молитвы до и после сна. А тахаджуд — это исключительно молитва, и есть два мнения о нем: первое, что это молитва в любую часть ночи, и это мнение большинства ученых фикха; второе, что это молитва после сна. См. «Мавсу’ат аль-Фикхиййа» (2/232).

Она желает совершить молитву тахаджуд, когда наступит последняя часть ночи. Совершать ли ей молитву витр вместе с имамом после молитвы таравих?

Я мусульманка и стараюсь совершать молитву таравих. В большинстве случаев, если я не иду для совершения этой молитвы в мечеть, мой младший брат тоже остается дома. Если же мы совершаем молитву таравих в мечети, то вместе с предводителем молитвы совершаем и молитву витр. Мы обычно просыпаемся посреди ночи для совершения молитвы тахаджуд и чтения Корана. Но после молитвы витр я не могу совершать молитву тахаджуд. Что лучше для меня: совершение молитвы таравих в мечети, чтобы мой брат молился в мечети, или лучше оставаться дома и совершать посреди ночи молитву тахаджуд? За что больше награда?

Хвала Аллаху Господу миров.

Ваше посещение мечети для совершения в ней молитвы таравих коллективно и встречи с сестрами-мусульманками – всё это благо, хвала Аллаху. Ваша помощь брату в совершении подобного блага – это еще одно благо.

Ничто не противоречит этому благу и совершению молитвы тахаджуд в последнюю часть ночи. Вы можете совместить это одним из двух способов.

Первый: Вы можете совершить молитву витр вместе с имамом, а после, если сможете, можете совершить ночную молитву тахаджуд. Совершайте столько двукратных рака‘атов, сколько сможете, и не совершайте вновь молитву витр. Так как в одну ночь двух молитв витр не бывает.

Второй: Вы можете отложить витр на конце ночи. Когда имам в окончании молитвы витр произнесет приветствие, то Вы не делайте этого, а встаньте и добавьте еще один рака‘ат, чтобы перенести молитву витр на конец ночи.

Шейху Ибн Базу, да помилует его Аллах, задали вопрос: Некоторые люди, после того как имам совершит молитву витр и скажет в конце этой молитвы приветствие, встают и совершают еще один рака‘ат, чтобы последней их молитвой ночью была молитва витр. Каково мнение Шариата об этом? Будет ли этот человек считаться тем, кто завершил молитву вместе с имамом?

Он ответил: Хвала Аллаху. Мы не видим ничего плохого в этом. Об этом писали ученые. Нет греха в том, чтобы последней молитвой человека была молитва витр. Он считается человеком, который совершал молитву с имамом, пока тот не закончил её. Потому как молился за ним, пока тот не закончил молитву, и только после добавил один рака‘ат по причине, верной по Шариату, для того, чтобы его последней молитвой была молитва витр. В этом нет ничего плохого. Своим действием он не выходит из круга тех людей, кто считаются помолившимися вместе с имамом. Он совершил молитву за ним, пока тот не закончил её, но не завершил её вместе с ним, а сделал это немного позже (Маджму‘ фатауа Ибн Баз. Т. 11. С. 312).

Шейху Ибн Джибрину, да хранит его Аллах, задали похожий вопрос. Он ответил: «Человеку, совершающему молитву таравих с имамом, предпочтительнее следовать имаму до окончания таравиха и витра, чтобы ему была записана награда за совершение молитвы в течение всей ночи (как это сказано в хадисе – прим. пер.). Так поступали имам Ахмад и другие ученые.

Если молящийся совершит витр вместе с имамом и закончит молитву вместе с ним, то нет необходимости совершать витр в конце ночи. И если он проснётся в конце ночи, то пусть совершит молитву по два рака‘ата столько раз, сколько сможет, и ему не следует совершать витр вновь. В одну ночь не совершаются две молитвы витр. <…>

Некоторые ученые говорили о том, что предпочтительнее во время совершения молитвы витр вместе с имамом добавить один рака‘ат: подняться после приветствия имама, совершить рака‘ат и после сказать заключительное приветствие. А молитву витр совершить в качестве последней ночной молитвы, после тахаджуда. Ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Если кто-нибудь из вас станет опасаться (наступления) утра, то пусть совершит один рака‘ат, что сделает (общее количество совершенных им рака‘атов) этой молитвы нечетным /витр/", а также сказал: „Делайте витр своей последней молитвой ночью"» (Фатауа рамадан. с. 826).

Постоянный Комитет по выдачам фетв постановил, что второй способ является хорошим. См.: Фатауа-ля-ляджнати-д-даима (Т. 7. С. 207).