Узаконено ли совершать земной поклон без всякой причины

Разрешено ли совершение земного поклона для обращения к Аллаху с мольбой?
В этом вопросе мнения ученых разделились. Разногласие вытекает из вопроса: "Дозволено ли совершение земного поклона без узаконенной на то причины?"
К слову, Ибн Теймия (да смилуется над ним Аллах) считал земной поклон одним из видов поминания Аллаха, поэтому и вне молитвы может выполняться как самостоятельное поклонение без причины.1
От него также передается и то, что обращение к Аллаху с мольбой само по себе может служить законной причиной совершения земного поклона.2
Также были и те, кто считал земной поклон самостоятельным поклонением и вне молитвы. Аргументировали они это тем, что все то, что узаконено по какой-либо причине, может совершаться самостоятельно и без установленной причины.3
Однако же большая часть ученых придерживается противоположного мнения, и опровергает предыдущие мнения тем, что земной поклон является особой формой поклонения, совершение которого обусловлено соответствующими причинами, временем и местом, установленными шариатом.
Поэтому утверждать о правомочности совершения земного поклона можно лишь в следующих случаях:
- земные поклоны, совершаемые во время молитвы.
- земные поклоны, совершаемые при ошибке по невнимательности.
- земной поклон, совершаемый при чтении определенных аятов Корана.
- земной поклон, совершаемый как выражение благодарности Аллаху.
- земной поклон, совершаемый при видении знамения.
Именно в этих случаях имеются указания на законность совершения земного поклона. Хотя между учеными существуют споры относительно некоторых из них.
А если же исходить из принципа: «все то, что узаконено по какой-либо причине, может совершаться самостоятельно и без установленной причины», не учитывая ни обстоятельство, ни время, ни место, то законным можно объявить поклонение совершением поясного поклона вне молитвы. А ученые сходятся во мнении, что подобный поступок запретен, ибо является нововведением.4 Также можно объявить законным приближение к Аллаху стоянием на горе 'Арафат, пребыванием в Муздалифе, бросанием камешек в столбы, пробежкой между холмами Сафуа и Маруа, вне обрядах Хаджа или 'Умры, совершаемых в установленное время, с соблюдением всех соответствующих условий.5
Тут также примечательны слова шейха Ибн 'Усаймина (да смилуется над ним Аллах): "Мольба является поклонением. А законность любого поклонения зависит от того, совершается ли оно в соответствии с тем родом, видом, мерой, образом, временем, местом и поводом, которые были установлены шариатом"6
А если же говорить о том, практиковал ли это пророк ﷺ и его сподвижники (да будет доволен ими Аллах)? То обладатели знания утверждают, что нет сообщений о том, чтобы пророк ﷺ или же его сподвижники вне молитвы совершали земной поклон для обращения к Аллаху с мольбой.7
Также этот поступок не соответствует тому, что практиковал сам пророк ﷺ и тем правилам и этикетам обращения к Аллаху с мольбой, которым он ﷺ нас обучил. Так, из многочисленных хадисов достоверно известно, что пророк ﷺ взывая к своему Господу, поднимал свои руки к небу8, и к этому он ﷺ побуждал других.
В итоге, отдельное совершение земного поклона для обращения к Аллаху с мольбой не практиковалось ни пророком ﷺ, ни его сподвижниками (да будет доволен ими Аллах). Также к этому не было его ﷺ устного побуждения.
Однако некоторые могут возразить, и сказать: "Разве пророк ﷺ не говорил: «Ближе всего раб находится к своему Господу тогда, когда он пребывает в земном поклоне, посему помногу возносите мольбу в нем!»9?". А также привести другие хадисы и предания со схожим смыслом.
Ответом на это возражение будет то, что в этих хадисах имеются в виду земные поклоны в молитве, как это явствует из слов ученых.10
В пользу такого понимания свидетельствует хадис, переданный Муслимом (№479): «Поистине, мне было запрещено читать Коран в поясном и земном поклонах. Поэтому, совершая поясной поклон, возвеличивайте в нем Величественного и Могущественного Господа, а в земном поклоне усердствуйте в мольбах, ибо (находясь в подобном положении) вы больше заслуживаете ответа (на ваши мольбы)»
Косвенной аргументацией может служить и то, что выдающие знатоки хадисов как Муслим, Абу Дауд, аль-Хаким, ан-Насаи, Хафиз Ибн Хаджар, аль-Байхаки, аз-Зайля'и, и др. поместили эти предания в главу о молитве.
Также необходимо помнить, что от пророка ﷺ, который произнес слова: «Ближе всего раб находится к своему Господу тогда, когда он пребывает в земном поклоне, посему помногу возносите мольбу в нем!», не передается, чтобы он хоть раз, отдельно совершил земной поклон с целью обратиться к Аллаху с мольбой. А разве он не является образцовым примером, которому нам велено подражать?
И как же тут не вспомнить слова имама Малика (да смилуется над ним Аллах Своей широчайшей милостью), сказанные им человеку, который желал вступить в ихрам не в установленном для этого месте:
"- Не делай этого! Поистине я боюсь, что тогда постигнет тебя искушение.
- Какое искушение может быть [в увеличении благого дела]11, ведь это же всего лишние мили, которые я проделаю (в ихраме)?
И тогда имам Малик сказал: Всевышний Аллах сказал:
﴿ فَلْيَحْذَرِ الَّذِينَ يُخَالِفُونَ عَنْ أَمْرِهِ أَنْ تُصِيبَهُمْ فِتْنَةٌ أَوْ يُصِيبَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ ﴾
«Пусть же остерегаются те, которые преступают его волю, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания» (Коран; сура 24, аят 63)
- А что же это за искушение?
- Что может быть бо́льшим искушением чем то, когда ты считаешь, что можешь совершить нечто благое, которое было упущено пророком ﷺ, и считаешь, что выбранное тобой для себя лучше, нежели то, что выбрал для тебя Аллах и выбрал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?"12
Подытоживая все ранее сказанное:
Приблизиться к Аллаху можно лишь исполнением того, что узаконено, а не измышлением нового поклонения, которого не совершал ни пророк ﷺ, ни его сподвижники. Поэтому пусть желающий взывать к своему Господу в земном поклоне, делает это в молитве, как это было завещано посланником Аллаха ﷺ.
А полное знание об этом лишь у Аллаха!
____________________________________________________
1- Ибн Таймия, Маджму' аль-Фатауа Т.21 С.284, Изд. Маджма' аль-Малик Фахд, Медина, 1416 г.х.
2- Ибн Муфлих, аль-Фуру' Т.1 С.505, Изд. 'Алям аль-Кутуб, 1405 г.х., издание четвертое.
3- аль-Мунауи, Файд аль-Кадир Т.4 С.334, Изд. аль-Мактаба ат-Тиджария аль-Кубра, 1356 г.х.
4- ан-Науауи, аль-Маджму' шарх аль-Мухаззаб Т.4 С.69, Изд. Дар аль-Фикр.
5- 'Изз ад-Дин бин 'Абд ас-Салям, ат-Таргиб 'ан саля ар-рагаиб аль-мауду'а Т.1 С.7-8, Изд. аль-Мактаб аль-Ислями. 1405 г.х., второе издание. Абу Шама, аль-Ба'ис 'аля инкар аль-бида' уа аль-хауадис Т.1 С.58, Изд. ан-Нахда аль-Хадиса, Мекка, второе издание, 1401 г.х. ан-Науауи, аль-Маджму' шарх аль-Мухаззаб Т.4 С.69. Изд. Дар аль-Фикр. Ибн аль-Хадж, аль-Мадхаль Т.4 С.267, Изд. Дар ат-Турас. Ибн 'Усаймин, Нур 'аля ад-Дарб №312a. Фатауа аль-Ляджна ад-Даима №21779.
6- Ибн 'Усаймин, Маджму' аль-Фатауа Т.13 С. 255. Изд. Дар ас-Сурайа, 1413 г.х.
7- Абу Шама, аль-Ба'ис 'аля инкар аль-бида' уа аль-хауадис Т.1 С.58, Изд. ан-Нахда аль-Хадиса, Мекка, второе издание, 1401 г.х.
8- ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах) утверждал, что хадисов о воздевании пророком ﷺ своих рук к небу настолько многочисленны, что их не исчислить. См. аль-Минхадж шарх Сахих Муслим Т.6 С.190. Изд. Ихья ат-Турас, Бейрут, 1392 г.х.
Также ас-Суюти (да смилуется над ним Аллах) указал на то, что от пророка ﷺ передается около ста хадисов, в которых сообщается о том, что он ﷺ возносил руки к небу в своих мольбах. См. Тадриб ар-Рауи, Т.2 С.631, Дар Тыба.
9- Муслим №482.
10- ан-Науауи, аль-Минхадж шарх Сахих Муслим Т.4 С.200, 206, Изд. Ихья ат-Турас, Бейрут, 1392 г.х. Мулля 'Али аль-Кари, Фатх баб аль-'иная Т.1 С.335, Дар аль-Кутуб аль-'Ильмия.
11- В квадратных скобках приводятся слова из другой версии этого придания. См. Ибн Муфлих, Адаб аш-Шар'ия, Т.3 С.189. Изд. ар-Рисаля. Бейрут, 1419 г.х.
12- аль-Хаттаб ар-Ру'айни, Мауахиб аль-Джалиль фи шарх мухтасар Халиль Т.3 С.40. Изд. Дар аль-Фикр, издание второе, 1412 г.х.
В дополнение приведённому можно напомнить о важных словах саляфов и имамов, которое гласит: "Не совершай того поклонения, которое не совершали сподвижники".
Сообщается от Хузайфы (да будет доволен им Аллах), что он сказал: "Любое поклонение, которое не совершали сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), не совершай его!" Абу Шама в "аль-Ба’ис" 21, аш-Шатыби в "аль-И’тисам" 2/132, аль-Альбани в "Асль сыфа ас-саля" 3/944.
Са’ид ибн Джубайр сказал: "То, что не было известно сподвижникам, участвовавшим в битве при Бадре, не из религии". См. "Джами’у баян аль-‘ильм" 1425.
Хафиз Ибн Касир сказал: "Ахлю-Сунна уаль-джама’а касательно любых поступков и слов, которые не установлены от сподвижников, говорят: «Это – нововведение», ибо будь в этом какое-либо благо, то они опередили бы нас в совершении этого! Ведь они не оставили какого-либо благого дела, не устремившись к нему". См. "Тафсир Ибн Касир" 4/278.
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: "Положение поклонения, религии и приближения, переняты от Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха). И никто не может сделать какую-либо вещь поклонением или приближением (к Аллаху), кроме как при наличии шариатского довода!" См. "Маджму’уль-фатауа" 31/35.
Земной поклон без всякой причины
Земной поклон без шариатской причины, то есть, то, что делают сегодня некоторые мусульмане, а это после намаза делают земной поклон и делают в нем дуа это новшество, на которое нет у них довода. Или просто сидит и захотел сделать дуа, и делают суджуд, нет такого в религии.
Имам Абу Шама передал слова многих ученых, которые порицали и запрещали совершение человеком земного поклона без узаконенной шариатом причины, а затем сказал: "То, что совершение земного поклона в намазе является поклонением, не указывает на то, что земной поклон в не намаза будет поклонением!". Источник: "Инкар аль-бида’ уаль-хауадис" 63.
Т.е. земной поклон вне намаза, не имеющий основания в шариате, как саджда шукр или саджда тиляуа, совершаемое при чтении определенных мест в Коране.
Ибн аль-Хадж говорил: "Ученые дозволили совершать земной поклон вне намаза только в двух случаях, среди которых нет третьего: один случай – это суджуд ат-тиляуа и второй – это суджуд аш-шукр". Источник: "аль-Мадхаль" 4/266.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: "То, что делают некоторые люди, совершая отдельный земной поклон после намаза, является нововведением! И о желательности такого не передается от кого-либо из имамов. Поклонения основаны на шариате и следовании, а не на страстях и нововведении! Поистине, Ислам основан на двух основах: Мы не поклоняемся никому, кроме Аллаха, и мы поклоняемся Аллаху только так, как это узаконил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!" Источник: "аль-Фатауа аль-кубра" 2/242.
Разбор вопроса из книги шейха Мухаммада ибн Хизама, в его комментариях к книге «булуг ал маарам». Вопрос 968. Узаконено ли совершать земной поклон без всякой причины.
К тому же. кто делает этот земной поклон после намаза сразу противоречит явно велению пророка саля Ллаху алейхи уа салам.
Ас-Саиб ибн Язид рассказывал: "Однажды я совершал вместе с Му'ауией пятничную молитву в отдельной комнате, и после того, как имам произнес слова таслима, я поднялся и совершил дополнительную молитву на своем прежнем месте, а когда Му’ауия зашел к себе, он послал ко мне человека, чтобы сказать: "Больше не повторяй того, что ты сделал! Совершив пятничную молитву, не начинай сразу после нее другую, пока не поговоришь или не покинешь места. Поистине, так велел нам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказавший, чтобы мы не переходили от одной молитвы к другой, не поговорив или не покинув места совершения молитвы". Муслим 883.
Къайс ибн АбдуЛлах рассказывал со слов человека из числа сподвижников: "Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил молитву аср и один человек встал, чтобы совершить намаз. Когда же Умар ибн аль-Хаттаб его увидел, он сказал ему: «Сядь! Поистине, люди Писания были погублены по той причине, что не делали разделения между своих молитв!» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) же сказал: «Отлично, о сын аль-Хаттаба!»" Ахмад 5/368. Хадис достоверный. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" 2549.
Шейх аль-Альбани сказал: "Текст этого хадиса ясно указывает на запрет совершения Сунны после обязательной молитвы, не произнеся слов или не сменяя место!" См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" 6/105.
А человек который сразу делает земной поклон после намаза обязательного, делает еще хуже, он делает земной поклон и со стороны получается как будто это есть продолжение обязательного намаза, особенно в сомнения могут впасть те мусульмане которые недавно пришли в Ислам и могу недоумевать почему этот человек в земном поклоне находится. А что будет если все после обязательного намаза будут делать земной поклон, что подумает человек который опоздал и увидит что все в земной поклоне? Очевидно, он подумает, что намаз еще не окончен и присоединится к ним!
Земной поклон узаконен в следующих моментах:
1 - земные поклоны, совершаемые во время молитвы.
2 - земные поклоны, совершаемые при ошибке по невнимательности.
3 - земной поклон, совершаемый при чтении определенных аятов Корана.
4 - земной поклон, совершаемый как выражение благодарности Аллаху.
5 - земной поклон, совершаемый при видении знамения.
Именно в этих случаях имеются указания на законность совершения земного поклона. Хотя между учеными существуют споры относительно некоторых из них.
Тут также примечательны слова шейха Ибн 'Усаймина (да смилуется над ним Аллах): "Мольба является поклонением. А законность любого поклонения зависит от того, совершается ли оно в соответствии с тем родом, видом, мерой, образом, временем, местом и поводом, которые были установлены шариатом". [Источник: Ибн 'Усаймин, Маджму' аль-Фатауа Т.13 С. 255. Изд. Дар ас-Сурайа, 1413 г.х.].
А если же говорить о том, практиковал ли это пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) и его сподвижники (да будет доволен ими Аллах)?
То обладатели знания утверждают, что нет сообщений о том, чтобы пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) или же его сподвижники вне молитвы совершали земной поклон для обращения к Аллаху с мольбой. [Источник: Абу Шама, аль-Ба'ис 'аля инкар аль-бида' уа аль-хауадис Т.1 С.58, Изд. ан-Нахда аль-Хадиса, Мекка, второе издание, 1401 г.х.].
Также этот поступок не соответствует тому, что практиковал сам пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) и тем правилам и этикетам обращения к Аллаху с мольбой, которым он (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) нас обучил.
Так, из многочисленных хадисов достоверно известно, что пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) взывая к своему Господу, поднимал свои руки к небe*, и к этому он (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) побуждал других.
*[ан-Науауи утверждал, что хадисов о воздевании пророком (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) своих рук к небу настолько многочисленны, что их не исчислить.
См. аль-Минхадж шарх Сахих Муслим Т.6 С.190. Изд. Ихья ат-Турас, Бейрут, 1392 г.х.
Также ас-Суюти указал на то, что от пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) передается около ста хадисов, в которых сообщается о том, что он (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) возносил руки к небу в своих мольбах. См. Тадриб ар-Рауи, Т.2 С.631, Дар Тыба].
В итоге, отдельное совершение земного поклона для обращения к Аллаху с мольбой не практиковалось ни пророком (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), ни его сподвижниками (да будет доволен ими Аллах). Также к этому не было его (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) устного побуждения.
Подытоживая все ранее сказанное:
Приблизиться к Аллаху можно лишь исполнением того, что узаконено, а не измышлением нового поклонения, которого не совершал ни пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), ни его сподвижники. Поэтому пусть желающий взывать к своему Господу в земном поклоне, делает это в молитве, как это было завещано посланником Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям).
А полное знание об этом лишь у Аллаха!