У счастья, успеха и спасения в мире вечном свои приметы, а у несчастья и скверной участи в мире веч- ном — свои

К признакам счастья и спасения в мире вечном относится понимание обладателем больших знаний того, что эти знания — дар Всевышнего, и дарованы они ему в качестве испытания. И если он будет благодарить за них должным образом и принимать их должным образом, они станут причиной его возвышения в мире вечном: «Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание» (58:11).
Чем больше такой человек делает, тем осторожнее становится. Ему не присущи ни беспечность, ни заносчивость, ни самоуверенность. Он знает, что может оступиться и ошибиться, знает, что может сделать что-то не так. Поэтому он ступает осторожно, как идущий по канату над пропастью.
И чем дольше он живёт, тем острее чувствует, что приближается конец его земной жизни. Он знает, что этот мир для человека не вечная обитель и каждый из нас непременно покинет его однажды. И чем больше имущества становится у него, тем более щедрым он становится и тем больше расходует на пути Всевышнего, потому что любое имущество изначально принадлежит Всевышнему Аллаху и Он даёт его во временное пользование, кому пожелает, испытывая таким образом Своих рабов. Человек, который это понимает, использует каждую возможность заслужить довольство Всевышнего и Его награду, помня о том, что смерть приходит внезапно.
Он не откладывает благие дела на завтра, понимая, что завтра для любого человека на этой земле может не наступить.Чем более влиятельным такой человек становится, тем ближе он к людям, тем больше скромности проявляет в отношениях с ними и тем больше делает для удовлетворения их нужд, помня о том, что самыми любимыми для Аллаха из Его рабов являются те, которые приносят больше пользы остальным.
А к признакам несчастья и скверной доли в мире вечном относится поведение, противоположное упомянутому. Чем больше знаний появляется у такого человека, тем более высокомерным и кичливым он становится. Знания его не приносят пользу другим, общение с ним не приносит людям радости, а в сердце его — пустота и мрак. Чем больше он знает, тем больше превозносится над людьми, относясь к ним со всё возрастающим презрением, и тем больше любуется собой.
Ему начинает казаться, что он один спасётся, а всех остальных ожидает погибель, что у него уже есть пропуск в Рай, тогда как все остальные — на краю огненной пропасти.
Чем дольше этот заносчивый человек живёт, тем более жадным становится. Он собирает блага для себя, но не делится с людьми, его сердце не трогают чужие несчастья и беды и происходящее вокруг не становится для него назиданием.
Чем больше имущества появляется у такого человека, тем более алчным и скупым он становится. И чем более влиятельным он становится, тем чаще проявляет высокомерие и презрение по отношению к людям.
Он ведёт себя так, словно он лучше всех, хотя на самом деле он ничтожество: «Высокомерные гордецы будут собраны в Судный день в виде мелких муравьёв, на которых будут наступать люди».
Всё, что дарует нам Аллах, является испытанием, и кому-то эти дары помогают стать счастливым, а кого-то делают несчастным.
Человек сотворён и помещён в этот мир для испытания — и только. Всевышний сказал: «Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он — Могущественный, Прощающий» (67:2).
Всевышний Аллах испытывает нас не только бедами, но и благами: «Когда Господь испытывает человека, оказывая ему милость и одаряя его благами, тот говорит: “Господь мой почтил меня!” Когда же Он испытывает его, ограничивая его удел, тот говорит: “Господь мой унизил меня!”» (89:15–16).
Он дарует нам великое множество благ, но многих из них мы просто не замечаем. Если бы блага даровались в качестве награды, посланники были бы самыми богатыми людьми, а неверные не имели бы ничего, а все мы видим, что это не так. Однако многие люди обманываются этими милостями, не видят их истинной сути, потому что думают, что блага в этом мире даруются как награда, хотя в действительности они испытание и экзамен.
А когда человек не понимает, что милость от Аллаха пришла к нему в качестве испытания, он не благодарит за неё, и в Судный день он оказывается в убытке и горюет, когда горевать уже не время, и раскаивается, когда раскаиваться уже поздно. Так обманываются и оказываются в убытке большинство людей, хотя многие из них так и не обнаруживают, не ощущают этого в этом мире.
Власть и богатство — испытание. В Коране упоминается о том, что пророк Аллаха Сулейман (Мир ему), когда ему чудесным образом был доставлен трон Билькис, царицы Савской, сказал: «Мой Господь оказал мне эту милость для того, чтобы испытать меня, буду ли я признателен или же буду неблагодарен» (27:40).
Даруемые людям блага делают очевидной сущность благодарных и неблагодарных. Способности и таланты, возможности и блага, дарованные нам Всевышним, — наши сокровища, с которыми мы не расстаёмся. И наш ислам, вера, благочестие, богобоязненность, покаяние, смирение и благие дела, совершаемые на пути Аллаха, — всё это наши сокровища, которые никто не может у нас отнять: «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков; кто несмотря на свою любовь к имуществу, раздавал его родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов; совершал молитву, выплачивал закят, соблюдал договоры после их заключения; проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные» (2:177).
'Аид аль-Карни: Не грусти