Твёрдость в мазхабе обязательна, а фанатичная приверженность непозволительна!

Мы немного поговорили за то, что нужно избегать разногласий и нельзя разделяться на толки. Но кто-то может спросить: «А как же мазхабы? Разве все имамы прямого пути не придерживались одного из мазхабов и не призывали к этому своих последователей?» Так оно и есть, скажем мы, потому что мазхабы не уводят от Корана и Сунны, а помогают понимать их в соответствии с тем, как их понимали сподвижники и их праведные последователи. Таких религиозно-правовых школ могло быть и больше, но Аллаху было угодно, чтобы среди приверженцев Сунны распространились именно эти четыре мазхаба, связанные с именами Абу Ханифы, Малика ибн Анаса, Мухаммада аш-Шафии и Ахмада ибн Ханбаля.
Мазхабы помогают нам организовать поклонение Аллаху и общественные отношения, сделать нормы Шариата понятными и доступными даже для малограмотных среди мусульман. Но даже в этом вопросе есть черта, за которую нельзя заступать, ибо между мазхабами не должно быть соперничества и взаимной вражды. Когда ханафитского имама Фахр аль-Исляма аль-Баздави спросили о фанатичной приверженности мазхабу, он сказал: «Твёрдость в мазхабе обязательна, а фанатичная приверженность непозволительна. Твёрдость означает, что человек поступает согласно своему мазхабу и считает это правильным. А фанатичность — это неуважение и грубость по отношению к тем, кто следует другим мазхабам, и принижение их достоинства. Так поступать нельзя, потому что имамы мусульман искали истину и были на стороне правды».
В то время как муджтахиды и учёные, владеющие необходимыми для иджтихада знаниями, самостоятельно изучают тексты Корана и Сунны и руководствуются методами четырёх имамов и их последователей, для простых мусульман нет ничего лучше, чем обратиться за советом к учёным, которым они могут доверять, как и велит нам Коран: «А если не знаете, то спросите знающих напоминание» (сура 21 «Пророки», аят 7).
Имам Ибн Абидин сказал: «Обязанность простых людей — руководствоваться в их словах и поступках мнениями факихов и их последователей, а не самостоятельно трактовать Коран и Сунну. Простой человек не может выбирать из мнений предшественников, но может выбирать из мнений учёных, проживающих в его время, если они равны в знаниях, правдивости и надёжности. И если неграмотный человек попал в какую-нибудь ситуацию и услышал от учёных своего времени высказывания сподвижников, он не должен руководствоваться ими, пока учёный не разъяснит ему вопрос на основании доказательств» [Укуд дуррийя 2/574-575].
Возможно, мнение выдающегося ханафитского имама не убедит кого-то из читателей. Тогда я приведу мнение шейха Ибн Усеймина, который сказал: «Люди различаются (в своих способностях), и одни могут заниматься иджтихадом, а другие нет. Кто-то может самостоятельно исследовать какие-то вопросы и установить истину, но не может сделать этого в других областях. А есть люди, которые вообще не разбираются в этом. Простые люди должны следовать мазхабу своих улемов. Поэтому, если кто-то скажет нам, что я курю сигареты, потому что в такой-то мусульманской стране это разрешено и я могу выбирать, мы скажем ему: нет, ты не можешь поступать так, потому что ты обязан делать таклид и ученые твоей страны имеют больше прав, чтобы ты принимал их мнение. Если же ты будешь делать таклид ученым из другой страны, то это приведет к анархии». Далее шейх Ибн Усаймин привёл слова своего учителя шейха ас-Саади: «Простые люди не должны делать таклид улемам из других стран, потому что это приводит к анархии и спорам» [Лика баб аль-мафтух 32/20].
Вот почему мазхабы не разделяют, а объединяют мусульман вокруг наследия наших праведных предшественников. И их не следует путать с разными течениями, которые трактуют Коран и Сунну вопреки тому, как их понимали имамы праведного пути. Всевышний сказал: «Поистине, ты не имеешь никакого отношения к тем, которые внесли раскол в религию и разделились на толки. Рассудит их только Аллах, и потом Он поведает им то, что они совершали» (сура 6 «Скот», аят 159).