Турция, как убежище для переселенцев

С БОСФОРА ВЫДАЧИ НЕТ: ТУРЦИЯ КАК УБЕЖИЩЕ
У каждого переселяющегося на турецкий берег свои мотивы. Но не секрет, что среди переселенцев значительное число представлено лицами, обращающимися к Турции за защитой и покровительством. Наша статья посвящена двум вопросам: обзору местной ситуации с защитой гуманитарных прав беженцев и процедурам получения убежища в Турецкой Республике. //Информация предоставлена при поддержке компании Real East (продажа недвижимости по Турции и помощь в переселении)
Убежище в Турции: виды и типы
Прежде всего, важно знать, что Турция ратифицировала всемирную Конвенцию о статусе беженцев от 1951 года. Это основополагающий международный документ, который регламентирует порядок предоставления убежища в странах-участницах, определяет группы лиц, нуждающихся в гуманитарной защите, их права и меры реагирования на их нужды в государствах, куда они обратились за помощью.
Однако Анкара так и не подписала дополняющий Протокол 1967 года, вследствие чего только иностранцы-граждане стран Европы вправе оставаться в Турции на постоянной основе, имея присвоенный статус беженца. Это значит, что, например, гражданин России как члена Совета Европы и державы, столица которой расположена на европейском континенте, может претендовать на убежище в Турции, а гражданин, допустим, Туркменистана – нет. Другими словами, по общему порядку Турецкая Республика обязуется предоставлять европейцам национальное (т.е. турецкое) политическое убежище у себя дома. В то время как заявителей из неевропейских стран, подающих заявку об убежище в Турции, принимает Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН).
Юридически эта двойственность может означать, что для европейцев Турция представляется и является т.н. «первой безопасной страной», а значит, именно здесь по существу и должно быть рассмотрено обращение заявителя об убежище. Такое правило в Турции распространяется на граждан таких республик бывшего СССР, как Россия, Украина, Молдова, Азербайджан, Грузия и Армения.
Поскольку Турция не признаёт изменения государственной принадлежности Крыма в пользу России, то заявители из Крыма будут считаться украинцами, если при подаче заявления об убежище предоставят украинский паспорт. Если же по каким-то причинам крымчане обратятся с уже российским паспортом, то во избежание коллизий турецкого закона, связанного с определением признаваемой за ними Турцией гражданственности, мы рекомендуем запастись разумным объяснением, куда подевался Ваш украинский паспорт и почему Вы пользуетесь российским.
Республики же бывшей советской Азии (Туркмения, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия) юридически не являются странами-участницами Совета Европы. Соответственно, нахождение заявителей оттуда на территории Турции с точки зрения международного публичного права рассматривается как «временное пребывание во второй безопасной стране». В такой конструкции первой страной является небезопасная для заявителя страна происхождения или исхода, второй – Турция, третьей – то финальное государство, куда определит заявителя УВКБ ООН (где ему будет присвоен статус беженца).
Такие иностранцы находятся в Турции ровно столько, сколько потребуется для принятия по ним решения УВКБ ООН. Всё это время, всегда ограниченное, согласно турецкому закону они считаются «персонами, находящимися под вторичной международной защитой» и пользуются терминальным видом на жительство с пометкой «лицо, ходатайствующее о предоставлении убежища». Тут крайне важно не допустить ошибку многих переселенцев из Центральной Азии, которые полагают, что их общение должно ограничиваться только УВКБ ООН. Существует алгоритм действий, и важно правильно соблюдать их очередность:
- Вначале заявитель, пребывающий в Турцию из неевропейских стран, обязан обратиться к турецким властям с ходатайством о предоставлении убежища. Это не только открывает ему доступ к процедурам предоставления национального убежища в самой Турции, но и легализует заявителя здесь. Обратившийся к турецким властям заявитель с той поры начинает легально находиться в Турции до рассмотрения его дела по существу, и уже не подлежит депортации. Разумеется, все вменённые турецкими властями процедуры текущего контроля заявитель обязан соблюдать неукоснительно. Речь идёт о своевременном продлении терминального вида на жительство, дактилоскопических отметках в полиции (если потребуется), перемещении в город, определённый турецкой стороной для ожидания ответа от УВКБ ООН. Несоблюдение данных правил обязательно обернётся проблемами с турецкой полицией и миграционными службами; не исключено попадание в фильтрационный центр или выдворение за пределы страны, не дожидаясь решения УВКБ ООН.
- Однако, подстраховавшись таким образом, следующим шагом Вы должны обратиться непосредственно в УВКБ ООН с ходатайством, в котором указываете, что Вами соблюдены процедуры легализации в Турции и изложены мотивы, на основании которых просите Организацию Объединённых Наций о предоставлении убежища. При этом ходатайство может быть подано на любом из рабочих языков ООН, и к радости заявителей из азиатских республик СНГ, к таковым относится и русский. Главный офис Управления расположен в Анкаре по адресу: Sancak mahallesi, 12 Cadde, 212 Sokak, № 3. Областные офисы и Отделы по делам иностранцев УВКБ ООН имеются в Стамбуле, Ване и некоторых других городах Турции.
Если лицо подпадает под критерии Мандата УВКБ ООН, то дальше уже эта всемирная организация предпринимает необходимые меры по отправке соискателя в страну убежища. Но весь период нахождения в Турции такому кандидату следует помнить о том, что турецкая полиция рассматривает себя как конечное решающее звено в определении правового статуса соискателя на своей земле. Другими словами, кандидат, даже получивший предписание УВКБ ООН дожидаться окончания рассмотрения своего случая в Турции, если в отношении него у местных полицейских или спецслужб имеются подозрения в угрозе национальной безопасности Турецкой Республики, может быть арестован и выдворен за её пределы. В таком случае, соискателю предстоит проходить повторные процедуры легализации в другом государстве. Согласно Конвенции 1951 года, беженцем является лицо, которое: - Находится вне страны своей гражданской принадлежности.
- Обоснованно опасается стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, национальности, принадлежности к той или иной социальной группе или политических убеждений.
- Не может пользоваться защитой своей страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие опасений. При этом не играет роли, оказался ли заявитель в Турции на законных основаниях или нелегально. Поиск убежища является причиной, аннулирующей издержки незаконного проникновения в страну. Главное тут – податься в тот областной Отдел по делам иностранцев, который расположен в регионе Вашего фактического въезда, и сделать это как можно скорее, в идеале – незамедлительно. Чем больше срок нелегального нахождения в Турции заявителя до подачи прошения об убежище, тем больше недоверия будет вызывать его фигура, прежде всего, у турецкой полиции.
Убежище в Турции: процедуры и общее регулирование
Ещё раз обозначим, что выходцы из европейских стран не обслуживаются УВКБ ООН на территории Турции, поэтому им даже не стоит тратить время на визиты в это Управление.
Но и для них, и для «клиентов» УВКБ ООН действуют одинаковые процедуры начальной постановки на учёт в качестве соискателей беженского статуса. Так, власти Турции (ранее это была полиция, а с зимы-весны 2014 года – специальное вновь созданное Миграционное управление по делам иностранцев), принимая Ваше ходатайство, назначают Вам первичное регистрационное интервью. По его результатам заполняется «Прошение о предоставлении убежища и регистрационная форма». Тем не менее, наш совет – не надеяться на ассистентов из числа местных чиновников. Лучше приходить изначально с подготовленным на родном языке (и переведённом на турецкий) прошением, в котором Вы в рукописной форме своим почерком изложили общие причины, побудившие Вас покинуть страну гражданской принадлежности. Заявление не должно быть детальным и информационно перегруженным. – Благо все нюансы Вам ещё представится возможность изложить в главном, более обстоятельном интервью в будущем.
К заявлениям на родном и турецком языках приобщаются:
- Копии паспортов заявителя и – если имеются – членов его семьи (несовершеннолетние дети следуют юридическому статусу родителей и в качестве самостоятельных заявителей не фигурируют; заявителем может выступать любой супруг / родитель). Необходимо приложить копии страницы с идентифицирующей заявителя информацией, а равно копию страницы с отметкой о дате последнего въезда в Турцию. Оригиналы паспортов предоставляются для сверки офицеру Миграционной службы и возвращаются обратно в случае добровольного обращения об убежище (при обращении арестованного лица, находящегося в фильтрационном лагере, паспорт может быть временно изъят).
- Четыре две фотографии 3x4 от каждого заявителя и члена его семьи, наследующего его юридический статус (refakat).
- Если имеется ранее выданная виза ВМЖ (ikamet), то уместно предоставить и её оригинал.
После этого сотрудники Миграционной службы формируют Ваше досье, снимают у всех взрослых заявителей семьи отпечатки пальцев через электронный дактилограф, делают Ваши фотоснимки и уточняют биометрические данные (цвет глаз, волос, рост, вес). Рекомендуем запросить у них номер дела и запомнить его. Если у Вас наличествуют относящиеся к делу документы, их тоже можно предоставить при постановке на учёт. Но важно помнить, что сама по себе процедура принятия заявления соискателя сугубо рутинная и не связана с установлением фактов Вашего преследования в другой стране. На первом интервью устанавливается только Ваша личность и события, побудившие покинуть страну исхода. При этом с самого начала мы категорически не рекомендуем указывать такие причины, как безработица, низкий экономический уровень развития страны, международное давление на неё или некачественное здравоохранение. Такие резоны практически гарантированно будут отметены при рассмотрении Вашего дела по существу, и в убежище будет отказано.
Поэтому продуктивнее будет представить все относящиеся к сути дела документы во время генерального интервью с офицером Миграционной службы или сразу после него. На практике между постановкой на учёт и назначение генерального интервью проходит не менее полугода, и весь этот период заявитель, которому присваивается промежуточный статус «соискателя убежища», находится в Турции на законных основаниях. Через 15 суток после принятия заявления в работу ему выдаётся удостоверение личности с предписанием не покидать города, в котором было подано заявление. С этим документом каждую неделю-две (зависит от решения конкретного территориального органа Миграционной службы и его загруженности) соискатель обязан являться в данную службу и оставлять отпечаток пальца (дактилоскопический контроль). Так контролирующие службы удостоверяются в нахождении соискателя на подведомственной территории и убеждаются в продолжении его воли претендовать на убежище.
В это время никому из заявителей без разрешения со стороны Миграционной службы покидать подведомственную территорию не разрешается. Для получения разрешения достаточно поданного лично письменного прошения на турецком языке, в котором в произвольной форме изложены причины и сроки Вашего отъезда в другой город. Рассмотрение подобного заявления может занять до 3-5 суток, что тоже следует принять во внимание. В случае положительной резолюции на Ваше обращение, Вы можете беспрепятственно покидать подведомственную территорию на одобренный срок. В противном случае, при проверке документов полицией другого города, Вас могут задержать и поместить в фильтрационный центр. А при неоднократном нарушении порядка нахождения и перемещения соискателей (под неоднократностью понимается два и более раз) – даже лишить права на убежище. Посему рисковать не стоит.
Покидать пределы Турции соискателю убежища нельзя, кроме как отозвав заявление об убежище. При таком раскладе – и если на тот момент у соискателя истекла ранее выданная виза ВНЖ – органы власти Турции по своему усмотрению предписывают в 15-ти или 30-тидневный срок бывшему соискателю самостоятельно выехать из Турции под угрозой принудительного выдворения при нарушении заданных сроков. Поскольку турецкое государство ревностно относится к вопросам убежища, отказ от возможности его получения влечёт помещение в эмиграционный карантин. Это значит, что, покидая Турцию, Вам может быть воспрещён повторный въезд в неё на 5, 10 лет или пожизненно. Предугадать точную санкцию не возможно, т.к. она избирается органами исполнительной власти или погранслужбой волюнтаристски.
Если же соискатель не выказывает намерений аннулировать своё досье, то через несколько месяцев его вызовут на генеральное интервью, уведомив о дате по телефону или на одной из явок для дактилоскопического контроля. На практике допускается прохождение интервью на родном языке, если соискатель не владеет турецким; в таком случае ему может ассистировать переводчик. Турецкие органы власти не требуют обязательно лицензированного переводчика, сойти может любой ассистент, на должном уровне владеющий обоими языками. При невозможности самостоятельно обеспечить переводчика услуги такого рода будут предоставлены самой Миграционной службой, однако, по нашей практике, качество казённых толмачей оставляет желать много лучшего. Кроме ассистента-переводчика Вас может сопровождать адвокат (как представляющий интересы в Турции, так и назначенный от какой-либо международной правозащитной ассоциации). Присутствие друзей, журналистов или наблюдателей от правозащитных фондов обычно не допускается.
В случае первичной неявки на интервью, может быть переназначена повторная дата. Если же соискатель не явился повторно, то предусмотрено два варианта:
- Для азулянтов из европейских стран итог наиболее печален: им будет отказано в праве на убежище, досье аннулировано и начата процедура поиска для депортации из страны. При попадании под полицейский досмотр такой «уклонист» автоматически пополнит собой чисто сидельцев фильтрационного центра с последующей высылкой из Турции и миграционным карантином.
- Азулянтам из неевропейских стран сравнительно легче. Их присутствие на генеральном интервью не считается критически необходимым, и в случае неявки комиссия в порядке заочного производства ознакомится с их кейсом, сформированным при регистрационном интервью. Несомненно, явись Вы на главное интервью, Вы могли бы представить необходимые документы и полнее изложить свою ситуацию. Поэтому таким шансом пренебрегать не стоит, имея риски получить отказ в удовлетворении ходатайства об убежище.
На интервью Вы должны быть готовы к тому, что с Вами будут общаться не психологи, сопереживающие Вашей проблеме, но офицеры государственной комиссии. Отсюда следует настраиваться на то, что формат общения будет больше напоминать допрос следователя, скепсис и попытка подловить Вас на подтасовке фактов вполне объяснима: примерно только 1% из всех заявителей имеет реальные, подтверждённые и не выдуманные причины опасаться за свою жизнь в стране гражданской принадлежности.
Тем не менее, перед интервьюерами не стоит задачи создать дополнительные психологические стеснения для Вас. Так, например, Вы можете потребовать офицера своего же пола для прохождения интервью, и это требование будет удовлетворено. Физического контакта между офицером, проводящим интервью, и заявителем не случается, но турецкая Миграционная служба всё-таки учитывает культурные и религиозные моменты, способные доставить Вам дискомфорт в вербальном контакте. Если у Вас возникают сложности в понимании переводчика, об этом следует уведомить офицера. С его стороны будет либо детализирован вопрос до полного устранения неясностей, либо произведён поиск нового переводчика.
После продления временного удостоверения личности, Вам будет предоставлен временный вид на жительство как лицу, находящемуся под вторичной международной защитой. Данный документ не позволяет покидать пределы страны, выступать заявителем на визы третьих стран и официально трудоустраиваться, но позволяет открывать счета в банках, поступать в университеты, оформлять страховку, заключать договоры с социальными службами.
После того, как Ваше ходатайство о признании беженцем будет рассмотрено Министерством внутренних дел Турецкой Республики, Вы получите решение в письменной форме, которое может быть обжаловано в указанный в самом же заявлении срок. Его содержание должно быть разъяснено на понятном Вам языке при помощи казенного переводчика.
В случае положительной резолюции – когда Вас признают беженцем – Ваш вид на жительство будет продлен, но вместе с тем Вас обяжут переселиться в другую область страны. Часто органы власти сами предлагают человеку на выбор 2-3 города, но конечное решение о перемещение принимает Анкара в директивном порядке. Сама столица, а равно города Стамбул, Измир и Анкара уже перенасыщены людьми, поэтому по общему правилу туда беженцев не переселяют. Тем не менее, если у беженца имеются родственники, которые также признаны беженцами в Турции или ходатайствуют о предоставлении убежища, то об этом надо обязательно рассказать на интервью. В таком случае возрастают шансы, что Вас определят в область, где проживают Ваши близкие. Другой вариант самостоятельно выбрать место поселения – поступить на очное отделение в университет интересующего Вас города. Специальность и образовательная ступень роли не играют – государство обязуется реализовать право беженца или азулянта на получение высшего образования.
В таком случае местное управление Миграционной службы обязуется согласовать перевод с Анкарой, после чего в течение 15 дней с момента получения ответа уведомит Вас о переводе в письменном виде. Ваше досье беженца будет автоматически перенаправлено по месту назначения, куда в течение 15 дней (если не указано иное) Вы должны успеть прибыть и встать на учёт. Напомним, что не вставание на миграционный учёт по новому адресу, а равно троекратный пропуск дат контрольной дактилоскопии влечёт прекращение статуса беженца и чревато объявлением лица в административный розыск. При этом исчисление сроков ведётся в календарных днях, не рабочих.
Если же Турецкая Республика откажет в убежище, то в порядке апелляционного обжалования в административный суд Вы или Ваши адвокаты можете представить новые документы, подтверждающие серьёзность угроз для Вас в случае возвращения в страну гражданской принадлежности. Весь период апелляционного рассмотрения Вы можете находиться на территории Турции легально, но не покидать её и исполнять обязанность по текущему контролю Вашего на ней нахождения. Если же в отношении Вашего ходатайства вынесено окончательное отказное решение, тогда Ваше дело будет пересмотрено на условиях, общих для всех иностранцев. В случае установления реальной угрозы для Вас при возвращении в страну (вероятность применения пыток, неправомерного уголовного преследования и т.д.), от которой запрошено убежище, Вам могут разрешить продолжить оставаться в Турции. В таком случае вместо убежища будет предоставлен т.н. «статус дополнительной защиты», или «условное беженство», конкретное юридического содержание которого турецкими законодателями пока ещё только определяется.
Следует также сказать, что Турцией предусмотрен институт предоставления ВНЖ по гуманитарным основаниям (insani ikamet izni), который занимает некое промежуточное положение между убежищем как таковым и обычной визой резидента. Обычно «инсани икамет изни» выдаётся мэрией турецких городов представителям тех народностей, факт гуманитарной катастрофы Анкара признаёт. К таковым относились в разное время народности Кавказа, турки-месхетинцы, уйгуры, сирийцы. Сейчас, ввиду стабилизации ситуации на Северном Кавказе, знаменитые «чеченские икаметы», которые охотно выдавались в 1990-е годы, потеряли актуальность. Однако, по согласованию властей с диаспорами, начинают открываться каналы получения гуманитарных виз для народностей Средней Азии и крымских татар. Также, по новым законам и регламентам Турецкой Республики, гуманитарный ВМЖ может быть предоставлен лицам, которые по каким-либо причинам не могут ни находиться, ни покинуть пределы Турции – до момента улаживания их подвешенной ситуации.
Особенность такого рода икаметов в том, что они выдаются максимум на год, и их продление зависит от изменения политического климата: будут ли в следующем году в международной обстановке сохраняться те же причины, которые побудили Турцию выдать гуманитарную визу ранее. Кроме того, с гуманитарным икаметом крайне затруднительно получить визу в третью страну. В самой Турции держателям гуманитарного икамета, как и обладателям беженского статуса не светит получение бессрочного ПМЖ и гражданства, согласно действующему законодательству.
Раньше Турция не считалась страной, охотно предоставляющей убежище политбеженцам из Европы. По статистике, с 1951 по 2014 гг. только 5 европейцев получили окончательный беженский статус в этой стране. Но с принятием в 2014 года долгожданного Закона об иностранных гражданах и международной защите Турция сделала рывок по направлению к международным стандартам защиты. Так, среди прочего, сформирован специальный Совет по иммиграционной политике, функции приятия решения по беженцам и текущего контроля переданы от полиции вновь созданному гражданскому органу исполнительной власти, уверенно растёт статистика беженских одобрений.
Наконец, если так случится, что Вы получите отказ последней инстанции в удовлетворении ходатайства об убежище, Вам будет предписано покинуть страну в течение 15 дней. Советуем иметь наготове визу какой-либо третьей страны – это позволит Вам уехать из Турции туда. И ни в коем случае не надо, находясь в Турции, пользоваться поддельными документами, поскольку, узнав об этом, турецкое государство лишит Вас возможности добровольного покидания своей территории. Вместо этого Вы будете высланы в страну действительной гражданской принадлежности (подумайте, стоит ли оно того!) либо этапированы в транзитное государство, которое может выслать Вас на родину.
Убежище в Турции: права и обязанности беженца
- Беженец в Турции имеет право на бесплатное медицинское обслуживание, покрытое за счёт государственной казны. Для получения направления в местные медицинские учреждения, необходимо обратиться с письменным изложением просьбы в Отдел по делам иностранцев.
- Беженец вправе регулярно получать от государства пищевые наборы, топливо, наличные денежные суммы для трат на личное усмотрение, а также сезонные комплекты одежды. Для этого надлежит обратиться в Социальный фонд помощи и солидарности, который обычно располагается в муниципалитете или губернаторстве (валилик) с соответствующих заявлением. Кроме него гуманитарно-материальную помощь оказывают турецкое общество Красного полумесяца и множество частных благотворительных фондов и организаций, как общереспубликанского масштаба (типа IHH), так и работающих сугубо в месте Вашего проживания. Отдел по делам иностранцев может предоставить Вам адреса и телефоны таких организаций, некоторые из них способны доставлять гуманитарную помощь даже на дом.
- Беженец вправе (и даже обязан) устроить своих детей школьного возраста (6-14 лет) в начальную школу, согласно закону «Об образовании» №222. Взрослые же беженцы, как уже говорилось ранее, могут претендовать на поступление в турецкие университеты на общих основаниях с другими иностранцами, получать стипендии и гранты от государства, образовательных фондов и университетов.
- Беженцу предоставлено право получать разрешение на работу, как только ему выдадут минимум полугодовой ВМЖ. Согласно закону «О выдаче разрешения на работу для иностранцев» №4817, следует обратиться в Министерство труда с просьбой о получении разрешения на работу. В случае позитивного решения Минтруда, Вы можете легально работать в Турции.
Что касается обязанностей беженца в Турции, то они в основе своей сводятся к следующему:
- Всё время нахождения в Турции, необходимо строго придерживаться её законов. Обратное будет принято во внимание при рассмотрении беженского ходатайства как негативная характеристика.
- Беженец обязан неукоснительно придерживаться порядка контрольной дактилоскопии и росписи в указанные дни в указанном отделении полиции области, куда он определён для проживания.
- На беженце и азулянте лежит обязанность в разумные сроки известить полицию и Отдел по делам иностранцев о любом изменении адреса проживания или преимущественного нахождения. Не уведомление компетентных органов также будет принято ими во внимание при рассмотрении Вашего ходатайства как негативная характеристика.
- Беженец обязан самостоятельно и вовремя предпринимать действия по обращению в соответствующие органы исполнительной власти для продления и актуализации своего вида на жительство.
Надеемся, эти рекомендации помогли Вам составить достаточно полную картину того, как обстоят дела с убежищем в Турции. Партнёры Real East всегда готовы оказать консультационные услуги потенциальным соискателям убежища и профессионально подготовить их кейс.
Руслан Эйвазов