Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его

Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его

Хвала Аллаху Господу миров!

Одним из важнейших деяний сердца, характеризующих силу и чистоту веры, является упование на Аллаха. Благодаря ему человек по-настоящему ощущает себя рабом Творца небес и земли — рабом, не обладающим никакой властью и всецело зависящим от своего Покровителя. Упование украшает верующего, придает ему силу и уверенность, помогает ему связывать свое благополучие не с беспомощными творениями, а с Всемогущим Правителем. Он полагается на Него, верит в Его обещание, надеется на Его милость и поддержку. И тот, чья надежда велика и правдива, никогда не окажется обманутым. Аллах непременно возьмет его под Свое покровительство, облегчит ему путь ко всему благому и защитит его от печали и страха. В 3-м аяте суры «ат-Талак» сказано: «Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его».

Разве может быть иначе, если никакая беда не способна поразить человека без ведома Аллаха? Разве может быть иначе, если любое благо выпадает на долю раба только с Его дозволения? Он оказывает милость и подвергает испытаниям, ниспосылает блага и лишает удела. Он возвышает одних и унижает других, дарует власть одним людям над другими, чтобы подвергнуть их испытанию друг другом. Он — Истинный Царь, и нет у людей иного Защитника и Покровителя. Он любит, когда рабы уповают на Него и взывают к Нему за помощью. Он не обманывает ожидания тех, кто искренен и правдив с Ним, и не лишает Своего покровительства тех, кто посвящает свою жизнь Ему одному.

Но для того чтобы уповать на Аллаха должным образом, нужно пройти путем познания Его. Упование всецело связано с убежденностью в милосердии и мудрости Аллаха, Его могуществе и величии, совершенстве и самодостаточности. Если человек познал безграничное могущество и власть своего Господа, если он уверовал в Его абсолютные качества и не терзается сомнениями, то он не может не полагаться на Него. Поэтому упование — одно из обязательных требований истинной веры. Во 2-м аяте суры «аль-Анфал» сказано: «Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа».

Верующие уповают на своего Господа, и чем сильнее их упование, тем совершеннее их вера. Поэтому если они оказываются в трудной ситуации, то в первую очередь обращаются с мольбой к Всевышнему. Их сердца устремляются к Нему с раскаянием и надеждой, и они не ищут для себя иных покровителей и помощников. Они задумываются над причинами постигшего их несчастья и понимают, что Любящий Создатель позволил ему случиться только для того, чтобы они опомнились и твёрже ухватились за Его вервь. После этого они принимаются за дела, которые помогут им пережить несчастье, преодолеть трудности и исправить положение.

Упование на Аллаха не противоречит совершению поступков, необходимых для обретения блага и спасения от зла. Напротив, вера в поддержку Господа только тогда называется упованием, когда она сопровождается совершением деяний, необходимых для достижения желаемого результата. Если же человек уповает на помощь Аллаха, не совершая необходимых деяний, то его состояние не называется упованием. В арабском языке оно называется не «таваккул», а «тавакул», т.е. самоуспокоение, беспечность. Поэтому в суре «Мухаммад» сказано: «О те, которые уверовали! Если вы поможете Аллаху, то и Он поможет вам и утвердит ваши стопы» (Мухаммад, 7). Это значит, что помощь Аллаха будет оказана тем рабам, которые совершают праведные деяния и помогают Его религии, а не тем, которые надеются на Божью поддержку, не выполняя своих обязанностей.

В другом аяте из суры «ан-Нур» сказано: «Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле» (ан-Нур, 55). Всевышний обещал одарить властью и могуществом на земле тех верующих, которые совершают праведные дела. Если же мусульмане не следуют путем Пророка, не стремятся к знаниям и не украшают себя праведным нравом, если они впадают в искушение и уступают соблазнам, распространяя на земле смуту и беспорядок, то их надежды на процветание и могущество окажутся тщетными и безосновательными.

Надеяться на милость Аллаха может только тот, кто хорошо осведомлен о дороге, ведущей в Рай, обо всех стоянках, препятствиях и опасностях на этом пути и кто продвигается по нему вперед, испрашивая помощь Господа. Уповать на поддержку Аллаха вправе только тот, кто принял меры предосторожности и сделал все возможное для достижения искомой цели. И если после этого Аллаху будет угодно, чтобы он не достиг ее, то он не впадает в отчаяние, поскольку знает, что таково решение Любящего и Милостивого Покровителя. Он надеется на Его награду в Последней жизни, проявляет терпение и твёрдо верит, что вместо упущенного земного удела ему будет уготовано нечто лучшее. Но надеяться на это можно только тогда, когда ты сделал все возможное для достижения благого результата. Если же ты не приложил необходимых усилий и рассчитывал получить поддержку Аллаха, на которую у тебя не было права, то неудача не станет для тебя искуплением. Твои потери не будут возмещены ни в этом мире, ни в будущей жизни, и они не принесут тебе ничего, кроме сожаления и разочарования. Справедливое воздаяние тем, кто не познал своего Господа и избрал неверный путь приближения к Нему!