Толкование Священного Корана шейха ‘Абд ар-Рахмана ас-Са‘ди » Сура 71: Нух (Ной)

Толкование Священного Корана шейха ‘Абд ар-Рахмана ас-Са‘ди » Сура 71: Нух (Ной)

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

1.Мы отправили Нуха (Ноя) к его народу: «Предостереги свой народ прежде, чем их постигнут мучительные страдания».

В этой суре Аллах привел только одно повествование о пророке Нухе, потому что он долгое время проповедовал среди своего народа, непрерывно призывал его поклоняться одному Аллаху и отречься от поклонения ложным божествам. Всевышний сообщил, что Он отправил Нуха к его народу из-за своего сострадания к ним, чтобы предостеречь их от мучительного наказания. Господь повелел ему призвать своих соплеменников опомниться и раскаяться в неверии, из-за которого они будут обречены на вечную погибель и бесконечные страдания. Пророк Нух покорился воле Аллаха и поспешно отправился выполнять свою миссию.

2.Он сказал: «О мой народ! Воистину, я для вас – предостерегающий и разъясняющий увещеватель.

3.Поклоняйтесь Аллаху, бойтесь Его и повинуйтесь мне!

4.Он простит вам ваши грехи и предоставит вам отсрочку до назначенного срока. Воистину, когда срок Аллаха наступает, он уже не откладывается. Если бы вы только знали!»

Его проповеди были ясны и понятны каждому. А причина этого была в том, что он предельно ясно излагал все, к чему призывал и от чего предостерегал и благодаря чему люди могли обрести спасение. Он разъяснял все это самым убедительным образом. Он объяснял своим соплеменникам суть своего послания и возвещал о том, что поклонения достоин только Аллах. Он призывал их отречься от многобожия, его многочисленных проявлений и ведущих к нему путей. Он также поведал им о том, что если они будут страшиться Аллаха, то Господь простит их грехи, спасет от наказания и одарит великим вознаграждением, а также продлит их удовольствие в этом мире до определенного срока в соответствии со своим предопределением. Земное удовольствие не бывает вечным, и смерть непременно постигнет каждого человека, и поэтому Нух говорил: «Воистину, когда срок Аллаха наступает, он уже не откладывается. Если бы только вы знали!» Но его соплеменники не веровали в Аллаха, сопротивлялись истине, не отвечали на призыв своего Господа и не подчинялись Ему. Вот почему Нух посетовал на них Аллаху.

5.Он сказал: «Господи! Я призывал мой народ ночью и днем,

6.но мои проповеди лишь ускорили их бегство.

Они удалялись и отворачивались от истины, и мои наставления не принесли им пользы, поскольку люди извлекают пользу от призыва к прямому пути только тогда, когда они частично или полностью отвечают на него.

7.Каждый раз, когда я призывал их, чтобы Ты простил их, они затыкали пальцами уши и укрывались одеждами. Они упорствовали и надменно превозносились.

Из этих слов становится ясно, что Аллах прощает людей, если они повинуются Его посланникам. Только так они могут обрести подлинное счастье. Однако народ Нуха отверг его и продолжал упрямо придерживаться лжи. Его соплеменники затыкали пальцами уши, чтобы не слышать речей своего пророка, и заворачивались в одежды, показывая тем самым свою отчужденность от истины и ненависть к ней. Они упрямо стояли на своем неверии, выказывали свою неприязнь к истине и высокомерие перед ней. А это лишь порождало в них зло и отдаляло их от добра.

8.Затем я призывал их открыто.

9.Затем я обращался к ним всенародно и говорил с ними наедине.

10.Я говорил: "Просите у вашего Господа прощения, ведь Он – Всепрощающий.

Я увещал их всех вместе, проповедовал истину открыто и вел с ними тайные беседы. Это – свидетельство искреннего, бескорыстного усердия Нуха, стремящегося всеми возможными путями достичь желаемого. Он призывал своих соплеменников не совершать грехи и вымаливать прощение, потому что Господь готов простить каждого, кто покается и будет просить у Него прощения. Нух стремился вдохновить людей на принятие чистой веры, обещая им снисхождение Аллаха, щедрое вознаграждение и избавление от наказания. Он также обещал им блага в ближней жизни и говорил:

11.Он ниспошлет вам с неба обильные дожди,

12.поддержит вас имуществом и детьми, взрастит для вас сады и создаст для вас реки.

Он ниспошлет с неба частые ливни, которые напоят ущелья и низины, оживят города и пробудят людей. Он увеличит ваше богатство, благодаря которому вы обеспечиваете свое существование, и одарит вас многочисленными детьми. Он устроит для вас сады и реки – самые прекрасные и самые желанные из мирских услад.

13.Почему вы не чтите величия Аллаха?

Почему вы не страшитесь Его величия и не почитаете Его должным образом?

14.Он ведь создавал вас по этапам.

Он последовательно изменял ваш облик. Поначалу вы находились в утробе своей матери, затем стали грудными младенцами, детьми, подростками, юношами. Вы продолжаете изменяться до конца своих дней. Аллах один создал вас и правит вами, и только Он заслуживает того, чтобы Ему поклонялись. Напоминая Своим рабам о том, как Он сотворил их в первый раз, Господь еще раз обращает их внимание на воскрешение, ведь Тому, кто создал людей из небытия, по силам и воскресить их после смерти. В качестве еще одного доказательства этого, Аллах напомнил людям о сотворении небес, создать которые труднее, чем человека.

15.Неужели вы не видели, как Аллах создал семь небес одно над другим,

16.сделал луну светлой, а солнце сделал светильником?

В этих аятах подчеркивается, как величественно сотворение солнца и луны и как велика польза, приносимая ими. Все это свидетельствует о милосердии Аллаха и Его безграничной добродетели. А кто велик и милосерден, тот действительно заслуживает того, чтобы Его почитали и любили, чтобы Его боялись и на Него надеялись.

17.Аллах вырастил вас из земли, словно растения.

18.Потом Он вернет вас туда и вновь выведет оттуда.

Аллах взрастил вас из земли, когда создал вашего праотца Адама и вас в его чреслах. Потом вы умрете и будете похоронены, а потом вас воскресят для суда и воздаяния. Только Он властен над жизнью, смертью и воскрешением.

19.Аллах сделал для вас землю ковром,

20.чтобы вы ходили по ней широкими дорогами"».

Аллах подготовил землю к тому, чтобы вы пользовались ее богатствами и ходили по ее широким дорогам. Если бы Господь не распростер землю, то вы бы не могли делать этого. Более того, вы бы не могли заниматься земледелием и сажать деревья, выращивать злаки и строить дома и вообще обитать на ней. Но проповеди и наставления Нуха не облагоразумили его народ и не принесли им пользы, и тогда он пожаловался Аллаху и выразил Ему свое разочарование.

21.Нух (Ной) сказал: «Господи! Они ослушались меня и последовали за тем, чье богатство и чьи дети приносят им только убыток.

Нечестивцы ослушались пророка и наставника, обучавшего их творить добро, и последовали за знатными и родовитыми людьми из своего народа, чьи богатства и дети лишь усугубили их потери и обрекли их на погибель. Если такая участь постигла тех, кто просто встал на их сторону, то что говорить о тех, кто во всем повиновался им.

22.Они замыслили тяжкую хитрость

23.и сказали: "Не отрекайтесь от ваших богов: Вадда, Сувы, Йагуса, Йаука и Насра".

Они замыслили ужасные козни, пытаясь оказать сопротивление истине. Пытаясь помочь своим богам, они призвали людей к слепой приверженности к язычеству, которое они исповедывали сами и которого придерживались их отцы и деды. Их богами были Вадд, Сува, Йагус, Йаук и Наср. Это – имена праведников, которые некогда жили среди народа Нуха. Когда они умерли, сатана обольстил людей и они слепили их статуи, полагая, что, глядя на них, они будут усерднее поклоняться Аллаху. Когда же миновали года и пришло новое поколение, сатана внушил им, что их отцы поклонялись этим праведникам, пытались благодаря им приблизиться к Аллаху, и через них обращались к Нему с мольбами о дожде. Тогда люди стали поклоняться им, а вожди стали завещать своим подчиненным не прекращать поклоняться этим идолам.

24.Они уже ввели в заблуждение многих. Не приумножай же беззаконникам ничего, кроме заблуждения!»

Вожди и старейшины ввели в заблуждение многих людей. Если бы после моих проповедей они склонились к истине, то в них был бы прок, однако они внимают только призывам своих вождей, которые лишь увеличивают их заблуждение. Их возвращение на путь праведности стало невозможным, и поэтому Аллах сообщил, что их постигло наказание как в этом мире, так и после смерти.

25.За свои грехи они были потоплены и ввергнуты в Огонь. Они не нашли себе помощников вместо Аллаха.

Их тела достались морю, а души – испепеляющему огню. Причиной же этого стали их грехи, от которых их предостерегал пророк Нух. Он возвещал им об их зле и скверном исходе, но они отвергали все, что он говорил, пока их не постигла Божья кара. Когда же это случилось, никто не мог отвратить предопределенное Аллахом наказание.

26.Нух (Ной) сказал: «Господи! Не оставь на земле ни одного неверующего жителя!

27.Если ты оставишь их, они введут в заблуждение Твоих рабов и породят только грешных неверующих.

Нух не только проклял своих неверующих соплеменников, но и поведал о причине своих проклятий, которая состояла в том, что их жизнь приносила сплошной вред как им самим, так и другим. Он поступил так, потому что в результате долгого общения со своими соплеменниками прекрасно изучил их нрав и понял, до какой степени дошли их злодеяния. Поэтому Аллах внял его мольбе и потопил их всех, кроме самого Нуха и верующих.

28.Господи! Прости меня и моих родителей и тех, кто вошел в мой дом верующим, а также верующих мужчин и женщин. А беззаконникам не приумножай ничего, кроме погибели!»

Вначале святой пророк помянул своих родителей, дабы подчеркнуть, насколько велики обязанности человека перед ними. Затем он помянул всех верующих в целом, после чего обратил свои проклятия против нечестивцев, уделом которых является погибель, то есть печаль, разорение и смерть.

Моль­ба - Дуа про­рока Ну­ха (мир ему) за ве­ру­ющих и про­тив не­чес­тивцев

رَبِّ اغْفِرْ لِي وَلِوَالِدَيَّ وَلِمَن دَخَلَ بَيْتِيَ مُؤْمِنًا وَلِلْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ وَلَا تَزِدِ الظَّالِمِينَ إِلَّا تَبَارًا

«Гос­по­ди, прос­ти мне, мо­им ро­дите­лям и тем, кто во­шёл в мой дом ве­ру­ющим, а так­же ве­ру­ющим муж­чи­нам и жен­щи­нам. А нес­пра­вед­ли­вым не при­ум­но­жай ни­чего, кро­ме по­гибе­ли!» (су­ра 71 «Нух», а­ят 28).

Каж­дая ко­рани­чес­кая моль­ба — осо­бен­ная. Все они раз­ные, но все важ­ны и пол­ны цен­ных уро­ков. Эта моль­ба из Кни­ги Ал­ла­ха уни­каль­на тем, что объ­еди­нила в се­бе жиз­ненно важ­ные прось­бы, свя­зан­ные с ми­ром этим и ми­ром веч­ным. Дру­гой осо­бен­ностью этой моль­бы яв­ля­ет­ся то, что об­ра­тив­ший­ся с ней к Все­выш­не­му Ал­ла­ху ис­пра­шивал бла­га не толь­ко для се­бя или сво­их близ­ких, но и для всех ве­ру­ющих.

И пер­вый урок, ко­торый мо­жет пре­подать нам эта моль­ба: мы не дол­жны за­бывать об­ра­щать­ся к Гос­по­ду с моль­ба­ми не толь­ко за са­мих се­бя и за лю­дей, ко­торых мы зна­ем и лю­бим, но и за всех на­ших брать­ев и сес­тёр по ве­ре во­об­ще. Да­же за тех, ко­торые жи­вут в дру­гих стра­нах и да­же на дру­гих ма­тери­ках, и да­же за тех, ко­торых мы ни­ког­да не ви­дели и, воз­можно, ни­ког­да не уви­дим. Эта за­меча­тель­ная моль­ба учит нас важ­ной ис­ти­не: мы дол­жны за­ботить­ся не толь­ко о се­бе и о тех, кто нам до­рог и ко­го с на­ми свя­зыва­ют узы родс­тва или друж­бы, но и о тех, с кем нас свя­зыва­ют узы братс­тва по ве­ре. Все эти лю­ди име­ют пра­во на то, что­бы мы лю­били их, де­лали им доб­ро и об­ра­щались к Все­выш­не­му Ал­ла­ху с бла­гими моль­ба­ми за них.

А че­лове­ком, ко­торый воз­звал к Гос­по­ду ми­ров с этой прек­расной моль­бой, был бла­город­ный Бо­жий про­рок Нух (мир ему). И моль­ба эта при­водит­ся в су­ре, ко­торая наз­ва­на как раз в честь это­го муд­ро­го, стой­ко­го и тер­пе­ливо­го про­рока, при­зывав­ше­го свой на­род к ис­ти­не поч­ти ты­сячу лет.

Эта моль­ба, по­доб­но ос­таль­ным ко­рани­чес­ким моль­бам, име­ет свою ис­то­рию. Нух (мир ему) воз­звал к Гос­по­ду ми­ров с эти­ми сло­вами пос­ле то­го, как Гос­подь от­крыл ему, что из его соп­ле­мен­ни­ков не уве­ру­ет боль­ше ник­то, кро­ме тех, кто уже уве­ровал. Ины­ми сло­вами, Все­выш­ний Ал­лах со­об­щил Ну­ху (мир ему) о том, что при­зыв, с ко­торым он столь­ко лет об­ра­щал­ся к сво­им соп­ле­мен­ни­кам, не при­несёт ни­каких пло­дов, кро­ме тех, ко­торые он уже при­нёс. Чис­ло его уве­ровав­ших соп­ле­мен­ни­ков не уве­личит­ся, и боль­ше ник­то не внем­лет его при­зыву и не рас­кро­ет своё сер­дце для ис­ти­ны.

Вот тог­да Нух (мир ему) и об­ра­тил­ся к Все­могу­щему Гос­по­ду с этой моль­бой, про­ся по­карать и по­губить не­уве­ровав­ших, мо­тиви­ровав свою прось­бу тем, что ес­ли эти лю­ди ос­та­нут­ся в жи­вых, то толь­ко и бу­дут де­лать что ста­рать­ся ввес­ти дру­гих в заб­лужде­ние и вну­шить им от­вра­щение к ре­лигии, и ес­ли и про­из­ве­дут ко­го-то на свет, то лишь се­бе по­доб­ных, о ко­торых уже из­вес­тно, что ве­ра не вой­дёт в их чёрс­твые сер­дца и что ни­како­го бла­га в них нет.

Хо­тя Нух (мир ему) был Божь­им про­роком, за­щищён­ным от гре­хов, он всё-та­ки на­чал свою моль­бу с ис­пра­шива­ния у Ал­ла­ха про­щения. С его сто­роны это бы­ло про­яв­ле­ни­ем скром­ности, сми­рения и бла­говос­пи­тан­ности по от­но­шению к Все­выш­не­му Соз­да­телю. Кро­ме то­го, эти его сло­ва приз­ва­ны бы­ли на­учить его пос­ле­дова­телей важ­ности ис­пра­шива­ния у Ал­ла­ха про­щения. Ведь все мы — Его ра­бы, и нуж­да­ем­ся в Его ми­лос­ти и про­щении.

Важ­но от­ме­тить, что, ис­про­сив про­щения для се­бя, Нух за­тем ис­про­сил про­щения для сво­их ро­дите­лей. Это так­же важ­ный урок и под­твержде­ние вы­соко­го по­ложе­ния, ко­торое ис­лам от­во­дит ро­дите­лям. Та­ким об­ра­зом, эта моль­ба на­поми­на­ет нам о важ­ности поч­ти­тель­но­го от­но­шения и ува­жения к ро­дите­лям, соб­лю­дения их прав и по­кор­ности им в том, что не про­тиво­речит ре­лигии, а так­же о том, что нам сле­ду­ет по­чаще об­ра­щать­ся к Все­выш­не­му с доб­ры­ми моль­ба­ми за них.

Да­лее Нух (мир ему) поп­ро­сил про­щения и для уве­ровав­ших из чис­ла его соп­ле­мен­ни­ков. Эта моль­ба на­поми­на­ет нам о том, как важ­но для каж­до­го из нас иметь бла­гое ок­ру­жение, как важ­но ви­деть вок­руг се­бя ис­крен­не ве­ру­ющих, пра­вед­ных лю­дей и об­щать­ся с ни­ми.

Ведь на­бож­ные, бла­гочес­ти­вые, бо­гобо­яз­ненные и бла­гон­равные лю­ди под­держи­ва­ют и ук­репля­ют друг дру­га, как кир­пи­чики в од­ном стро­ении, а так­же стре­мят­ся ока­зать друг дру­гу по­силь­ную по­мощь. К то­му же их при­сутс­твие поз­во­ля­ет ве­ру­юще­му не чувс­тво­вать се­бя оди­ноким. Да и са­мый труд­ный путь ста­новит­ся лег­че, ес­ли пре­одо­левать его, имея бла­гих спут­ни­ков. А что го­ворить, ког­да речь идёт о глав­ном пу­ти всей на­шей жиз­ни — пу­ти к спа­сению, до­воль­ству Гос­по­да и Раю?..

Ка­рима Со­роко­умо­ва

e-minbar