То, что делают шииты в День ‘Ашура – это нововведение и заблуждение

Во Имя Аллаха! Вся хвала принадлежит Аллаху!
То, что делают шииты в День ‘Ашура, – а это битьё своей груди, лица, нанесение себе ударов цепью по плечам, резание саблями верхней части головы, кровопролитие, – всё это нововведение (мухдас), нет для него основы в Исламе. Эти дела – это дурные поступки (мункар), которые запрещал Пророк (мир ему и благословение Аллаха!). Он не узаконивал для своей уммы что-либо из этого, или что-либо похожее на это, в качестве обряда, исполняемого по случаю смерти какого-либо выдающегося человека, или по павшему шахидом, какой бы степенью и достоинством тот не обладал. При его (мир ему и благословение Аллаха!) жизни, многие выдающиеся сахабы пали шахидами, и он скорбел по ним. Среди них были Хамза б. ‘Абдель-Мутталиб, Зейд б. Харис, Джа’фар б. Аби Талиб и‘Абд Аллах б. Раваха, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) не делала ничего такого, что делают шииты. Если бы в этом было благо, Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) бы опередил в этом всех нас.
Йа’куб (мир ему!) не бил себя по груди, не царапал своего лица, не пускал себе кровь и не превращал день пропажи Йусуфа в праздник или в траур. Он лишь вспоминал пропавшего близкого человека, почему его и постигала грусть и печаль. Это то, за что никого не осуждают. Осуждается те поступки, что унаследованы из джахилийи. Их запрещает Ислам.
Аль-Бухари (1294) и Муслим (103) приводят со слов ‘Абд Аллаха б. Мас’уда (да будет доволен им Аллах!), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) сказал: «Не относятся к нам те, кто бьёт себя по лицу, рвёт на себе одежду, и кричит, как кричали при джахилийе».
Отсюда, все эти отвратительные дела, которые совершают шииты в День‘Ашура не имеют никакой основы в Исламе. Их не совершал Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) ни по одному из своих сподвижников, а сподвижники не совершали их ни по случаю его смерти, ни по случаю смерти кого-либо другого. Да и кончина Пророка (мир ему и благословение Аллаха!) поважнее смерти Хусейна (да будет доволен им Аллах!).
Хафиз Ибн Касир (да помилует его Аллах!) пишет: «Каждого мусульманина должно печалить убийство Хусейна (да будет доволен им Аллах!), так как он был одним из мусульманских лидеров (сайид), одним из ученых-сахабов, он был сыном дочери Посланника Аллаха (мир ему и благословение!), которая была его лучшей дочерью. Он усердно поклонялся Аллаху, был храбр и щедр. Однако не является правильным то, что делают шииты, демонстрируя уныние и горе, что, скорее всего, по большему счету является притворством (тасонну’) и показухой (рийа’). Его отец был лучше него, и он тоже был жертвой убийства, но они не сделали по случаю его убийства траурную годовщину, как сделали это с днём убийства Хусейна. Его отец был убит в пятницу, когда шел на утреннюю молитву, 17-го числа месяца Рамадан, в 40-м году по хиджре. Также обстоит дело с ‘Усманом. Для суннитов он лучше, чем ‘Али. Он был убит, будучи осажденным в своём доме, в дни ташрика месяца Зу-ль-Хиджжа, в 36-м году по хиджре. Ему перерезали обе шейные вены. Но люди не сделали траурной годовщиной день его убийства. Далее ‘Умар б. аль-Хаттаб. Он был лучше ‘Усмана и ‘Али. Его убили, когда он стоял в михрабе, совершая утреннюю молитву, и читал Коран, но люди и по этому случаю не сделали траурную годовщину. Ас-Садик был лучше него, но люди не сделали траурной годовщиной день его смерти. Наконец Посланник Аллаха (мир ему и благословение!) – господин детей Адама в этом мире и в мире вечном. Аллах забрал его к Себе так же, как и умертвил пророков до него. Но никто не установил траурных годовщин по случаю их смертей, никто не поступал так, как поступают невежественные рафидиты по случаю дня убийства Хусейна…
Лучшее, что можно сказать, вспомнив про эти трагедии, да и про другие, подобные им, это то, что передаёт Хусейн б. ‘Али от своего дедушки – Посланника Аллаха (мир ему и благословение!): “Если мусульманин, которого постигло несчастье, вспомнит про него, – пусть даже, если с момента его происшествия прошло много времени, – словами «истирджа’» (слова: «Инна ли-Ллахи ва инна иляй-хи раджи’ун / Поистине, все мы принадлежим Аллаху, и поистине к нему наше возвращение!»), то Аллах обязательно воздаст ему наградой, подобной той, что он получил в день, когда это несчастье его постигло”. Этот хадис приводят имам Ахмад и Ибн Маджах» (конец цитаты). «аль-Бидайа ва-н-Нихайа», 8 / 221.
На 220-ой странице 8-го тома он пишет: «Где-то в 400-ом году и около того, в государстве Бану Бувайх, рафидиты дошли до крайности. В День ‘Ашура, в Багдаде и в других городах раздавался барабанный бой, дороги и рынки были усыпаны пылью и соломой, лавки были обвешены грубой тканью, а люди демонстрировали скорбь и плач. Многие из них не пьют воду в эту ночь в солидарность с Хусейном, который в момент убийства, был томим жаждой. Женщины выходят с неприкрытыми лицами, стенают и бьют себя по лицу и груди, босяком шествуют по рынкам. Да и много еще чего совершается из отвратительных нововведений, омерзительных причуд и выдуманных, позорящих их поступков. Этими и подобными им делами они преследуют лишь одну цель, а именно поношение государства династии Омейядов, так как он был убит в эпоху их правления.
Назло шиитам и рафидитам, насибиты из Шама в День ‘Ашура выпекали хлеб, совершали полное омовение (гусль), умащались благовониями, облачались в свои лучшие одеяния и делали из этого дня праздник, на который они готовили разные блюда, демонстрировали свою радость и веселье, желая тем самым раздразнить рафидитов и отличиться от них».
Празднество в этот день является таким же нововведением, как и превращение его в траур. Об этом шейх уль-Ислам Ибн Таймийа (да помилует его Аллах!) сказал: «По причине убийства Хусейна, шайтан навёл людей на введение двух новшеств. Первое – это скорбь и стенания в День ‘Ашура, которые сопровождаются самобичеванием, криками, плачем и распеванием элегий… Второе – это радость и веселье… Первые внесли скорбь, а вторые радость, сочли желательным в День ‘Ашура подкрашивание глаз сурьмой, совершение полного омовения, расходование средств на семью, приготовление особых блюд… Однако всякое нововведение есть заблуждение. Ни один из четырёх имамов, ни кто-либо другой, не считал желательным ни то, ни другое» (конец цитаты). «Минхадж ас-Сунна», 4 / 554 (с некоторыми сокращениями).
Необходимо отметить, что эти отвратительные поступки поддерживают враги Ислама, которые тем самым хотят достигнуть своих злых планов по обезображиванию Ислама и его последователей. В частности, Муса аль-Мусави пишет в своей книге «аш-ши’а ва-т-тасхих»:
«Нет сомнения в том, что нанесение себе саблей ран и порезов на голове в знак оплакивания Хусейна, в десятый день месяца Мухаррам, проникло в Иран и Ирак из Индии, в период оккупации Англией этих стран. Англичане использовали невежество и наивность шиитов, а также их фанатичную любовь к имаму Хусейну, и научили их битью ножом по голове. До недавнего времени, британские посольства в Тегеране и Багдаде спонсировали шествия «аль-Хусайнийа», которые показывали эти отвратительные представления на улицах и в переулках. Целью такой колониальной политики Англии, которая заключалась в развитии этой отвратительной практики и использовании её в самой отвратительной форме, было дать логическое оправдание британскому народу и свободной прессе, которые противодействовали Британии в колонизации ею Индии и других мусульманских стран, а также представить народы этих стран в виде дикарей, которые нуждаются в ком-то, кто избавит их от их невежества и дикости. Кадры этих процессий, проводившихся на улицах в День ‘Ашура, в которых принимали участие тысячи людей, бивших себя цепями по спине, пускавших себе кровь на голове ножами и саблями, появлялись в британских и европейских газетах. Империалисты оправдывали свои действия тем, что человечество обязано колонизировать страны, принадлежащие людям с такой культурой, дабы вывести их народы к цивилизованности и развитию.
Рассказывают, что когда премьер министр Ирака Йасин аль-Хашими, в период оккупации Ирака Англией, посетил Лондон, чтобы обсудить с англичанами условия окончания срока полномочий, англичане сказали ему: «Мы в Ираке, чтобы помочь иракскому народу обрести, наконец, благополучие, и вытащить их из варварства». Эти слова разозлили Йасина аль-Хашими, и он, преисполненный гнева, покинул комнату переговоров. Однако англичане вежливо извинились перед ним и с уважением попросили его посмотреть документальный фильм об Ираке. Это оказался фильм о шествиях «аль-Хусайнийа» на улицах Эн-Наджафа, Кербела и эль-Казимия. В нём показывались ужасающие и отвратительные кадры людей, истязающих себя ножами и цепями. Англичане как бы хотели сказать ему: “Могут ли люди, у которых есть хоть немного цивилизованности, делать с собой нечто подобное?!”» (конец цитаты).
А Аллах же знает лучше!
Арсен Шабанов islamcivil.ru
Осторожно, бидаат! Печаль в месяц мухаррам у рафидитов
В десятый день месяца мухаррам, который известен как «Ашура», Всевышний Аллах почтил аль-Хусейна ибн Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) смертью шахида. Это произошло в 61 году по хиджре. Через шахаду Аллах возвысил его степень, возвеличил его положение в Следующей Жизни, ведь он и его брат аль-Хасан – предводители молодёжи в Раю, а великие степени достигаются только через испытания. Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) однажды спросили: «Кто из людей подвергается самым тяжёлым испытаниям?» Он ответил: «Пророки, затем праведники, затем другие люди по степени праведности. Человек подвергается испытаниям по мере своей религиозности. Если его приверженность религии будет крепкой, то ему добавляется испытания, если же в его религии будет слабость, то облегчаются его испытания. Бедствия не перестанут постигать верующего до тех пор, пока он не будет идти по земле, будучи свободным от всех грехов».
Аль-Хасану и аль-Хусейну была дана от Аллаха высокая степень, но они ещё не подверглись испытаниям, подобным тем, через которые прошли их праведные предшественники. Оба они родились в эпоху могущества Ислама и воспитывались в уважении и почёте. Мусульмане ценили и уважали их, а когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) умер, они ещё были совсем маленькими детьми. Испытание, которое им было суждено пройти, было милостью для них, они были испытаны так же, как были испытаны те, кто был лучше их. Их отец Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) был лучше их, но был убит и стал шахидом. Убийство аль-Хусейна посеяло смуту среди людей так же, как убийство Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах) стало одной из самых значительных причин появления смут, породивших разделение в обществе мусульман, продолжающееся и по сей день.
Когда Абдуррахман ибн Мульджам убил повелителя верующих Али ибн Абу Талиба, сподвижники присягнули его сыну аль-Хасану, о котором посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Этот мой сын – господин, посредством него Аллах примирит две большие группы мусульман».
Так и произошло – сразу же после присяги аль-Хасан отказался от правления, и Аллах примирил посредством него две враждовавшие группы. Затем аль-Хасан (да будет доволен им Аллах) умер, после чего некоторые группы людей начали писать аль-Хусейну и обещать ему поддержку и помощь, если он возьмет на себя правление. Однако эти люди не подходили для таких серьёзных дел. Когда аль-Хусейн послал к ним своего двоюродного брата, они нарушили своё обещание, разорвали договор и стали помогать против него его врагам, от которых они раньше поклялись защищать аль-Хусейна, и против которых они хотели сражаться в рядах его будущей армии.
Сподвижники, которые любили аль-Хусейна и могли дать ему добрый совет (такие как Абдулла ибн Аббас и Абдулла ибн Умар), уговаривали его не идти и не принимать от них помощи. Они считали, что если он примкнёт к мятежникам, то в этом не будет пользы, и всё это не принесёт благих плодов. Однако, как говорят, свершилось то, что было предопределено Аллахом.
Когда аль-Хусейн вышел из Медины и приблизился к Ираку, то увидел, что ситуация действительно изменилась. Его окружили правительственные войска, и он попросил их оставить его и позволить ему вернуться к себе (в Медину), либо позволить ему отправиться к границам (чтобы сражаться за Ислам), либо направиться к его родственнику Язиду, который и являлся халифом на тот момент. Однако командующий войсками отказался выполнить любые требования аль-Хусейна, пока тот не сдастся. Они начали сражаться с ним, и он вступил с ними в сражение, после чего войска убили его и всех его соратников. Аль-Хусейн пал жертвой несправедливости, и Аллах почтил его смертью шахида. Всевышний воссоединил аль-Хусейна с его благочестивой и праведной семьёй и опозорил тех, кто был несправедлив к нему и враждовал с ним без права.
Следствием этой гибели явилось распространение зла среди мусульман. Появилась невежественная группа людей, которые создали секту, либо по причине того, что были безбожными лицемерами, либо потому, что были заблудшими глупцами, сбившимися с прямого пути. Это течение стало повсюду заявлять о своей приверженности и любви к семье пророка (мир ему и благословение Аллаха). День Ашура они посвятили сожалениям, печали и рыданиям так, как делали многобожники доисламской эпохи: они били себя по щекам, рвали на себе одежду и выкрикивали невежественные слова причитания по покойному аль-Хусейну.
Шейх аль-Ислям ибн Таймийя сказал: «Через убийство аль-Хусейна шайтан ввел среди людей два новшества (бидаата): новшество печали и причитания в день Ашура, которые выражаются в самоистязании, воплях, плаче, отказе от воды, выкрикивании слов соболезнования, а также ругань и проклятие сподвижников, причисление к числу грешников тех, кто не делал греха. Дело доходит даже до ругани самых первых мусульман. В этот день они читают истории о его (аль-Хусейна) гибели, большинство из которых являются ложью. Те, кто ввел этот обычай, тем самым намеревались открыть дверь смуты и раскола в исламской умме. Это дело не является ни обязательным, ни даже желательным по единому мнению мусульман. Более того, скорбь и плачь по давним бедствиям находится под строжайшим запретом Аллаха и Его посланника».
Это противоречит Шариату Аллаха. Аллах и Его посланник приказали во время бедствий (если они происходят с нами в наше время) только терпеть, надеяться на награду от Аллаха и говорить: «Воистину мы принадлежим Аллаху и к Нему мы возвращаемся». Всевышний Аллах сказал: «Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся». Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем» (2. Аль-Бакара: 155-157).
В достоверном хадисах сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не из нас тот, кто бьёт (себя) по щекам, разрывает себе одежду, и взывает зовом времён невежества». «Я не имею никакого отношения к женщине, вопящей во время бедствия, к женщине, обривающей свою голову в знак горя, и к той, что рвёт на себе одежду». «Если плакальщица не покается до того, как умрёт, то будет воскрешена в Судный День в одежде из дёгтя и в платье из чесоточных струпьев». «Кто бы из мусульман ни сказал во время бедствия: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся. О Аллах, награди меня в моём бедствии и замени мне это тем, что лучше», – то Аллах обязательно наградит его за это бедствие и заменит ему это тем, что лучше». «Четыре вещи остались от времён невежества и их не прекратят делать в моей общине: «Гордость своей знатностью, порицание чужого происхождения, испрашивание дождя у звёзд и причитание по мёртвым».
Что же можно сказать, если ко всему этому добавляется ещё и несправедливость по отношению к верующим, ругань и проклятие в их адрес, а также поддержка смутьянов и безбожников, которые хотят уничтожить или испортить религию мусульман, и совершают другие бесчисленные злодеяния.
Шайтан украсил для заблудших и сбившихся людей проведение акций скорби в день Ашура. Они сокрушаются, сожалеют, причитают, читают печальные стихи, касыды и рассказы, большинство которых является ложью. Если же и встречается там правда, то она служит только для того, чтобы возобновить скорбь и слепую ненависть, возбудить в людях злобу и разжечь огонь войны. Они желают внести смятение и посеять смуту среди сторонников Ислама, побудить людей к тому, чтобы они ругали праведных предшественников и первых мусульман, они хотят распространить ложь и запутать верующих в их религии.
Мусульмане не знают никого лживее, вреднее и более склонного к помощи неверующим против Ислама, чем эта заблудшая невежественная секта. Они вреднее мятежных хариджитов, о которых пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Они убивают сторонников Ислама и оставляют в покое идолопоклонников».
Они помогают иудеям, христианам и многобожникам против семьи пророка (мир ему и благословение Аллаха) и общины верующих. Они помогли многобожникам, врагам Ислама, в том, что они сделали с Багдадом и другими городами. Они помогли им против семьи пророка (мир ему и благословение Аллаха), против потомков аль-Аббаса ибн Абдуль Муттaлиба и других членов пророческой семьи и верующих. Они убивали их, пленили и разрушали их дома. Зло и вред, который нанесли эти лицемеры исламской общине, невозможно исчислить, а содеянное ими не поддаётся никакому описанию.
Это секта рафидитов, которые стали известны среди других сект и течений тем, что начали ругать двух праведных халифов Абу Бакра и Умара (да будет доволен ими Аллах). Рафидиты проклинают их, ненавидят и обзывают неверными, да убережёт нас Аллах от этого. Поэтому, когда имама Ахмада спросили о том, кто такие рафидиты, он ответил: «Это те, кто ругает Абу Бакра и Умара».
Они получили название рафидиты (отказавшиеся), потому что отказались и отреклись от Зайда ибн Али, который заявил о своей приверженности двум халифам Абу Бакру и Умару (да будет доволен ими Аллах). Некоторые говорят, что их назвали рафидитами, потому что они отказались от Абу Бакра и Умара.
Свою основу рафидизм берёт от лицемеров и безбожников, потому что первым, кто придумал эту ересь, был еврей Абдулла ибн Саба, который притворно принял Ислам. Он начал проповедовать чрезмерное почитание Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), говоря, что пророк назначил его на правление прямым указанием и что Али, якобы, обладает непогрешимостью.
Поскольку такие убеждения стали известны как принцип лицемерия, некоторые из праведных предшественников (саляфу салих) говорили: «Любовь к Абу Бакру и Умару – это вера, а ненависть к ним – это лицемерие. Любовь к роду Хашима – это вера, а ненависть к ним – это лицемерие».
Шейх аль-Ислам ибн Таймийя так описал эту секту: «Рафидиты – это община, у которой отсутствует как здравый разум, так и достоверная аргументация (основанная на Коране и Сунне), у них нет ни религии, которая принималась бы Аллахом, ни победы в мирской жизни. Эта секта – одна из самых закоренелых во лжи и невежестве. Их религия причисляет к мусульманам любого безбожника и вероотступника, в их число входят нусайриты, исмаилиты и другие. Они целенаправленно враждуют с лучшими людьми исламской общины, дружат с врагами Аллаха из числа иудеев, христиан и многобожников. Они отрицают явную правду и тексты мутаватир, но ценят и почитают источники, которые всем известны своей лживостью, фальсификацией и испорченностью». Они такие, как сказал о них аш-Шааби (да одарит его Аллах своей милостью), который был самым знающим о том, что касалось рафидитов: «Если бы они были животными, то были бы ослами, а если бы они были птицами, то были бы стервятниками».
Что же происходит в наше время? Некоторые люди, причисляющие себя к мусульманам, в нескольких странах встречают месяц мухаррам с печалью, грустью, читают вздорные сказки и легенды. Они сооружают мавзолей из дерева, украшают его разноцветной бумагой и называют своё изделие мавзолеем аль-Хусейна или Карбалой. Внутри сооружения они делают две «могилы», и называют это мероприятие «та`зия» – соболезнование. Затем они одевают своих детей в розовую или зелёную одежду, называя их «бедняжками аль-Хусейна».
В первый день месяца мухаррам они подметают дома, моют полы и убираются. Затем приносят еду и читают над ней суру аль-Фатиха, начало суры аль-Бакара, а также суры аль-Кафирун, аль-Ихляс, аль-Фаляк и ан-Нас. Затем читают благословения на пророка (мир ему и благословение Аллаха) и «дарят» награду за еду умершим.
В течение этого месяца запрещено надевать украшения, поэтому женщины снимают с себя все наряды, люди в этот месяц не едят мясо, не проводят никаких торжественных мероприятий и не заключают бракосочетаний. Если супруги живут в браке меньше двух месяцев, то на протяжении мухаррама им запрещено иметь половую близость. В этот месяц рафидиты много занимаются самоистязанием, бьют себя по лицу, по груди, по спине, разрывают одежду у себя на груди, кричат и причитают, проклинают Муавию и его сторонников, а также его сына Язида и сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха).
В первую декаду месяца рафидиты зажигают огни, вокруг которых прыгают люди. Дети ходят по улицам и кричат: «О Хусейн! О Хусейн!» Если кто-то родится в этом месяце, то это считается дурным предзнаменованием и нехорошей приметой. В некоторых районах люди бьют в барабаны и бубны, играют музыку, развешивают знамёна и устанавливают мавзолей, под которым проходят мужчины, женщины и дети. Они протирают знамёна руками, ища у них благословения и считая, что благодаря этому их не постигнут болезни и продлятся годы жизни.
В некоторых странах в ночь на Ашура люди выходят с повязками на глазах и ходят по улицам, расходясь затем по домам незадолго до восхода солнца.
В десятый день готовится особая еда. Жители деревень и городов приходят на особое место, которое они называют Карбала, и совершают обход вокруг сооруженного ими мавзолея, обтирают себя знамёнами в поисках благословения, стучат в барабаны, бьют в бубны. Когда заходит солнце, рафидиты закапывают этот мавзолей или бросают его в воду, после чего все возвращаются по домам. Некоторые люди сидят на дорогах с напитками, которые они называют сальсабилем, и бесплатно поят им людей. Также на протяжении десяти дней в общественных местах сидят проповедники, которые вспоминают о благих качествах аль-Хусейна и грехах Муавии и Язида, обильно поливая последних руганью и проклятиями.
Также они декламируют выдуманные и слабые хадисы про достоинства Ашуры и месяца мухаррам и повествуют абсолютно лживые рассказы на этот счёт.
Через сорок дней после Ашуры они проводят однодневное празднество, которое называют «арбаун» (сорок). В этот день они собирают деньги, на которые покупают особые праздничные угощения и зовут людей.
Подобные бидааты (нововведения) совершаются в некоторых частях Индии, Пакистана, в странах, в которых сильны шиитские позиции, и в особенности – в Иране, Ираке и Бахрейне.
Когда рафидиты проводят акции печали, скорби и горя, рисуют картины имамов, занимаются самобичеванием, совершая подобные неподобающие поступки в день Ашура и до него, то они убеждены в том, что этими делами они приближаются к Аллаху, что им прощаются грехи и проступки, которые они совершили за прошедший год. Они не понимают, что своими делами они не приближаются к Аллаху, а, наоборот, отталкивают и отдаляют себя от милости Всевышнего Аллаха.
Истину сказал Аллах (Велик Он и Славен) в Священном Коране, «Разве тот, кому его злодеяние представлено прекрасным и кто считает его благом, равен тому, кто следует прямым путем? Воистину, Аллах вводит в заблуждение того, кого пожелает, и ведет прямым путем того, кого пожелает. Не изводи себя скорбью по ним. Воистину, Аллах знает о том, что они творят» (35.Фатыр: 8). «Скажи: «Не сообщить ли вам о тех, чьи деяния принесут наибольший убыток? О тех, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя они думали, что поступают хорошо?» (18.Аль-Кяхф: 103-104).
Из книги «аль-Бида` аль-хавлийя»; Абдулла ибн Абдульазиз ибн Ахмад ат-Тувейджири
Перевёл Абу Ясин Руслан Маликов для сайта «Почему Ислам» — www.whyislam.ru
Осторожно, бидаат! Радость в день Ашура у насыбитов
В предыдущей статье мы упомянули о бидаате, связанном с трауром в день Ашуры у рафидитов. В этой статье мы хотели бы, с дозволения Аллаха, поговорить о тех, кто впадает в противоположную рафидитам крайность и делает из Ашуры день радости и веселья. Это течение известно под названием «насыбиты», они ненавидят аль-Хусейна и семью пророка (мир ему и благословение Аллаха). Это невежды, которые решили сражаться с грехом, совершая грехи, разоблачать ложь при помощи лжи, устранять зло, верша такое же зло, и отстраняться от бидаатов, придумывая новые бидааты. Они придумали хадисы, указывающие на то, что в день Ашура надо радоваться и веселиться, украшать глаза сурьмой, красить волосы, побольше тратиться на свою семью, готовить необычные блюда и совершать другие подобные действия, которые соответствуют праздникам и радостным событиям. Тем самым, эти люди сделали день Ашура праздником и ежегодным увеселением.
Впервые они появились ещё во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха). Сообщается, что Абу Саид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сказал: «Али послал к пророку (мир ему и благословение Аллаха) небольшой самородок золота, и он разделил его на четыре части (распределив между следующими людьми): ал-Акра ибн Хабис аль-Ханзали, потом аль-Маджаши, Уяйна ибн Бадр аль-Фаззари и Зайд ат-Таи, потом один человек из бану Набхан и Алькама ибн `Аляса аль-Амири, и потом ещё один человеку из бану Киляб Курайшиты и ансары рассердились и сказали: «Он одарил вождей Наджда, а нас оставил». Тогда пророк ответил: «Я только притягиваю их сердца к вере». Тогда подошёл человек со впавшими глазами, выпирающими скулами, большим лбом, густой бородой и бритой головой, и сказал: «Побойся Аллаха, о, Мухаммад». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Кого же тогда можно считать повинующимся Аллаху, если (по вашему) даже я– ослушаюсь Его?! Аллах доверил мне всех обитателей земли, так неужели вы мне не доверяете?!» Тогда один их людей попросил разрешения убить этого человека, я думаю, что это был Халид ибн аль-Валид (да будет доволен им Аллах) но пророк запретил ему. Когда этот человек удалился, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, из подобных ему …» – или он сказал – «…за ним выйдут люди, которые будут читать Коран, но он не будет проходить дальше их глоток. Они вылетят из религии так же, подобно тому как как стрела насквозь пробив дичь, вылетает из нее, они будут убивать сторонников Ислама и оставлять сторонников идолов. Если я их застану, то непременно убью их так же, как был погублен народ `Ад».
Сообщается в хадисе, передаваемом в сборнике Муслима: «В то время, когда мы сидели у посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и он делил имущество, пришёл Зуль-Хувейсира, он был одним из Бану Тамим, и сказал: «О посланник Аллаха, будь справедлив». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил ему: «Горе тебе, кто же ещё справедлив, если я несправедлив?! Ведь если я действительно несправедлив, то тогда ты в заблуждении и убытке». Тогда Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «О посланник Аллаха, позволь мне ударить его мечом по шее». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Оставь его. Воистину, у него будут сподвижники, вы будете считать свою молитву ничтожной по сравнению с их молитвой и будете считать свой пост ничтожным по сравнению с их постом. Они будут читать Коран, но он не пройдёт дальше их ключиц. Они вылетят из Ислама так же, как вылетает стрела из лука, посмотришь на её наконечник и ничего на нём не увидишь, потом посмотришь на основание наконечника и ничего на нём не увидишь, потом посмотришь на само полотно стрелы и ничего на нём не увидишь, потом посмотришь на оперение и тоже ничего не увидишь. Стрела опередила мясо и кровь. Знамение о них – это черный человек, одно из его предплечий которого подобно женской груди или подобно болтающемуся куску мяса. Они появятся тогда, когда люди (мусульмане) впадут в разногласия».
Абу Саид аль-Худри сказал: «Я свидетельствую, что я слышал это от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и свидетельствую, что Али ибн Абу Талиб сражался против них, а я был с ним. Али велел найти этого человека, затем его нашли и принесли, и я смотрел на него – он был точно таким, каким его описал нам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)».
Шейх аль-Ислам ибн Таймийя сказал: «В Куфе была группа шиитов, которые заявляли, что заступаются за аль-Хусейна, и во главе их был аль-Мухтар ибн Убайд аль-Кяззаб (Лжец). Также там была группа насыбитов, которые ненавидели Али (да будет доволен им Аллах) и его детей, одним из представителей этой группы был аль-Хаджадж ибн Юсуф ас-Сакафи. Известно в достоверной Сунне, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Будет в племени Сакыф один лжец и один душегуб».
Этот шиит – он лжец, а этот насыбит – душегуб. Одни придумали нововведение траура, а другие придумали нововведение веселья. Один бидаат берёт свое начало от фанатичной и лживой приверженности аль-Хусейну (да будет доволен им Аллах), а другой бидаат – от слепой приверженности аль-Хаджаджу. Любое нововведение является заблуждением. Ни один из четырёх имамов и никто другой не одобрял ни первый бидаат, ни второй. И нет никакого шариатского аргумента на одобрение таких дел».
Нет сомнений, что и насыбиты, и рафидиты являются нововведенцами и грешниками в данных делах, они отошли от Сунны. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вам следует держаться моей Сунны и сунны праведных халифов после меня, держитесь за неё, вцепившись коренными зубами. Вам следует остерегаться новшеств (в религии), ведь каждое новшество – это ересь, а каждая ересь – это заблуждение».
Ни посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ни его праведные халифы не узаконили в день Ашура ничего из тех дел, которые совершают рафидиты и насыбиты: ни трауров и печалей, ни радостей и ликований.
«Когда пророк прибыл в Медину, то увидел, что иудеи постятся в день Ашура. Он спросил их: «Что это?» – они ответили: «Это праведный день, в этот день Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и Муса постился этот день». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я более близок к Мусе, чем вы», затем он постился и велел соблюдать этот пост».
Также и курайшиты считали этот день святым еще в доисламскую эпоху. (Возможно, что они узнали о желательности этого поста в день Ашура от Мусы и других пророков из числа сынов Исраиля, которые совершали хадж в Мекку).
Изначально людям было велено поститься только один день. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Медину в месяц раби` аль-авваль (т.е. после мухаррама) и когда настал следующий год, он постился в день Ашура и всем велел поститься. Затем, в том же году, в обязанность мусульманам был вменен пост в месяц рамадан, а обязательный пост в день Ашура был отменён.
Есть некоторые разногласия между учеными относительно того, был ли тот первый пост в день Ашура обязательным (ваджиб) или только желательным (мустахаб). Правильным мнением является то, что изначально он был обязательным (ваджиб), а затем (после установления поста в рамадан) стал желательным для тех, кто желает его соблюдать. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не приказывал всем людям держать этот пост, он говорил: «Это день Ашура, я пощусь в этот день, и кто хочет, тот может поститься».
Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пост в день Ашура стирает грехи за год, а пост в день Арафат стирает грехи двух лет».
Некоторые сподвижники и учёные не соблюдали пост в этот день и не считали желательным поститься, тем не менее, пост в день Ашура является желательным (мустахаб), но при этом также следует поститься и в девятый день, потому что на последнем году своей жизни пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если я доживу до следующего года, то непременно буду поститься и девятого (числа месяца мухаррам)».
Это является Сунной посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Что же касается других действий, таких как приготовление еды из каких-то особых зёрен или еще каких-либо изысканных блюд, обновление одежды, увеличение расходов на семью, закупка всего необходимого на будущий год, совершение каких-то особых намазов и других видов поклонения, заклание баранов и жертвоприношение, нанесение сурьмы, покраска волос, купание специально для этого дня, взаимные поздравления, хождение по гостям, посещение соборных мечетей и мавзолеев – всё это является порицаемым нововведением. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его праведные халифы не велели нам делать этого, и не сделали это сунной для нас. Ни один из известных имамов не указал на желательность подобных действий.
Человек обязан повиноваться Аллаху и Его посланнику (мир ему и благословение Аллаха), следовать его религии и его пути, руководствоваться его наставлениями, опираться на его Сунну и восхвалять Аллаха за ту великую милость, которой Он его наделил.
Аллах (Велик Он и Славен) сказал: «Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении» (3. Али Имран: 164).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшая речь – это речь Аллаха, лучшее руководство – это руководство Мухаммада. Худшее из дел – это нововведение, и каждое новшество – это заблуждение».
Из книги «аль-Бида` аль-хавлийя»; Абдулла ибн Абдульазиз ибн Ахмад ат-Тувейджири
Перевёл Абу Ясин Руслан Маликов для сайта «Почему Ислам» — www.whyislam.ru
- Насыбиты – приверженцы нововведений, большинство из них относятся по своим воззрениям к хариджитам, которые первыми внесли раскол в единую общину мусульман. Они называют Усмана, Али и многих других сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) неверными. Также они называют неверными-вероотступниками людей, которые совершили большие грехи. Считают своей исключительной обязанностью поднимать мятеж против законного правителя мусульман, если тот нарушает Сунну.