Таухид (Единобожие) суть веры в Аллаха

С Именем Аллаха. Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:
С дозволения Аллаха, мы приступаем к великой теме: Таухид
Что такое таухид в шариате?
Таухид - это признание и убежденность в единственности Аллаха в том, что относится лишь к Нему одному, включая в себя:
1 - единственность Аллаха в создании и устроении мира;
2 - посвящение всех видов поклонения только одному Аллаху и оставление поклонения кому-либо, кроме Аллаха;
3 - утверждение всех принадлежащих Аллаху прекрасных имен и величественных атрибутов и отрицание в отношении Аллаха всяких недостатков и пороков.
Это большое, объемное и всеобъемлющее определение того, что такое таухид.
Таухид, таким образом, делится на 3 части. Ученые, изучив Коран и Сунну Пророка да восхвалит его Аллах и приветствует, пришли к выводу, что таухидов три вида:
первый - таухид "ар-рубубийа";
второй - таухид "аль-улюхийа";
третий - таухид "аль-асма уа-с-сыфат".
"Таухид ар-рубубийа" - это убежденность в единственности Аллаха в том, что касается Его действий. Какие действия Аллаха?
Действия Аллаха, в первую очередь - то, что:
Он творит;
Он питает;
Он устраивает миры;
Он оживляет и умерщвляет;
Он владеет всем.
Это Его действия.
Так вот, признание и убежденность в единственности Аллаха в том, что касается Его действий (что Он Единственный делает эти действия) - это и есть таухид ар-рубубийа. То есть, человек признает, что Аллах - Единственный Творец.
Доказательство этого:
"Аллах - Творец всякой вещи". (Сура "аз-Зумар", 39:62).
Что такое вещь ("шей")?
Вещь - это не только предметы. "Вещь" в арабском языке - это все, что кроме Аллаха: сюда входят события, и стихийные бедствия, и ветер, и предметы - всё входит в "шей" ("Это то, что известно или движется к известности" - такое определение дают этому).
Далее из действий Аллаха - ризк: то есть, то, что Он питает все творения. Все творения, животных, людей питает Аллах. Говорит Аллах: "Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием". (Сура "Худ", 11: аят 6). То есть, каждое творение питает Аллах (дает ему пропитание).
Следующие из действий Аллаха:
- Владетель царства (то есть, Властелин всего, владеет всем);
- Он устраивает все дела в этом мире;
- Он приближает и отдаляет;
- Он возвеличивает кого-то (возвышает) и Он же унижает;
- Он - Всемогущий;
- Он – Тот, Который меняет день и ночь;
- Он оживляет и умерщвляет.
Говорит Аллах: "Скажи: "О Аллах, Владыка царства! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь. Ты возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь. Все благо - в Твоей Руке. Воистину, Ты способен на всякую вещь. Ты удлиняешь день за счет ночи и удлиняешь ночь за счет дня. Ты выводишь живое из мертвого и выводишь мертвое из живого. Ты даруешь удел без счета, кому пожелаешь". (Сура "аль-Имран", 3: аяты 26-27).
Аллах отрицает и отвергает наличие у него сотоварища (или помощника) в царстве, во власти, в устроении этого мира. Он не утомляется и не нуждается в помощниках. И нет у Него сотоварищей и помощников в пропитании рабов - в том, чтобы кормить (питать) рабов и творения.
Аллах отвергает наличие сотоварищей в пропитании рабов и говорит: "Кто может наделить вас уделом, если Он перестанет наделять вас Своим уделом?" (Сура "аль-Мульк", 67: аят 21).
Аллаху не нужны помощники в том, чтобы создавать творения. Говорит Аллах: "Таково творение Аллаха! Так покажите Мне, что сотворили все остальные". (Сура "Лукман", 31: аят 11).
Говорит Аллах в суре "аль-Фатиха", утверждая свою единственность в господстве над всеми творениями (рубубийа): "Хвала Аллаху, Господу миров". (Сура "аль-Фатиха", 1: аят 2). Мы, читая суру "аль-Фатиха", каждый раз говорим о единственности Аллаха в господстве над всеми творениями.
Также говорит Аллах: "Воистину, ваш Господь - Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней (дни обыкновенные – те, которые мы знаем (понедельник, вторник и т.д.)), а затем совершил истиуа на Трон. Он покрывает ночью день, который поспешно за ней следует. Солнце, луна и звезды - все они покорны Его воле. Несомненно, Он творит (Ему принадлежит творение) и повелевает (Ему принадлежит власть). Благословен Аллах, Господь миров!". (Сура "аль-Араф", 7: аят 54). То есть, Аллах отвергает наличие кого-то, кто еще может быть господом помимо Него.
И Аллах создал все творения, заложив в них фитру (естество) - естественную природу признания того, что Он их Господь. Даже мушрики, которые поклоняются помимо Аллаха другим лжебожествам признают, что Аллах - Он Господь. Доказательство этого слова Аллаха: "Скажи (мушрикам) (О Мухаммад): "Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?". Они скажут: "Аллах". Скажи: "Неужели вы не устрашитесь? (Так почему вы не убоитесь и не перестанете поклоняться помимо Него другим богам?)". Скажи: "В чьей Руке власть над всякой вещью? Кто защищает, и от Кого нет защиты, если только вы знаете?". Они скажут: "Аллах". Скажи: "До чего же вы обмануты (околдованы, очарованы)! (Зная все это, вы все равно продолжаете поклоняться лжебогам)". (Сура "аль-Му'минун", 23: аяты 86-89)
Этому таухиду практически не противоречит ни одна из известных групп сынов Адама. Почему? Потому что, в сердцах фитра (естество), чтобы признавать господство Аллаха. Сердца склонны признавать господство Аллаха больше, чем склонны к чему-либо еще (то есть, к признанию существования чего-то еще).
Поэтому пророки мир им всем, обращаясь к своим народам, говорили: «Посланники говорили им: "Неужели вы сомневаетесь в Аллахе - Творце небес и земли?"». (Сура "Ибрахим", 14: аят 10).
Самый известный из тех, который делал вид, что он не знает, или притворялся, что он не признает господство Аллаха ("притворялся" - потому что, в душе он признавал) - это Фараон. Он был убежден внутри в господстве Аллаха. Поэтому Муса мир ему сказал Фараону: "Муса сказал: "Ты уже знаешь (О Фараон), что не кто иной, а только Господь небес и земли ниспослал их в качестве наглядных знамений". (Сура "аль-Исра", 17: аят 102). И про народ Фараона (про его знать) Аллах сказал: "Они отвергли их несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости". (Сура "ан-Намль" 27: аят 14).
Если коммунисты (недавно и сегодня) отрицают существование Господа миров - Аллаха, то делают это только внешне. Внутри же они понимают и признают:
- что, то, что существует, обязательно должно иметь Того, Кто его создал - Того, Кто обеспечил существование существующего;
- что оно не могло возникнуть просто так;
- что творения обязательно имеют Творца;
- что каждый след кто-то произвел.
Говорит Аллах: "Неужели они были сотворены сами по себе (или просто так)? Или же они сами являются творцами? Или же это они сотворили небеса и землю? О нет! Просто они лишены убежденности". (Сура "ат-Тур", 52: аяты 35-36). То есть, каждый самый ярый коммунист тоже признает существование Господа или внутри (сердцем), даже если внешне отрицает это. Если посмотреть на мир: как на высший мир, так и на низший мир - на все части этого мира, то мы увидим, что все свидетельствует о том, что существует Творец - Тот, Кто устроил это мироздание.
Тот, кто отрицает это - тот, значит, отрицает, вообще, наличие у него разума. Это высокомерие, которое отвергает вообще и отменяет все результаты и все выводы здравого разума, здравого сердца. Поэтому в одном арабском стихотворении сказаны хорошие слова: "Как можно ослушиваться Аллаха, как можно отрицать Его - Аллаха, Если во всякой вещи есть знамение, которое указывает на то, что Он Один?"
Вся Вселенная покорна Аллаху и подчиняется Ему
Все творения: вся Вселенная с небесами и землей, с орбитами планет, животные, деревья, травы, суша и море, ангелы, люди и джинны - все подчинены Аллаху и не могут выйти за пределы Его власти. Все подчинены Его бытийному велению.
Веление Аллаха бывает бытийное и бывает шариатское (религиозное). Все творения подчинены Его бытийной воле (Его бытийному приказу).
Аллах говорит: "Ему покорились все, кто на небесах и на земле, по своей воле или по принуждению". (Сура "аль-Имран", 3: аят 83). Также говорит Аллах: "Ему принадлежит то, что на небесах и земле. Ему Одному все покоряются". (Сура "аль-Бакара", 2: аят 116). И также Аллах сказал: "Неужели ты не видишь, что перед Аллахом падают ниц те, кто на небесах и на земле, солнце, луна, звезды, горы, деревья, животные и многие люди". (Сура "аль-Хаддж", 22: аят 18).
Почему "многие люди"? Потому, что не все люди поклоняются Аллаху, но все люди подчиняются бытийному приказу Аллаха. Хочешь, не хочешь - будет так, как хочет Аллах. Шариатскому же приказу большинство не подчиняется. То есть, все эти творения и все миры покорны Аллаху, Его власти. С ними происходит то, на что есть Его воля, на что есть Его приказ, на что есть Его веление. И никто не может ослушаться Его.
Всё выполняет свою функцию, свои задачи - то, для чего их создал Аллах. Всё это в очень тонком и отлаженном механизме. И все творения, будучи покорными Аллаху, делают танзих (то есть, все восхваляют Его, очищают Его, отдаляют Его от недостатков, от слабости, от каких-либо пороков).
Аллах говорит: "Его славят семь небес, земля и те, кто на них. Нет ничего, что не прославляло бы Его хвалой, но вы не понимаете их славословия". (Сура "аль-Исра", 17: аят 44). "Его славят" - то есть, делают Ему тасбих.
Что такое "тасбих" ("субхана-Ллах")?
То есть, все они отдаляют Аллаха от всякого несовершенства, от всяких недостатков. И каждой вещи свой тасбих. То есть, все эти творения: те, которые молчат, и те, которые разговаривают, те, которые живы, и те, которые мертвы - все они подчиняются Аллаху (Его бытийному приказу). Все они очищают Аллаха и отдаляют Его от недостатков и пороков. Как? Либо языком (словами), либо своим состоянием. И все творения признают, что Аллах их Господь.
Шейхуль-ислям Ибн Таймийа говорит: "Все они покорны, все они подчинены Аллаху". В каком плане? То есть, все они знают:
1. что нуждаются в Аллахе;
2. все они подчиняются и покоряются Ему - потому что на них действует то, что предопределил и что желает Аллах;
3. все они делают ду'а (взывают к Нему): когда у них есть нужда в Аллахе, тогда они все делают ду'а Аллаху.
Верующий человек подчиняется приказам Аллаха добровольно. То же самое, когда что-то предопределяет ему Аллах из бед и несчастий, верующий человек тоже делает то, что приказал ему Аллах - проявляет сабр (терпит). Все это верующий человек делает добровольно. Потому что он покорен Аллаху.
Подчиняется ли кафир Аллаху, покоряется ли Ему? Да. Но не шариатскому приказу Аллаха, а Его бытийному приказу. То есть, с ним происходит то, что приказывает Аллах - то, что с ним случилось и что бы с ним было. Аллах говорит, что каждая вещь в этой Вселенной делает суджуд (то есть, кланяется Аллаху). У каждой вещи есть суджуд и тасбих в буквальном смысле, но сообразно ее уровню. Не как суджуд у людей и не как тасбих у людей. И это не метафора. Это действительно (просто в переносном смысле) - делают тасбих, но каждый по своему уровню.
После того, что мы привели выше, уже не остается никаких сомнений в том, чтобы сказать, что каждый человек, у которого есть разум и здоровая фитра, утверждает ар-рубубиййа (то есть, господство Аллаха над творениями).
Тот, кто признает, что Аллах - это Тот, Который тебя создал, вырастил и питает тебя, вся твоя судьба и все зависит только от Него (что будет с тобой), что Он тебя наградит, либо Он тебя накажет, то это обязательно указывает человеку на путь от таухида ар-рубубийа к таухиду аль-улюхийа. Значит, поклоняться можно только Аллаху - раз Он Единственный в господстве (рубубийа), значит и в праве на поклонение рабов Он тоже единственный. Значит, только Ему можно поклоняться. Уаджиб (наша обязанность) поклоняться Ему одному и не придавать Ему никого в сотоварищи в поклонении.
То есть, человек, который признает таухид ар-рубубийа, должен обязательно признавать таухид аль-улюхийа. А если признает таухид ар-рубубийа, но не признает таухид аль-улюхийа, то значит, что его таухид неправильный. Значит, этот человек не мусульманин, не мууаххид (не единобожник). То есть, из таухида ар-рубубийа вытекает таухид ал-улюхийа. Поэтому таухид ар-рубубийа приводят первым. Потому что, если человек понимает таухид ар-рубубийа, потом отсюда у него возникает понимание таухида аль-улюхийа.
Тот человек, который признает таухид ар-рубубийа - единственность Аллаха в господстве, то есть в том, что Аллах - Творец, Дающий пропитание, распоряжается и управляет вселенной и нет распоряжающегося во вселенной и устроителя кроме Него - кто все это признает, тот должен обязательно признать, что только Он заслуживает поклонения во всех его видах - кроме него никто больше. Это называется таухид "аль-улюхийа", или таухид "аль-'ибада".
Что значит "илях"? "Илях" - это тот, кому поклоняются с любовью и возвеличиванием. Отсюда слово "улюхийа" - тот же корень.
Что такое "улюхийа"?
"Улюхийа" - это:
- никому не делать ду'а (поклонение) кроме Аллаха,
- ни к кому не взывать о помощи в том, чем владеет только Аллах,
- не полагаться и не уповать (тауаккуль) ни на кого, кроме Аллаха,
- ни ради кого другого не резать курбан,
- никому не посвящать назр (обет) кроме Аллаха.
То есть, все виды поклонения в любых его видах должны быть посвящены только Аллаху!
Таухид ар-рубубийа - это указатель (далиль) на таухид аль-улюхийа. Поэтому Аллах в Коране во многих местах таухид ар-рубубийа ставит как довод на таухид аль-улюхийа. И первый аят в Коране, который является приказом, приводится в суре аль-Бакара (если начинать читать от суры "аль-Фатиха" и дальше) и приказывает нам поклоняться только Аллаху. Первый аят приказывает нам таухид! Аллах сказал: "О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, – быть может, вы устрашитесь. Он сделал для вас землю ложем, а небо – кровлей, низвел с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания. Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно". (Сура "аль-Бакара", 2: аяты 21-22). То есть: "Аллах создал вас, создал тех, которые были до вас, разостлал для вас землю, устроил для вас небо, низвел оттуда воду, вырастил плоды, чтобы вас пропитать, Он вас питает" - все это таухид ар-рубубийа.
И это Аллах использует как указание на: "Никого не равняйте с Аллахом". Аллах говорит: "Поклоняйтесь вашему Господу". Всё! Больше никому. Это первый аят в Коране, который содержит приказ. И этот приказ о таухиде! То есть, естественный путь, который заложен в человеке - это утверждение таухида аль-улюхийа, опираясь на таухид ар-рубубийа. Аллах, зная свои творения, указывает нам на это.
Всякое творение (человек) задумывается о том, откуда его источник. То есть: "Вот я есть. А откуда я? Где мой источник? Кто меня создал? Откуда источник моего существования? Кто, тот, от которого зависит, будет ли мне хорошо или будет мне плохо, будет мне вред или польза?".
Когда он поймет, что это Творец небес и земли - Аллах, то он уже сердцем дошел до Творца. И теперь, когда он знает, что все зависит от Того, от Кого его создание, вред и польза, его счастье и несчастье - тут он уже начинает искать путь: "Как же приблизиться к Тому, от Которого все зависит? Как добиться Его расположения? Что делать, чтобы приблизиться к Нему? Как сделать так, чтобы Он был доволен мною, чтобы я был счастлив? Как укрепить связь между мной и Аллахом - Тем, от Которого все зависит?".
Поэтому, понимание человеком таухида ар-рубубийа становится для него дверью в таухид аль-улюхийа. Поэтому Аллах, когда объясняет мушрикам (многобожникам) в Коране необходимость поклонения Ему одному, то напоминает им о чем? И что им приводит как довод? Таухид ар-рубубийа!
Аллах сказал: "Скажи (Мухаммад): "Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если только вы знаете?". Они скажут: "Аллаху (то есть, они признают таухид ар-рубубийа)".
Скажи: "Неужели вы не помяните назидание (почему же тогда вы не поклоняетесь Аллаху?)?". Скажи (Мухаммад): "Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?".Они (опять) скажут: "Аллах". Скажи: "Неужели вы не устрашитесь? (тогда почему вы взываете и обращаетесь с поклонением не к Нему, а к другим помимо Аллаха?)"" (Сура "аль-Муминун", 23: аяты 84-87). Также Аллах сказал: "Таков Аллах, ваш Господь. Нет божества (достойного поклонения), кроме Него, Творца всякой вещи (это таухид ар-рубубийа). (и поэтому) Поклоняйтесь же Ему! (таухид ар-рубубийа к таухиду аль-улюхийа)" (Сура "аль-Ан'ам", 6: аят 102). То есть, Аллах как довод приводит свою единственность в господстве на свою единственность в праве на 'ибада (поклонение).
Всевышний Аллах сказал: "Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне". (Сура "аз-Зарийат", 51: аят 56). Что значит: "Чтобы они поклонялись Мне"? То есть: "Чтобы поклонялись только Мне - Мне одному посвящали все виды своего поклонения". Чтобы утверждали таухид аль-улюхийа. Потому что мушрики-арабы верили:
- в существование Аллаха,
- в то, что Аллах Творец,
- в то, что Аллах – Дающий пропитание,
- в то, что от Него все зависит.
- в то, что Аллах оживляет и умерщвляет.
Во всё это верили мушрики. То есть, таухид ар-рубубийа у них был, но не было таухида аль-улюхийа. Аллах сказал: "Если ты (о Мухаммад) спросишь у них (у мушриков), кто сотворил их, они непременно (обязательно) скажут: "Аллах"" (Сура "аз-Зухруф", 43: аят 87). И во многих других аятах - то же самое.
Поэтому, если человек говорит, что таухид - это утверждение:
- существования Аллаха,
- что Аллах - Творец,
- что Аллах Один распоряжается во вселенной.
...и на этом заканчивает свое понятие о таухиде, то мы говорим, что это значит, что человек не знает таухид. И что человек не понимает, что значит быть мууаххидом (единобожником). Человек не знает, к чему призывали посланники. Потому что мушрики - они знали, что такое таухид ар-рубубийа (верили в Аллаха). Но! То, ради чего были посланы посланники - это таухид аль-улюхийа.
Таухид аль-улюхийа
Мы приступаем к изучению второго вида таухида - "таухид аль-улюхийа". Мы сказали, что таухид - это:
- убежденность в том, что Аллах есть Единственный Творец и Распорядитель и все, что касается действия и господства;
- посвящать поклонение Ему Одному и никому кроме Него;
- утверждать и признавать прекраснейшие имена и высочайшие атрибуты Всевышнего Аллаха, отрицая в отношении Него какие-либо недостатки. Это и есть таухид.
Мы сказали, что из таухида ар-рубубийа (признанием человека таухида ар-рубубийа - что Аллах Единственный Господь), вытекает признание таухида аль-улюхийа.
"Улюхийа" - значит "'ибада" (поклонение), "божественность".
Если таухид ар-рубубийа - это признание единственности Аллаха в Его действиях, то здесь мы говорим, что таухид аль-улюхийа - это признание единственности Аллаха в действиях рабов. Каких действиях? Совершенных ими с целью приближения к Аллаху, установленными Им (Аллахом) способами.
Итак, "таухид аль-улюхийа" ("таухид божественности") - это единственность Аллаха в праве на действия рабов, совершаемых ими с целью приближения к Нему, установленными Аллахом способами. То есть, только Аллах имеет право на действия рабов, которые они совершают для того, чтобы приблизиться к Нему - из тех, которые Он установил. Сюда входит:
- ду'а (мольба) только Аллаху - больше никому;
- назр (обет) посвящается только Аллаху;
- нахр (жертвоприношение) только Аллаху;
- ар-раджа (чаяние) только Аллаху;
- аль-хауф (страх - тайный страх) только Аллаху;
- тауаккуль (упование) только на Аллаха;
- чаяние и трепет (рагъба и рахъба) только Аллаху;
- обращение к Аллаху (аль-инаба).
Все это только Аллаху. Это и есть "таухид аль-улюхийа" - единственность Аллаха в праве на поклонение Ему.
Или, мы говорим: ""Таухид ар-рубубийа" - это единственность Аллаха в Его действиях (то есть, что только Он Один творит, питает, владеет и т.д.), а "таухид аль-улюхийа" - это единственность Аллаха в действиях рабов, совершаемых с целью приближения к Нему (ду'а, обет, намаз, пост и т.д.)".
Именно этот вид таухида был той темой, ради которого Аллах посылал пророков - основной целью послания пророков. Основной темой их призыва был призыв к таухиду аль-улюхийа: от первого посланника - Нуха (мир ему), до Мухаммада мир ему и восхваление Аллаха - последнего из посланников. Доказательство этого - Аллах говорит: "Мы отправили к каждой общине посланника (для чего?): "Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!" (Сура "ан-Нахль", 16: аят 36).
Также Аллах говорит: "Мы не посылали до тебя (о Мухаммад) ни одного посланника, которому не было бы внушено: "Нет божества, достойного поклонения, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!"" (Сура "аль-Анбийа", 21: аят 25).
Каждый пророк начинал свой призыв с приказа о таухиде аль-улюхийа (то есть, единственности Аллаха в поклонении), приказывая поклоняться только Ему Одному. Аллах сказал о том, что говорили пророки. (Нух, Худ, Салих, Шу’айб (мир им)): "О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества (иляха), кроме Него". (Сура "аль-Араф", 7: аят 59, 65, 73, 85). Это доказательство того, что пророки посылались с основной миссией - призыв к таухиду аль-улюхийа.
Также Аллах сказал об Ибрахиме (мир ему): "А вот Ибрахим сказал своему народу: "Поклоняйтесь Аллаху и бойтесь Его!" (Сура "аль-Анкабут", 29:16). А также Аллах сказал, какая была основная миссия последнего посланника - Мухаммада да восхвалит его Аллах и приветствует: "Скажи (о Мухаммад): "(Поистине) мне велено (приказано) поклоняться (только Одному) Аллаху, очищая перед Ним веру (искренне посвящая Ему Одному поклонение - религию)" (Сура "аз-Зумар", 39: аят 11).
Посланник Аллаха мир ему и восхваление Аллаха сказал: "Мне было приказано сражаться с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха". (аль-Бухари, 25; Муслим, 22; Ибн Хиббан, 175, 219; аль-Багъауи, 33. См. "Мишкат аль-Масабих", 12.)
Первый уаджиб (первая обязанность) человека, который является мукалляфом (то есть, тем, кто отвечает и несет ответственность за свои действия перед Аллахом) - свидетельствовать, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и действовать сообразно этого свидетельства. Аллах говорит: "Знай же, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех". (Сура "Мухаммад", 47: аят 19). То есть, первое, что приказывает Аллах человеку, который хочет войти в Ислам - произнесение двух свидетельств (с пониманием их) и действиям сообразно тому, что они (свидетельства) означают.
Итак, таухид аль-улюхийа - это миссия пророков и задача, с которой они были посланы.
Почему "таухид аль-улюхийа" так называется?
Называется "таухид аль-улюхийа" потому, что "улюхийа" ("божественность") - это описание и качество Аллаха, Его атрибут. Его имя "Аллах" - по одной версии: это есть высочайшее и величайшее имя. "Аллах" означает "аль-Илях" - то есть, Единственный истинный Бог, Единственный, Кто достоин поклонения. Итак, "улюхийа" - это атрибут Аллаха - божественность. То есть, право на поклонение рабов. Поэтому называется "таухид аль-улюхийа".
Второе название таухида аль-улюхийа - "таухид аль-'ибада". Если в первом случае название дали с точки зрения атрибута Аллаха, потому что улюхийа принадлежит Аллаху, то во втором случае "'ибада" - с точки зрения атрибута творения. Атрибут человека - он раб ('абд) Аллаха, который должен поклоняться только Аллаху, делать Ему 'ибада (поклонение) искренне. Почему? Потому что он нуждается в своем Господе. Потому что он не может без Него. Поэтому называется "таухид аль-'ибада".
Шейхуль-ислям Ибн Теймия говорит: "Знай, что нужда раба в Аллахе в том, чтобы поклоняться Аллаху, не придавая Ему ничего в сотоварищи - что нет у него никакой другой нужды, которая сравнима с этой его нуждой". То есть, твоя потребность в поклонении Аллаху - с ней ничего нельзя сравнить, ничего аналогичного нет.
Немного похожа в некоторых аспектах на потребность тела в питании - в том, как тело нуждается в питании, питье, воде (немного можно увидеть какую-то похожесть), но все равно разница между ними большая.
Потому что суть человека - это его сердце (сущность человека - это его дух). И дух не может нормально существовать без Того, Кому он поклоняется - без поклонения Аллаху, кроме которого нет другого Бога, достойного поклонения. То есть, человек не может обрести покой в этом мире без поклонения Аллаху. И даже если ты обретаешь какие-то наслаждения в этом мире и какую-то радость, которую ты находишь не в Аллахе (не в поклонении Ему), то эти твои наслаждения очень недолговечны. То есть, ты переходишь от одного вида наслаждения к другому и т.д. - и они недолговечны, сменяются. Ты переходишь от одного человека к другому: в детстве с родителями находил какое-то успокоение - потом родителей нет, потом дети - детей нет, потом друг - друга нет, другой друг и т.д. То есть, не находишь постоянно успокоения. Что касается Аллаха, то без Него и без поклонения Ему, все время - от начала жизни до конца жизни - человек не может существовать. Где бы он ни был, Аллах с ним.
Итак, мы говорим, что этот вид таухида - это то, с чем пришли посланники. Почему? Потому что - это основа, на которой строятся все остальные деяния. Все остальные деяния человека строятся на таухиде аль-улюхийа. Если у человека нет таухида аль-улюхийа, тогда все его деяния недействительные. Если есть ширк (то есть, противоположность таухиду аль-улюхийа), тогда все его деяния недействительные. Аллах Всевышний сказал: "Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей". (Сура "ан-Ниса", 4: аят 48, 116).
"Не прощает" - значит что? - "В Ад на веки". Да упасет Аллах.
Также сказал Аллах в доказательство того, что это основа и если ее нет, то все деяния тщетны: "Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: "Если ты (Мухаммад, конечно, не может сделать ширк, но: "Даже если ты, о Мухаммад сделаешь ширк ...") станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток". (Сура "аз-Зумар", 39: аят 65). То есть, это основа. Без нее все деяния недействительны. Поэтому, это - основная тема призыва пророков. Еще почему?
Потому что это - первый уаджиб (первая обязанность) раба. Потому что это - первая обязанность, которую возложил Аллах на раба.
Мы знаем, что есть суры в Коране, в которых Аллах перечисляет основные заповеди для рабов - 10 заповедей (10 фардов/уаджибов) - основных обязанностей раба (человека). И Аллах начинает всегда с чего?
Он говорит: "Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям ..." (Сура "ан-Ниса", 4: аят 36) Также Аллах говорит: "Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям". (Сура "аль-Исра", 17: аят 23). Также Всевышний сказал: "Скажи: "Придите, и я прочту то, что запретил вам ваш Господь". Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи и делайте добро родителям". (Сура "аль-Анам", 6: аят 151)
Итак, это первый уаджиб (первая обязанность), которая лежит на человеке. То есть, исходя из этих двух причин, пророки основной темой своего призыва делали таухид аль-улюхийа. Потому что:
1. Без него недействительны все остальные деяния.
2. Это самая первая и самая главная обязанность (заповедь), которую Аллах вменил сынам Адама.
Если вы помните в предыдущих статьях мы с вами обсудили тему Свидетельства ля иляха илляЛлах Мухаммадан расулюЛлах, можете пройти по ссылке и еще раз изучить данную тему.
А мы перейдем к "таухид аль-асма уа-с-сыфат"
Таухид аль-асма уа-с-сыфат - это признание прекрасных имен и высочайших атрибутов Аллаха. И это третий вид таухида. Выше мы уже приводили доказательства из Корана и Сунны на таухид ар-рубубийа, а это то, что Аллах - единственный Господь, единственный Творец, единственный, Кто наделяет. Затем мы разбирали таухид аль-улюхийа и тоже приводили доказательства на него из Корана и Сунны.
Теперь, что касается доводов на таухид аль-асма уа-с-сыфат, то также приведем доводы - сначала из Корана, а затем из Сунны. Аллах говорит: "У Аллаха - самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их и оставьте тех, которые уклоняются от истины в отношении Его имен. Они непременно получат воздаяние за то, что совершали". (Сура "аль-Араф", 7: аят 180) В этом аяте Аллах утверждает наличие у Себя "аль-асма" (это множественное число от "исм" - то есть, "имя"). Он утверждает наличие у Себя имен. Аллах сообщает, что эти имена "аль-хусна", то есть - прекраснейшие, высшей степени красоты.
Аллах говорит: "Взывайте к Нему по ним ..."- то есть, Он приказывает нам делать ду'а, обращаться к Нему через эти прекраснейшие имена: "Йа Аллах...", "Йа Рахман...", "Йа Рахим...", "Йа Хайю, йа Къайюм...", "Йа Раббиль-'алямин..." и т.д. И дальше Он говорит: "... оставьте тех, которые уклоняются от истины в отношении Его имен" - то есть, здесь Он угрожает тем, которые отклоняются от истины в вопросе Его имен. Каким образом они отклоняются? Такие люди, либо вообще отрицают имена Аллаха, либо делают та'уиль, и другие виды отклонений в вопросе имен Аллаха.
Что такое та'уиль?
Та'уиль - это трактовка имен Аллаха не сообразно их правильному смыслу (то есть, объяснение имен Аллаха не тем смыслом, на который они указывают).
Всевышний угрожает тем, которые делают "ильхад" (отклонение в вопросе имен Аллаха). Откуда произошло слово "ильхад"? Мы знаем, что, когда роется могила, сначала ее роют прямо, а потом отклоняются в сторону и делают нишу, которая называется "ляхд". И отсюда "ильхад" - то есть, отклоняться в сторону. И Аллах говорит про таких людей: "Он воздаст им справедливым воздаянием за то, что они делали".
Следующее доказательство - Аллах говорит: "Аллах! – нет бога (достойного поклонения), кроме Него, у Него – прекраснейшие имена". (Сура "Та Ха", 20: аят . Также Аллах говорит: "Он - Аллах, и нет божества, кроме Него (достойного поклонения), Ведающего сокровенное и явное. Он - Милостивый, Милосердный. Он - Аллах, и нет божества, кроме Него (достойного поклонения), Властелина, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далек от того, что они приобщают в сотоварищи. Он - Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. У Него - самые прекрасные имена. Славит Его то, что на небесах и на земле. Он - Могущественный, Мудрый". (Сура "аль-Хашр", 59: аят 22-24).
Вышеприведенные аяты указывают на наличие у Аллаха прекраснейших имен. И это были доказательства из Корана. Далее, с дозволения Аллаха, приведем доводы из Сунны Пророка мир ему и восхваление Аллаха. Это хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха да восхвалит его Аллах и приветствует сказал: "Поистине, у Аллаха есть девяносто девять имён − сотня без одного, и тот, кто будет перечислять их, войдёт в Рай".( аль-Бухари, 2736, 6410; Муслим, 2677; ат-Тирмизи, 3508; Ибн Маджах, 3860. См. "Сахих аль-джами' ас-сагъир", 2166.)
Этот хадис указывает на то, что у Аллаха есть имена - и сказано, что их: "... 99". Означает ли это, что их всего 99? Нет, имена Аллаха не ограничиваются этими 99-ю именами. От Ибн Мас'уда да будет доволен им Аллах сообщается, что Посланник Аллаха да восхвалит его Аллах и приветствует говорил, обращаясь к Аллаху: "Я прошу Тебя каждым именем, которым Ты обладаешь, которым Ты назвал Себя, или ниспослал его в Книге Своей, или открыл его кому-либо из сотворенных Тобой, или оставил его скрытым ото всех, кроме Тебя, сделать Коран весной моего сердца". (Ахмад, 1/391; Ибн Хиббан, 3/972; ат-Табарани, 10352. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, имам аль-Багъауи, хафиз Абуль-Фадль аль-Багъдади, шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа, шейх Ибн аль-Къаййим, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани.)
Эта ду'а, называется "ду'а печали" - то есть, когда человека охватывает печаль или тоска, то он обращается к Аллаху с этой мольбой. И из этого хадиса становится ясно, что у Аллаха есть имена, которые нам неизвестны, что их не 99, а больше.
А что значат слова: "... кто будет перечислять их ..."?
Речь о таком человеке, который будет знать их, перечислять, взывать к Аллаху этими именами и поклоняться Аллаху сообразно смыслов этих имен. Такой человек знает, что Аллах - Видящий, Знающий, и, соответственно, человек ведет себя так: то есть, зная, что Аллах - Слышащий, не говорит то, чем не доволен Аллах; зная, что Он - Видящий, не делает то, чем не доволен Аллах. Это и есть смысл слов "... кто будет перечислять их ..." - то есть, не значит, что достаточно просто перечислить сами имена. Далее, каждое из имен Аллаха включает в себя какой-либо его атрибут (сыфат). В чем отличие имени от атрибута?
Имя (исм) Аллаха - это то, чем именуется Аллах, те имена, которыми Он назван: ар-Рахман, ар-Рахим и т.д. - то есть, это имена Аллаха.
Атрибуты (сыфат) Аллаха - это то, чем описывается Аллах из Его качеств.
Приведем правило ахлю-Сунна уаль-джама'а: "Каждое имя указывает на атрибут (каждое имя несет в себе смысл какого-либо атрибута)". Если мы говорим, что Он - ар-Рахман (Тот, Который объемлет своей милостью все сущее), значит, у Него есть атрибут "рахма" (милость). Если Он - ас-Сами' (Слышащий), значит, у Него есть слух сообразно Его Величия. То есть, не так, как говорят заблудшие: "Ар-Рахман, но без милости, Ас-Сами', но без слуха. Аль-Басыр, но без зрения". Нет!
У Аллаха есть атрибуты зрения, слуха, видения, милости - сообразно Его Величия:
- Ас-Сами' (Слышащий) – указывает на атрибут "слух",
- Аль-Басыр (Видящий) – указывает на атрибут "зрение",
- Аль-Хаким (Мудрый) указывает на атрибут мудрости, что у Него есть мудрость.
И так каждое имя указывает на какой-либо атрибут. Теперь приведем доказательство на атрибуты из Корана и Сунны. Аллах Всевышний сказал: "Скажи: "Он - Аллах Единый, Аллах Самодостаточный (ас-Самад – то есть, Тот, к Которому со своей нуждой стремятся все творения, нуждаясь в Нем). Он не родил и не был рожден (то есть, Аллах - не есть причина и не есть следствие, не отец и не сын). И нет никого подобного Ему"". (Сура "аль-Ихляс", 112: аяты 1-4)
А ведь каждый человек является следствием отношений его родителей, то есть, родители - причина его рождения, а он, в свою очередь, может стать причиной рождения своих детей. И так идет эта цепочка причин и следствий. Аллах же - не причина и не следствие. Он - Тот, Который управляет всем - причинами и следствиями. Он - не отец и не сын.
В хадисе от Анаса (да будет доволен им Аллах) передается, что один из ансаров будучи имамом руководил молитвой верующих в мечети Куба'. И каждый раз, когда он читал в рака'ате Коран, он начинал с суры "аль-Ихляс", а после этого начинал читать другую суру, вместе с ней, поступая так в каждом рак'ате. Молящиеся вместе с ним люди стали беседовать с ним и говорить ему: "Всякий раз ты начинаешь чтение Корана после "аль-Фатихи" с этой суры, а затем, не считая этого достаточным, приступаешь к чтению другой суры. Тебе следует читать или только её, или прекратить читать её и читать какую-нибудь другую суру". Он ответил: "Я не прекращу её читать: если вы хотите, чтобы я оставался вашим имамом, то я так и буду продолжать читать её, а если вам это не нравится, то я уйду от вас". Люди знали, что он был наилучшим из них и не хотели, чтобы их имамом был кто-нибудь другой, поэтому, когда однажды Пророк мир ему и восхваление Аллаха посетил их мечеть, то они рассказали ему об этом. Он да восхвалит его Аллах и приветствует спросил: "О, такой-то! Что мешает тебе поступать так, как просят тебя люди? Что заставляет тебя читать эту суру в каждом рак'ате?". Он ответил: "Поистине, я люблю её (то есть, суру "аль-Ихляс"), – (на что Пророк ) сказал: "Поистине, любовь к ней введет тебя в Рай!". (аль-Бухари, 774; ат-Тирмизи, 2901.)
Эта сура содержит атрибуты Аллаха. И сура "аль-Ихляс", и эти хадисы, в которых рассказывается об этой суре, указывают на атрибуты Аллаха. В Коране еще есть аяты, и их множество, которые рассказывают об атрибутах Аллаха. Так, Аллах говорит: "Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием". (Сура "ар-Рахман", 55: аят 27)
Этот аят указывает на атрибут Аллаха - Лик. Когда мы говорим: "Лик Аллаха", - то мы ничего не представляем себе. Тот, кто что-то представляет, тот поклоняется идолу. Ничего не представляем! Да, у Аллаха Лик, но сообразно Его Величия, без вопроса "Как?". Также Всевышний Аллах сказал: "О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками?". (Сура "Сад", 38: аят 75). То есть, мы признаем, что у Аллаха есть Рука. Но! Когда мы говорим: "Рука Аллаха", - то мы ничего себе не представляем, никакую руку, без вопроса: "Как?". Это не рука творений, не рука людей. Рука Всевышнего сообразно Его Величия!
Также Аллах сказал:"Его обе Руки простерты". (Сура "аль-Маида", 5: аят 64). Это доказательство на две Руки Аллаха сообразно Его величия, без вопроса: "Как?". Это очень важно! У Аллаха есть также атрибуты довольства, гнева, негодования и т.д. И на все эти атрибуты есть доказательства в Коране. Итак, это были доводы из Корана и Сунны на имена и атрибуты Аллаха.
Что касается умозрительного довода, подтверждающего существование имен и атрибутов Аллаха, на которые тоже указывает Шариат, то можно сказать следующее:
Если посмотреть на творения Аллаха с их величием и разнообразием, как их много и какие они разные - и все это упорядочено; и каждое творение устроено так, что выполняет возложенную на него функцию; и каждое творение движется и существует сообразно плану, установленному Аллахом - все это указывает на величие Аллаха! Указывает на Того, Кто мог это сотворить. И обязательно это - Тот, у Кого есть 'азама (величие), 'ильм (знание), хикма (мудрость), кудра (мощь, могущество), ирада (воля).
Мы видим, как Аллах милосердствует творениям, какими благами Он их наделяет и как Он отстраняет от всех творений вред, как Он снимает с нас печали и заботы. Все это указывает на то, что у Аллаха есть рахма (безграничная милость), аль-карам (великодушие и щедрость).
Мы видим, как Аллах наказывает грешников, мстит им. Все это указывает на наличие у Него таких атрибутов как гнев, нелюбовь к чему-то. И, наоборот, мы видим, как Аллах награждает тех, которые покорны Ему. Это указывает на то, что у Него есть рида (довольство), махабба (любовь) к этому.
Итак, это были умозрительные доказательства на существование имен и атрибутов Аллаха. Давайте теперь рассмотрим тех, которые отрицают имена и атрибуты Аллаха или отрицают часть имен и атрибутов Аллаха.
Есть три наиболее известные крупные группы, которые отрицают имена и атрибуты Аллаха: отрицают либо полностью, либо в той или иной степени.
1. Первая группа – аль-джахмия (джахмиты). Джахмиты – это последователи человека, которого звали Аль-Джахм ибн Сафуан. Они полностью отрицают имена Аллаха (Субхана уа Тааля). Для них имена – это нечто сотворенное, отдельное от Аллаха. Они отрицают имена так же, как отрицают и все атрибуты Аллаха, кроме одного – Существование (аль-Вуджуд). Все остальные же атрибуты они отрицают. Таковы джахмиты.
2. Вторая группа – это му’тазилиты. Му’тазилиты – это последователи человека по имени Уасила ибн Ата. Почему они названы му’тазилитами? Потому что Уасиль ибн Ата и его товарищи сидели в кружках на занятиях у аль-Хасана аль-Басри. Хасан аль-Басри – это известный табиин, великий ученый этой уммы, родившийся в доме Умм Салямы да будет доволен ею Аллах, которая была женою пророка мир ему и восхваление Аллаха. Итак, они сидели в его научном кружке, занимались у него, но разошлись с ним во взглядах и отделились (от арабского глагола «и' тазала» – «отделяться») от него, и поэтому они названы му’тазилитами. Они чуть-чуть легче, чем предыдущие. Они подтверждают наличие у Аллаха имен, но они говорят:
«Имена Аллаха – это просто слова, это просто названия без смысла. Они не указывают на какие-то атрибуты. Ар-Рахман, но без Рахмы – Милостивый, но без Милости; аль-Басир – Видящий, но без Зрения; ас-Сами’ – Слышащий, но без Слуха». И так далее... То есть они считали, что Сами’ – это то же самое, что Рахман, Рахман – то же самое, что Рахим. Это просто синонимы, и каждое отдельное имя не имеет какого-то своего смысла и не указывает на какой-то атрибут. Так говорят они (му’тазилиты). А атрибуты (сыфаты) Аллаха они отрицают так же, как и джахмиты. Но если джахмиты оставляют один атрибут «Существование» (аль-Вуджуд), то эти признают еще два (помимо аль-Вуджуд), то есть у них их три.
3. Третья группа, которая нарушает таухид аль-асма уа-с-сыфат – это ашариты (аль-ашария) и матуридиты (аль-матуридийа) и те, которые за ними последовали. Ашариты – это те, которые считают себя последователями мазхаба (пути, школы) каляма – это так называемая исламская философия «аль-калям», как они ее называют – одна из школ Абу Хасана аль-Ашари. Но они являются последователями его учения до того момента, когда он совершил тауба (покаяние) и вернулся к учению Ахлю сунна уаль-джама’а, к учению саляфу ас-салих, то есть праведных предшественников. Они же остались на каком этапе его учения? На том этапе, когда он еще не совершил тауба, не вернулся к учению Ахлю сунна уаль-джама’а. То, что они считают себя его последователями – это не совсем верно, а более верно, что они последователи его какого-то жизненного этапа. И матуридиты – последователи человека по имени Абу Мансур аль-Матуриди.
В чем расхождение этой группы: ашаритов и матуридитов – с учением Ахлю сунна уаль-джама’а в вопросах таухида аль-асма уа-с-сыфат?
Они утверждают имена Аллаха и утверждают некоторые атрибуты Аллаха, отрицая остальные. Если открыть любую ашаритскую или матуридитскую книгу, то мы видим там некоторые атрибуты сущности: семь – у ашаритов, восемь – у матуридитов. Все остальные они отрицают.
Ашариты – это как бы те, которые ушли от школы му’тазилитов и направились в сторону учения Ахлю сунна уаль-джама’а, но не дошли до него и остались где-то посередине, не дойдя до учения Ахлю сунна уаль-джама’а и праведных предшественников.
Что объединяет все эти три группы, и где тот камень преткновения или та ошибка, на которых строятся заблуждения всех этих трех групп, почему они все отошли от правильного представления в вопросах имен и атрибутов Аллаха?
У всех один и тот же пункт, у всех одно и то же, на чем они споткнулись: они думают, что избегают уподобления Аллаха творениям, потому что у творения есть некоторые имена или есть некоторые атрибуты, которые называются так же, как они называются у Аллаха. Например, у Аллаха есть Руки, и у творений есть руки. И они говорят: «Раз называется одинаково, то есть в названии - общность, в смысле - общность, то это означает и общность самой сути».
Понятна их ошибка? Они говорят: «Если что-то называется одинаково у Аллаха и у творений, и смысл, на который указывает, тот же самый – это означает, что и сущность этого та же самая. А раз сущность этого та же самая, то отсюда следует, что творение подобно Творцу. Это значит, что нужно сделать две вещи:
- Либо как-то тексты Корана и Сунны, где рассказывается об именах и атрибутах Аллаха, отклонить от их очевидного смысла (захир) и сделать трактовку (таъуиль). Например, у Аллаха есть Лик (Уаджх) и у творения есть лик (уаджх), и смысл у них одинаковый, раз так, значит и Лик Аллаха, и лик творений одинаковы по своей сущности, значит происходит уподобление Аллаха творениям, и поэтому нужно от этого убегать. Убегать куда? Первое – сделать таъуиль, т.е сказать, что мы не признаем очевидный смысл (захир). И значит должны сказать, что Лик Аллаха – это Сущность Аллаха (Зат). Или сказать, что Рука (Йад) – это Милость Аллаха (Ни'ма) или Мощь (Кудра). То есть необходимо таким образом истолковать атрибуты, иначе получается, что Аллах подобен творениям.
- Либо второй путь: сказать, что мы не знаем смысл текстов, рассказывающих об атрибутах Аллаха, то есть сделать тафуид, сказав, что смысл атрибутов знает только Аллах, Субхана уа Тааля. Да, у Аллаха есть две Руки (Йадан), говорится: «Его две Руки распростерты». (5:64), но что такое «Руки» мы не знаем, и только Аллах знает, что такое «Руки». Но в любом случае нельзя понимать эти тексты согласно их очевидному смыслу, а нужно это знание о смысле препоручить только Аллаху».
Итак, причины, почему эти группы отклонились от правильного пути в вопросах имен и атрибутов Аллаха, потому что, по их представлению, утверждать наличия у Аллаха атрибутов – это значит уподоблять Аллаха творениям.
«Как можно сказать, что Аллаха есть Рука и у творения есть рука, называется так же и означает то же самое, что и у творений?» - говорят они. Они представляют себе какие-то руки, а потом ужасаются и говорят: «Нет, у Аллаха нет Руки. И нужно либо сказать, что мы не знаем, что Аллах имеет в виду под словом "рука" (йад), и только Аллах знает, что это такое (то есть сделать тафуид - препоручить знание о смысле только Аллаху). Либо нужно сделать трактовку (таъуиль) и отклонить атрибут от его очевидного смысла. Под Рукой Аллаха иметь в виду Мощь Аллаха или Милость Аллаха». На этом сомнении построено их заблуждение.
Если коснуться истории отрицания имен и атрибутов Аллаха, то первыми были не джахмиты, а первыми, кто отрицал имена Аллаха, были мушрики-курейшиты, к которым пришел Мухаммад да восхвалит его Аллах и приветствует. Всевышний Аллах сказал: «Так Мы отправили тебя к народу, до которого жили другие народы, чтобы ты прочел им то, что Мы внушили тебе в откровении, но они не уверовали в Милостивого». (сура Ар-Раад 13: аят 30). Почему Аллах ниспослал этот аят?
Рассказывается, что когда курейшиты услышали, что пророк Мухаммад мир ему и восхваление Аллаха упомянул имя Аллаха «Ар-Рахман», они высказали свое порицание и стали отрицать это, поэтому Аллах ниспослал аят: «они не уверовали в Милостивого (Рахман)». Ибн Джарир ат-Табари в своем тафсире упоминает, что этот аят был ниспослан по поводу Худейбиского мира, который заключил пророк Мухаммад мир ему и восхваление Аллаха в 6 году хиджры, когда он отправился, чтобы совершить Умру, но курейшиты не дали ему войти в Мекку для совершения Умры. Потом было заключено 10-летнее перемирие между мусульманами и мушриками Мекки. И когда секретарь (писец) записал текст договора и начал писать «БисмиЛляхи р-Рахмани р-Рахим…», тогда сказали курейшиты: «Кто такой Рахман, мы не знаем, мы отрицаем это. Пиши: «Во имя Твое, о Аллах»
Ибн Джарир передает от Ибн Аббаса, что когда пророк мир ему и восхваление Аллаха находился в суджуде, взывая к Аллаху, и говорил «Йа Рахман, Йа Рахим», мушрики, услышав это, стали смеяться и говорить: «Этот говорит, что поклоняется одному Богу, а почему-то взывает к двоим (к Рахману и к Рахиму)» И тогда Аллах в суре аль-Исра ниспослал аят: «Скажи: «Взывайте к Аллаху или взывайте к Милостивому! Как бы вы ни взывали к Нему, у Него — самые прекрасные имена». ( сура аль-Исра, 17: аят 110).
Поэтому в суре Фуркан говорит Аллах: Когда им говорят: «Падайте ниц перед Милостивым!» — они говорят: «Что такое Милостивый? Неужели мы будем падать ниц перед тем, кому ты нам приказываешь?» (сура Фуркан, 25: аят 60). Итак, эти мушрики-арабы являются предшественниками джахмитов, му’тазилитов и ашаритов в этом заблуждении, потому что они отрицают то, что утвердил Аллах для Себя. Аллах говорит, что это у Меня есть, это Мое имя или это Мой сыфат (атрибут), а они говорят «нет». Плох предшественник и плох последователь.
Итак, это о том, кто заблудился в этом вопросе и почему. Теперь мы должны дать им ответ на их заблуждения, дать опровержение их заблуждению.
Первый пункт, в котором мы дадим ин ша'а Ллах опровержение тому, что они говорят.
Во-первых, Аллах утвердил для Себя определенные имена и атрибуты. И пророк мир ему и восхваление Аллаха утвердил в своей Сунне определенные имена и определенные атрибуты для Аллаха. Поэтому тот, кто отрицает какие-либо имена или атрибуты Аллаха, все или часть из них, тот значит отрицает то, что утверждают Аллах и Его посланник да восхвалит его Аллах и приветствует. Что это, как не противодействие и вражда с Аллахом и Его посланником мир ему и восхваление Аллаха? Это первое: если Аллах и его посланник мир ему и восхваление Аллаха утвердили, то как они могут это отрицать?!
Второй пункт. Из наличия у творений атрибутов, которые так же называются, как и у Аллаха Субхана уа Тааля, или то, что творения называются какими-либо именами, которые есть у Аллаха Субхана уа Тааля, не вытекает подобия атрибутов Аллаха атрибутам творений. У Аллаха имена и атрибуты, которые соответствуют Ему, а у творений – имена и атрибуты, которые соответствуют им и их уровню. Точно так же, как у Аллаха есть Сущность (Зат), и у творений есть сущность (зат). Никому не придет в голову сказать, что Сущность Аллаха такова, как сущность творений. Так вот, говорить об атрибутах Аллаха – это то же самое, что говорить о Его Сущности. Точно так же, как в сущности нет подобия, точно так же и в атрибутах нет подобия. Если атрибут у творения называется так же, как и атрибут у Аллаха, и имеет такой же общий смысл, это не значит, что этот атрибут такой же по своей сущности, например, что Рука Аллаха, как рука творений. Из этого не вытекает это. У Него имена и атрибуты, которые не похожи на имена и атрибуты творений. Общность в названии или общем смысле не означает общности в сущности.
Если скажем, что у творения есть нога, то каждый из нас представит ногу по-разному: кто-то представит ногу слона, кто-то представит ногу муравья, кто-то представит ножку стола и т.д. Название одинаковое, общий смысл – одинаковый, НО СУЩНОСТЬ РАЗНАЯ. Нога слона не подобна ноге муравья.
Если таково положение даже среди творений, то что тогда говорить о разнице между атрибутами Аллаха (Субхана уа Тааля) и атрибутами творений?!
Если атрибуты называются одинаково и имеют одинаковый общий смысл - это не значит, что атрибуты имеют одинаковую сущность или одинаковый образ, или одинаковый полный смысл. Нет, они имеют разную сущность, разный образ, разный полный смысл.
Аллах называет Себя в Коране Алим (Знающий), называет себя Халим (Кроткий) и называет некоторых Своих рабов в Коране алим и халим. Аллах говорит про Исхака: «Воистину, мы принесли тебе благую весть об умном (знающем) мальчике». (Сура Аль-Хиджр, 15: аят 53).