Тарауих - кыяму Рамадан (выстаивание ночных молитв в Рамадане), кыяму-ллейль (ночная молитва) и Тахаджуд...

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
Что такое кыяму-ллейль?
Любая молитва, которая совершается ночью, относится к къияму-ллейль, как бы ее не называли.
Шейх ‘Убайдуллах аль-Мубаракфури писал: “Знай, что и тарауих, и къияму Рамадан (выстаивание ночных молитв в Рамадане), и Къияму-ллейль (ночная молитва), и тахаджуд – это все название одной и той же молитвы”. См. “Мир’атуль-мафатих” 2/224.
В какое время совершается къияму-ллейль?
Время ночных молитв - это период после ночной ('иша) и утренней (фаджр) молитвами.
‘Аиша рассказывала: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал ночные молитвы в одиннадцать рака’атов в период после завершения ночной молитвы и до наступления утренней”. Муслим 736.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, Аллах подкрепил вас еще одной молитвой, и это – Уитр! Так совершайте же его между ночной и утреней молитвами!» Ахмад 6/397, ат-Тахауи 1/250. Хадис достоверный См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 108.
Однако наилучшее время для ночных молитв – это последняя треть ночи, как сообщил об этом посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказавший: «Пусть тот, кто опасается, что не сможет проснуться в конце ночи, совершит Уитр в начале ее, а кто желает совершить Уитр в конце ночи, пусть так и сделает, ибо, поистине, молитва в конце ночи имеет свидетелей, и это лучше!» Муслим 755.
Как следует совершать къияму-ллейль?
Ночная молитва совершается по-разному, в зависимости от того, что будет совершать человек и сколько рак'атов.
Если уитр, то у него есть несколько видов совершения, как например если делать его в три рак'ата, то делать без таслима (салама) после двух рак'атов и без сидения во втором рак'ате на ташаххуде, а делать все три рак'ата разом с одним ташаххудом и саламом в конце. ‘Аиша рассказывала: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершая три рак’ата уитра не садился во втором рак’ате для чтения ташахуда, а делал это только в третьем рак’ате, и потом делал приветствие (таслим)”. Малик 466, ан-Насаи 3/234, аль-Байхакъи 3/31. Хадис достоверный.
Однако лучше всего делать любую ночную молитву по два рак'ата, разделяя их таслимом. Ибн ‘Умар рассказывал: “Однажды один человек пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и спросил: “О посланник Аллаха, как совершать ночную молитву?” На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Ночная молитва совершается попарно, попарно. А если кто-нибудь из вас станет опасаться наступления рассвета, пусть совершит один рак’ат, что сделает общее количество совершенных им молитв нечетным». аль-Бухари 990, Муслим 849.
Ибн ‘Умара, передавшего этот хадис, спросили: “А что значит «попарно, попарно»?” Он ответил: “Совершать приветствие (таслим) после каждых двух рак‘атов”. Муслим 849.
Имам ан-Науауи сказал: “Желательно совершать приветствие (таслим) после каждых двух рак’атов, поскольку подобное совершение молитвы было распространено пророком (мир ему и благословение Аллаха), и он сам велел так поступать, сказав: «Ночная молитва совершается попарно, попарно»”. См. “Шарх Сахих Муслим” 5/432.
Каково количество рак'атов къияму-ллейль?
Относительно количеств рака'атов ночной молитвы среди ученых есть разногласия, однако наилучшим мнением является то, что ночная молитва не имеет определенного числа рак'атов, которые нельзя превышать или уменьшать!
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не совершайте молитву уитр в три рак’ата, уподобляя ее вечерней молитве. Однако совершайте уитр в пять, в семь, девять, одиннадцать или большее число рак’атов!» аль-Байхакъи 4594, Ибн Хиббан 2729, аль-Хаким 1/403. Имам ад-Даракъутни и имам аль-Байхакъи сказали, что все передатчики этого хадиса надежные. А имам Ибн Наср аль-Маруази, хафиз аль-‘Иракъи и шейх Ибн аль-Къайим сказали, что этот хадис достоверный. Также этот хадис назвал достоверным и известный исследователь Мухаммад Субхи Халлякъ. См. “Китаб аль-уитр” 54, “И’лямуль-мууаккъи’ин” 2/373, “аль-Бадр аль-мунир” 4/302, “Тахкыкъ Найлюль-аутар” 5/123.
Этого мнения, что ночная молитва не имеет ограничений, придерживались многие саляфы, включая и сподвижников, а некоторые имамы вообще передали единогласное мнение относительно этого вопроса:
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Единогласны ученые в том, что нет никаких ограничений и конкретизаций в ночной молитве, и что это добровольная молитва. И тот, кто желает, пусть затягивает стояние (чтением) и уменьшает число рак’атов, а кто желает, пусть увеличивает число земных и поясных поклонов!” См. “аль-Истизкар” 5/244.
Къады ‘Ийяд сказал: “Нет разногласия среди ученых, что у ночной молитвы нет ограничений, которое нельзя превышать или же уменьшать. Ночная молитва из числа таких благодеяний, которое если увеличиваешь, увеличивается награда. А что касается разногласия, то оно было именно в том, как совершал ночную молитву пророк (мир ему и благословение Аллаха) и что он выбрал для себя”. См. “Шарх Сахих Муслим” 6/19.
Хафиз аль-‘Иракъи сказал: “Сошлись все ученые на том, что у ночной молитвы нет ограничения!” См. “Тарх ат-тасриб” 3/50.
Каково достоинство совершения къияму-ллейль?
Сообщается от ‘Абдуллаха ибн Саляма, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О люди, распространяйте салам, кормите едой, молитесь по ночам, когда люди спят, и вы войдете с миром в Рай!» ат-Тирмизи 1855, Ибн Маджах 1334. Хадис достоверный. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" 569.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вам следует совершать къияму-ллейль! Поистине, это является обычаем праведников, живших до вас, приближением к Аллаху, удержанием от греха и искуплением прегрешений!» Ахмад, аль-Хаким, аль-Байхакъи. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 4079.
Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да помилует Аллах человека, который поднимается ночью, совершает молитву и будит свою жену, а если она отказывается вставать, брызгает ей в лицо водой. И да помилует Аллах женщину, которая поднимается ночью, совершает молитву и будит своего мужа, а если он отказывается вставать, брызгает ей в лицо водой». Абу Дауд. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 3494.
О некоторых излишествах в мольбе-къунут
Абу На’ама рассказывал: “Однажды ‘Абдуллах ибн Мугъаффаль услышал, как его сын обращался к Аллаху со следующей мольбой: “О Аллах! Поистине, я прошу у Тебя Рая, его блаженства, его наслаждений” и так далее и так далее…, “И я прибегаю к Твоей защите от Огня, его мучений и оков”, и так далее и так далее…” И Ибн Мугъаффаль сказал ему: “О сынок! Поистине, я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Появятся народы, которые будут излишествовать в мольбе!» Не будь же из их числа! Если тебе будет дарован Рай, то тебе также будут дарованы и все его блага, и если ты будешь защищен от Огня, то, естественно, будешь защищен от всех его бед!” Абу Дауд 1480, Ибн Маджах 3864. Достоверность хадиса подтвердили имам ан-Науауи, хафиз Ибн Касир, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани.
Ибн Джурайдж говорил: “Повышение голоса при мольбе – это из числа излишеств в ду’а!” См. “Тафсир ат-Табани” 5/318.
Также к излишеству в мольбе относится и мелодичное чтение мольбы къунут, которое совершают многие имамы во время Рамадана, а также чтение некоторыми чтецами нараспев разных ду’а после завершения чтения всего Корана. Это не имеет под собой никакой основы в религии! Так не поступал ни пророк (мир ему и благословение Аллаха), ни его сподвижники, ни их праведные последователи (таби’ун), а пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто внесет в наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношение, оно будет отвергнуто!» аль-Бухари 2697, Муслим 1718.
Имам Ибн аль-Хумам, который жил около пятисот лет назад, говорил: “То, что совершают люди в наше время, а это – затягивание и чрезмерное распевание мольбы, то это не является поклонением и никак не влияет на принятие мольбы! Напротив, это из причин ее непринятия!” См. “Файдуль-Къадир” 1/229.
Он также говорил: “Я не считаю произнесение ду’а нараспев некоторыми чтецами ничем иным, кроме как игрой!” См. “Фатхуль-Къадир” 1/370.
Шейх Бакр Абу Зайд сказал: “Поистине, распевание, растягивание и придание мелодичности мольбе является великим нечестием, которое противоречит духу поклонения, спокойствию, отсутствию показухи и самовосхищения! Ученые как первых поколений, так и последних порицали того, кто делал это. Пусть же тот, кому Аллах дал возможность стать имамом, проводящим молитвы и къунут в уитре, проявляет усердие в правильности намерения!” См. “Тасхих ад-ду’а” 145.
Также и не следует чрезмерно удлинять мольбу къунут, ибо это не является Сунной, или деянием саляфов. Более того, мольба къунут, которой пророк (мир ему и благословение Аллаха) обучил Хасана ибн ‘Али, не являлась длинной! См. “Сахих фикъху-Ссунна” 1/392.
И из тех сообщений, которые передаются от сподвижников видно, что их къунут не был длинным. См. “Къунут аль-уитр” 80-83.
На основании этого становится ясно, что затягивание мольбы къунут в Рамадане, как это делают многие имамы наших дней, читая ду’а-къунут по полчаса, а то и по часу, затягивая его совершение чуть ли ни на время всего тарауиха, не является правильным! И дело дошло до того, что многие молящиеся полагают, что затягивание мольбы къунут в Рамадан является установленной Сунной.
Ибрахим ан-Наха’и говорил: “Мольбу къунут следует произносить столько, сколько занимает времени прочтение суры: «Когда небо развернется…» (аль-Иншикъакъ 84: 1)”. Ибн Абу Шейба 2/308.
Имам Ахмад говорил: “Имаму следует взывать мольбой ‘Умара: «Аллахумма инна наста’инук…». И мольбой аль-Хасана: «Аллахумма-хдина фи ман хадайт…»”. См. “аль-Инсаф” 2/171.
Если же затягивание мольбы къунут приводит к утруждению молящихся, этот поступок становится еще более порицаемым!
Шейх Бакр Абу Зайд говорил: “Необходимо отстраняться от затягивания мольбы къунут, что может привести к затруднению молящихся!” См. “Тасхих ад-ду’а” 162.
Так же говорил и шейх Ибн ‘Усаймин, что нельзя затягивать ду’а-къунут, дабы не утруждать людей. Более того, он говорил, что иногда лучше и вовсе не делать къунут, чтобы люди не полагали, что ду’а-къунут в Рамадан является обязательной. См. «Фатауа Ибн ‘Усаймин» 2/198.
Необходимо отстраняться от излишества в мольбах, как это часто происходит во время тарауиха в Рамадан, ибо от этого предостерегал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). И сколько подобных молитв произносят в наши дни, как: «О Аллах, благослови нас сверху, благослови нас снизу, благослови нас со всех сторон…», или: «О Аллах, помилуй нас, когда мы родились. О Аллах, помилуй нас, когда мы заболели. О Аллах помилуй нас, когда мы умрем, и когда положат нас в могилу. О Аллах, помилуй нас, когда мы воскреснем» или «О Аллах прими наши земные поклоны, прими наши поясные поклоны, прими наше стояние, прими наше чтение Корана, прими наше восхваление, прими наше прославление, прими наши мольбы…» и т.п. Все это и подобные мольбы являются излишеством, которое строго порицали ученые.
Поистине, наилучшими мольбами являются мольбы пророка (мир ему и благословение Аллаха), которому Аллах даровал способность в коротких выражениях выражать глубочайший смысл! ‘Аиша рассказывала: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) любил обращаться с краткой мольбой, выражающей большой смысл, и он не взывал ничем помимо этого!” Абу Дауд 1482. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, имам ан-Науауи, хафиз аз-Захаби, имам аш-Шаукани и шейх аль-Альбани.