Важные статьи
Так чем же следует выплачивать закят аль-Фитр?

Абу Са‘ид аль-Худри сказал: “Мы выплачивали закят аль-Фитр одним са’ еды, или одним са’ ячменя, или фиников, или творога, или изюма”. аль-Бухари 1506.
Ученые высказывали различные мнения относительно толкования слова «та’ам» (еда) упомянутого в хадисах. Некоторые сказали, что под словом «еда» подразумевается пшеница. Другие сказали, что дозволенно выплачивать только тем пропитанием, которое упоминается в хадисах. На самом же деле мнение тех ученых, кто считает, что слово «та‘ам» в хадисах является обобщенным и имеет отношение ко всей еде, которую можно отмерить, сильнее и обоснованней. Более того, следует выплачивать закят аль-Фитр именно теми продуктами, которые являются основными в каком-либо регионе, на что указывает хадис Абу Са’ида, который сказал: “При жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) мы выплачивали Фитр одним са‘ продуктов питания, а питались мы в то время ячменем, изюмом, сушеным творогом и финиками”. аль-Бухари 1510.
Ашхаб рассказывал: “Я слышал, как имам Малик сказал: «Не выплачивается ячмень тем, кто не употребляет его! Следует выплачивать тем, что употребляют люди»”. См. “аль-Истизкар” 9/263.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр говорил: “Учитывать пропитание, являющееся основным в какой-либо местности, является обязательным во все времена”. См. “ат-Тамхид” 7/127.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обязал выплачивать закят аль-Фитр одним са’ фиников или ячменя, поскольку это было пропитанием жителей Медины. И если бы жители Медины употребляли в пищу не эти, а другие продукты, то Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не обязал бы их выплачивать продукты, которые они не использовали”. См. “Маджму’уль-фатауа” 25/68.
Шейх Ибн аль-Къайим писал: “Те, продукты, что упоминаются в хадисах, были основными продуктами жителей Медины. Если же продуктами жителей какой-либо местности являются не эти продукты, то им следует выплачивать Фитр ходовыми у них продуктами, как например кукуруза, рис, инжир и прочие продукты. Если же их пищей являются не сыпучие продукты а, например, мясо или рыба, то следует им выплачивать Фитр тем, чем они питаются, что бы это ни было. Это мнение большинства ученых, и оно является правильным”. См. “И’лямуль-мууаккъи’ин” 3/12.
Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Если сыпучие продукты не являются продовольствием жителей какой-либо местности, а наоборот, их едой является, например мясо, и это является их основной пищей, то им следует выплачивать Фитр мясом, что является правильным”. См. «Шархуль-мумти’» 6/182.
Что касается хадиса от Абу Са’ида, что они выплачивали Фитр одним са’ муки, то он является слабым, о чем говорили имам Абу Дауд и другие. См. “Ируауль-гъалиль” 848. Однако, несмотря на то, что этот хадис слабый, все же группа ученых дозволяла выплачивать закят аль-Фитр мукой. Имам Ибн Къудама говорил: “Дозволено выплачивать Фитр мукой и об этом говорил имам Ахмад”. См. “аль-Мугъни” 2/357. Этого мнения придерживались также имам Абу Ханифа, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, шейх Ибн аль-Къайим, а из современных ученых отдал ему предпочтение шейх Ибн ‘Усаймин.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Дозволено также выплачивать Фитр и макаронами, если они из числа основных продуктов питания в определенной местности”. См. «Шархуль-мумти’» 6/191.
Таким образом, на основании всего сказанного становится ясно, что Фитр можно выплачивать любыми продуктами, будь то гречка, фасоль, макароны, рис, пшенка, мясо и т.п., если данные продукты являются основными в той или иной местности. И человек не обязан выплачивать Фитр самым дорогим продуктом, он может выплатить его средним из того, чем он питается сам.
Нельзя платить Фитр испорченными продуктами, а также не следует давать его быстро-портящейся едой. Ибн аль-Къайим сказал: “Что касается хлеба и приготовленной еды, то даже если в них есть польза для бедняков и это требует траты времени и сил, то все равно пользы в сыпучих продуктах больше, так как хранить их можно дольше. Что касается хлеба и приготовленной еды, то даже если их будет много, они быстро испортятся и их невозможно долго хранить”. См. “И’лямуль-муаккъи’ин” 3/18.
Также нельзя давать Фитр сахаром, солью и т.п. поскольку все это не еда, а приправа.
А Всевышний Аллах сказал: «Никогда не достигните вы благочестия, пока не будете расходовать то, что любите, а что бы вы ни израсходовали – Аллах про это знает» (Али ‘Имран 3:, 92).
Можно ли давать закят аль-Фитр деньгами?
Не дозволено давать закят аль-Фитр ни одеждой, ни деньгами, ни чем-либо еще, кроме еды, поскольку это противоречит велению посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, велевшего выплачивать Фитр едой. Однако, несмотря на это некоторые ученые дозволили выплачивать Фитр деньгами. Имам ан-Науауи сказал: “Большинство факъихов не дозволили давать Фитр деньгами, и дозволил это Абу Ханифа. Также Ибн аль-Мунзир передал дозволенность этого от Хасана аль-Басри, ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза и Суфьяна ас-Саури”. См. “Шарх сахих Муслим” 7/60.
Имам аль-Хаттаби, приведя хадис Абу Са’ида: “При жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) мы выплачивали фитр одним са’ еды, а питались мы в то время ячменем, изюмом, сушеным творогом и финиками”, сказал: “В этом хадисе доказательство на то, что выплачивать деньгами Фитр нельзя, поскольку упоминаются определенные продукты, а не деньги”. См. “Ма’алиму-Ссунна” 2/44.
Динары и дирхамы существовали и во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, однако вместо денег шариат предписал выплачивать Фитр именно едой, на чем необходимо остановится. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Тот, кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто!» Муслим 1/236.
Спросили имама Ахмада о человеке, который решил выплатить закят аль-Фитр дирхамами и он ответил: “Я опасаюсь, что это не будет ему засчитано из-за противоречия Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха)!” Также сообщается, что когда имам Ахмад сказал: “Не следует выплачивать Фитр деньгами вместо еды!”, – его спросили: “Тут люди заявляют о том, что ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз выплачивал деньгами”. Тогда он сказал: “Оставляют слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и говорят: «Сказал такой-то!»” См. “аль-Мугъни” 2/671.
По материалам Исламских СМИ
Братья и сёстры мусульмане, месяц Рамадан подходит к концу
Возможно, сегодня иншаАллах будет последний день поста, и наступит праздник. В связи с окончанием поста, мусульмане обязаны выплатить беднякам закят ал-фитр. Передают, что Ибн ‘Умар рассказывал: «Посланник Аллаха, ему и благословение Аллаха, приказал выплачивать пожертвование фитр в размере одного саа сухих фиников или ячменя за всех мусульман – рабов и свободных, мужчин и женщин, взрослых и детей. Он приказывал раздавать его до того, как люди отправятся на намаз» (ал-Бухари, Муслим).
Закят ал-фитр нужно выплачивать с продуктов питания, которыми люди питаются в этом обществе. Передают со слов Абу Саида ал-Худри: «Во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, мы выплачивали это пожертвование продуктами питания в размере одного саа. А питались мы в то время сухими финиками, изюмом, ячменем и сыром» (ал-Бухари).
Закят ал-фитр нужно выплачивать за каждого члена семьи. Передают, что Нафи рассказывал: «Абдуллах ибн ‘Умар выплачивал закят за детей и взрослых и даже за моих детей. Он давал его всем, кто его брал, и все они получали его за один-два дня до праздника разговения» (ал-Бухари).
Посредством закята ал-фитр постящийся очищается от непристойностей, которые он совершил во время поста, а бедняки приобретают возможность провести праздник не думая о еде. Ибн Аббас сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, предписал раздавать закят фитр, дабы постившиеся очистились от сказанных ими праздных слов и непристойностей и дабы наелись бедняки» (Абу Давуд и Ибн Маджа).
Напомним, что закят ал-фитр нужно выплатить до праздничного намаза. Передают, что Ибн Умар рассказывал: «Пророк, ему и благословение Аллаха, приказал выплачивать закят фитр до того, как люди выйдут на праздничный намаз» (Муслим). А Ибн Аббас сказал: «Если постившийся раздаст этот закят до намаза, то он будет принят. Если же он раздаст его после намаза, то это будет всего лишь простым пожертвованием» (Абу Давуд и Ибн Маджа).
Са‘ – это арабская мера объема, которая включает четыре мудда, т.е. четыре пригоршни, что соответствует, примерно, 2,5 килограммам!
Напоминаем что Закят Фитр лучше выплатить вечером 29 рамадана (7 августа - 2013), до праздничного намаза 'Ид аль - Фитр. (до 10 часов утра).
Наименьший эквивалент размера Фитра - 70 р.
Ученые высказывали различные мнения относительно толкования слова «та’ам» (еда) упомянутого в хадисах. Некоторые сказали, что под словом «еда» подразумевается пшеница. Другие сказали, что дозволенно выплачивать только тем пропитанием, которое упоминается в хадисах. На самом же деле мнение тех ученых, кто считает, что слово «та‘ам» в хадисах является обобщенным и имеет отношение ко всей еде, которую можно отмерить, сильнее и обоснованней. Более того, следует выплачивать закят аль-Фитр именно теми продуктами, которые являются основными в каком-либо регионе, на что указывает хадис Абу Са’ида, который сказал: “При жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) мы выплачивали Фитр одним са‘ продуктов питания, а питались мы в то время ячменем, изюмом, сушеным творогом и финиками”. аль-Бухари 1510.
Ашхаб рассказывал: “Я слышал, как имам Малик сказал: «Не выплачивается ячмень тем, кто не употребляет его! Следует выплачивать тем, что употребляют люди»”. См. “аль-Истизкар” 9/263.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр говорил: “Учитывать пропитание, являющееся основным в какой-либо местности, является обязательным во все времена”. См. “ат-Тамхид” 7/127.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обязал выплачивать закят аль-Фитр одним са’ фиников или ячменя, поскольку это было пропитанием жителей Медины. И если бы жители Медины употребляли в пищу не эти, а другие продукты, то Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не обязал бы их выплачивать продукты, которые они не использовали”. См. “Маджму’уль-фатауа” 25/68.
Шейх Ибн аль-Къайим писал: “Те, продукты, что упоминаются в хадисах, были основными продуктами жителей Медины. Если же продуктами жителей какой-либо местности являются не эти продукты, то им следует выплачивать Фитр ходовыми у них продуктами, как например кукуруза, рис, инжир и прочие продукты. Если же их пищей являются не сыпучие продукты а, например, мясо или рыба, то следует им выплачивать Фитр тем, чем они питаются, что бы это ни было. Это мнение большинства ученых, и оно является правильным”. См. “И’лямуль-мууаккъи’ин” 3/12.
Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Если сыпучие продукты не являются продовольствием жителей какой-либо местности, а наоборот, их едой является, например мясо, и это является их основной пищей, то им следует выплачивать Фитр мясом, что является правильным”. См. «Шархуль-мумти’» 6/182.
Что касается хадиса от Абу Са’ида, что они выплачивали Фитр одним са’ муки, то он является слабым, о чем говорили имам Абу Дауд и другие. См. “Ируауль-гъалиль” 848. Однако, несмотря на то, что этот хадис слабый, все же группа ученых дозволяла выплачивать закят аль-Фитр мукой. Имам Ибн Къудама говорил: “Дозволено выплачивать Фитр мукой и об этом говорил имам Ахмад”. См. “аль-Мугъни” 2/357. Этого мнения придерживались также имам Абу Ханифа, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, шейх Ибн аль-Къайим, а из современных ученых отдал ему предпочтение шейх Ибн ‘Усаймин.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Дозволено также выплачивать Фитр и макаронами, если они из числа основных продуктов питания в определенной местности”. См. «Шархуль-мумти’» 6/191.
Таким образом, на основании всего сказанного становится ясно, что Фитр можно выплачивать любыми продуктами, будь то гречка, фасоль, макароны, рис, пшенка, мясо и т.п., если данные продукты являются основными в той или иной местности. И человек не обязан выплачивать Фитр самым дорогим продуктом, он может выплатить его средним из того, чем он питается сам.
Нельзя платить Фитр испорченными продуктами, а также не следует давать его быстро-портящейся едой. Ибн аль-Къайим сказал: “Что касается хлеба и приготовленной еды, то даже если в них есть польза для бедняков и это требует траты времени и сил, то все равно пользы в сыпучих продуктах больше, так как хранить их можно дольше. Что касается хлеба и приготовленной еды, то даже если их будет много, они быстро испортятся и их невозможно долго хранить”. См. “И’лямуль-муаккъи’ин” 3/18.
Также нельзя давать Фитр сахаром, солью и т.п. поскольку все это не еда, а приправа.
А Всевышний Аллах сказал: «Никогда не достигните вы благочестия, пока не будете расходовать то, что любите, а что бы вы ни израсходовали – Аллах про это знает» (Али ‘Имран 3:, 92).
Можно ли давать закят аль-Фитр деньгами?
Не дозволено давать закят аль-Фитр ни одеждой, ни деньгами, ни чем-либо еще, кроме еды, поскольку это противоречит велению посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, велевшего выплачивать Фитр едой. Однако, несмотря на это некоторые ученые дозволили выплачивать Фитр деньгами. Имам ан-Науауи сказал: “Большинство факъихов не дозволили давать Фитр деньгами, и дозволил это Абу Ханифа. Также Ибн аль-Мунзир передал дозволенность этого от Хасана аль-Басри, ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза и Суфьяна ас-Саури”. См. “Шарх сахих Муслим” 7/60.
Имам аль-Хаттаби, приведя хадис Абу Са’ида: “При жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) мы выплачивали фитр одним са’ еды, а питались мы в то время ячменем, изюмом, сушеным творогом и финиками”, сказал: “В этом хадисе доказательство на то, что выплачивать деньгами Фитр нельзя, поскольку упоминаются определенные продукты, а не деньги”. См. “Ма’алиму-Ссунна” 2/44.
Динары и дирхамы существовали и во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, однако вместо денег шариат предписал выплачивать Фитр именно едой, на чем необходимо остановится. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Тот, кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто!» Муслим 1/236.
Спросили имама Ахмада о человеке, который решил выплатить закят аль-Фитр дирхамами и он ответил: “Я опасаюсь, что это не будет ему засчитано из-за противоречия Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха)!” Также сообщается, что когда имам Ахмад сказал: “Не следует выплачивать Фитр деньгами вместо еды!”, – его спросили: “Тут люди заявляют о том, что ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз выплачивал деньгами”. Тогда он сказал: “Оставляют слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и говорят: «Сказал такой-то!»” См. “аль-Мугъни” 2/671.
По материалам Исламских СМИ
Братья и сёстры мусульмане, месяц Рамадан подходит к концу
Возможно, сегодня иншаАллах будет последний день поста, и наступит праздник. В связи с окончанием поста, мусульмане обязаны выплатить беднякам закят ал-фитр. Передают, что Ибн ‘Умар рассказывал: «Посланник Аллаха, ему и благословение Аллаха, приказал выплачивать пожертвование фитр в размере одного саа сухих фиников или ячменя за всех мусульман – рабов и свободных, мужчин и женщин, взрослых и детей. Он приказывал раздавать его до того, как люди отправятся на намаз» (ал-Бухари, Муслим).
Закят ал-фитр нужно выплачивать с продуктов питания, которыми люди питаются в этом обществе. Передают со слов Абу Саида ал-Худри: «Во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, мы выплачивали это пожертвование продуктами питания в размере одного саа. А питались мы в то время сухими финиками, изюмом, ячменем и сыром» (ал-Бухари).
Закят ал-фитр нужно выплачивать за каждого члена семьи. Передают, что Нафи рассказывал: «Абдуллах ибн ‘Умар выплачивал закят за детей и взрослых и даже за моих детей. Он давал его всем, кто его брал, и все они получали его за один-два дня до праздника разговения» (ал-Бухари).
Посредством закята ал-фитр постящийся очищается от непристойностей, которые он совершил во время поста, а бедняки приобретают возможность провести праздник не думая о еде. Ибн Аббас сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, предписал раздавать закят фитр, дабы постившиеся очистились от сказанных ими праздных слов и непристойностей и дабы наелись бедняки» (Абу Давуд и Ибн Маджа).
Напомним, что закят ал-фитр нужно выплатить до праздничного намаза. Передают, что Ибн Умар рассказывал: «Пророк, ему и благословение Аллаха, приказал выплачивать закят фитр до того, как люди выйдут на праздничный намаз» (Муслим). А Ибн Аббас сказал: «Если постившийся раздаст этот закят до намаза, то он будет принят. Если же он раздаст его после намаза, то это будет всего лишь простым пожертвованием» (Абу Давуд и Ибн Маджа).
Са‘ – это арабская мера объема, которая включает четыре мудда, т.е. четыре пригоршни, что соответствует, примерно, 2,5 килограммам!
Напоминаем что Закят Фитр лучше выплатить вечером 29 рамадана (7 августа - 2013), до праздничного намаза 'Ид аль - Фитр. (до 10 часов утра).
Наименьший эквивалент размера Фитра - 70 р.