Связь месяца Рамадан с ду'а

Связь месяца Рамадан с ду'а

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

В суре «аль-Бакара» среди аятов о посте Аллах (пречист Он и велик) говорит:

وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ

«А если спросят тебя обо Мне рабы мои, то, поистине, Я Близкий и отвечаю мольбе зовущего, когда он взывает ко Мне». (Коран, сура «Корова», 2:28)

Неслучайно Аллах (пречист Он и велик) говорит об этом поклонении, как мольба (ду'а), в контексте аятов, посвящённых посту (сыям), потому что Рамадан тесно связан с этим поклонением и потому что мольба (ду'а) постящегося Аллахом принимается особо и не отвергается.

Некоторые достоинства и положения ду'а (мольбы), которая она занимает в шариате Аллаха (пречист Он и возвышен)

Коран заполнен аятами, которые указывают на достоинства ду'а. При знакомстве с Сунной Пророка (ﷺ) можно увидеть огромное количество текстов, которые указывают на достоинство ду'а и побуждают к ду'а.

Коран начинается с суры, в которой ду'а, и заканчивается сурой, в которой опять ду'а. Начинается с суры «аль-Фатиха»:

اهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ ❁ صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلَا الضَّالِّينَ

«Веди нас по Прямому пути, по пути тех, кого Ты облагодетельствовал, не по пути тех, кто под гневом Твоим, и не по пути заблудших». (Коран, сура «Открывающая Коран», 1:6-7)

Здесь человек просит для себя Прямой путь (ас-Сырат аль-Мустаким) и просит у Аллаха (пречист Он и возвышен) отвести от него путь заблудших и путь тех, кто находится под гневом Аллаха.

А заканчивается Коран сурой «ан-Нас», где человек просит защиты у Аллаха (пречист Он и возвышен) от наущения шайтана из числа джиннов и людей, которые хотят отвести человека от Прямого пути:

قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ النَّاسِ

«Скажи: "Я прибегаю к Господу людей"». (Коран, сура «Люди», 114:1).

И это опять ду'а, прибегание к Аллаху (пречист Он и велик). В начале Корана просишь Прямого пути, а в конце Корана прибегаешь к Аллаху за защитой от шайтана, который наущает груди людей, чтобы свести их с Прямого пути.

Дальше Аллах (пречист Он и возвышен) в Коране говорит о том, что уделение большого внимания ду'а – это путь пророков и праведников. И Аллах говорит, что Он ответил им, и Он отвечает и не отвергает ду'а верующего:

وَقَالَ رَبُّكُمُ ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ

«И сказал Господь ваш: "Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам"». (Коран, сура «Прощающий», 40:60)

وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ

«Если спрашивают тебя рабы Мои, поистине, Я Близкий, отвечаю на мольбы зовущего, когда он взывает ко Мне». (Коран, сура «Корова», 2:28)

Значение и суть (хакика) ду'а.  Языковое значение арабского слова «ду'а»:

«Ду'а» – это отглагольное существительное (масдар), которое производится от глагола «да'а» (دَعَا) – просить, испрашивать. Отсюда отглагольное существительное «ду'а», то есть «таляб» (طَلَب) – испрашивание, просьба.

Шариатское значение слова «ду'а»

В шариате есть много разных шариатских определений, и из лучших, четких и емких определений – это то определение, которое дал шейх аль-Ислям Ибн Таймия (да помилует его Аллах). Он сказал:

هو طلب ما ينفع الداعي وطلب كشف ما يضره ودفعه

«Ду'а – это просьба со стороны молящегося о благе (пользе) для него либо об устранении или предотвращении того, что ему вредит». См. "Маджму'а аль-Фатауа" (15/10)

В достоверном хадисе Пророк (ﷺ) говорит: «Ду'а помогает от того, что уже снизошло, и от того, что еще не снизошло».

То есть ду'а помогает от того, что уже случилось из бед, несчастий или каких-то проблем, и помогает от того, в отношении того, что ещё не случилось, но может случиться, т.е. предотвращение зла или устранение зла, когда оно еще есть.

Пророк (ﷺ) говорит: «Предопределённое (из несчастий) отводится только мольбой».