Существует ли время или это социальная конструкция?

Существует ли время или это социальная конструкция?

В мозге нет единых часов, измеряющих время, поэтому 5 минут, потраченные на разглядывание стены, могут показаться гораздо дольше, чем 5 минут, проведенные в социальных сетях. Раньше физики считали, что время линейно, пока теории Эйнштейна и квантовая механика не опровергли это представление. Теперь остается вопрос... является ли время социальной конструкцией?

"Положите руку на горячую плиту на минуту, и это покажется вам часом. Посидите с красивой девушкой час, и это покажется вам минутой". - Альберт Эйнштейн

Эйнштейн, величайший физик в истории, говорил, что время не является абсолютным и зависит от наблюдателя. Некоторые ученые и философы разделяют мнение, что времени вообще не существует, утверждая, что это всего лишь иллюзия.

Если бы время не существовало, то во Вселенной не было бы ни начала, ни конца. Разве не происходило бы все сразу, прямо сейчас? Можно ли прочитать эту статью до того, как она была написана?

Существует ли время в каком-то смысле или это просто концепция, которую мы создали? Пришло время это выяснить!

Как мы ощущаем время?

Исследования показывают, что в человеческом мозге нет отдельных часов, предназначенных для измерения проходящего времени. Так откуда же берется наше ощущение времени?

Наше ощущение времени зависит от многих факторов, включая воспоминания, эмоции и уровень нашего внимания. Кажется, что время "летит", когда мы занимаемся чем-то приятным, но время медленно ползет, когда вы застряли в скучной ситуации. Одно исследование показало, что с возрастом время идет быстрее.

Если вы попытаетесь найти в головном мозге отдельный участок, отвечающий за восприятие времени, вам это не удастся. Восприятие времени связано с различными участками мозга, включая лобную кору, базальные ядра, теменную кору, мозжечок и гиппокамп.

Мы также воспринимаем время на основании того, как чувствует себя наше тело. Чувствуете ли вы себя голодным, сонным или энергичным в определенное время суток? Это происходит потому, что у нас, людей, как и у большинства живых существ в природе, есть свой циркадный ритм - 24-часовой биологический цикл сна-бодрствования. Он помогает нам определять время суток, а также контролирует регулярные основные функции организма.

Исследования показали, что такие животные, как собаки, птицы, крысы и даже золотые рыбки (вопреки распространенному мнению, что золотые рыбки обладают 3-секундной памятью!) способны чувствовать время, несмотря на отсутствие какого-либо понимания "концепции" времени.

Это делает очевидным, что наше восприятие времени не подчиняется часам или календарю и может меняться - иногда очень сильно.

Что вообще такое время (исходя из нашего восприятия)?

Все сводится к нашему общему пониманию того, что время - это нечто проходящее, отмеченное изменениями в нашем окружении (например, восход солнца, смена времен года) и процессами внутри нашего тела (например, биение сердца, биологический процесс старения).

События развиваются в прямом направлении от прошлого к настоящему, а затем в будущее. Это восприятие также соответствует теориям Стивена Хокинга о психологической стреле времени и термодинамической стреле времени. То, как мы переживаем события, всегда движется в одностороннем направлении; вы можете разбить яйцо, но не разбить его.

Итак, означает ли наше осознание времени, что время существует?

Вряд ли. Общая картина гораздо шире и выходит далеко за рамки нашего ограниченного субъективного опыта.

Существуют ли прошлое и будущее?

То, что мы воспринимаем как время, по сути, является элементами существования, идущими по прямой (линейной) линии - одна вещь происходит за другой. На протяжении веков считалось, что этот "поток" времени из прошлого в будущее постоянен во всей Вселенной, как будто Вселенная функционирует как одни механические часы (например, идея Вселенной с часовым механизмом).

Однако в 1905 году Эйнштейн опубликовал свою теорию общей относительности, которая показала нам, что время не является ни абсолютным, ни линейным, и Вселенная не управляется "главными часами". Он нарушил тенденции, установленные ранее Ньютоном, Галилеем, Коперником и другими великими учеными в отношении времени.

Теория относительности утверждает, что прошлое и настоящее не могут быть "абсолютными", поскольку время зависит от системы отсчета (т.е. от того, насколько быстро вы движетесь). В результате возникает ощущение замедления времени. Чем ближе вы к скорости света, тем длиннее (более растянутым) будет ваше время.

Это было подтверждено в эксперименте Хафеля-Китинга, когда сверхточные атомные часы летали на реактивных самолетах. Даже радиоактивные атомы, двигаясь, испытывают "меньшее" прохождение времени, чем неподвижные.

Настоящая ткань реальности

Эйнштейн предположил, что время сшито вместе с пространством в единую пространственно-временную ткань. Все во Вселенной включено в пространственно-временную ткань. Ткань гладкая, непрерывная и может изгибаться вокруг материи (или энергии). Солнце с его огромным количеством энергии создает вмятину в пространстве-времени, заставляя окружающие планеты (включая Землю) двигаться вокруг него. Это и является причиной гравитации.

При переходе с биологического на космический уровень время представляется иначе, чем нам говорят наши органы чувств.

Вы читаете эти строки прямо сейчас? В пространственном времени различия между прошлым, настоящим и будущим являются иллюзией. Не существует фиксированного момента под названием "настоящее" или чего-то, что происходит сейчас. Мое "сейчас" может отличаться от вашего "сейчас", потому что относительность утверждает, что абсолютного "сейчас" не существует.

Звучит непонятно? Есть забавный анекдот о том, что только три человека в мире по-настоящему понимают теорию общей относительности!

"Время" конфликтов в современной физике

С момента появления квантовой механики, после огромных прорывов в физике, мы начинаем понимать, как устроен мир на уровне электронов и других крошечных частиц.

Одной из наиболее объединяющих попыток современной физики является создание более общей теории (например, квантовой гравитации) путем слияния общей теории относительности Эйнштейна с квантовой механикой.

Вот где возникает кризис. Время динамично в теории относительности, а время абсолютно в квантовой механике (за исключением некоторых новых теорий). Две фундаментальные теории физики предполагают, что время существует, но они неизбежно противоречат друг другу.

К концу 20-го века ученые придумали новые подходы к квантовой гравитации. Среди них петлевая квантовая гравитация оказалась самой надежной альтернативой ранее "непроверяемой" теории струн.

И знаете что... время не существует ни в петлевой квантовой гравитации, ни во многих других последних теориях, поэтому нам, возможно, еще предстоит выяснить, как на самом деле устроена Вселенная.

Ученые все чаще отказываются от давно устоявшегося представления о том, что время является одним из фундаментальных аспектов Вселенной. Многие физики, такие как Карло Ровелли, утверждают, что время - это иллюзия, и наше восприятие "потока времени" не делает ее реальностью.

Если эти теории подтвердятся, надеемся, что часы на наших стенах не растают, как на знаменитой картине Сальвадора Дали!

Почему мы вообще создали концепцию времени?

Время остается загадкой для науки, но, по крайней мере, мы воспринимаем время определенным образом. Настоящая физическая реальность там может быть вне времени, но здесь мы не можем избавиться от времени. Время - это социальная конструкция, которую мы коллективно создали, чтобы лучше управлять своей жизнью и ориентироваться в ней. Мы используем время для измерения продолжительности событий (с помощью секунд, минут, часов, дней, недель, лет и т.д.), чтобы придать смысл миру, в котором мы живем.

Без времени современная наука может оказаться прекрасной, но наша современная жизнь была бы хаосом. Поэтому мы будем продолжать придерживаться наших часов и календарей, чтобы отслеживать бесчисленное количество вещей (и не сойти с ума!).

Несмотря на последние исследования, наука по-прежнему опирается на время и ее математические формулы. Например, где бы был второй закон термодинамики (который заставляет работать большие электростанции и тепловые двигатели), если бы мы полностью отрицали существование времени?

Более того, в социальном плане мы создали идею времени задолго до того, как придумали законы физики, так что время здесь и сейчас. Как бы хорошо вы ни понимали пространственно-временной континуум, вам все равно придется сверять часы, когда нужно приготовить еду, посетить занятия или успеть на самолет.

Другими словами, если время - это иллюзия, то эта иллюзия нам необходимая.

Источник

О хадисе аль-Кудси: "Я - время"

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Всемогущий и Великий Аллах сказал: “Сын Адама наносит Мне обиду, понося время (дахр), тогда как Я и есть время, все в Моей власти, и Я чередую день и ночь!”» аль-Бухари 4826, Муслим 2246.

Также с таким смыслом есть хадис и в виде слов пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказавшего: «Не ругайте время, ибо, истинно, Аллах есть время». Муслим 2246.

Небольшое примечание в понимании этих хадисов:

Всевышний Аллах сказал: «Они (неверные) сказали: “Есть только наша мирская жизнь. Мы умираем и рождаемся, и нас не губит ничего, кроме времени”. У них нет об этом никакого знания. Они лишь делают предположения» (аль-Джасия 45: 24).

Хафиз Ибн Касир сказал: “В этом аяте Всевышний сообщил о материалистах из среды неверных и многобожников, которые отрицают возвращение к Аллаху: «Они сказали: “Есть только наша мирская жизнь. Мы умираем и рождаемся, и нас не губит ничего, кроме времени”». Это значит: “Нет ничего, кроме мирской жизни: одни люди умирают, другие живут, и не будет после этого возвращения и Воскрешения”. Так говорили арабы-многобожники, отрицавшие возвращение, так говорят философы-теологи, отрицающие начало и возвращение, и философы-атеисты, отрицающие Творца и считающие, что каждые тридцать шесть тысяч лет всё возвращается к своему началу. Они предполагают, что это повторяется бесконечно, и тем самым противоречат разуму и считают ложными Священные тексты. Поэтому они говорят: «и нас не губит ничего, кроме времени». Всевышний Аллах продолжил: «У них нет об этом никакого знания. Они лишь делают предположения». Это значит: “воображают и фантазируют”. См. “Тафсир Ибн Касир” 4/174.

Также следует отметить, что имам Ибн Xазм и другие захириты ошиблись, когда отнесли слово «ад-дахр» (время) к именам Аллаха, как об этом говорил шейх Абдур-Рахман ибн Хасан. Смысл выражения: «Я и есть время» раскрывается в следующих за ним словах Аллаха: «Я чередую день и ночь», - то есть все, что происходит, и добро, и зло в руках Аллаха, и если кого-то из людей постигло несчастье, то на это была воля Всевышнего.

См. “Фатхуль-Маджид” 347.

Анас рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Судный час не наступит до тех пор, пока не ускорится время. Год будет подобен месяцу, месяц будет подобен неделе, неделя будет подобна дню, день будет подобен часу, а час будет подобен времени тления головни». Этот хадис передали Ахмад и ат-Тирмизи, и аль-Албани назвал его достоверным.

Существует несколько толкований этого высказывания Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):

Ибн Хаджар, аль-Хаттаби и Ибн аль-Асир писали, что время постепенно теряет благословение, в результате чего люди не могут делать за одни сутки того, что делали за этот же срок прежние поколения людей. См. «Фатх аль-Бари», т. 13, стр. 16; «Ма'алим ас-Сунан», т. 6, стр. 141-142; «Джами' аль-Усуль», т. 10, стр. 409.

Согласно второму толкованию, людям будет казаться, что время проходит быстро, когда наступит правление Мехди. Во всем мире будут царить благополучие, безопасность и справедливость, и хорошо известно, что благополучные дни всегда кажутся быстрыми и скоротечными, тогда как тяжелые дни всегда кажутся долгими и мучительными. См. «Фатх аль-Бари», т. 13, стр. 16.

Сейид Сабик и Хамуд ат-Тувейджри считают, что в словах Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) содержится указание на появление средств связи и скоростных транспортных средств, благодаря чему люди смогут передавать информацию на расстояние и преодолевать огромные расстояния за незначительный срок. См. «Итхаф аль-Джама'а», т. 1, стр. 497; «аль-'Акаид аль-Исламийа», стр. 247.

Существует еще одно толкование, основанное на том, что арабское слово “такаруб” (здесь: ускорение) буквально означает “близость, сходство”. Некоторые богословы считают, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) имел в виду, что наступит время, когда распространится невежество и неповиновение Аллаху, в результате чего положение людей будет одинаково скверным. Этого не происходит, когда среди людей есть праведники и ученые, отличающиеся от грешников и невежд, которые существуют во все времена.

Все упомянутые выше толкования касаются переносного смысла слов Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), однако перед наступлением Конца света его пророчество исполнится в буквальном смысле, потому что время действительно ускорится. 

См. «Фатх аль-Бари», т. 13, стр. 17.

Можно ли проклинать или ругать условия (жизни)?

Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Великий и Всемогущий Аллах изрёк: „Меня обижает сын Адама, ругая время, ибо Я есть время: Я чередую ночь и день“[1]. В версии у Муслима сказано: Не ругайте время, ибо, истинно, Аллах есть время.

Ибн ‘Абд аль-Барр, да помилует его Всевышний Аллах, сказал: «Аш-Шафи‘и сказал, что разъяснение этого – а Аллаху ведомо лучше – в том, что арабы ругали время и порицали его, когда их постигали беды и несчастья: смерть, разрушения, потеря имущества и прочие. Арабы говорили: „Нас постигло бедствие времени“, „Время погубило их“ и „Ночи и дни истребили их“. Поэтому они ругали время и порицали его.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: „Не ругайте время“ за то, что оно поступает так с вами. Потому что, если вы станете ругать его, то вы будете ругать Аллаха, Великого и Всемогущего, потому что Он сотворил все, и все сущее подвластно Ему, и Он все предопределяет. Нет ничего, чего бы не пожелал Великий и Всевышний Аллах»[2].

Причина запрета ругать состоит время в том, что поношение и ругань времени сопровождается одним из двух:

- или убежденностью человека, ругающего время, в том, что время само по себе может приносить пользу или вред; а подобные убеждения являются многобожием, приданием Всевышнему Аллаху сотоварищей, приравниванием времени к Нему в том, что и время может наносить вред и приносить пользу;

- или убежденностью в том, что время и радости или печали, которые происходят – всё из предопределения Всевышнего Аллаха; и тогда подобный человек ругает Аллаха, пречист Он и возвышен, потому что Всевышний Аллах – Творец всякой вещи.

Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах, сказал: «Человек, ругающий время, кружится вокруг двух (убеждений), одно из которых обязательно есть в нем: или ругает Аллаха, или проявляет многобожие.

Если он верит, что время действует вместе с Аллахом, то он является многобожником, а если он верит, что Аллах – един, и только Он совершает все, то такой человек ругает Того, Кто создает и вершит все – ругает Аллаха»[3].

Если рассмотреть причину запрета поношения времени, то становится понятно, что этот запрет касается и ругани состояний, условий, ситуаций, потому что они также являются частью предопределения Всевышнего Аллаха и не могут приносить пользу или наносить вред сами по себе.

Человек, ругающий условия и ситуации, или считает, что эти условия (жизни) и ситуации воздействуют сами по себе и вредят, и тогда он придает Аллаху сотоварищей, ведь он дает этим условиям или ситуациям часть господства Аллаха в творении. Или же человек, который ругает или проклинает условия, считает, что эти условия и ситуации являются частью предопределения Аллаха, и тогда он, ругая условия, порицает и ругает Всевышнего Аллаха за Его действия.

Обе ситуации очень опасны для веры и вероубеждения мусульманина. Верующий человек не должен намеренно произносить подобное, а если слова уже были сказаны, то следует немедленно обратиться к покаянию, отвергнуть многобожие и мысли/слова и том, что Аллаху присуща несправедливость.

Если человека постигнет какая-либо беда, то ему не нужно ругать то или Того, кто не заслуживает этого, но следует вести себя в соответствии с моральными устоями Шариата: быть терпеливым, поминать Всевышнего Аллаха и, например, говорить: Воистину, Аллаху мы принадлежим, и к Нему вернемся. Всевышний Аллах сказал:

الَّذِينَ إِذَا أَصَابَتْهُمْ مُصِيبَةٌ قَالُوا إِنَّا لِلَّهِ وَإِنَّا إِلَيْهِ رَاجِعُونَ ، أُولَئِكَ عَلَيْهِمْ صَلَوَاتٌ مِنْ رَبِّهِمْ وَرَحْمَةٌ وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُهْتَدُونَ

…которые, когда их постигает беда, говорят: „Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся“. Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем[4].

Или в трудной жизненной ситуации человек может сказать: Таково предопределение Аллаха, и Он сделал то, что пожелал.

Сообщается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Сильный верующий лучше пред Аллахом и более любим Им, чем верующий слабый, (хотя) в каждом из них есть благо. Стремись к тому, что пойдёт тебе на пользу, проси помощи у Аллаха и не проявляй слабости, а если постигнет тебя что-нибудь, то не говори: „Если бы я сделал (так), было бы то-то и то-то!“ Но говори: „(Это) предопределение Аллаха, и Он сделал, что пожелал“, — ибо, поистине, „если“ открывают шайтану (путь к) делам его[5].

А Аллах знает лучше.

[1] Аль-Бухари. Ас-Сахих, № 4826. Муслим. Ас-Сахих, № 2246.

[2] Ибн ‘Абд аль-Барр. Аль-Истизкар. Т. 27. С. 310.

[3] Ибн аль-Кайим. Заду-ль-ма‘ад. Т. 2. С. 324.

[4] Коран. Сура Корова 2:156-157.

[5] Муслим. Ас-Сахих, № 2664.

islamqa.info