Сура Аль-А‘раф, аяты 175-178

Сура Аль-А‘раф, аяты 175-178

Прочти им историю о том, кому Мы даровали Наши знамения, а он отбросил их. Дьявол последовал за ним, и он стал заблудшим.

О Пророк! Поведай людям историю о человеке, которого Аллах научил Писанию, благодаря чему он приобрел глубокие знания в области религии, но впоследствии отвернулся от истинного знания о Божьих знамениях. Это знание помогает людям приобрести замечательные нравственные качества, совершать праведные деяния и взойти на великие высоты, однако он бросил писание Аллаха за спину и пренебрег нравственными качествами, к которым призывало Небесное Откровение. Он сбросил с себя покрывало нравственности подобно тому, как сбрасывают обычную одежду. И тогда сатана последовал за ним и одолел его. Стоило ему выйти из безопасной крепости, как он пал на самое дно бездны, и сатана стал подталкивать его на мерзкие злодеяния.

Толкователи расходятся во мнениях, идет ли речь в этой истории об определенном человеке, и если да, то о ком. Лучше понимать эту притчу в общем смысле. Есть люди способные и зрелые, которым открываются широкие духовные возможности, но которые упускают их. Шайтан видит шанс для себя и опутывает их сетями. Вместо того чтобы восходить вверх в духовном мире, они погружаются в тину мирских, эгоистических забот. Из формулировки ясно, что речь идет не о вымышленном лице этой притчи, а о реально существовавшем человеке. Его имя не упомянуто, потому что и без того цель достигнута, а иначе к нему было бы привлечено ненужное внимание. Ни в Коране, ни в речах пророка никто не упоминается по имени, кто служит плохим примером. Толкователи называли разные имена, хотя отождествить этого человека с кем-либо нельзя ни из Корана, ни из хадисов. Притча относится к каждому, кто ведет себя подобным образом.

Если бы Мы пожелали, то возвысили бы его посредством этого. Однако он приник к земле и стал потакать своим желаниям. Он подобен собаке: если ты прогоняешь ее, она высовывает язык, и если ты оставишь ее в покое, она тоже высовывает язык. Такова притча о тех, которые считают ложью Наши знамения. Рассказывай эти истории, — быть может, они призадумаются.

Прежде он следовал прямым путем и указывал на него людям, но теперь он оказался в числе заблудших, поскольку Всевышний Аллах лишил его Своей поддержки и предоставил его самому себе. Если бы Ему было угодно, то Он непременно вдохновил бы его на праведные дела, и тогда этот богослов обрел бы величие как при жизни на земле, так и после смерти. Наряду с этим он сумел бы уберечься от своих врагов и супостатов. Однако он совершал поступки, которые побудили Аллаха лишить его Своей поддержки. Он настолько приник к земле, что стал потакать низменным страстям и преследовал только корыстные цели. Он уступал своим желаниям и пренебрегал повиновением своему Всемогущему Покровителю. В своем стремлении обрести мирские блага он был подобен собаке, которая высовывает язык, когда ты ее прогоняешь, и продолжает высовывать его даже тогда, когда ты оставляешь ее в покое. Она всегда гуляет с высунутым языком, и его тоже всегда переполняла алчность, от которой разрывалось его сердце. Ничто не могло удовлетворить его потребности и желания.

Такова притча о тех, кто считает ложью знамения Аллаха после того, как Он показывает им Свои знамения. Они не только отказываются покориться им, но и отвергают их. Они пренебрегают Его велениями и потакают своим желаниям, не прислушиваясь к верному руководству от Него.

Вместо того чтобы стремиться к высшему, он сознательно избрал путь заблуждений и прегрешений. «Хава» значит здесь не только «желание» или «стремление», а и «пагубную склонность», «низкое влечение». Обратите внимание на противоречие между высокой духовной честью, которой он мог удостоиться от Аллаха, если бы следовал Его воле, и земными привязанностями, которые низводят его до ступени животного или еще ниже.

Особенно в жаркую погоду собака высовывает язык — гонятся ли за ней, оставляют ли ее в покое или просто от усталости. Это ее свойство. Так же и человек, отвергающий Аллаха. Предостерегают ли его, оставляют ли его в покое — он извергает из себя нечистоту. Несправедливость, которую он совершает, направлена против его собственной души. Его скверный пример может повлиять на других, поэтому мы должны защитить их. Но мы никогда не должны оставлять надежды на то, что он обратится. Поэтому и далее мы должны увещать его и побуждать его задуматься. Поскольку его умонастроение определяется только тем, что в его личных, земных интересах представляется «выгодным» или «невыгодным», такой человек, независимо от внешних обстоятельств, постоянно попадает в конфликт между разумом и низкими побуждениями. Он живет в состоянии внутреннего беспокойства и надуманных страхов и не может обрести душевный мир, который верующий обретает в своей вере.

Знамения руководства к спасению и вере вложены не только в их сущность и в их природу, но находятся и в окружающей их действительности. Однако они отвращаются от них. Из-за этого человек опускается на уровень животного — собаки, высунувшей язык. Ср. суру 95:4-5: Аллах придал самую лучшую форму природным свойствам человека, но он своим поведением сам низвел себя в бездну.

Скверна притча о тех, которые считают ложью Наши знамения и поступают несправедливо по отношению к себе.

Людям следует слушать притчи о таких нечестивцах, дабы они призадумались и сделали из них правильные выводы. Если они призадумаются, то смогут приобрести полезные знания, а если они приобретут их, то станут совершать праведные дела. Что же касается неверующих, которые считают ложью знамения Аллаха и поступают во вред себе, совершая всевозможные грехи, то притчи о них всегда будут самыми скверными и дурными.

Существует мнение, что эти аяты были ниспосланы по поводу конкретного человека, которому Аллах даровал знание, а тот впоследствии стал ослушником. Согласно этому толкованию, Аллах рассказал нам его историю, чтобы разъяснить ее смысл. Согласно другому мнению, в этих откровениях говорится обо всех, кто отрекается от знамений Аллаха после того, как Всевышний Аллах одаряет их знанием о них.

В этих аятах содержится призыв к совершению праведных дел на основании истинного знания, ведь только благодаря этому Аллах превозносит Своих рабов. В них содержится предостережение от пренебрежения истинными познаниями, в результате чего человек может оказаться на самом дне и попасть под влияние сатаны. Из них также следует, что потакание низменным желаниям и порочным страстям является одной из причин, по которым человек лишается Божьей поддержки.

Кого Аллах наставляет на прямой путь, тот идет им. А кого Аллах вводит в заблуждение, те становятся потерпевшими убыток.

Всевышний разъяснил, что только Он способен наставить людей на прямой путь или ввести их в заблуждение. Если Он вдохновляет человека на совершение праведных деяний, оберегает его от ненавистных Ему поступков и обучает его тому, что прежде было неизвестно ему, то он становится на прямой путь, и происходит это исключительно благодаря наставлению Всевышнего Господа. Но если Аллах лишает его Своей поддержки и не вдохновляет на совершение праведных поступков, то он оказывается в убытке. В День воскресения он непременно потеряет самого себя и лишится своей семьи. Это и есть самый настоящий убыток!

Кто отвергает Аллаха, теряет Его милость и руководство. Но Его милосердие всегда готово принять искренне кающегося и обращающегося. Тот, кто не прибегает к Нему, опускается все ниже, пока не погибнет.