Сунна намаз перед фардом Зухра

Сунна намаз перед фардом Зухра

بسم الله الرحمن الرحيم‎‎

Дос­то­инс­тво че­тырех рак’атов пе­ред по­луден­ной мо­лит­вой (Зухр)

Со­об­ща­ет­ся, что ‘А­иша, да бу­дет до­волен ею Ал­лах, ска­зала: «Пос­ланник Ал­ла­ха, да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет, ни при ка­ких об­сто­ятель­ствах не ос­тавлял мо­лит­ву в че­тыре рак’ата пе­ред по­луден­ной мо­лит­вой и два рак’ата пе­ред ут­ренней мо­лит­вой /фаджр/». Этот ха­дис пе­реда­ли Ах­мад и аль-Бу­хари 1182.

Так­же от нее со­об­ща­ет­ся, что он мо­лил­ся в че­тыре рак’ата пе­ред по­луден­ной мо­лит­вой, и прод­ле­вал прос­та­ива­ние при чте­нии Куръ­ана и при этом со­вер­шал дол­жным об­ра­зом по­яс­ные и зем­ные пок­ло­ны.

Нет про­тиво­речия меж­ду ха­дисом Ибн ‘Ума­ра, да бу­дет Ал­лах до­волен ими обо­ими, в ко­тором он со­об­щил, что про­рок, да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет, со­вер­шал мо­лит­ву в два рак’ата пе­ред по­луден­ной мо­лит­вой и дру­гими ха­диса­ми, в ко­торых со­об­ща­ет­ся, что он мо­лил­ся пе­ред ней в че­тыре рак’ата.

Ибн Хад­жар пи­шет в кни­ге «Фатх аль-Ба­ри»: «Луч­ше по­нимать их как опи­сание раз­личных об­сто­ятель­ств. Иног­да он мо­лил­ся в два рак’ата, а иног­да в че­тыре рак’ата. Не­кото­рые ска­зали, что это мож­но объ­яс­нить так: ес­ли он со­вер­шал их в ме­чети, то он мо­лил­ся толь­ко в два рак’ата, а ког­да мо­лил­ся у се­бя до­ма, то мо­лил­ся в че­тыре рак’ата. С дру­гой сто­роны, под этим мо­жет под­ра­зуме­вать­ся, что он мо­лил­ся в два рак’ата у се­бя до­ма, а за­тем вы­ходил в ме­четь и там, так­же мо­лил­ся в два рак’ата. Ибн ‘Умар, да бу­дет до­волен Ал­лах ими обо­ими, ви­дел, как он мо­лил­ся в ме­чети и не ви­дел, как он мо­лил­ся в сво­ём до­ме, ког­да как ‘А­иша зна­ла и то и дру­гое. Пер­вое объ­яс­не­ние под­держи­ва­ет­ся тем, что пе­реда­ли Ах­мад и Абу Да­уд от ‘А­иши, а имен­но то, что про­рок, да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет, мо­лил­ся в че­тыре рак’ата у се­бя до­ма пе­ред по­луден­ной мо­лит­вой /зухр/, а за­тем вы­ходил в ме­четь».

Абу Джа‘фар ат-Та­бари ска­зал: «В боль­шинс­тве слу­ча­ев, он мо­лил­ся в че­тыре рак’ата и в два рак’ата он мо­лил­ся в мень­шинс­тве (слу­ча­ев)».

Ес­ли кто-то мо­лит­ся в че­тыре рак’ата до или пос­ле по­луден­ной мо­лит­вы, же­латель­но со­вер­шать их в двух час­тях, каж­дый по два рак’ата, хо­тя до­пус­ти­мо со­вер­шать их вмес­те толь­ко с од­ним «тас­ли­мом » в кон­це че­тырёх рак’атов, пос­коль­ку про­рок, да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет, ска­зал:

«До­пол­ни­тель­ные ноч­ные и днев­ные мо­лит­вы сле­ду­ет со­вер­шать по два (рак’ата)». Этот ха­дис пе­редал Абу Да­уд 1295 с дос­то­вер­ным ис­на­дом. Шейх аль-Ал­ба­ни ска­зал: «Дос­то­вер­ный ха­дис». См. «Са­хих Су­нан Абу Да­уд» 1151. См. С. Са­бик. "Фикх-ус-Сун­на" 1/189.

В со­от­ветс­твии с пос­ледним ха­дисом, до­пол­ни­тель­ные мо­лит­вы сле­ду­ет со­вер­шать по два рак'ата. А Ал­лах зна­ет об этом луч­ше все­го!

Хо­тел до­бавить к ска­зан­но­му сло­ва Му­хам­ма­да Баз­му­ля из его кни­ги "Бугй­яту аль-му­тато­ууи' фи со­ляти ат-та­то­ууи'" стр.32:

"Я ска­зал, что ха­дис ука­зыва­ет на за­кон­ность мо­лит­вы в че­тыре ра­ка­ата до зух­ра и два ра­ка­ата пос­ле не­го. И оче­вид­но то, что про­рок, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, со­вер­шал их (4 ра­ка­ата) дву­мя та­шах­ху­дами (си­дени­ем в мо­лит­ве) со­еди­нен­но без раз­ры­ва с тас­ли­мом (при­ветс­тви­ем в кон­це мо­лит­вы), то есть они со­вер­ша­лись как че­тырех­ра­ка­ат­ная мо­лит­ва, и она яв­ля­ет­ся кон­кре­тизи­ру­ющим из об­ще­го, ко­торое упо­мяну­то в ха­дисе: "Мо­лит­ва днем и ночью по два ра­ка­ата" (ан-На­саи, 3/227, Ибн Мад­жах, 1322).

Абу Иса ат-Тир­ми­зи ска­зал: "Дей­ствие на ос­но­ве это­го у боль­шинс­тва уче­ных из чис­ла спод­вижни­ков и тех, кто пос­ле них. Они пред­по­чита­ли, что­бы муж­чи­на со­вер­шал че­тыре ра­ка­ата до зух­ра. И это мне­ние Суфй­ан ас-Са­ури, Ибн аль-Му­бара­ка, Ис­ха­ка и ах­лю-ль-Ку­фа. Не­кото­рые уче­ные ска­зали, что мо­лит­ва днем и ночью по два ра­ка­ата, то есть счи­тали раз­де­лять меж­ду каж­ды­ми дву­мя ра­ка­ата­ми. И это мне­ние аш-Ша­фи­ии и Ах­ма­да" (Су­нан ат-Тир­ми­зи, 2/289-290).

До­пол­ни­тель­ная мо­лит­ва в че­тыре ра­ка'ата со­вер­ша­ет­ся по­доб­но обя­затель­ной, т.е. без чте­ния Ку­рана в 3-ь­ем и 4-ом ра­ка'атах пос­ле Фа­тихи, но мож­но и чи­тать.

Как же всё та­ки вы­пол­нять 4 ра­ка'ата доб­ро­воль­но­го на­маза до на­маза зухр с од­ним тас­ли­мом или 2 ракa'ата + 2 ракa'ата. Это Сун­на и нет в этом ни­каких сом­не­ний. О том, как луч­ше его вы­пол­нять, есть из­вес­тное и при­ем­ле­мое раз­ногла­сие с дав­них пор по это­му по­воду.

Ха­дис: "Мо­лит­ва но­чи и дня со­вер­ша­ет­ся по­пар­но". Т.е. доб­ро­воль­ные на­мазы ноч­но­го и днев­но­го вре­мени сле­ду­ет со­вер­шать по два ракa'ата, да­же ес­ли они из 4 ракa'атов, т.е. раз­де­ляя че­тырех ракa'ат­ные на­мазы са­ламом пос­ле каж­дых двух.

Но все де­ло в том, что от­но­ситель­но это­го ха­диса су­щес­тву­ют боль­шие раз­ногла­сия, пос­коль­ку мно­гие му­хад­ди­сы-ис­сле­дова­тели счи­тали, что до­бав­ка "мо­лит­ва дня", яв­ля­ет­ся от­кло­нен­ной (шаз­за), так как в дос­то­вер­ных ха­дисах ска­зано: "Мо­лит­ва но­чи со­вер­ша­ет­ся по­пар­но". Т.е. имен­но къ­и­ям аль-лей­ль (Ноч­ной на­маз).

По­это­му кто счи­тал, что эта до­бав­ка о днев­ных на­мазах дос­то­вер­ная, опи­рались на нее и счи­тали, что лю­бую че­тырех-ракa'ат­ную Сун­ну луч­ше со­вер­шать по два ракa'ата. Воп­рос спор­ный и од­нознач­но тут тя­жело ут­вер­ждать, как луч­ше де­лать 4 ракa'ат­ные сун­ны-на­мазы.

Ал­ла­ху ве­домо луч­ше

Сунны перед фарзом Зухра

Эти молитвы являются Сунной в Исламе и желательным действием

Совершаеются они так:

1 - 4 ракаата перед зухром и 4 после

2 - 4 ракаата перед зухром и 2 после

3 - 2 ракаата перед зухром и 2 после

Довод на это следующий:

1 - от Умм Хабиба, которая сказала, что слышала как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:

من حافظ على أربع ركعات قبل الظهر وأربع بعدها ، حرمه الله على النار " . أخرجه الترمذي وابن ماجه "Тот, кто сохранит молитву в четыре ракаата перед зухром и четыре после, Аллах сделает запретным тому Огонь".(хадис сахих, приводят его ат-Тирмизи, 428, и ибну Маджа, 1160)

2 - от 'абду Ллах ибну Шакыйк, котороый сказал, что спросил 'Аишу о молитве посланника Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, о дополнительных молитвах и она ответила:

كان يصلي في بيتي قبل الظهر أربعاً ، ثم يخرج فيصلي بالناس ، ثم يدخل فيصلي ركعتين، وكان يصلي بالناس المغرب ، ثم يدخل فيصلي ركعتين ، ويصلي بالناس العشاء ، ويدخل بيتي فيصلي ركعتين ، وكان يصلي من الليل تسع ركعات فيهن الوتر ، وكان يصلي ليلاً طويلاً قائماً وليلاً طويلاً قاعداً ، وكان إذا قرأ وهو قائم؛ ركع وسجد وهو قائم ، و إذا قرأ قاعداً ؛ ركع وسجد وهو قاعد ، وكان إذا طلع الفجر ؛ صلى ركعتين

""Он, да благословит его Аллах и приветствует, молился четыре ракаата перед зухр молитвой, затем выходил к людям и совершал молитву (зухр) вместе с ними, затем заходил и совершал два ракаата. Когда же он совершал магриб с людьми, то затем заходил и совершал два ракаата. Когда он совершал молитву 'иша с людьми, то после того как заходил ко мне домой совершал два ракаата. Ночью же он молился девять ракаатов и в них входил уитр. Он совершал молитву ночью долго стоя и сидя. Если он совершал молитву стоя, совершал руку' и сажда будучи в положении стоя. Когда же совершал молитву сидя, то делал руку' и сажда сидя, а когда наступал рассвет (т.е. заходило время фаджр) совершал два ракаата".(хадис сахих, приводит его имам Муслим, 730)

3 - хадис от ибну 'ُУмара, который сказал:

حفظت من النبي صلى الله عليه و سلم عشر ركعات: ركعتين قبل الظهر ، وركعتين بعدها

"Я запомнил от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, десять ракаатов (дополнительных): два перед зухром и после него...

"Так же следует отметить, что дозволено совершать 4 ракаата дополнительной этой молитвы слитно, т.е. не разделяя таслимом и разделяя ее по 2 ракаата, как пришло в хадисе от ибну 'Умара: صلاة الليل والنهار مثنى مصلاة الليل والنهار مثنى مثنى "Молитва ночью и днем по два по два (ракаата)".(хадис сахих, приводят его ибну Маджа, 1322, ан-Насаи и др. Достоверность его подтвердил шейх Альбаний).

Что касается Джум'а, то нет молитвы ратиб перед джум'а. Не установлено, что до молитвы аль-джум’а есть сунна, которая была бы определена или установлена. Однако, в общем, совершение добровольных молитв разрешается. Как этому предшествовали доказательства. От абу Хурейры, от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: 

من اغتسل ، ثم أتى الجمعة، فصلى ما قدر له ، ثم أنصت حتى يفرغ من خطبته ، ثم يصلي معه ؛ غفر له ما بين الجمعة الأخرى وفضل ثلاثة أيام

«Тот, кто совершит полное омовение, затем направится на молитву аль-джум’а, и совершит то, что ему предписано (имеется в виду молитва приветствия мечети, молитва, которая совершается между азанами и т.п.), затем будет молчать до тех пор, пока не закончит тот, кто читал проповедь, затем помолится с ним, тому Аллах простит то, что было у него между этой аль-джум’а и другой, и добавится к этому ещё три дня». (приводит имам Муслим (Хадис достоверный. Приводит его имам Муслим в книге аль-джум’а, в главе «достоинства того, кто слушал проповедь и молчал в время неё», № 857). А в другой версии, которую приводит абу Дауд: 

من اغتسل يوم الجمعة ، ولبس من أحسن ثيابه ، ومس من طيب إن كان عنده ، ثم أتى الجمعة ، فلم يتخط أعناق الناس ، ثم صلى ما كتب الله له ، ثم أنصت إذا خرج إمامه حتى يفرغ من صلاته ؛ كانت كفارة لما بينهما وبين جمعته التي قبلها". قال: ويقول أبو هريرة: " وزيادة ثلاثة أيام"، ويقول : " إن الحسنة بعشرة أمثالها

"Тот, кто совершит полное омовение, оденется в лучшую одежду, умастится тем лучшим, что есть у него, затем направится на аль-джум’а и не будет перелезать, перешагивать через шеи людей, затем совершит те молитвы, которые предписал ему Аллах, потом замолчит до того, как имам молитву; будет прощено ему то, что было у него между двумя молитвами аль-джум’а". Сказал абу Хурэйра: «И добавлено будет три дня», и сказал: « И поистине, каждое хорошее дело будет оценено десятикратно». (эту версию привёл абу Дауд в книге омовения, в главе «полное омовение в день джум’а», под № 343. И достоверность этого хадиса подтвердил шей аль-Альбаний в "сунан аби Дауд", 1/80).Поэтому не дозволено совершение рауати молитв (дополнительных, узаконенных) перед джум'А, т.к. нет на это довода.Об этом так же писал имам ан-Науауи в "риядус-Салихиин", если не ошибаюсь.Уа Ллаху а'Лям.

Коментарии:

Хотелось уточнить перед фарзом зухра 4 ракаата сунну можно читать с одним таслимом? Дело в том что братья говорят что надо обязательно по два таслима. 

Да по два таслима - это более сильное мнение, на нем были имам Шафии и Ахмад. Они говорили молитвы ночные и днем (суннаты) по два по два, опираясь на хадис: Так же следует отметить, что дозволено совершать 4 ракаата дополнительной этой молитвы слитно, т.е. не разделяя таслимом и разделяя ее по 2 ракаата, как пришло в хадисе от ибну 'Умара: صلاة الليل والنهار مثنى مثنى "Молитва ночью и днем по два по два (ракаата)".(хадис сахих, приводят его ибну Маджа, 1322, ан-Насаи и др. Достоверность его подтвердил шейх Альбаний).

Другие сказали, что явно из хадиса 4 ракаата без разделения таслимом. Поэтому учитывая разногласие, которое приемлемое, можно совершать и так и так.

Уа Ллаху а'Лям.