Сунна, хадисы, их достоверность и понимание. Узнать о понимании хадиса

Сунна, хадисы, их достоверность и понимание. Узнать о понимании хадиса

Совмещение хадисов о саранче

Сообщается, что Абу Зухайр ан-Намири сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Не убивайте саранчу, ибо поистине, она из величайшего войска Аллаха”». Этот хадис передали ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат» 9277 и аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» 10127. Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 7388.

И другой хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Нам дозволено употреблять две мертвечины и два вида крови. Что касается мертвечины, то это рыба и саранча, а что касается крови, то это печень и селезенка». Этот хадис передали аш-Шафи’и, Ахмад 2/97, Ибн Маджах 3218, аль-Байхакъи 1/254, аль-Хаким и ад-Дара Къутни 4792. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 210.

Как понять, что в первом хадисе запрещено убивать саранчу, а во втором - разрешается? Точно такой же вопрос задавали шейху аль-Альбани, мол как совместить эти два хадиса?

Шейх аль-Альбани в "Сильсилятуль-худа уа-ннур" в кассете № 389 ответил, что между хадисами никакого противоречия нет, чтобы их следовало совмещать. Он сказал, что в первом хадисе речь идет о запрете на простое убийство саранчи, тогда как во втором хадисе речь идет на дозволенность употребления саранчи в пищу. Т.е. шейх говорит, что запрещено просто убивать без нужды, а если ее есть, то нет проблем. Это как в известном хадисе пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Если кто-либо из людей убьет даже воробья или кого-либо выше этого не по праву, то он непременно будет спрошен за это Аллахом в Судный День». Его спросили: “О посланник Аллаха, а каково его право?” На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Зарезать его и съесть, а не оторвать ему голову и выбросить!» ан-Насаи 7/239, Ахмад 4/389. Достоверность хадиса подтвердили имамы ан-Насаи, Ибн Хиббан, аль-Мунзири, Ибн Касир и аль-Альбани. См. также “Сахих ат-таргъиб” 1/631.

Потом шейх аль-Альбани также говорит, что в случае необходимости и вреда исходящего от какого-либо животного или насекомого для самих себя или имущества или посева, нет проблем их убивать, будь это муравей которого в основе также запрещено убивать или же саранча и т.п.

Употребеление в пищу насекомых и применение лекарств из них

Вопрос относительно дозволенности:

1) употребления в пищу насекомых (саранча, бразильский жук и др., которые употребляются в пищу в странах Южной Америки, Африки и Азии);

2) использование лекарств на основе ингредиентов и некоторых веществ, получаемых из насекомых (напр. майский жук).

Хотелось бы сначала обратить ваше внимание на совершенство и универсальность нашей религии Ислам! Мы знаем, что пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, направлен ко всем людям, без исключения, и что Священный Коран является руководством для всего человечества до самого Судного Дня. Поэтому, когда мы посмотрим на аяты из Корана и хадисы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, по данной теме, например, то обнаружим, что нам даются общие правила, а не расписывается в подробностях каждое животное или каждое насекомое

Теперь приведём общие правила по вашему вопросу. Всевышний Аллах сказал: «(Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует,) объявит дозволенным благое и объявит запрещённым скверное» (Коран, 7/157). Этот аят запрещает скверное, а именно, что разумные, неиспорченные люди находят отвратительным ( имеется ввиду люди, у которых не поменялись критерии отвратительности. Т.к. в действительности есть люди, которым нравится то, что обычно вызывает отвращение у большинства людей).

Также Шариат запрещает принимать в пищу те твари, которых запретил убивать. Т.к. если бы можно было их кушать, то не запретил бы убивать. Примером этому является хадис от ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, который сказал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил убивать четыре твари: муравья, пчелу, удода и сову (صرد)» (Ахмад, 9/332; Абу Дауд, 5267). Имеется ввиду нельзя убивать без причины, если же эти твари наносят вред человеку, то их можно убивать.

Также Шариат запрещает принимать в пищу те твари, которые надо истреблять. Так пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пять тварей скверны, надо убивать и на разрешённой территории и на запретной территории (территории, связанные с хаджем и святыми местами): скорпион, коршун, ворона, мышь и бешенная собака». (аль-Бухари1829, Муслим, 1198). Всех этих тварей объединяет отличительная черта, а именно, то, что они вредят человеку, поэтому, проводя аналогию, можно сказать, что любая тварь, которая наносит вред человеку, можно убивать.

Основываясь на вышеприведённых доказательствах, учёные единогласно сказали, что насекомые и некоторые животные, которые вызывают отвращение у людей, являются запрещёнными (харам). Сказал ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах: «Употребление в пищу тварей, вызывающих отвращение, а также употребление в пищу змей и скорпионов, является харамом в соответствии с единогласным мнением учёных» («Сборник фетв», 11/69). Однако, существует небольшое разногласие по некоторым видам тварей, но большинство учёных считают и их харамом.

Что касается использования лекарств, изготовленных из некоторых насекомых, то здесь есть правило, основанное на хадисе: то, что является харамом, то использовать его в качестве лечения тоже харам. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лечитесь, но не лечитесь запретным» (Абу Дауд, 3874; шейх Альбани назвал этот хадис достоверным, «Сахих аль-Джамиг», 1762).

Что же касается саранчи, то её можно употреблять в пищу по мнению большинства учёных, т.к в достоверном хадисе, сподвижник ибн Абу Ауфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мы участвовали в семи военных походах с посланником Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, в которых ели саранчу» (аль-Бухари, 5495; Муслим, 1952). 

Но, во-первых, надо понимать, что они ели её не от хорошей жизни, а от голода. 

Во-вторых, не любой вид саранчи употребляется в пищу, поэтому если известно, что какой-то вид саранчи вреден для организма, то употреблять его уже нельзя.

В-третьих, когда учёные сказали, что саранчу можно употреблять в пищу, то это не означает, что мы должны есть его.

И Аллах об этом лучше знает!