Сунна, до пятничного намаза и после?

Сунна, до пятничного намаза и после?

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Давно хотел написать об этом, но постоянно забывал, вспоминал лишь именно в тот момент, когда люди делали эти два ракаата — непосредственно перед пятничной молитвой! И вот, наконец, я вспомнил об этом в ночь четверга. Завтра иншаАлла пятница, и на этот раз я сяду в мечети с чистой совестью.

Люди совершают два ракаата непосредственно перед пятничной молитвой! Я не говорю о молитве приветствия мечети, я не говорю о обычных двух ракаатах, которых можно совершить практически когда угодно, но говорю я о тех двух ракаатах, которых систематично выполняют непосредственно перед молитвой после азана на пятничную молитву, словно эти ракааты из числа рауатибов (настоятельных). Нет конкретной сунны до пятничной молитвы, и что удивительно, на этом сам имам аш-Шафии, а ведь в нашей местности «шафииты», ну…хотя бы на словах.

Сказал аль-Хафиз Зейнуддин Аль ‘Ираки сказал: «Я не видел ничего указывающего на то, что эти три имама (Малик, аш-Шафии и Ахмад) рекомендовали совершать молитву сунну до этого (Джум’а)»

Сказал имам Альбани сказал: «По этой причине, так называемая сунна не упомянута в Китаб аль Умм имама Шафи, или в книге аль Масаиль имама Ахмада, или в трудах других ранних имамов…».

Наш шейх ас-Сухейм сказал: «Эти молитвы (до джуму’а) не являются рауатибами, это обычные молитвы. Доказательством этому служит хадис Сальмана, да будет доволен им Аллаh, что посланник Аллаhа ﷺ сказал:

لا يغتسل رجل يوم الجمعة ويتطهّر ما استطاع من طُهر ، ويدّهن من دُهنه ، أو يمسّ من طيب بيته ، ثم يخرج فلا يُفرِّق بين اثنين ، ثم يُصلي ما كُتب له ، ثم ينصت إذا تكلم الإمام إلا غُفر له ما بينه وبين الجمعة الأخرى . رواه البخاري

«Если человек совершит в пятницу полное омовение, очистится так тщательно, как только сможет, смажет волосы или умастится благовониями, которые найдутся у него дома, после чего отправится на джуму’а, и не будет расталкивать сидящих рядом (в мечети), и помолится столько, сколько было угодно Аллаху, а потом будет хранить молчание, внимательно слушая слова имама, ему обязательно простятся грехи, совершенные им между этой и предыдущей пятницей». Аль-Бухари и Муслим

Хафиз аль-‘Иракъи сказал: “Не передается от пророка ﷺ, чтобы он совершал что-либо до джуму’а. Он выходил на пятничную молитву, после чего произносился азан и он начинал читать хутбу (проповедь)”. См. “Фатхуль-Бари”

Имам Абу аль-Къасим Абу Шама, учитель имама ан-Науауи, у себя в «аль-Ба’ис ‘аля инка-риль-бида’ уаль-хауадис» писал: “Если кто-то скажет: «Может пророкﷺ совершал молитву до джуму’а у себя дома, а затем выходил», то я отвечу: Если бы такое имело место, то об этом передали бы его жены, как они передали о других добровольных молитвах, которые пророк ﷺ совершал у себя дома и днем и ночью! И по причине того, что на эту тему ничего достоверного не передается, основа состоит в отсутствии такой Сунны, и это указывает на то, что подобное не узаконено!”

Имам Ибн аль-Къаййим сказал: “После того как Биляль завершал слова азана, пророк ﷺ сразу же вставал для произнесения проповеди. И никто не совершал молитв из двух рак’атов. И азан произносился единожды. А это указывает на то, что и джуму’а подобна праздничной молитве. И нет до них никакой Сунны. И это является воззрением ученых, и Сунна это подтверждает, так как пророк (мир ему и благословение Аллаха) выйдя из дома сразу же направлялся к минбару и после того как он поднимался на него, Биляль начинал произносить слова азана. И после слов азана пророк (мир ему и благословение Аллаха) тот час же начинал произносить хутбу”. См. “Задуль-ма’ад”

А что касается хадиса у Ибн Маджи от Ибн ‘Аббаса, что пророк ﷺ совершал четыре рак’ата дополнительной молитвы до пятничной, и не разделял их (салямом). Имам ан-Науауи сказал: «Это ложный хадис, в котором четыре слабых передатчика, а Мубашир ибн Убайд передатчик ложных хадисов!» См. «Хулясатуль-ахкам».

Сказал имам Джамалуддин аз-Зайля’и: «Мубашшир ибн Убайд передатчик ложных хадисов, а Хаджадж и Атыйя слабые рассказчики!» См. «Насбу-ррайя».

Тоже самое сказал аль-Хафиз Ибн Хаджар и аль-Альбани. Есть и другие хадисы на этот счет, от ‘Аиши, к примеру, но все они очень слабые и даже выдуманные. Сказал Мухаддис аль-‘Аббад: «…до молитвы джум’а нет установленной сунны».

Имам ат-Тирмизи передал от Ибн Мас’уда, что он совершал до и после пятничной молитвы четыре ракаата. Это же передали ‘АбдуРаззакъ и ат-Табарани, возводя это к пророку ﷺ, но как сказал Ибн Хаджар: в цепочке слабость и обрыв.

А что касается сообщений от ‘Умара, Ибн ‘Аббаса и других, что они совершали молитвы до пятничной молитвы, то это не какая-то конкретная установленная молитва, это добровольное поклонение, которое иногда совершают, а иногда оставляют.

Сказал имам Альбани сказал: «Те кто совершают эту молитву не следуют за Посланником Аллаха ﷺ или за имамами; напротив они подражают поздним ученым, которые подобны им в том, что они также имитаторы (ранних ученых), а не муджтахиды (ученые которые выносят собственные решения). Удивительно видеть имитатора имитирующий другого имитатора» (Гауль аль Мубин).

А вот после пятничной молитвы есть достоверная сунна, иншаАлла.

Имам ат-Тирмизи передал от Аби Хурайры, что посланник Аллаhа сказал:

من كان منكم مصليا بعد الجمعة فليصل أربعا

«Тот, кто совершает из вас молитву после джум’а, то пусть совершает четыре ракаата».

Сказал Ибн аль-Къайим: «Наш шейх Абу аль-‘Аббас Ибн Теймийя сказал: “Если он желает совершить (эту сунну) в мечети, то совершает в четыре ракаата, а если в своем доме, то совершает два ракаата“ . Я (Ибн аль-Къайим) скажу: На это указывают хадисы. Передал Абу Дауд от Ибн ‘Умара, что он совершал в мечети четыре ракаата, и если совершал (эту молитву) в своем доме, то совершал ее в два ракаата» См. «Зад аль-Ма’ад».

Сказал Ахмад: «Если желает, он может совершить после пятничной молитвы два ракаата, а может и четыре». См. «Аль-Мугъни».

В заключение воздаем хвалу Аллаhу Господу миров.

ar-rad