Сухур для держащих пост в месяц Рамадан

Сухур для держащих пост в месяц Рамадан

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Каждому мусульманину следует придерживаться сухура в последнюю часть ночи с намерением поститься. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ешьте перед рассветом, ибо в сухуре благодать». аль-Бухари 1923, Муслим 1095.

Относительно достоинства совершения сухура, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто совершает сухур». Ахмад 3/12.

Сухур – это также отличие поста мусульман от поста христиан и иудеев. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, разница между нашим постом и постом людей писания – это сухур». Муслим 2/770.

О важности сухура говорится во многих достоверных хадисах. От Ибн ‘Амра, Абу Са’ида и Анаса (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершайте сухур хотя бы глотком воды». Ахмад, Абу Я’ля, Ибн Хиббан. Хадис достоверный.

Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, в сухуре благо, так не оставляйте же его». Ахмад 11003. Хадис хороший.

Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Наилучший сухур верующего – это финики». Абу Дауд. Хадис достоверный. ‘Амр ибн Маймун рассказывал: “Сподвижники пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) быстрее всех спешили с разговением и оттягивали сухур”. Абдур-Разакъ. Хафиз Ибн Абдуль-Барр назвал иснад достоверным. См. также “Фатхуль-Бари” 4/199.

Время сухура начинается незадолго до начала рассвета. Если человек ест за несколько часов до рассвета или перед сном, то это не называется сухур. (См. “аль-Маусу’атуль-фикъхия” 3/269). Желательно откладывать сухур на последнюю часть ночи, вплоть до утренней молитвы.

Ибн ‘Аббас рассказывал: “Я слышал, как посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Нам, пророкам, бы-ло велено разговляться пораньше, а сухур совершать позже»”. (Ибн Хиббан, достоверно).

Ибн ‘Аббас рассказывал, что посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Заря бывает двух видов: заря, при которой запрещается есть и разрешается совершать утреннюю молитву, и заря, при которой нельзя совершать утреннюю молитву, но разрешается есть». (Ибн Хузайма, достоверно).

Человеку можно есть до тех пор, пока не убедится в том, что начинает светать. Всевышний Аллах сказал: «Ешьте и пейте пока не сможете отличить белую нить рассвета от черной». (аль-Бакара 2:187).

Ибн Аббас сказал: “Аллах дозволил вам есть и пить, пока ваши сомнения не исчезнут (относительно рассвета)”. (‘Абду-Рраззакъ, достоверно). Такого же мнения придерживался и шейхуль-Ислам Ибн Таймия. (См. “Маджму’уль-фатауа” 29/263).

Утверждение же о том, что прекращение еды и питья, во избежание ошибки, должно быть до наступления рассвета, например, за десять минут – является нововведением (бид’а). Некоторые расписания даже имеют отдельную строчку, в которой написано “имсак” (т. е. время прекращения еды и питья) и отдельную графу для наступления утренней молитвы – это не имеет под собой никакой основы, и мало того противоречит достоверным хадисам.

От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Если кто-либо из вас слышит призыв (азан) к молитве и блюдо (с едой) находится в руке одного из вас, то пусть он не кладет его, пока не доест из него». (Абу Дауд 1/549, достоверно). В этом хадисе указание на то, что так называемое время отказа от еды (имсак), которое устанавливают минут за 15-20 до утренней молитвы, из-за страха поесть вплоть до наступление азана, является нововведением. (См. “Тамамуль-минна” 418). Этот хадис подтверждается множеством достоверных преданий.

Абу Умама рассказывал: “Однажды, когда призвали к молитве, у Умара в руке был стакан, и он спросил пророка (ﷺ): “Допить мне это, о посланник Аллаха?” Он сказал: «Да, допей»”. (ат-Табари 3017, достоверно).

Абу Зубайр рассказывал: “Я спросил у Джабира, что делать человеку, который желает поститься, и во время призыва у которого в руке стакан с питьем? Он сказал: “Мы тоже упоминали при пророке (ﷺ) о таком же случае, и он сказал: «Пусть пьет»”. (Ахмад 3/348, достоверно).

Шейх аль-Альбани сказал: “В хадисе под словами: «Если кто-либо из вас слышит призыв (азан) к молитве», подразумевается второй азан. Это вовсе не первый азан, который неправильно называют азаном отказа от еды (имсак). Мы должны знать, что нет никакого основания в Сунне для называния первого азана – азаном отказа (имсак)”.

Передается со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), что однажды пророк (ﷺ) сказал: «Призыв к молитве, возглашаемый Билялом ночью, ни в коем случае не должен мешать вам есть перед рассветом, ибо он произносит слова азана, чтобы отвлечь бодр-ствующих из вас и разбудить спящих, а не для того, чтобы сообщить о наступлении времени утренней молитвы». (аль-Бухари 621, Муслим 2/768).

В другой версии хадиса сказано: «Поэтому ешьте и пейте, пока азан не провозгласит Ибн Умм Мактум». Ибн Умм Мактум провозглашал второй азан, который означал, что еда с этого момента становится запретной, и что теперь наступило время утренней (фаджр) молитвы. Но, тем не менее, пророк (ﷺ) сделал исключение, сказав: «Если кто-либо из вас слышит призыв (азан) к молитве и блюдо находится в руке одного из вас, то пусть он не кладет его, пока не доест из него».

Шейх аль-Альбани также сказал: “Порицается фикъхом и противоречит Сунне, высказывание людей: “Если человек слышит второй азан и у него во рту будет еда, то он должен выплюнуть ее”. Это чрезмерная строгость, крайность и излишество (гъулюу) в религии, от которой предостерегли нас Аллах и Его посланник (ﷺ), сказавший: «Остерегайтесь чрезмерности (гъулюу) в религии, ибо тех, кто был до вас, погубила чрезмерность в религии». (ан-Насаи 2/49, Ибн Маджах 2/242, достоверно).

От Ибн ‘Умара сообщается, что пророк (ﷺ) сказал: «Поистине, Всевышний Аллах любит, когда принимают Его облегчения, так же как Он не любит, когда преступают Его запреты». (Ахмад 2/108, достоверно).