Страх перед многобожием

Страх перед многобожием

وَٱجْنُبْنِى وَبَنِىَّ أَن نَّعْبُدَ ٱلْأَصْنَامَ 

(Ибрахим сказал:) "(О Господь,) и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам!". (Священный Кур'ан 14:35)

В этом аяте Всевышний Аллах передаёт нам слова пророка Ибрахима, мир ему, который просил у Аллаха уберечь его и его детей от поклонения идолам.

Прочитайте историю Ибрахима в Коране, какими были его деяния, его старание в религии, как он был испытан и проявил прекрасное терпение, какой была его степень, что он был сделан имамом. На одном из прошлых уроков мы проходили аят:

إِنَّ إِبْرَٰهِيمَ كَانَ أُمَّةً قَانِتًا للهِ حَنِيفًا وَلَمْ يَكُ مِنَ ٱلْمُشْرِكِينَ

"Воистину, Ибрахим (Авраам) был предводителем, смиренным перед Аллахом и ханифом. Он не был одним из многобожников". (Священный Кур'ан 16:120)

То есть этот имам, который разбивал идолов своими руками, вел спор с многобожниками, привел им ясные доказательства и указал им прямой путь – он говорит в этом аяте:

وَٱجْنُبْنِى وَبَنِىَّ أَن نَّعْبُدَ ٱلْأَصْنَامَ

"И убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам!". (Священный Кур'ан 14:35)

И это вместе с тем, что Аллах сказал про Ибрахима, что он никогда в своей жизни не был из числа многобожников! Но, несмотря на это, Ибрахим боялся этого за себя и своих детей.

"(Ибрахим сказал:) "(О Господь,) и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам!" - в этих словах содержится страх многобожия или нет? Содержится! Ведь он просит Аллаха, чтобы Он уберег его и его детей от поклонения идолам.

Ибрахим ат-Тейми и Суфьян ас-Саури говорили: "Кто же может чувствовать себя в безопасности от испытаний [посредством многобожия] после опасения Ибрахима?!" (См. ат-Табари в "ат-Тафсир" 13/228, Ибн ‘Абдуль-Барр в "ат-Тамхид" 18/149)

Шейх Фаузан сказал: «Боязнь многобожия: Ибрахим, мир ему, имам единобожников, который ломал идолов своими руками, боялся его (многобожия) за себя. Что же тогда говорить про других?!» (См. «аль-Муляххас фи шарх китаб ат-таухид» 43)

И если Ибрахим, мир ему — тот, кто воплотил в себе Таухид, тот, кто был описан прекрасными качествами, если он боялся ширка, то, кто после него может не бояться? И если после всего этого человек не боится ширка, то, поистине, он обольщен! Ведь Ибрахим, мир ему, был господином единобожников в свое время, однако у него не было гарантии, что он не попадет в ширк.

И наш Пророк ﷺ часто говорил в своих мольбах:

اللَّهُمَّ ثَبِّتْ قَلْبِى عَلَى دِينِكَ "О Аллах, укрепи моё сердце на Твоей религии"/Аллахумма, саббит кальби ‘аля дииник/.

(Однажды) какой-то мужчина спросил: "О Посланник Аллаха, ты боишься за нас? Мы ведь уже уверовали в тебя, подтвердили правдивость того, с чем ты пришёл!" Тогда он сказал: "Поистине, сердца (сынов Адама) находятся между двумя пальцами Милостивого, Всемогущий Он и Великий. Он переворачивает их (как пожелает)"». (Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Ибн Маджах» 3107, «Тахридж Китабу-с-Сунна» 225)

Что означают слова: "Он переворачивает их (сердца) (как пожелает)"?

Умм Саляма (да будет доволен ей Аллах) (одна из жен Пророка ﷺ) говорила: «Чаще всего Пророк ﷺ взывал к Аллаху с мольбой:

يَا مُقَلِّبَ الْقُلُوبِ ثَبِّتْ قَلْبِي عَلَى دِينكَ

"О, Поворачивающий сердца! Укрепи моё сердце на Твоей религии". «Тогда я сказала ему: «О, посланник Аллаха! Неужели сердца могут поворачиваться?» Он сказал: «Сердце каждого человека находится между пальцами Милостивого, и Он поворачивает их, как пожелает. Если пожелает, то наставит его на прямой путь, а если пожелает, то собьет с него». (ат-Тирмизи, 2140; Ахмад, 12107).

Итак, человек, узнав это, начинает бояться или нет? Конечно начинает бояться! Человек испытывает страх от этих слов, начинает просить Аллаха укрепить его сердце: «О, Поворачивающий сердца! Укрепи мое сердце на Твоей религии!», прибегает к Аллаху от многобожия, от неверия, от лицемерия, от заблуждения.

Поэтому каждому мусульманину надлежит бояться и просить Аллаха уберечь его от поклонения ложным богам, уберечь от этого его детей и все его потомство – это очень важное дело!

Тот же, кто беспечен, беззаботен, не боится и говорит: «Я умнее и никогда не сделаю ширк», «Это меня не касается», «Я уже изучил Таухид и понял, что ширк нельзя совершать», – он не прав. Он считает, что нет оснований для страха, что он изучал Единобожие и теперь может не беспокоиться. Это ошибка!

Мусульманин должен бояться, остерегаться и просить Аллаха укрепить его, защитить его, уберечь его, просить у Аллаха вести его по прямому пути, прибегать к защите Аллаха, и в то же время он всегда должен читать, узнавать, получать знания о религии, в первую очередь изучать правильную акыду, читать аяты и хадисы, обучаться своей религии и стремиться стать лучше в ней, чтобы стать обладающим знанием.

"и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам" (وَٱجْنُبْنِى وَبَنِىَّ أَن نَّعْبُدَ ٱلْأَصْنَامَ) - что такое санам (идол)?

Есть две похожие вещи, обе на русский язык переводятся как "идол", "истукан":

1) Ас-санам (الصَّنَم) (мн. ٱلْأَصْنَام "аль-аснам") - это такой идол, который произведен в форме образа какого-либо живого существа (например, человека, птицы, животного, насекомого и т.п.)

2) Аль-васан (الوَثَن) (мн. الْأَوْثَان "аль-аусан") - это уже более обширное понятие. Сюда входит любой санам (любой идол в форме живого существа), и плюс сюда входят любые идолы, которые не в форме живых существ (как например, планеты, могилы, которым поклоняются, и тому подобное).

Таким образом, любой идол называется "васан", в том числе и идол в образе живого существа (санам) (то есть идола в образе живого существа можно назвать и санам, и васан). Но санам же в свою очередь включает в себя только идолов в форме живых существ.

Наглядный пример:

Дерево, которому поклоняются - это васан (санам его назвать нельзя).

Идол в форме человека - можно назвать и санам, и васан.

"и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам" (وَٱجْنُبْنِى وَبَنِىَّ أَن نَّعْبُدَ ٱلْأَصْنَامَ) - то есть, "о Господь, сделай меня и моих детей в стороне от поклонения идолам, чтобы, когда люди поклоняются им, мы были в стороне и были к ним не причастны. Удали нас от этого деяния!"

Смотрите, здесь Ибрахим не просто сказал: "Сделай меня оставившим идолов или не поклоняющимся им"… Нет! Он сказал: «Убереги меня» – то есть сделай меня в стороне очень далекой от них.

И Аллах ответил этой мольбе Ибрахима и сделал его детей пророками, и удалил их от поклонения идолам. И сам же Ибрахим разъяснил, почему он боится этого. Далее в следующем аяте Ибрахим говорит:

رَبِّ إِنَّهُنَّ أَضْلَلْنَ كَثِيرًا مِّنَ ٱلنَّاسِ

"Господи! Воистину, они (идолы) ввели в заблуждение многих людей". (Священный Кур'ан 14:36)

То есть несмотря на разум людей, их ум, проницательность, достижения в мирской жизни и тому подобное, они обманулись этими идолами и начали им поклоняться.

Если ты задумаешься над этим вопросом, то обнаружишь удивительную вещь: ты увидишь очень умных людей в этом мире, которые являются знатоками и выдающимися учеными в том, что касается мирских дел, но идолы ввели их в заблуждение. Ты увидишь, что они привязаны не к Аллаху, ищут защиты не у Аллаха, иногда даже это бывают камни или драгоценности и другие вещи. Ты увидишь, что очень многие люди споткнулись об эти заблуждения и погрязли в них, в этих вымыслах, в этих сказках и бреднях. Несмотря на то, что они знатоки в тех делах, которые связаны с этим миром. В этих делах они очень преуспели! Аллах Всевышний сказал:

يَعْلَمُونَ ظَٰهِرًا مِّنَ ٱلْحَيَوٰةِ ٱلدُّنْيَا وَهُمْ عَنِ ٱلْءَاخِرَةِ هُمْ غَٰفِلُونَ

"Они знают о мирской жизни только явное, и они беспечны к Последней жизни". (Священный Кур'ан 30:7)

То есть, большинство людей обладают лишь мирскими познаниями. Они отлично знают о мирских делах, о том, как заработать. И они искушённые и смышлёные в этих делах. В то же время они небрежные в делах [истинной] Веры и в том, что было бы полезным в Обители Вечной. Они подобны в этом человеку неразумному и неразмышляющему.

Поистине, многобожие происходит во все времена. И если человек узнает и поймёт, что большое количество людей оказались в большом многобожии и заблудились в поклонении идолам, то это заставит человека боятся попасть в то деяние, в которое попало много людей, - в то деяние, которое Аллах не прощает!

ВАЖНО!

Кто-то может сказать: "Кто уж в наше время поклоняется идолам! Да это древнее действие!".

Но такой человек не понимает, что большинство людей на земле на самом деле поклоняются идолам. Например, христиане поклоняются иконам и думают, что эти святые, которые умерли и нарисованы на этих иконах, заступаются за них перед Господом, - это и есть поклонение идолам! Или же суфии, которые поклоняются могилам (тем, кто там захоронен), они не понимают, что этим самым они совершают поклонение этим могилам и оказываются в числе тех, кто поклоняется идолам!

Поэтому, считает себя в безопасности от попадания в многобожие только невежда относительно этого (ширка), а также тот, кто не понимает истинную сущность многобожия. Тот же, который знает, что такое многобожие, и понимает его опасность, никогда не будет считать себя в безопасности от него.

Источник