Страх перед Аллахом

Хвала Аллаху Господу миров!
Умар ибн Абдуль-Азиз (да помилует его Аллах) – праведный халиф – молился в одну из ночей и дошёл до следующих слов Аллаха:
إِذِ الْأَغْلَالُ فِي أَعْنَاقِهِمْ وَالسَّلَاسِلُ يُسْحَبُونَ فِي الْحَمِيمِ ثُمَّ فِي النَّارِ يُسْجَرُونَ
"...Когда с оковами на шеях и в цепях их поволокут в кипяток, а потом разожгут в Огне". (Гафир, 71-72),
он начал повторять их и плакать до самого утра.
Сказал имам Юнус Ибн Абдуль А’ля: «Читал Абдуллах Ибн Вахб (великий факих, ученик Малика) книгу «Ужасы Судного Дня», и когда дошёл до описания Огня, застонал и потерял сознание. Его отнесли в его дом, и он прожил несколько дней и умер».
По меркам современных психологов, это депрессивное состояние, невроз, религиозный абьюз и что там еще? Противоречие комфорту и спокойствию?
Однако эти познавшие Аллаха люди знали, что истинный комфорт - это комфорт в ахира, а этот мир - место испытания, а не томного блаженства, и несмотря на огромное количество благих дел и единогласие мусульман на считавших их авлия Аллаха - принижали свой нафс, и боялись Всевышнего, который милостив к своим рабам, и суров в наказании.
Воистину наступит время завершения, конца этого мира и нет никакого сомнения в том, что люди будут воскрешены на справедливый Суд. Всевышний Аллаh, Который дал жизнь и бытие этому миру, второй раз даст этим созданиям (людям) жизнь и это легко для Него, так как Он Всемогущий.
Имам Аль-Хаким передал, что Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:
﴾مَنْ أَحَبَّ أَنْ يَنْظُرَ إِلَى يَـوْمِ الْقِيَامَةِ فَـلْيَـقْرَأْ قَـوْلَهُ تَـعَالَى: ﴿ إِذَا الشَّمْسُ كُوِّرَتْ
Это означает: «Кто желает узнать о том, что будет Судный День и какое будет положение у людей, пусть читает Суру «Ат-Такуир»».
В этой Суре сказано об этом Дне:
﴾إِذَا الشَّمْسُ كُوِّرَتْ﴿ «Когда наступит День Суда, исчезнет свет этого солнца, оно будет скомкано и выброшено, и тогда настанет мрак»;
﴾وَإِذَا النُّجُومُ انكَدَرَتْ﴿ «И когда упадут и разрушатся небесные звезды, они осыплются и перестанут светить, не останется света звезд»;
﴾وَإِذَا الْجِبَالُ سُيِّرَتْ﴿ «И когда горы распадутся, превращаясь в пыль», затем земля станет ровной – без ущелий и гор;
﴾وَإِذَا الْعِشَارُ عُطِّلَتْ﴿ «И когда люди оставят свих верблюдов (самое дорогое имущество) из-за страха этого Дня (т.е. когда людям будет не до богатства или имущества, а каждый будет думать и заботиться о себе, они оставят без присмотра своих лучших верблюдов)».
﴾وَإِذَا الْوُحُوشُ حُشِرَتْ﴿ «И когда будут собраны животные. В тот День, у них не будет боязни, а будет между ними справедливый Суд. Если одно животное при жизни забодало другое, тогда тому, которого забодали, будут даны рога, чтобы оно забодало своего обидчика. После этого они превратятся в пыль. В этом есть выражение справедливости;
﴾وَإِذَا الْبِحَارُ سُجِّرَتْ﴿ «И когда реки и моря будут гореть, и после этого не останется ни капли воды в них»;
﴾وَإِذَا النُّفُوسُ زُوِّجَتْ﴿ «Согласно деяниям в этом мире, благочестивый будет с благочестивым в Раю, а грешник будет с грешником в аду»;
﴾وَإِذَا الْمَوْؤُودَةُ سُئِلَتْ ﴾﴿ بِأَيِّ ذَنبٍ قُتِلَتْ﴿ «И когда будут спрошены новорожденные девочки, (которые были похоронены живыми во времена язычества): «За какой грех ты убита? (За что тебя так?)», (она ответит: «Без греха!» и это будет весомым доводом против ее убийцы)»;
﴾وَإِذَا الصُّحُفُ نُشِرَتْ ﴿ «И когда будут раскрыты книги деяний, которые записывали Ангелы, и каждому будут показаны его деяния, совершенные при жизни», и он скажет, как об этом сказано в Священном Кур`ане (Сураh «Аль-Кяhф», Аят 49):
﴾مَالِ هَذَا الْكِتَابِ لا يُغَادِرُ صَغِيرَةً وَلا كَبِيرَةً إِلاَّ أَحْصَاهَا﴿ «Что это за удивительная Книга?! Не оставлено ни малого, ни большого деяния, которое не было бы записано в ней!?»».
О радости и успехе верующего в тот День Аллаh сказал в Кур`ане (Сураh «Аль-Хаккаh», Аят 19):
﴾فَأَمَّا مَنْ أُوتِيَ كِتَابَهُ بِيَمِينِهِ فَيَقُولُ هَاؤُمُ اقْرَؤُوا كِتَابِيَهْ ﴿ «Тот, кто получит свою книгу деяний в правую руку, с радостью скажет: «Читайте и смотрите в мою книгу»».
А также о горе угнетателя сказано так (Сураh «Аль-Хаккаh», Аяты: 25-29):
﴾وَأَمَّا مَنْ أُوتِيَ كِتَابَهُ بِشِمَالِهِ فَيَقُولُ يَا لَيْتَنِي لَمْ أُوتَ كِتَابِيَهْ﴿
﴾هَلَكَ عَنِّي سُلْطَانِيَهْ ﴾ ﴿ مَا أَغْنَى عَنِّي مَالِيَهْ ﴾ ﴿ وَلَمْ أَدْرِ مَا حِسَابِيَهْ ﴾﴿ يَا لَيْتَهَا كَانَتِ الْقَاضِيَةَ﴿ «Тот, кто получит свою книгу деяний в левую руку, сожалея, скажет: «О если бы мне не давали, и я не получил бы книгу своих деяний, и не знал бы свой отчет деяний, расплата, о, если бы смерть была концом для меня и не было бы воскрешения после неё! Не помогло мне мое мирское богатство для защиты от наказания. Я потерял свою власть и свою силу, которую в бренном мире использовал, а теперь ничем не могу противостоять отчету». После такого наказания для неверующих, будет велено Ангелам («Аль-Хаккаh», Аятах 30-32):
﴾ثُمَّ فِي سِلْسِلَةٍ ذَرْعُهَا سَبْعُونَ ذِرَاعًا فَاسْلُكُوهُ ﴾ ﴿ ثُمَّ الْجَحِيمَ صَلُّوهُ ﴾ ﴿ خُذُوهُ فَغُلُّوهُ﴿ «Схватите его и закуйте его руки цепью к шее, и бросьте его в адский огонь. Затем свяжите его цепями длиной в 70 локтей». Неверующие будут пребывать в аду в бесконечных наказаниях, никто и ничто не поможет им, не будет им никакого облегчения или радости, так как они были угнетателями в мирской жизни, нарушали повеления Аллаhа и не были благодарным своему Создателю за Его Дары.
Просим Аллаhа спасти нас от ада и всего того, что ведет в ад. А также просим Аллаhа чтобы мы совершали только те дела, которые ведут в Рай. Молим Милостивого Аллаhа даровать нам благополучие, вечное счастье на Том Свете, и чтобы мы вошли в Рай без наказаний.
Аль-Мухасаби описывает ужасы Судного дня. (Таваххум ва-ль-ахваль)
Когда завершится срок, отпущенный мёртвым, и земля и небеса освободятся от своих обитателей, которые станут бездыханными телами после того, как в них ключом била жизнь, и не будет слышно даже тихого шёпота, и не будет видно ни одного человека, и останется только Высочайший и Могущественный, Который существует изначально, Единственный в Своём величии, — после этого не услышит душа твоя ничего, кроме призыва глашатая, обращенного ко всем творениям, включая тебя, и обязывающего их всех предстать перед Всевышним смиренными и униженными...
Представь на мгновение, как достигнет слуха твоего этот глас и как поймёшь ты разумом своим, что тебя призывают для того, чтобы ты предстал перед Высочайшим Владыкой: сердце твоё замирает в груди, а голова седеет, когда ты слышишь этот призыв, — потому что этот единственный глас зовёт тебя на встречу с Обладателем щедрости, величия и могущества. И вот ты, объятый страхом после этого призыва, слышишь, как над головой твоей разверзается земля. Ты вскакиваешь на ноги, покрытый могильной землёй и пылью. Ты смотришь по сторонам, пытаясь определить, откуда именно раздался призыв. И тут же ты видишь, как все люди восстают из могил вместе с тобой, покрытые пылью и землёй, в которой они провели столько времени.
Представь на мгновение, как все они разом воскресают и поднимаются из своих могил, объятые страхом подобно тебе. Представь себя, обнажённого, униженного, целиком поглощённого своими страхами, печалями, тревогами и заботами, стоящего в толпе людей, которые теснят друг друга. Все они стоят нагие и босые и смиренно молчат, охваченные страхом. Слышно только, как они переминаются с ноги на ногу и как глашатай продолжает свой призыв, которому люди — и ты вместе с ними — сосредоточенно внимают.
Ты преисполнен смирения и благоговейного страха перед Господом. Оказавшись на месте Сбора, ты видишь, как все люди и джинны стоят нагие. Земные владыки лишены своей власти и богатств и теперь стоят рядом с тобой униженные, и у них самый ничтожный вид из всех находящихся в месте сбора — и это после того, как они повелевали другими и относились к другим людям, таким же рабам Всевышнего, и на Его же земле, высокомерно и с презрением.
Потом приходят звери из степей и из тех мест, где раньше были горы. Их головы опущены, и весь вид их выражает смирение. Раньше они сторонились людей и жили вдали от них, а теперь волею Всевышнего собраны для Дня Воскрешения и пришли, чтобы встать рядом с людьми, притом что на них нет греха... Представь на мгновение, как в этот великий День, День воздаяния и расчёта, они идут, смиренно опустив головы!
Эти животные, которые раньше были дикими, хищными и свирепыми, теперь встают позади людей, преисполненные смирения пред Могущественным Владыкой.
И шайтаны, ранее проявлявшие неповиновение и сеявшие смуту, тоже приходят в этот День смиренными и униженными, боясь предстать перед Всевышним... Пречист Он, собравший вместе все эти создания после долгого ожидания, несмотря на то что они такие разные по своей природе и в земной жизни сторонились друг друга. Он воскресил их всех и собрал в одном месте.
И вот, когда исполнится назначенный срок, люди, джинны, шайтаны, животные и все существа встанут рядами и начнётся предстояние и расчёт. Звёзды опадут, исчезнут солнце и луна, и земля останется без света и погрузится во мрак. И вот, ты стоишь вместе с остальными и смотришь, как нижнее небо приближается к вам до тех пор, пока не оказывается над самыми вашими головами. И все эти вселяющие ужас преобразования ты видишь своими глазами. И вот небеса начинают раскалываться и разверзаться, и это продолжается пятьсот лет, и все это время ты слышишь ужасающий звук, который издают они, раскалываясь.
Потом они будут изорваны в клочья и разверзнутся окончательно, и в этот День ты увидишь ангелов на фоне разверзающегося неба. Можешь ли ты представить себе, насколько ужасное зрелище ожидает тебя?! Эти необъятные небеса расколются, и Господь расплавит их так, что они станут похожими на расплавленное серебро, к которому примешена желтизна, — это будет поистине ужасный День. Великий и Всемогущий Аллах сказал: «... и станет оно красным, как кипящее масло» (сура 55 «Милостивый», аят 37).
Всевышний также сказал: «В тот день, когда небо станет подобно расплавленному металлу, а горы станут похожими на шерсть...» (сура 70 «Ступени», аяты 8-9).
И вот уже ангелы с нижнего неба нисходят на землю для предстояния и расчёта — они, с их огромными и удивительно устроенными телами, громким голосом славящие Высочайшего Владыку, Который ниспослал их на землю для того, чтобы они, смиренные и униженные, предстали перед Ним и отвечали на Его вопросы.
Представь, как эти величественные создания спускаются с облака... Представь их огромных размеров тела, их внушающие ужас голоса... Представь, как они спускаются на землю, преисполненные смирения, для того чтобы предстать перед Всевышним Аллахом.
Тебя и остальных людей охватит ужас, потому что вы решите, что Всевышний послал их к вам с наказанием, и вы начнёте спрашивать их: "Есть ли среди вас наш Господь?" Ангелы же придут в ужас от вашего вопроса, и их охватит благоговейный страх, потому что они подумают: как может их Владыка быть среди них? И тогда они возвестят громким голосом о приближении того, чего ожидают обитатели земли: "Пречист Господь наш! Его нет среди нас, однако Он скоро придёт". После этого они займут своё место вокруг других созданий и так и останутся стоять со смиренно опущенной головой...
Представь их, стоящих вот так, с их крыльями и потупленным взором — их, таких величественных, охваченных благоговейным страхом перед Господом, смиренных и униженных. А после них так же нисходят все остальные обитатели семи небес — бесчисленное множество великих, огромных созданий, которые встанут в ряд, окружая остальных стоящих.
И вот, после того как собраны наконец обитатели семи небес и земель, солнцу будет дарован жар десяти лет, и оно приблизится к головам людей и других творений на расстояние полёта стрелы или на расстояние двух полётов стрелы, и не будет в этот День иной тени, кроме тени Трона Господа миров. И одни будут укрыты в этой тени, а другие останутся стоять под солнцем, изнывая от его жара и претерпевая страшные мучения на этом пекле. Потом начинается давка и людям становится невыносимо тесно. Ноги их скрещиваются, а глотки пересыхают от дикой жажды.
И вот, от жара солнца и дыхания этого великого множества самых разных творений, с них начинает ручьём литься пот. Сначала он стекает на землю, а потом поднимается все выше, так что тела их оказываются в нём, причём пот может доходить им до щиколоток, до пояса или даже до мочек ушей — в зависимости от их положения у Всевышнего. Будут такие, кого пот едва не покроет с головой, а других он затопит, не поднимаясь так высоко.
Ибн 'Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт слова Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине, человек [или: неверующий] будет стоять в Судный день в море своего пота, который достигнет середины его ушей от долгого стояния».
По сообщению ‘АбдаЛлаха, Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что неверующего в Судный день взнуздает его пот из-за продолжительности этого Дня ('Али сказал: «от долгого стояния») так, что он скажет: «Господи, избавь меня от этого, пусть даже отправив в Огонь!» А ведь ты непременно будешь одним из стоящих там.
Представь же себя, объятого тревогой и страхом, стоящего в море из собственного пота, скорбящего и опечаленного, изнемогающего от сильного потоотделения, тяжести этого Дня и страха. А люди стоят рядом с тобой и ожидают, когда свершится Суд, и они отправятся либо в обитель счастья, либо в обитель мучений. Напряжение — твоё и всех остальных — достигнет предела. Так вы простоите очень долго, и никто не будет говорить с вами и оценивать ваши дела.
Катада (или Ка'б) сказал, что в День, когда люди предстанут пред Господом миров, они простоят триста лет. Он также сказал: «Я слышал, как аль-Хасан говорил: "Представь себе людей, которые простоят на своих ногах, ожидая расчёта от Всевышнего, пятьдесят тысяч лет, не притрагиваясь ни к пище, ни к воде. И вот, когда их измучила сильнейшая жажда и внутри у них все горит от страшного голода, их отправляют в Огонь, где их напоят кипятком.
Жар усилится, и, когда положение людей станет невыносимым, они станут обращаться друг к другу с просьбой найти кого-нибудь, кто мог бы походатайствовать за них пред их Владыкой, чтобы Он даровал им избавление от этого мучительного стояния и отправил их в Рай или в Ад, только бы им покинуть это место, в котором они уже не в силах находиться. И они обратятся к Адаму, потом к Нуху, Ибрахиму, Мусе и 'Исе (мир им), но все они будут говорить им: «Поистине, сегодня мой Господь разгневался так, как не гневался никогда прежде и как не разгневается Он снова уже никогда). Каждый из этих пророков будет упоминать о гневе Всевышнего и говорить о том, что он боится за самого себя, восклицая: «Ах, сам я, сам я!» Они будут настолько озабочены своей собственной участью, что откажутся заступаться за людей пред своим Господом. Всевышний сказал: «В тот День каждый человек придёт и будет препираться за себя сам» (сура 16 «Пчёлы», аят 111)"».
Представь же себе голоса людей, которые громко причитают, озабоченные лишь своей судьбой, так что слышны одни только восклицания: «Ах, сам я, сам я!» Представь, насколько ужасным будет этот миг: ты восклицаешь так вместе с остальными и причитаешь, желая отвратить от себя кару Господа своего. Представь себе этот День, когда избранник Всевышнего Адам, халиль [Этим словом обозначается высочайшая степень духовной близости, отличная от обычной дружбы и любви] Всевышнего Ибрахим, собеседник Всевышнего Муса и дух и слово от Него 'Иса, несмотря на их величие и их положение у Всевышнего, станут восклицать: «Ах, сам я, сам я!» — опасаясь гнева Господа их. А кто ты в сравнении с ними? И как ты будешь бояться воздаяния и тревожиться о своей судьбе, если они, пророки, охвачены таким страхом?..
И вот, когда люди уже отчаются добиться от них заступничества, они придут к Пророку Мухаммаду (Да благословит его Аллах и приветствует) и попросят его заступиться за них перед Господом, и он согласится. Потом он предстанет перед своим Господом и попросит у Него разрешения на заступничество. Получив разрешение, он падёт ниц, совершая земной поклон своему Господу, и воздаст Ему хвалу должным образом, причём все люди будут слышать его слова. И в конце концов Всевышний примет его заступничество и начнётся расчёт...